ПЯТИГОРСК - ЦЕНТР ВОСЬМОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
С. С. СЛЕПАКОВ,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой экономики и управления на предприятии E-mail: sslepakov@yandex.ru
Филиал ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» в г. Пятигорске
Анализируется концептуальный подход к проблеме формирования федерального центра СКФО. Аргументируется геополитическая и социально-экономическая целесообразность централизации территории и местной власти региона Кавказских Минеральных Вод в рамках единого муниципального образования. Обосновываются системные преимущества от муниципализации полицентрической агломерации, которые обеспечат условия приоритетной модернизации, экономической и социальной эффективности развития нового федерального центра.
Ключевые слова: город, центр федерального округа, муниципальное образование, регион, геополитика, модернизация территории, кластер, курорт, туризм, рекреация, агропромышленный комплекс, инфраструктура, префектура, полицентрическая агломерация - конурбация, менеджмент.
В январе 2010 г. Пятигорск во второй раз в своей истории стал центром Северо-Кавказского федерального округа [1, 2], с февраля 1934 г. по май 1937 г. город уже был центром Северо-Кавказского края [5].
В городе, являющемся центром округа, — Пятигорске в связи с его новым статусом размещаются руководящие и координирующие органы: полномочный представитель Президента РФ, его аппарат, управления ряда федеральных ведомств, среди которых — подразделения Генеральной прокуратуры по СКФО, следственного управления СКП РФ по СКФО, управление МВД РФ по СКФО и др. О создании своих подразделений в округе заявили руководство Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), ряд крупных компаний национального и мирового уровня.
Отметим, что Северо-Кавказский федеральный округ является единственным в России, центром
которого стал город, не являющийся крупнейшим городом округа, административным центром или крупнейшим городом одного из входящих в округ субъектов РФ. В своем современном состоянии Пятигорск явно не готов к выполнению роли и функций центра федерального округа. Географически выбор оптимален, однако ни территория, ни инфраструктура города не вполне соответствуют его новому положению. Практика семи федеральных округов России показывает, что центры (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск) являются мегаполисами, как правило, «миллионниками» (кроме Хабаровска), крупнейшими национальными административными и инфраструктурными образованиями, региональными лидерами в областях производства товаров и услуг, бизнеса, финансов, науки и образования.
Совершенно очевидно, что с позиций реальной, рациональной геополитики начало прогрессивным переменам в СКФО должно быть положено в его федеральном центре. Именно Пятигорск, в новом статусе, в первоочередном порядке должен быть трансформирован в ареал модернизации депрессивной территории. Становление экономически и социально эффективной воспроизводственной системы федерального центра, в своей основе, должно опираться на приоритетное развитие кластеров: курорта, туризма и рекреации, а также агропромышленного комплекса и инфраструктуры. Отработка концепции, модели, механизмов, инструментария данной эволюции на «полигоне» Пятигорска и Кавминвод должна послужить алгоритмом, необходимым для решения подобных проблем на других территориях СевероКавказского региона, являющихся проблемными
12 (69) - 2010
Приоритеты России
и депрессивными. Политическое и социально-экономическое укрепление федерального центра — Пятигорска, его территориально-административное, организационное, финансовое, производственно-хозяйственное, инфраструктурное развитие должны играть первостепенную роль в формировании территориальных структур нового макрорегиона СКФО.
Для того чтобы Пятигорск отвечал своему новому статусу, по мнению автора, муниципальное образование должно быть расширено до границ Кавказских Минеральных Вод (КМВ).
Попытки административно-территориального объединения КМВ в прошлом веке предпринимались дважды. В конце 1960-х — начале 1970-х гг., когда по инициативе пятигорских партийных и советских руководителей начиналось создание округа КМВ с центром в Пятигорске. Однако решение было лобистски «торпедировано» партийными же руководителями других курортных городов. Оно не было принято под благовидным предлогом, что в СССР, по действующей на тот момент Конституции, имели формальное право на существование лишь национальные округа, а в регионе КМВ не было титульной национальности.
В пореформенный период в регионе была создана Администрация КМВ. Главный инициатор этого события, А. В. Кулаковский, стал ее главой в ранге первого вице-губернатора Ставропольского края. С 27 марта 1992 г. Кавказские Минеральные Воды согласно Указу Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина являются особо охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации. Однако успешного становления КМВ в новом административно-территориальном статусе и в данном случае не произошло в силу того, что его форма и модель не были определены (варианты образования на КМВ нового субъекта Федерации либо муниципального образования оказались политически нереализуе-мы, предложения образовать округ в подчинении Ставропольского края — неприемлемы, поскольку в России, по новой Конституции, как и прежде в СССР, предусмотрены лишь национальные округа, об административном округе, как в данном случае, и речи быть не могло). Кроме того, данная эволюция, как минимум, не поддерживалась руководством субъекта Федерации — Ставропольского края.
