гражданского образования, его роли в формировании российской идентичности детей и подростков.
• Реализация подпроекта «Развитие способности учащихся к продуктивной деятельности на основе учебных проектов» позволяет создать условия для повышения уровня познавательной активности школьников и качества знаний учащихся посредством организации проектной работы на всех предметах и ступенях обучения.
• Подпроект «Формирование социальной компетентности школьников путём создания школьного правового института» направлен на создание условий формирования социально компетентной личности путем совершенствования правового пространства школы на основе единства целей всех субъектов образования, В свете образовательной инициативы «Наша новая школа» подпроект был преобразован в двух направлениях:
о Обновление воспитательной программы школы.
о Разработка и внедрение инновационной программы «Школа как здоровьесберегающая среда».
В рамках проекта разработана серия программ: Гальковская И. В,, Крутикова Е.В., Ре кун Л, В, «Воспитательная среда школы как средство формирования компетентной личности». Воспитательная система школы стала победителем регионального этапа IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений Свердловской области 2008 года, удостоена Диплома II степени IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений всех типов. Гальковская И.В,, Попова Н.Ю. «Развитие педагогического потенциала школы в условиях инновационного процесса». Система методической работы стала лауреатом Всероссийского конкурса «Управление современной школой». Гальковская И.В., Кропанева Е.М., Павлова В.М. «Малое научное общество школьников как инструмент поддержки интеллектуально одаренных детей при переходе из начальной в основную школу». Комплексная программа стала победителем городского конкурса образовательных программ и педагогических технологий «Инновационный Олимп». Руководителем проекта Гальковской И.В. подготовлен ряд авторских учебных программ и УМК: «Социальная практика» - элективный курс для социально-гуманитарного класса. Программа и система дидактических материалов курса отмечена дипломом 2 степени I Всероссийского конкурса «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-иссле-довательской и экспериментальной работы в об-
разовательных учреждениях» (2007). «Стереотипы общественного сознания» - факультативный курс для предпрофильного социально-гуманитарного класса. Программа, методические и дидактические материалы удостоены специального приза Министерства образования Свердловской области.Кмплекс исследовательских работ по апробации УМК «История России XX век» для 11 класса, проведенный Гальковской И.В., отмечен благодарственным письмом издательства «Просвещение», благодарностью авторов.
В рамках проекта созданы базы данных: «Оарен-ные дети». База позволяет сопровождать талантливых детей по ступеням обучения, дополнена банком лучших проектных работ учащихся. «Кадровый состав». Позволяет управлять курсовой подготовки и самообразованием педагогических и руководящих работников, объективно оценивать инновационный потенциал ОУ.
«Социальная карта школы». Позволяет вести мониторинг правовой работы, своевременно реагировать на изменение контингента обучающихся в реализации воспитательной программы школы.
Организованы и проведены семинары-практи-кумы и мастер-классы для педагогической общественности: «Проблемы и перспективы организации исследовательской деятельности учащихся при переходе с начальной на основную ступень обучения», «Способы формирования универсальных учебных действий обучающихся», «Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Литература
1. Голоднова Л.В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №4.
2. Давыдова H.H. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - №12 .
3. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. - М.: Педагогическое общество России, 2007.
4. Павлова Т.Ю., Пономарева Е.А. Комфортная внутриш-кольная среда - одно из условий личностного роста младшего школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
5. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994.
6. Хуторской A.B. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание.- М.: Изд-во УНЦДО, 2005.
7. Шпетная Н.М. Толерантная образовательная среда гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №2.
Авторы на примере реализации творческого проекта в рамках образовательной программы художественно-эстетиче-ской направленности показывают, как использование проектной деятельности в дополнительном образовании помогает связать процесс обучения с жизнью, позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
Васильева Светлана Викторовна
заместитель директора по ПМР, Балебанова Елена Викторовна
руководитель структурного подразделения, Мелендер Анна Сергеевна
педагог дополнительного образования, ГОУ ЦТДиЮ «Сокол» г. Москва
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каким образом педагоги дополнительного образования могут формировать ключевые компетенции у своих воспитанников?
Ключевые слова: проектная деятельность обучающихся, творческий проект, дополнительное образование.
Проектная деятельность не является новой технологией в педагогической практике, но вместе с тем сегодня ее относят к технологиям XXI века как предусматривающую умение адаптироваться в стремительно изменяющемся и глобализированном мире. Под проектной деятельностью понимают систему обучения, гибкую модель организации учебно-вос-питательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребенка, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Проектная деятельность в рамках системы дополнительного образования способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения и позволяет каждому ребенку увидеть себя как человека способного, компетентного.
Природа наделила детей целой гаммой разнообразных способностей. Они могут ярко и эмоционально мыслить, сопереживать чему-то новому, целостно воспринимать мир. Любому ребёнку присущи творческие способности, только нужно вовремя их раскрыть и развить.
Опыт работы в системе дополнительного образования показывает, чем раньше дети приобщаются к творческой деятельности, тем, скорее у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, т.е. качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности.
Образовательная деятельность в ГОУ Центре творчества детей и юношества «Сокол» (далее ГОУ ЦТДиЮ «Сокол») строится таким образом, что вовлечение каждого ребенка в проектную деятельность, является приоритетным направлением в реализации образовательных программ различных направленностей.
Настоящая статья претендует показать, как зародился и реализовывался творческо-исследователь-ский проект под названием «Синенький скромный платочек...». Авторами, которого являются дети в возрасте 8-14 лет. Проект осуществлялся при поддержке администрации Центра.
Зарождение идеи проекта. Однажды на занятиях творческого объединения «Первоцвет», где ребята занимаются изготовлением работ в технике «Батик», педагог дополнительного образования, Анна Сергеевна Мелендер, включила запись песен военных лет. Детям из всего прослушанного материала понравилась песня «Синий платочек». Педагог предложила воспитанникам нарисовать такие платочки на ткани. Идею ребята одобрили и с энтузиазмом принялись за работу.
Определение объекта исследования, целей, задач, гипотезы, В процессе реализации проекта дети решили расширить его границы, дополнив творческую работу исследовательской деятельностью. В качестве объекта изучения ребята выбрали тот «посильный вклад», который внесло искусство в общую «копилку Победы». Известно, что буквально с первых месяцев войны сотни актерских бригад направились в действующую армию, выступали перед усталыми бойцами, отогревая их души ласко-
вой песней, добрым словом, напоминанием о мирной жизни, о семье и доме. Среди певцов и актеров встречались личности знаменитые и малоизвестные, но все они одинаково честно исполняли свой гражданский долг.
Уже с первых дней войны стало ясно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война...» в солдатских сердцах теплятся простые лирические слова песенки «Синенький скромный платочек...». Именно эти слова были более близки и понятны фронтовикам, чем строки бравурных патриотических маршей. Песня напоминала о доме, любимых и близких, давала надежду на будущую мирную жизнь,
В ходе работы, над созданием декоративного панно обучающиеся заинтересовались историей написания песни и выдвинули гипотезу о том, что в настоящее время все еще возможно установить имена авторов и первых исполнителей музыкального произведения.
Поставленная цель конкретизировалась рядом частных задач:
1. найти путем поиска информации в городских библиотеках и Интернете имена композиторов, авторов стихов, первых исполнителей песни «Синий платочек»;
2. сочинить авторский вариант стихов песни;
3. распределить роли между участниками для выполнения конкретных исследований по проекту, определить сроки выполнения работы;
4. разработать общий сюжет панно, уточнить его элементы, создать эскизы, определить масштаб декоративных полотен, стилистику и цвет, выбрать вид художественного оформления ткани;
5. выбрать технологию изготовления изделия и определить последовательность технологических операций;
6. оформить результаты исследований, разработать презентацию проекта, защитить проект.
Обсуждение результатов. Проведенный поиск показал, что у песни «Синий платочек» счастливая и необычная судьба: она родилась дважды. В 1939 году, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз», который создали и возглавили двоюродные братья музыканты Генрих Гольд и Ежи Петербургский. Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. На одном из концертов музыкантов побывал поэт-драматург Яков Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций Ежи Петерсбург-ского поэту особенно понравилась одна мелодия. И он тут же, во время концерта, написал для понравившейся музыки текст. Слова о девичьем синем платочке наполнили музыкальное произведение новым смыслом, как будто вдохнули в него вторую жизнь, После концерта Яков Галицкий познакомился с композитором и показал ему набросок своих стихов, несколько дней спустя, состоялась премьера песни. «Синий платочек» прозвучал в исполне-
нии солиста Станислава Ляндау и в сопровождении «Голубого джаза».
«Синий платочек» включали в свой репертуар многие известные певицы и певцы: К. Шульженко, Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин и др.
Известно, что Лидия Русланова для исполнения песни на фронте специально изменила в ней последний куплет.
В 1942 году, на Волховском фронте, появился еще один вариант стихов, в то время там гастролировала Клавдия Ивановна Шульженко в сопровождении ленинградского фронтового джаз-ансамбля. Юный лейтенант протянул ей листок со словами: «Я написал песню». На листке стояла подпись: «Михаил Максимов». Он взял за основу уже известный текст Галицкого, изменил часть строчек на современный военный лад, Его стихи заканчивались словами «...строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». Новый вариант текста Шульженко исполнила в тот же день на концерте для летчиков.
Известен третий случай изменения слов песни. В первых числах войны поэт Борис Ковынев сложил строчки на полюбившуюся мелодию «Двадцать второго июня ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началась война...».
Можно сказать, что песня «Синий платочек» стала символом II-ой Великой Отечественной войны и образ певицы с синеньким платочком в руках, стал хрестоматийным.
Для участников проекта исследовательская деятельность приобрела новую эмоциональную окраску в тот момент, когда к процессу поиска информации присоединились родители, родственники обучающихся.
