УДК 339.138
Аракелян Наринэ Робертовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «ПГУ», +79288181555
Головина Юлия Евгеньевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры инноватики, маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «ПГУ», +79289285050
Цей Мария Александровна
студентка кафедры менеджмент ФГБОУ ВО «ПГУ»,
+79187766244
Narine R. Arakelyan
Candidate of Economic Sciences, associate professor of innovatics, marketing and advertizing FGBOU IN "PGU", +79288181555 Yulia E. Golovina
Candidate of Economic Sciences, associate professor of innovatics,
marketing and advertizing FGBOU IN "PGU",
+79289285050
Maria A. Tsey
student of department FGBOOU WAUGH'S management "PGU", +79187766244
О РОЛИ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
ABOUT THE ROLE OF TRANSPORT AVAILABILITY IN SYSTEM OF MARKETING PROMOTION OF CAUCASUS MINERALNYE VODY REGION
Аннотация. Данная статья посвящена отдельным аспектам транспортной доступности региона Кавказских Минеральных Вод и ее роли в системе маркетингового продвижения территории. В ходе исследования предпринята попытка исследования различных аспектов развития транспортной инфраструктуры эколого-курортного региона и выявления достижений и негативных явлений в процессе развития КМВ. Помимо исследования маркетингово-логистических аспектов заявленной проблематики в статье представлен обзор нормативно-правовых актов и мер по развитию региона.
Ключевые слова: Кавказские Минеральные Воды, Северный Кавказ, транспортная инфраструктура, транспортная доступность, маркетинговый анализ, комплекс маркетинга.
Summary. This article is devoted to separate aspects of transport availability of the region of Caucasus Mineralnye Vody region and its role in system of marketing promotion of the territory. During the research an attempt of a research of various aspects of development of transport infrastructure of the ekologo-resort region and identification of achievements and the negative phenomena in development of Caucasus Mineralnye Vody region is made. In addition to a research of marketing and logistic aspects of the declared perspective in article the overview of regulatory legal acts and measures for development of the region is provided.
Keywords: Caucasus Mineralnye Vody region, North Caucasus, transport infrastructure, transport availability, marketing analysis, marketing mix.
Введение. Кавказские Минеральные Воды - особо охраняемый регион на юге России, который входит в Северо-Кавказский федеральный округ и является санаторно-курортным по своему функциональному назначению.
В зимний период 2015-2016 гг. в отдельных крупных городах и регионах России был отмечен приток наибольшего числа российских и иностранных туристов. Среди подобных территорий выделен Ставропольский край, а именно Кавказские Минеральные Воды, в городах которых было зафиксировано 215,3 тыс. туристов. Рост турпотока увеличился на 7% по сравнению с предыдущим периодом, несмотря на трансформировавшиеся в период экономического кризиса потребительские предпочтения (а, возможно, и благодаря им) [1, с. 63]. Сегодня в регионе работает около ста санаториев, которые за год посещает более семисот тысяч человек [16].
Среди факторов, определяющих показатели функционирования отрасли рекреации и туризма в регионах Российской Федерации, в настоящее время особое место занимает транспортная доступность и состояние транспортной инфраструктуры территории [2, с.9]. В этой связи данное исследование посвящено анализу отдельных показателей транспортной инфраструктуры и транспортной доступности региона с позиции их места и роли в системе маркетингового продвижения территории КМВ [4,с. 39].
Основная часть. В целях исследования заявленной проблематики считаем возможным использовать подход, опирающийся на концепцию комплекса маркетинга (4Р), однако предусматривающий рассмотрение не столько входящих в комплекс маркетинга компонентов с позиции региона в целом (в этом аспекте рассмотрим product), сколько его транспортной инфраструктуры через призму элементов place, price, promotion. Кроме того, усилить аргументацию призван анализ отдельных нормативно-правовых актов и законодательных инициатив.
1. Product или, в нашем случае, сам регион КМВ. Уделим внимание некоторым статистическим данным и особенностям агломерации.
Существует несколько подходов к определению географии данного региона. Более популярным можно считать следующий: регион Кавказских Минеральных Вод считается агломерацией городов-курортов Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, и городов Минеральные Воды, Лермонтов.
По другим, он представляется собой регион, пролегающий на территории трех субъектов Российской Федерации: в Ставропольском крае - из городов-курортов Пятигорска, Кисловодска, Ессентуки и Железноводска, а также Георгиевского, Предгорного районов и Минераловодского округа; в Кабардино-Балкарии - Зольский район (такие лечебно-бальнеологические достопримечательности, как озеро Тамбукан, Долина Нарзанов и т.д.); в Карачаево-Черкессии - Малокарачаевский (который при образовании с 1922 входил в Ставропольский край) и Прикубанский районы (Медовые водопады и т.д.) [19].
Количество жителей региона перманентно растет, приближаясь к миллиону. На 1 января 2015 г. численность населения городов КМВ составила 654 тыс. человек, на площади 394 км [10]. Кавказско-Минераловодская агломерация на 1 января 2016 г. насчитывает 954 793 чел. (только на территории Ставропольского края, включая городское (658000) и сельское население (288000) Предгорного, Георгиевского и Минераловодского районов), превосходя по размеру Ставропольскую, является крупнейшей в Ставропольском крае и СКФО. Вместе со всей территорией городских округов КМВ занимает 1800 км2 [18].
Регион Кавказских Минеральных Вод развивается как бальнеологический курорт Российской Федерации. Можно выделить несколько направлений туризма: санаторно-курортный (занимающий большую долю), спортивный (это представляется возможным при наличии таких природных и рельефных преимуществ, как горы Машук, Бештау, Железная и т.д. - пешеходный, горный, велосипедный, различного рода парашютный), экологический (рыбалка, охота и т.д.). По потенциалу курортных ресурсов КМВ превосходит некоторые зарубежные лечебно-оздоровительные курорты.
Несмотря на характер самого региона, непосредственно производственная деятельность также имеет место. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в первом квартале 2016 года составил 104,9% (в первом квартале 2015 года - 102,9%). Имеются в виду такие виды деятельности, как сельскохозяйственное производство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство и т.д. [12].
2. Place - в данном контексте рассмотрим местоположение и особенности транспортной инфраструктуры КМВ во всех ее проявлениях.
Транспортная инфраструктура региона Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края представлена такими видами городского транспорта, как автомобильный, междугородный железнодорожный, электрический (пригородные трамваи), авиа (международный аэропорт Минеральные Воды). В области грузоперевозок имеет преимущество автомобильный транспорт, так как его пропускная способность намного выше остального, а также он считается более мобильным. Уровень развития транспортной инфраструктуры в целом по региону однороден, хотя каждый его объект имеет собственное муниципальное управление в лице Администрации городских округов.
История формирования транспортной системы региона КМВ связана с нахождением лечебных свойств местных минеральных вод и
бальнеологических ресурсов. Также по территории КМВ проходят такие важные «артерии» государственного масштаба - железная дорога Москва-Ростов-Баку, федеральная автотрасса Ростов-Баку. Города-курорты соединены между собой электрифицированной железной дорогой Минеральные Воды -Кисловодск (транспортная доступность здесь очень высока, так как расстояние между дальними пунктами составляет всего 60 км). При этом, аэропорт Минеральные Воды имеет прямое сообщение со всеми крупными центрами Российской Федерации, ближнего зарубежья, а также выполняет рейсы в страны дальнего зарубежья.
Рассмотрим основные показатели транспортной инфраструктуры Ставропольского края, в который входит регион КМВ (на конец года 2015 г.):
1. Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования:
Железные дороги - 922 км.
Автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием -17686 км.
Трамвайные пути (имеющиеся только в г. Пятигорск на территории КМВ) - 47,8 км [5].
2. Перевезено грузов транспортом общего пользования - 11149,7 тыс. т., в т.ч. железнодорожным - 7912,4 тыс. т., автомобильным - 3237,3 тыс. т., воздушным - с 2012 прекратило деятельность в данной сфере.
3. Грузооборот транспорта общего пользования - 4505,7 млн. т-км, в т.ч. железнодорожного - 3691,9 млн. т-км, автомобильного - 813,8 млн. т-км, воздушного - с 2012 прекратило деятельность в данной сфере.
4. Перевезено пассажиров транспортом общего пользования - 204,1 млн. пасс, в т.ч. железнодорожным - 5,3 млн. пасс, автобусным - 176,2 млн. пасс, электрическим - 21,8 млн. пасс, воздушным - с 2012 прекратило деятельность в данной сфере, таксомоторным - 0,8 млн. пасс.
5. Пассажирооборот транспорта общего пользования:
Железнодорожным - не уточняется.
Автобусным - 1600,4 млн. пасс-км.
Электрическим - 55,7 млн. пасс-км.
Воздушным - с 2012 прекратило деятельность в данной сфере.
Таксомоторным - 16,6 млн. пасс-км.
6. Протяженность автодорог общего пользования:
Автомобильные дороги общего пользования - 20121 км.
Автомобильные дороги с твердым покрытием - 17686 км.
Автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием - 12099 км
[11].
Анализ статистических данных показателей транспорта показывает количественную оценку транспортной обеспеченности и доступности транспортных услуг на территории региона.
Понятие транспортной доступности территории взаимосвязана с многими социальными и экономическими процессами, происходящими на территории и определятся как экономическая категория. Иными словами, транспортная доступность является сложным и многогранным понятием, включающим
факторы экономического, географического, политического и социального характера.
Рассмотрим некоторые показатели транспортной доступности региона КМВ и уточним их значение (при подсчете мы именно анализируем регион КМВ на территории Ставропольского края):
1. Плотность дорог рассматривается как отношение общей протяженности дорог к общей площади территории. Протяженность дорог по КМВ составляет 18630 км (22% от общей протяженности дорог по СКФО).
Данный показатель составляет 47 км на 1000 км территории региона, что говорит о достаточном уровне плотности дорог, так как средний показатель по Российской Федерации фиксируется в районе 68 км на 1000 км [17].
2. Оценка густоты транспортных путей характеризует транспортную обеспеченность региона на 1000 км площади либо на 10000 человек населения. В первом случае по КМВ показатель равен 60 (в среднем по России около 80), а во втором превышает 100 (в среднем по России - 97). Данное явление объясняется небольшим количеством населения в регионе и ориентированность на приезжих из других республик и отдыхающих. Но мы также видим отставание транспортной обеспеченности в сравнении с площадью, занимаемой КМВ.
Привлекательность посещения КМВ для отдыхающих также состоит в транспортной доступности близлежащих республик СКФО.
3. Price - цена (проезда, путевок) - по КМВ средняя цена на проезд на внутригородском общественном транспорте (трамвай, автобус, маршрутка) -17,6 руб. Средняя цена на проезд на междугороднем общественном транспорте (автобус, маршрутка, электричка) - 47 руб. [6].
В 2016 году на рынке транспортных услуг в России установились следующие приблизительные тарифы. Стоимость пассажирокилометра (перемещения одного пассажира на один километр) для регулярных авиарейсов составляет 5 руб./км. Цена железнодорожных перевозок составляет 2,5 руб./км. Стоимость пассажирокилометра для автобусов и маршрутных такси - 3 руб./км, для трамваев - 1,04 руб./км. При использовании личного автомобиля с учетом амортизации цена пассажирокилометра в расчете на одного человека, как правило, составляет 2-2,5 руб./км [15].
Здесь же можно вычислить транспортную доступность того или иного местоположения, района или города КМВ для отдыхающих. При этом, рациональным представляется использование формулы:
л
V sa С = ¿1 +Rdt,
где С - экономическая оценка транспортной доступности территории; i -конкретный вид транспорта (поезд, самолет); s - расстояние в километрах, преодолеваемое с помощью i-го вида транспорта; a - стоимость пассажирокилометра для i-го вида транспорта; t - общее время в часах, которое турист пробыл в пути; d - средний доход туриста (в расчете за 1 час работы); R - специальный коэффициент, R = 1 при t < 8 часов, R = 1,5 при t < 16 часов, R =
2 при t > 16 часов [20].
Рассмотрим экономическую оценку транспортной доступности Пятигорска для следующих видов транспорта:
1) трамвай - 68 руб.;
2) автобус, маршрутка - 321 руб.;
3) электричка - 210 (по всему региону КМВ)
Таким образом, мы можем наблюдать сравнительно низкие цены для доступа к достопримечательностям города-курорта Пятигорска, а также преимущества использования электрического общественного транспорта.
А в масштабе передвижения по региону КМВ в целом, безусловно, лидирует железнодорожный транспорт, но он не имеет прямого доступа к достопримечательностям.
4. Promotion - в данном случае нам будут интересны как меры продвижения региона, так и направления его развития в большей степени, регулируемого со стороны государства.
Администрации городов-курортов КМВ не ведут активную маркетинговую политику, а лишь частично выполняют информационно-аналитическую работу, связанную с экономическим и культурным развитием региона. В данный момент имидж региона КМВ неоднозначный, в связи с этим требуется деятельность региональных и местных органов власти, основанная на создании положительного имиджа курортов КМВ [3, с. 60]. Но тем не менее бренд КМВ предопределен многолетней известностью в качестве «всесоюзной здравницы» [9, с. 83].
«Ставропольский край - всероссийская здравница. Край позиционируется как территория здоровья, отдыха и бизнес-коммуникаций. Жемчужина Ставрополья - Кавказские Минеральные Воды - должна стать международным брендом, эталоном качества в сфере лечебно- санаторных услуг» [8].
Важнейшие конкурентные преимущества региона - в первую очередь уникальность его природных условий, а также его производственный и туристический потенциал.
Продвижение курортов КМВ осуществляется в основном посредством участия в международных, общероссийских и региональных мероприятиях в сфере туризма. Безусловно, в продвижении региону не обойтись без системной государственной поддержки.
Ведомством Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (созданного в 2014 г.) была разработана государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. Госпрограмма позволит форсировать решение задач развития макрорегиона, в том числе за счёт привлечения капитала и стимулирования инвестиционной активности, поддержки проектов в различных сферах экономики, что в свою очередь приведёт к улучшению социально-экономического положения в субъектах СКФО. Динамичное социально-экономическое развитие макрорегиона создаст условия для развития смежных секторов экономики, формирования новых высокопроизводительных рабочих мест в конкурентоспособных отраслях, обеспечит снижение безработицы и рост
реальных денежных доходов населения; увеличит объём товаров собственного производства и объём инвестиций в основной капитал по СКФО, а также объём налоговых и неналоговых доходов, перечисляемых в бюджетную систему.
14 декабря 2016 г. в Пятигорске прошла I Бизнес-конференция «Инвестируй в Кавказ!», на которой были представлены проекты СевероКавказского федерального округа, представленные для включения в подпрограммы государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» до 2025 года.
По итогам презентационной сессии прошла пленарная дискуссия «Инвестиционный и деловой климат СКФО: точки роста и развития». Мероприятие ориентировано на выстраивание диалога между бизнесом и региональными властями. К участию в мероприятиях конференции «Инвестируй в Кавказ!» были приглашены главы республик СКФО.
В рамках федеральных целевых программ имеют место такие подпрограммы, как «Социально-экономическое развитие Ставропольского края на 2016-2025 годы», «Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».
Данные подпрограммы среди основных задач выделяют создание современной туристической инфраструктуры посредством развития региона -агломерации Кавказские Минеральные Воды - обеспечение условия для инвестиций в туристический кластер; обеспечение курортов туристического кластера развитой инженерной, транспортной и иной инфраструктурой; продвижение туристических продуктов на внутреннем и внешнем рынках туристических услуг; увеличение туристического потока на курорты туристического кластера.