В результате до настоящего момента не сформирована комплексная система управления и организации региона — федерального курорта. Наряду с Администрацией КМВ, которая не относится ни к местным, ни к региональным, ни к федеральным органам исполнительной власти и обладает
не вполне определенными полномочиями, не подкреплеными необходимыми механизмами исполнения решений, в 2006 г. постановлениями Правительства РФ в четырех муниципальных образованиях были учреждены четыре федеральных города-курорта (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск).
Следует подчеркнуть, что вышеуказанные города имеют к активам и доходам курортов лишь косвенное отношение. Владельцами санаторно-курортного комплекса и ресурсов рекреации на территории КМВ являются, преимущественно, нерезиденты. В результате доходы, которые приносят учреждения и предприятия курорта и рекреации, в своей преобладающей части, уходят из региона (!). Причем санаторно-курортный, туристско-рекреационный комплексы по уровню своей доходности в регионе КМВ имеют не столь высокий рейтинг и находятся среди четырех ведущих кластеров лишь на 3-м месте, уступая комплексам «транспорт — логистика — торговля» и агропродовольственному. Последние, равно как комплекс «ЖКХ и строительство, промышленное производство», в свою очередь, характеризуются депрессивным развитием.
По мнению автора, на волне создания в г. Пятигорске центра СКФО, с приходом в регион полномочного представителя Президента РФ, обладающего уникальным для этой должности статусом вице-премьера Правительства РФ, на КМВ достаточно неожиданно возникли вполне реальные политические условия для централизации территории и местной власти в рамках единого муниципального образования — назовем его условно городом «Бештауградом» — который и должен стать федеральным центром Северо-Кавказского региона.
Муниципализация полицентрической агломерации — конурбации КМВ [3] для России явление новое, требующее всестороннего изучения. Полицентрическая городская агломерация с несколькими взаимосвязанными городами-центрами — понятие, наиболее адекватно отражающее специфику расселения на КМВ. По мнению автора, в данном случае также уместно использование термина «конурбация», которым обозначается такая городская агломерация полицентрического типа, которая имеет в качестве «ядер» несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов, при отсутствии явно доминирующего. Каждый из полис-центров данной агломерации выполняет определенные функции, являясь в целом равновеликим по отношению к прочим полис-центрам.
- 37
Результат функционирования городов и районов КМВ не сводится к простой сумме результатов деятельности каждого участника данной агломерации. В функционировании народнохозяйственного комплекса территории реализуется кумулятивный эффект взаимоусиления участников, наращивание которого и является смыслом, целью создания в границах КМВ единого административно-территориального образования. В регионе должен возникнуть качественно новый ресурс активизации роста на основе модернизационного развития каждого из структурных подразделений агломерации.
Единая система управления мегаполисом «Бештауград» должна включать: центральный аппарат, административные округа с префектурами (вместо муниципалитетов), районные управы, а также организации, осуществляющие контроль, стратегическое планирование, экономическую и социальную политику, подобно тому, как это имеет место в других городах — федеративных центрах.
Организационные, инфраструктурные политические, экономические, социальные и прочие преимущества модернизации власти в регионе на основе ее централизации в рамках крупного муниципального образования очевидны.
Становление мегаполиса предполагает реализацию двух основных тенденций. Первая — интеграционная, т. е. усиление системных связей между городами и районами. Вторая — внутренняя специализация, когда каждый административный округ КМВ обретает возможность в новых условиях развивать свои сильные стороны.
Мегаполис «Бештауград» как единое административное целое потребует модернизированной системы городского управления и планирования. В связи с повышением роли городского управления как политического и координационного органа
власти на уровне городского региона (агломерации) назрела потребность в создании системы управления, более совершенной, чем традиционная муниципальная [4].
Системы управления, используемые для традиционных моноцентрических городов, равно как и действующие механизмы межмуниципального сотрудничества, в управлении многомуниципальной совокупностью полицентрических городских и сельских территорий сегодня неприемлемы. Решение этой серьезнейшей проблемы современной городской политики остро нуждается в новых научно-практических подходах. Создание условий для эффективного модернизационного развития федерального центра СКФО и решение этой задачи потребуют от высшего государственного руководства, местных структур власти, регионального сообщества политической воли и высококвалифицированного менеджмента.
Список литературы
1. В России образован новый федеральный округ — Северо-Кавказский. URL: http://state. kremln.ru/face/6664.
2. О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»: Указ Президента Российской Федерации от 19.01.2010 № 82.
3. URL: http://rostov-dom.info/2009/10/ aglomeraciya.
4. URL: http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/ gilfond/koncepcia.
5. URL: http://www.pyatigorsk.org/city/history.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru