деятельности. И только овладение совокупностью комплекса знаний, умений и способностей помогает достичь преподавателю вуза высокого уровня мастерства и оказывать эффективное влияние на формирование личности студента.
Список литературы:
1. Ларина, Е. В. Компетентностный подход к оценке потенциала преподавателя высшей школы /Е. В. Ларина. Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2011, № 1 (14).
2. Ратнер, Ф.Л. О значении воспитания в образовании личности специалиста // Актуальные проблемы современной экономики России. Сборник материалов Межународной научно-практической конференции. - Казань: Изд-во НПК «РОСТ», 2007.
3. Романчук, Е. С. Современные требования к личности педагога высшей школы /Е. С. Романчук. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusnauka.com.
4. Садовая, Л.В. Педагогическая этика как фактор формирования ценностей будущего учителя // Философия отечественного образования: история и современность: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 172-174
Забавников В.Н., Мартьянов А.В., Усков Д.А.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина,
г. Воронеж
Ключевые слова: современная наука, обучение, дидактические принципы.
Keywords: modern science, training, didactic principles.
Аннотация: В статье рассматриваются принципы обучения, основы; которые выступают как категории дидактики, характеризующие способы использования законов и закономерностей.
Abstract: In article the principles of training, a basis are considered; which act as the categories of didactics characterizing ways of use of laws and regularities.
В современной науке принципы — это исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи. В принципах обучения, или
дидактики, выражены требования закономерностей данного процесса, его противоречий и логики.
Дидактические принципы— это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения в соответствии с его общими целями и закономерностями [1].
В принципах обучения выражаются его нормативные основы; выступая как категории дидактики, они характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Под правилами обучения понимают руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения определенного принципа обучения. Это конкретные указания о том, какими путями совершенствуются знания по той или иной дисциплине.
В современной военной педагогике военной науки наиболее важными считаются следующие принципы обучения военнослужащих [2]:
1) социальная обусловленность обучения военнослужащих;
2) практическая направленность обучения военнослужащих, связь обучения с жизнью, с практикой строительства и развития Вооруженных Сил;
3) наглядность в обучении;
4) доступность и высокий уровень трудности обучения;
5) сознательность, активность и самостоятельность военнослужащих (обучающихся) при руководящей роли педагога;
6) систематичность, последовательность и комплексность в обучении;
7) прочность усвоения в обучении, прочность результатов обучения и развития познавательных сил военнослужащих;
8) гуманный, воспитывающий и развивающий характер обучения военнослужащих.
Рассмотрим содержание указанных принципов обучения военнослужащих и их требования, правила.
Принцип социальной обусловленности обучения — ведущий принцип в подготовке военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины, так как именно он определяет необходимость соблюдения в обучении личного состава требований государства, общества, предъявляемых к Вооруженным Силам Российской Федерации, военнослужащим.
Все эти требования взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Их целеустремленная реализация с учетом особенностей изучаемой темы, вопроса придает обучению воспитывающий характер.
Принцип наглядности — важнейшее организующее положение не только процесса обучения, но и всего военно-педагогического процесса. Он стал оформляться одним из первых в истории педагогики. Было замечено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.
В процессе изучения курса "Психология и педагогика" наглядность применяется очень широко, но осуществляет при этом различные функции. При изучении нового материала это источник ощущений и восприятий; при повторении помогает воспроизвести в памяти изученный ранее материал, сформировавшиеся представления, расширить и углубить знания.
Выделяют различные виды наглядности, которые комплексно используются при обучении личного состава [3]:
1) графические наглядные пособия — плакаты, карты, схемы, таблицы, чертежи и т. п.;
2) аудиовизуальные средства — кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника, слайды и т. п.
Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения требует, чтобы учебный материал, его объем, методы изучения соответствовали интеллектуальным и физическим возможностям военнослужащих, дабы те могли сознательно усваивать необходимые знания, навыки и умения при определенном напряжении своих умственных и физических сил.
Слишком сложное содержание изучаемого материала или объем, не соответствующий времени, отведенному на изучение определенной темы или раздела, могут снизить у обучаемых мотивационный настрой на учение. Невозможность усвоения также бывает обусловлена физическим напряжением, когда не учитываются возможности военнослужащих, степень их обученности, натренированности. Как следствие несоблюдения этого принципа — у военнослужащих ослабевают волевые усилия, и падает работоспособность.
Для того чтобы реализовать на практике принцип доступности и высокого уровня обучения, необходимо соблюдать ряд правил [4]:
1) учить, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
2) хорошо знать уровень подготовленности обучаемых, степень их умственного и физического развития, состояние здоровья;
3) активно использовать жизненный опыт, знания, умения и навыки военнослужащих как основу при изучении нового теоретического и практического материала;
4) соблюдать соответствие программного материала количеству времени, отведенному на его изучение;
5) объяснять простым, доступным языком, при объяснении использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление и другие приемы;
6) систематически требовать напряженной умственной и физической работы от обучаемых военнослужащих.
Таким образом, в соответствии с этим принципом обучение военнослужащих должно строиться на основе реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье, но одновременно требовать определенных усилий.
Принципы обучения взаимозависимы и органично дополняют друг Друга, так как обучение — это единый, целостный процесс, и все его стороны и звенья взаимосвязаны. Для того чтобы успешно решать задачи в процессе обучения, необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, обеспечивая научно-обоснованный выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых и создание благоприятных условий обучения.
В военно-педагогической деятельности также необходимо помнить о взаимосвязи принципов обучения и воспитания. Только использование их в системе способствует образовательному, воспитывающему и развивающему характеру учебного процесса, обеспечивает успешную военно-профессиональную и морально-психологическую подготовку военнослужащих.
Список литературы:
1.Ефремов О.Ю. Военная педагогика. 190 с.
2.Туркель И.Л. Основы авиационной психологии и военной педагогики. 220 с.
3.Талызина Н.Ф Управление процессом усвоения знаний. 140с.