Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы непрерывного профессионального образования «Сельская школа - техникум» в условиях сетевого взаимодействия'

Пути совершенствования системы непрерывного профессионального образования «Сельская школа - техникум» в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VOCATIONAL TRAINING / CONTINUOUS EDUCATION / VOCATIONAL EDUCATION / NETWORK COOPERATION / DISTANT LEARNING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туранова Лариса Михайловна, Стюгин Андрей Александрович

В статье обсуждаются дефициты организации профориентации и профессионального образования подростков и молодежи в малокомплектных школах и техникумах сельской местности на примере Ужурского района Красноярского края. Предъявляется авторское видение организации непрерывного профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия сельских школ, техникумов, предприятий региона с применением дистанционных образовательных технологий с учетом принципов дуального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туранова Лариса Михайловна, Стюгин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPROACHES TO UPGRADE THE SYSTEM OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION - «COUNTRY SCHOOL AND COLLEGE» - IN CONDITIONS OF NETWORK COOPERATION

This paper discusses the drawbacks of the organization of career guidance and vocational education of teenagers and youngsters in ungraded schools and colleges in the country through the example of Uzhur District of the Krasnoyarsk Territory. The authors present their point of view of the organization of continuous vocational education in conditions of network cooperation of country schools, colleges, businesses in the region with the use of distant learning technology based on the principles of dual education.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы непрерывного профессионального образования «Сельская школа - техникум» в условиях сетевого взаимодействия»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА - ТЕХНИКУМ» В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

THE APPROACHES TO UPGRADE THE SYSTEM OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION -«COUNTRY SCHOOL AND COLLEGE» -IN CONDITIONS OF NETWORK COOPERATION

Л.М. Туранова, А.А. Стюгин L.M. Turanova, A.A. Stiugin

Трудовое обучение, непрерывное образование, профессиональное образование, сетевое взаимодействие, дистанционные образовательные технологии. В статье обсуждаются дефициты организации профориен-тации и профессионального образования подростков и молодежи в малокомплектных школах и техникумах сельской местности на примере Ужурского района Красноярского края. Предъявляется авторское видение организации непрерывного профессионального образования в условиях сетевого взаимодействия сельских школ, техникумов, предприятий региона с применением дистан-ционных образовательных технологий с учетом принципов дуального образования.

Vocational training, continuous education, vocational education, network cooperation, distant learning technology.

This paper discusses the drawbacks of the organization of career guidance and vocational education of teenagers and youngsters in ungraded schools and colleges in the country through the example of Uzhur District of the Krasnoyarsk Territory. The authors present their point of view of the organization of continuous vocational education in conditions of network cooperation of country schools, colleges, businesses in the region with the use of distant learning technology based on the principles of dual education.

Трудовое обучение детей, подростков и молодежи рассматривается в научно-педагогической литературе как неотъемлемая составляющая образования. Анализируя подходы к организации трудового обучения и профессиональной ориентации детей и подростков в образовательных учреждениях разных стран, А.Н. Сергеев делает вывод: «общей позицией педагогов разных стран: Швеции и Дании (слойд по дереву); США (концепция "творческой школы" для младших классов; далтонская система школьных мастерских); Германии (предмет "Трудовое обучение"); Польши (политехнический предмет "Труд-техника"); Канаде (предмет "Введение в технологию"); Англии ("ремесло" в начальной школе; предмет "Ремесло. Дизайн. Технология"); Болгарии (концепция трудо-

вого и политехнического обучения); Австрии (в школе предмет "Werkerziehung", включающий технологическое образование)... является то, что в условиях, когда техника и технологии вошли во все области жизни и деятельности человека, школа не может оставаться в стороне от этих изменений» [Сергеев, 2011, с. 127].

На современном этапе в профориентацион-ной работе со школьниками так или иначе участвуют разные социальные институты (Е.Ю. Пряж-никова): семья; школа, профессиональные учебные заведения; предприятия, фирмы, организации; правоохранительные организации; средства массовой информации; медицинские учреждения; религиозные организации; армия, кадетские школы и т.п.; общественные организации, органы власти; психолого-педагогические

центры и т.д. [Стюгина, Туранова, 2010, с.11]. На наш взгляд, необходимо усилить их роль за счет новых форм институциональной интеграции.

Государственная образовательная политика России по отношению к трудовому обучению прослеживается в решениях: об увеличении часов и способах включения в трудовую деятельность школьников производственному обучению; формировании «вертикали» трудового обучения, начиная с начальной школы до получения профессии; создании межшкольных учебно-производственных комбинатов и учебных цехов; расширении перечня профилей трудового обучения. Качество профессиональной подготовки зависит в том числе и от результатов профориен-тационной работы, мотивов выбора профессии, того, насколько выбор выпускником профессии связан с сознательным отношением к профессиональному образованию [Адольф, Ковале-вич, 2009; Адольф и др., 2011]. Большое значение в этой связи имеют способ организации первых профессиональных проб, согласованность организации профориентационной работы в общеобразовательных школах и профессиональных образовательных учреждениях.

С повышением значимости развития аграрного сектора экономики страны все большую актуальность приобретает профессиональная подготовка подростков и молодежи сельской местности. В региональных системах образования России доля сельских школ гораздо выше, чем городских. Сельская школа - самое массовое общеобразовательное учреждение страны, однако при этом миграция молодежи с сельской местности в города обеспечивает динамику уменьшения концентрации населения в сельской местности по сравнению с городами, что неизбежно приводит к тому, что сельские школы, расположенные в населенных пунктах, наиболее удаленных от районных центров и городов, становятся малокомплектными, вынуждены участвовать в процессах их оптимизации, сокращения, реорганизации, укрупнения. Например, в Красноярском крае 29 % школ (325) с наполняемостью от 1 до 50 учеников; более чем в 44 % школ края наполняемость не превышает 100 учени-

ков, в Приенисейском округе - более 60 %; 63 % школ расположены в сельской местности, но в них обучается только 25 % учеников (из доклада министра образования Красноярского края С.И. Маковской на августовском педагогическом совете в 2015 г.).

Анализируя данные, предоставленные управлением образования Ужурского района Красноярского края, видим, что происходит уменьшение числа выпускников 9 классов за последние три года на 18 % (2013 - 253 чел., 2014 -339 чел., 2015 - 290 чел.). При этом, несмотря на то что сохраняется процент выпускников 9 классов, выбравших продолжение обучение в 10-11 классах (2013: 10 класс и вечерние школы - 198 чел., ПТУ и сузы - 154 чел.; 2014: 10 класс и вечерние школы - 192 чел., ПТУ и сузы - 147 чел., 2015: 10 класс и вечерние школы - 162 чел., ПТУ и сузы - 108 чел.), в абсолютных показателях численность обучающихся в 10-11 классах школ Ужурского района за последние три года уменьшилась не менее чем на 5 %. По сравнению с городскими школами района в сельских школах уменьшение учащихся 10-11 классов более значительны, кроме того, в результате «демографических ям» в 2016, 2018, 2020 годы ожидается уменьшение выпускников 9 классов школ Ужур-ского района (рис. 1).

Тенденцию роста миграционных настроений среди выпускников сельских школ и снижения привлекательности образования, предлагаемого сельскими учреждениями профессионального образования, подтверждают данные проведенного нами исследования (ноябрь, 2015) в форме анкетирования родителей старшеклассников, проживающих в Ужурском районе (охват: родители 62 % выпускников 9 классов, проживающих в Ужурском районе): менее 30 % родителей желают, чтобы их ребенок получил образование в районе проживания, 49 % родителей хотят, чтобы ребенок получал образование в краевом центре, 18 % - за пределами Красноярского края.

Анкетирование показало, что наиболее важными критериями выбора учреждения для дальнейшего образования ребенка родители счита-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

Рис. 1. Динамика численности выпускников 9 классов средних школ Ужурского района Красноярского края (2015-2024 - прогноз)

ют востребованность предлагаемой профессии / специальности на рынке труда района (53 % респондентов) и хорошую репутацию образовательного учреждения (49 % респондентов). Среди важных для родителей критериев оказались: наличие общежития для студентов; престижность предлагаемых профессий / специальностей; территориальная близость к дому; предлагаемые стипендии и др. формы поддержки студентов; возможность получить несколько профессий / специальностей. Кроме того, спектр интересных для выпускников профессий существенно шире того, что может на сегодняшний день обеспечить Ужурский многопрофильный техникум, среди них: водитель, военнослужащий, повар, следователь, машинист, педагог, проводник, медик, кондитер, журналист и др.

Полученные данные свидетельствуют о том, что существующая система профессионального образования в Ужурском районе не является привлекательной для родителей, они не видят реализацию запросов, потребностей своих детей в профессиональном образовании в учреждениях района.

П.Ф. Анисимов, анализируя способы решения проблемы равнодоступности среднего профессионального образования с последующим трудоустройством выпускников в своем обзоре реализованных практик, выделил следующие решения: создание территориально распределенных образовательных учреждений (сети учебных заведений и их структурных подразделений, организация которых не требует больших затрат); объединение некоторых учебных заведений, работающих в одном городе, там, где это целесообразно, в единый комплекс; создание многопрофильных учебных заведений с широким спектром специальностей [Анисимов, 2002].

Каждая из вышеперечисленных практик в том или ином масштабе реализуется в некоторых профессиональных образовательных учреждениях, кроме того, возможности сетевого взаимодействия и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы для повышения доступности профессиональной подготовки и профессионального самоопределения школьников. Невозможно не согласиться, что «Сетевое общество формиру-

ет новую педагогику сетевого взаимодействия, которая определяет науку учиться на расстоянии, учиться с использованием дистанционных ресурсов, дистанционных средств и инструментов, учиться с помощью коллективного разума в совместных сетевых проектах. В новой педагогике необходим пересмотр педагогических подходов, отношений между учащимися и знаниями, взаимодействия между обучаемым и обучающим, сотрудничества между учащимися» [Пак и др., 2013, с. 7].

Учитывая, что техникумы в сельской местности из-за уменьшения численности выпускников 9 классов школ района находятся в ситуации снижения экономической эффективности, в контексте вышесказанного видится, что для решения проблемы обеспечения доступности и качества профессионального образования в сельской местности назрела необходимость создания принципиально новой эффективной модели, опирающейся на современные образовательные технологии, дистанционные образовательные технологии, сетевое взаимодействие сельских школ, техникумов, обеспечивающей условия для привлечения предприятий сельской местности к сотрудничеству в организации производственной практики и профессиональных проб, что позволит обеспечить вовлечение обучаемых в производственные отношения, трудоустройство выпускников. Новая модель должна быть построена на принципах компетентностно-го подхода и принципах дуальной организации обучения. На наш взгляд, уместно учесть в формируемой модели тенденции и опыт предоставления государственных услуг в социальной сфере по принципу «одного окна».

Предлагаемая структура взаимодействия субъектов непрерывного профессионального образования «сельская школа - техникум», изображенная на рис. 2, отображает основные направления деятельности и функции участников. Видится необходимость создания центра дистанционного профессионального образования, агрегатора предложений образовательных услуг техникумов региона. В основу модели положен принцип сетевого взаимодействия

и кластерной технологии, благодаря которому можно перераспределить функции школы и техникума, устранив главную проблему мал-комплектных школ и техникумов - недостаток учебной нагрузки для привлечения квалифицированных кадров, а за счет аккумулированных часов, отведенных на изучение школьной дисциплины «Технология», элективных курсов, призванных обеспечивать профессиональные пробы школьников, обеспечить качественное трудовое обучение, профориентацию и веер для выбора школьниками интересующей профессиональной области. Принцип дуальной организации обучения и принцип «одного окна» позволят за счет деятельности центра дистанционного профессионального образования, с одной стороны, подобрать каждому выпускнику 9 классов в соответствии с его образовательными потребностями соответствующий техникум на территории региона, стать его студентом, оставаясь в стенах своей школы для получения общеобразовательной подготовки, с другой - дополнительно получить теоретическую подготовку по выбранной профессии. Практическую подготовку пройти частично на базе техникума (с выездом на короткий срок), частично - на ближайшем предприятии соответствующей профессиональной сферы в рамках сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие позволит за счет соответствующим образом оформленных отношений с участниками профессиональной подготовки обеспечить одинаковые организационные возможности в получении рабочей профессии учащимися, которые решили продолжить обучение в 10-11 классе, и выпускников 9 классов, решивших стать студентами техникума.

На основе данного подхода может быть реализована масштабируемая модель непрерывного образования. На наш взгляд, модель должна быть построена в масштабе региона. Для больших регионов, к которым относится Красноярский край, возможно уменьшение масштаба за счет выделенных территориальных зон, объединяющих в группу рядом расположенные районы края.

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

д

н и

щ м

Рис. 2. Структура взаимодействия субъектов непрерывного профессионального образования

«сельская школа - техникум»

Организация виртуальной образовательной деятельности со школьниками в социокультурных условиях Красноярского края была апробирована авторами на интернет-площадках «Виртуального класса» (vk.kspu.ru; rsde.ru) [Стюгин, Туранова, 2011; Туранова, Стюгин, 2014].

Предложенная структура сетевого взаимодействия будет апробирована на экспериментальной площадке, включающей три школы Ужурского района и Ужурский многопрофильный техникум, на втором этапе экспериментальная площадка будет расширена до масштабов западной группы районов Красноярского края.

В результате исследования предполагается разработка модели непрерывного профессионального образования «сельская школа - техникум» на основе сетевого взаимодействия, дистанционных образовательных технологий, принципов дуального образования. Модель должна

решать следующие задачи: создать условия обучения, ориентированные на индивидуальные запросы подростков и молодежи сельских районов Красноярского края; обеспечить раннее знакомство с условиями рабочих мест на предприятиях своего муниципалитета; повысить качество обучения за счет более узкой специализации участников формируемой обновленной системы непрерывной профессиональной подготовки; способствовать усилению заинтересованности молодежи в получении образования и трудоустройства в родной деревне, селе, районе.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Ковалевич И.А. Профессиональная ориентация - условие успешной социализации в информационном обществе // Воспитание школьников. 2009. № 9. С. 3-6.

2. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «школа - вуз - предприятие» // Казанский психолого-педагогический журнал. 2011. № 4. С. 77-87.

3. Анисимов П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.: Высшая школа, 2002. 268 с. URL: http://ecsocman.hse.ru/ text/19154082/

4. Пак Н.И., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Старченко Д.А., Степанова Т.А., Стюгин А.А., Стюгина А.А., Туранова Л.М., Яковлева Т.А. Создание кластерной системы социально-образовательной поддержки школьников сельской местности и Крайнего Севера на дистанционной платформе «школа - вуз»: кол. монография / кол. авт.; под общ. ред. Н.И. Пака; Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 248 с.

5. Сергеев А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в условиях трансформации образовательных парадигм: монография. Saarbrücken, 2011. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=24268007

6. Стюгин А.А., Туранова Л.М. Организация виртуальной образовательной деятельности со школьниками на основе кластерной технологии в социокультурных условиях Красноярского края // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 113-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стюгина А.А., Туранова Л.М. Организация дистанционных элективных курсов в системе профориентационной работы педагогического вуза: методические рекомендации / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 40 с.

8. Туранова Л.М., Стюгин А.А. Концепт организации информационного образовательного пространства в социокультурных условиях Красноярского края // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1 (27). 2014. С. 131-135

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

b U

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.