Благодаря работе в этом направлении турпоток в регионы Северного Кавказа увеличился более чем в два раза. Так, если в 2014 году турпоток составил 1,2 млн человек, то по итогам 2015 года турпоток достиг 2,7 млн человек [8].
Другим «якорным» инвестиционным проектом Министерства является создание инновационного медицинского комплекса на территории региона Кавказских Минеральных Вод.
Не менее важным этапом развития можно считать намерение внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона «О курортном регионе «Особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды. Закон разрабатывается во исполнение указания Президента Российской Федерации от 18 сентября 2014 г. № Пр-2239 и постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 388-СФ «О мерах, направленных на развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод».
Законопроект предусматривает:
- закрепление границ курортного региона; требования к режимам защиты в границах зон горно-санитарной охраны; конкретные ограничения по ведению хозяйственной деятельности;
- установление специального режима в границах зон округа горносанитарной охраны, включая конкретные ограничения по ведению хозяйственной деятельности;
- обязательное проведение государственной экологической экспертизы при строительстве и реконструкция отдельных видов объектов капитального строительства;
- установление возможности разработки комплексной схемы территориального развития, которая позволит рассматривать курортный регион, как единое пространство;
- создание научно-экспертного совета, который будет выступать экспертной площадкой в отношении всех решений, принимаемых на территории курортного региона с точки зрения их влияния на сохранение и развития региона;
- упорядочение архитектурной и градостроительной политики городов-курортов, входящих в состав КМВ;
- обеспечение объективности данных об объемах добычи и состоянии добываемых природных лечебных ресурсов посредством обязательного применения автоматических средств измерения и учета на скважинах, используемых как для добычи природных лечебных ресурсов, так и для осуществления мониторинга состояния недр;
- развитие системы комплексного оценки состояния природных лечебных ресурсов на территории курортного региона, на основании ежегодного государственного доклада уполномоченного органа о состоянии природных лечебных ресурсов курортного региона [8].
Данные мероприятия, несомненно, окажут положительное влияние на состояние и развитие транспортной инфраструктуры и доступности.
Однако видится возможным отметить и негативные показатели развития КМВ. Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2016 года №978 прекращается деятельность восьми неэффективно функционирующих особых экономических зон в Ставропольском, Хабаровском, Приморском и Краснодарском краях, Мурманской области, республиках Алтай, Адыгея и Северная Осетия - Алания. Проведённый Минэкономразвития России анализ показал, что на территории ОЭЗ до настоящего времени не зарегистрировано ни одного резидента, резидентами ОЭЗ туристско-рекреационная деятельность до настоящего времени не ведётся [13].
Созданный в 2010 г. бальнеологический кластер на территории Ставропольского края (КМВ) должен был функционировать сорок девять лет и не подлежать продлению, а управляющей компанией указанных ОЭЗ определено открытое акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК»). Но из-за соответствующих факторов был досрочно упразднен после шести лет существования. Подписанным постановлением досрочно прекращается существование ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территориях городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, города Лермонтова, Минераловодского муниципального района и Предгорного муниципального района Ставропольского края.
Нельзя не упомянуть распоряжение от 22 ноября 2008 года №1734-р. Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта в РФ на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы -удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах [14].
Также в ноябре 2016 г. Правительство Ставропольского края представило проект платной дороги Кисловодск - Сочи. Сама идея была давно обнародована, но не находила должного исполнения. Заинтересованность федерального центра в осуществлении этой идеи в 2010 году объяснял Дмитрий Медведев, занимавший в то время пост Президента РФ. Однако «Кавказская рокада» была невероятно дорогим проектом, учитывая сложность кавказского рельефа, кроме того, это могло негативно сказаться на экологии богатого на природные заказники региона.
Общая протяженность маршрута составляет 290 километров, трасса пройдет по трем субъектам РФ - Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесии и Краснодарскому краю. Часть дороги, проходящая по территории Карачаево-Черкесии и Краснодарского края, уже существует, но требует ремонта или реконструкции. Суммарная протяженность этих участков 195 километров. Таким образом, проект предусматривает 95 километров нового строительства с учетом тоннелей общей протяженностью 12 километров.