Такие слова песни, как «Сколько заветных платочков.,.» стали, для ребят отправной точкой для создания коллективного панно, состоящего из отдельных детских работ, каждое из которых является самостоятельным произведением: платком. Часть фрагментов полотна сообщает об авторах и исполнителях песни, а также содержат первые строчки песни: «Синенький скромный платочек...».
Композиционное решение платков является классическим, т.е. состоящим из канвы, композиционного центра, расписанного с применением растительного и цветочного орнамента, а также однотонного фона. Колористическое решение продиктовано названием песни: на синем фоне орнамент в теплой цветовой гамме.
Практическая часть работы сопровождалось прослушиванием различных вариантов песни «Синий платочек», что создавало на занятиях особую творческую атмосферу и мотивировало детей на создание своих вариантов текста песни.
Когда декоративного панно было готово, встал вопрос о том, как лучше провести презентацию проектной работы. Коллективным обсуждением было решено сделать презентацию в форме литературномузыкальной композиции, состоящей из информационного блока, исполнения авторского варианта куплетов песни (см. Приложение 1), декоративного панно и
демонстрационного постера. Информационный блок в форме слайд-шоу, включал в себя кадры военной кинохроники, песню «Синий платочек» в исполнение Клавдии Шульженко, творческие работы участников проекта.
В марте 2010 года обучающиеся представили свой проект на окружном конкурсе «Горизонты открытий». В апреле, на XVII Открытой научно-практической конференции «Страны мира: история и современность», где творческо-исследовательская работа была отмечена дипломом II степени. В течение зимы и весны того же года ребята со своей литературно-музыкальной композицией «Синенький скромный платочек...» провели ряд «шефских концертов» в военных госпиталях города Москвы и Московской области. Можно сказать, что творческо-исследовательская деятельность детей получила практическую, личностную и социальную значимость.
Подведение итогов. Результаты проектной деятельности позволяют сделать следующие обобщения:
1) в процессе реализации исследовательской части работы обучающиеся выдвигали идеи, формулировали цели, задачи и гипотезы, ставили вопросы, обосновывали выбор способов, методов и путей деятельности, анализировали результаты каждого этапа, производили самоконтроль и самооценку;
2) реализация творческо-исследовательского проекта способствовала формированию у детей навыков коллективного труда, адаптации в социальной среде, развитию общественной активности, развитию творческого мышления, воображения, умения находить нетривиальные пути решения вопросов и задач, а также рефлективный подход к собственному творчеству.
Важнейшим результатом проектной деятельности стали детские ответы на вопросы: «что у меня получилось...», «что изменилось...», «что произошло со мной...».
Отличительной особенностью проекта является его нравственный аспект проекта, патриотическая направленность и возможность организации социальной практики.
На всех этапах проектной работы педагог и методисты образовательного учреждения играли роль помощников, координаторов, создавали атмосферу сотрудничества и детско-взрослой общности.
Практика показала, что использование такой образовательной технологии как проектирование позволяет педагогу дополнительного образования выстраивать бесконфликтную педагогику, дает возможность вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, предоставляет шанс превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
На наш взгляд, дидактический смысл внедрения и использования современных образовательных технологий заключается в том, что они помогают связать процесс обучения с жизнью, способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся.
Список литературы
1. Бирюков Ю.Е. История создания песни «Синий платочек». Сайт - URL: http://www.muzruk.info
2. Филимонов И. Синий платочек. Материал из Википедии. Сайт - URL: http://www.ru.wikipedia.org
3. Я люблю тебя, жизнь: Песни на все времена. Сост. Са-фошкина Л., Сафошкин В. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
4. Нам дороги эти позабыть нельзя. Песенник. Сост. Павлинов А. П., Орлова А. П. СПб., «Композитор - Санкт-Петербург», 2005.
5. Niezapomniane przeboje Jerzego Petersburskiego. Plock, Wydawnictwo «Studio Bis», 1998.
6. Нам нельзя без песен. Сост. Иванов Ю. Г. Муз. редактор Пьянкова С. В. - Смоленск: Русич, 2004.
7. Мекаева Е.А. В чём сила музыки? // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №4.
8. Матюшина ГІ.Е. Интенсификация музы кал ьно-образо-вательной деятельности как педагогическая проблема // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.
Приложение №1
«Синий платочек»
Музыка: Е. Петербургского
Слова: воспитанников творческого объединения «Первоцвет»
Думал о родине каждый,
Хотел проститься с войной.
А синий платочек берег дни и ночи,
Чтобы вернуться домой.
Припев:
И на парад спешит современный солдат Кремлёвские стены крепки и священны У них часовые стоят.
Синенький скромный платочек Тоже люблю одевать.
Будем мы праздновать вместе Праздник победы опять.
Припев:
За нас с тобой Сражался любимый герой.
Чтоб внучки и дочки Носили платочки,
Как память поры боевой.
Память о Ваших победах,
Ваших военных годах.
Родину нашу и синий платочек Мы сохраним навсегда.
Припев:
И в этот час снова звучит этот вальс
Про дни и про ночи
Про синий платочек
Про то, что мы помним о Вас.