Расчетная стоимость проезда по новой трассе составит 950 рублей. С учетом этого ожидается, что проект полностью окупится за 20-30 лет (цифры, озвученные в разное время правительством региона, очень разнятся, что, вероятнее всего, объясняется недостаточной проработанностью проекта). Новая трасса позволит сократить дорогу к Черноморскому побережью от Нальчика с 780 до 470 километров (экономия времени в пути составит три часа), от Махачкалы с 1200 до 840 километров (четыре часа), от Кисловодска с 770 до 240 (экономия пять часов) [7].
На IV Форуме СМИ Северного Кавказа В. Владимиров - глава Ставропольского края выразил свое мнение о данном проекте. «По моей оценке, реализация проекта доведет число туристов, приезжающих на Кавказ, до 10 миллионов человек в год. Будет сокращен логистический маршрут к Черному морю, откроются новые возможности для укрепления здоровья нации», - подчеркнул Владимиров [7]. Глава Ставрополья позиционирует данный проект как общий для всего Северного Кавказа. Владимир Владимиров отметил, что руководство регионов будет вместе отстаивать проект. Транспортное направление станет коридором, который соединит СевероКавказские регионы с Черным морем.
Заключение. В перспективе региону КМВ необходимо повысить привлекательность КМВ для туристов путем создания торгово-логистического кластера (комплекс торговля-транспорт-логистика), развития туристического кластера и производства экологически чистой сельхозпродукции.
Таким образом, в ходе проведения маркетингового анализа КМВ
выявились два ярких фактора развития и эффективного существования лечебно-оздоровительного региона Кавказских Минеральных Вод -туристическая инфраструктура, являющаяся предназначением курорта, и транспортная инфраструктура (а в большей мере именно транспортная доступность), от которой в нашем случае зависит успешность «выживания» первого и дальнейшие перспективы развития как региона, так и Ставропольского края в составе Северо-Кавказского федерального округа.
Литература:
1. Аракелян Н. Р. Влияние кризиса на поведение потребителей // В сборнике: Университетские чтения - 2016. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2016. С. 61-67.
2. Багдасарян К.А. Инвестиционная привлекательность региона: институциональный аспект // Научные труды SWorld. 2012. Т. 22. № 2. С. 8-11.
3. Бельских И.Е. Основы маркетингового мышления: учебное пособие. Волгоград., 2016. 96 с.
4. Головина Ю.Е. О некоторых особенностях и необходимости управления логистикой региона // В сборнике: Университетские чтения-2009. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ответственный редактор З.А. Заврумов. 2009. С. 37-42.
5. Городской электрический транспорт г. Пятигорска. URL: http://www.trampark.ru/ (дата обращения 17.12.2016).
6. Инновационный проект «Единая транспортная карта «KMWay» Гевондян Д.А., Наздратенко К.А., Оршекдугова З.Р., Цей М.А., Шибзухова Л.М. Научн. рук. Головина Ю.Е. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. 38 с.
7. Информационно-аналитический портал Кавказ Сегодня. URL: http://kavtoday.ru/ (дата обращения 16.12.2016).
8. Корпорация развития Северного Кавказа. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». URL: http://krskfo.ru/118 (дата обращения 15.12.2016).
9. Медяник Н.В., Михайлюк О.В. Анализ и совершенствование территориального маркетинга бальнеологических курортов // Современная наука и инновации. 2014. № 1. С. 81-92.
10. Население Ставропольского края 2015: численность, крупные города. URL: http://www.statdata.ru/naselenie/stavropolskogo-kraya (дата обращения 15.12.2016).
11. Основные показатели транспорта в Ставропольском крае. URL: http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/resources.pdf (дата обращения 15.12.2016).
12. Официальная статистика Ставропольского края. Валовый региональный продукт. URL: http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/resources/6d5baf004d4f4e 40957ed54fc772e0bb/ind_1kv2016.pdf (дата обращения 13.12.2016).
13. Правительство России. Региональное развитие. URL: http://government.ru/ (дата обращения 15.12.2016).
14. Правительство России. Транспорт и транспортная инфраструктура. URL: http://government.ru/ (дата обращения 15.12.2016).
15. Региональная тарифная комиссия Ставропольского края. URL: http://www.tarif26.ru/ (дата обращения 17.12.2016).
16. Ростуризм. Внутренний туризм России. URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 17.12.2016).
17. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 15.12.2016).
18. Численность населения РФ по муниципальным образованиям 2016. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/ (дата обращения 16.12.2016).
19. Что такое КМВ. Туристический портал КавМинВод. URL: http://www.kurort26.ru/region/ (дата обращения 14.12.2016).
20. Якунин П.Н. Разработка методических подходов к экономической оценке транспортной доступности регионов для целей рекреации и туризма // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. №49. С. 87-92.
Literature:
1. Arakelyan N. R. Influence of crisis on a consumer behavior//In the collection: University readings - 2016. Materials of scientific and methodical readings PGLU. 2016. Page 61-67.
2. Bagdasaryan K. A. Investment appeal of the region: institutional aspect//Scientific works of SWorld. 2012. T. 22. No. 2. Page 8-11.
3. Belsky I. E. Bases of marketing thinking: education guidance. Volgograd, 2016. 96pages.
4. Golovina YU. E. About some features and need of logistics management of the region//In the collection: University readings-2009. Materials of scientific and methodical readings PGLU. Editor-in-chief Z. A. Zavrumov. 2009. Page 37-42.
5. Urban electric transportation of Pyatigorsk. URL: http://www.trampark.ru/ (date of the address 17.12.2016).
6. Innovative project "Single transport KMWay card Gevondyan D. A., Nazdratenko K. A., Orshekdugova Z. R., Tsey M. A., Shibzukhova L. M. Nauchn. hands. Golovina YU. E. Pyatigorsk: PGLU, 2015. 38pages.
7. Information and analytical portal Caucasus Today. URL: http://kavtoday.ru/ (date of the address 16.12.2016).
8. Corporation of development of the North Caucasus. The state program of the Russian Federation "Development of the North Caucasian Federal District for the period till 2025". URL: http://krskfo.ru/118 (date of the address 15.12.2016).
9. Medyanik N. V., Mikhaylyuk O. V. Analysis and enhancement of territorial marketing of balneological resorts//Modern science and innovations. 2014. No. 1. Page 81-92.
10. Population of Stavropol Krai of 2015: number, large cities. URL: http://www.statdata.ru/naselenie/stavropolskogo-kraya (date of the address 15.12.2016).
11. The main indicators of transport in Stavropol Krai. URL:
http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/resources.pdf (date of the address 15.12.2016).
12. Official statistics of Stavropol Krai. Gross regional product. URL: http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/resources/6d5baf004d4f4e 40957ed54fc772e0bb/ind_1 kv2016.pdf (date of the address 13.12.2016).
13. Government of Russia. Regional development. URL: http://government.ru/ (date of the address 15.12.2016).
14. Government of Russia. Transport and transport infrastructure. URL: http://government.ru/ (date of the address 15.12.2016).
15. Regional tariff commission of Stavropol Krai. URL: http://www.tarif26.ru/ (date of the address 17.12.2016).
16. Rostourism. Internal tourism of Russia. URL: http://www.russiatourism.ru/ (date of the address 17.12.2016).
17. Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru (date of the address 15.12.2016).
18. Population of the Russian Federation on municipalities 2016. Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/ (date of the address 16.12.2016).
19. What is Caucasus Mineralnye Vody region. Tourist portal of Caucasus Mineralnye Vody region. URL: http://www.kurort26.ru/region/ (date of the address 14.12.2016).
20. Yakunin P. N. Development of methodical approaches to an economic evaluation of transport availability of regions for the purposes of a recreation and tourism//Topical issues of economic sciences. 2016. No. 49. Page 87-92.