ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
APPLICATION OF DISTANT TECHNOLOGIES IN TEACHING LITERATURE IN SECONDARY SCHOOL
Д.А. Старченко D.A. Starchenko
Дистанционные образовательные технологии, основная школа, методика, былички, образовательные стратегии и тактики, «образующие» и «образующиеся».
В статье показана модель разработки учебного курса в системе МоосМе на примере разработки урока «Былички Красноярского края» для учащихся 6 классов. Описаны особенности применения дистанционных образовательных технологий в обучении учеников основной школы.
Distant educational technologies, secondary school, methods, true stories, educational strategies and tactics, the teaching and the taught. The article describes the model of the development of a training course in Moodle system by the example of the development of the lesson of «True stories of the Krasnoyarsk Territory» for the pupils of the 6th grade. It presents the features of the application of distant educational technologies in teaching pupils of secondary school.
Информационные технологии давно занимают значимое место в жизни каждого человека, поэтому дистанционное образование стало глобальным явлением мировой образовательной и информационной культуры. Применение дистанционных технологий позволяет людям учиться по удобному графику и желанному направлению без отрыва от дома, работы, дает возможность выстраивания гибкой, эффективной модели взаимодействия педагога и ученика, формирования доступной базы учебно-методических материалов по всем направлениям. С помощью дистанционных образовательных технологий и квалифицированного выстраивания учебного процесса, человек имеет возможность получить образование, по своему качеству не уступающее полученному при традиционных формах обучения.
В научно-исследовательской литературе правомерно выявить несколько аспектов изучения дистанционного образования [Матяе-ва, 2011, с 197]: психологический (рассмотрение психологических аспектов взаимодействия ученика и учителя в виртуальном образовательном пространстве, им занимались A.B. Карма-
новский, И.Р. Гасликов), культурологический (рассмотрение дистанционного образования как части информационной культуры, им занимались Г.Г. Ковалева, Б. Холмберг), социально-философский (изучение связанных с дистанционным образованием социальных проблем), понимание дистанционного образования как новой ступени заочной формы обучения (анализ технической стороны учебного процесса, им занимались О.Б. Журавлева, Э.Г. Скибицкий, Е.С. Поланд), методологический (применение дистанционных технологий в преподавании конкретного предмета, им занимались Л.П. Давыдов, А.Н. Тихонов) [Снегурова, 2008, с. 126].
На краевом уровне с 2006 г. одним из лидеров внедрения и успешного использования дистанционных образовательных технологий является КГПУ им. В.П. Астафьева. Университет ставит одной из задач развитие региональной системы дистанционного образования и подготовку квалифицированных кадров для образовательных учреждений районов Красноярского края. Вуз включен в работу по развитию дистанционного образования для школьников края - функционирует интернет-проект «Вирту-
<
m
Щ
$9
I %
С И
о
ь
к к
W Рq Н U
Рч < ^
о ^
о о о Q
£ W
н S о
Рч W
о §
к
и
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
д
н
U щ
PQ
альный класс», разрабатывается система виртуального образовательного пространства для школ отдаленных регионов на базе сетевого ресурса http://vips.kspu.ru. При этом противоречивость применения дистанционных технологий в образовательной деятельности школьников Красноярского края обозначилась еще в 2011 г.:
«с одной стороны, возрастают возможности телекоммуникаций в Красноярском крае, применения технологии организации дистанционного образования школьников, с другой -недостаточно сформирована методология проектирования и организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками» [Стюгин, Туранова, 2011, с. 113].
Однако успешная реализация подобных проектов требует не только технической базы, но и методической подготовки преподавателей, ведь «дистанционное образование как форма обучения требует иного способа представления знаний, организации познавательной деятельности учащихся и выбора методов обучения» [Стюгина, 2011, с. 116]. Как отмечает В.И. Снегурова: «первый опыт реализации дистанционного обучения школьников показал, что основная масса учителей не готова к такой форме работы» [Снегурова, 2008, с. 135]. Поэтому целью данной работы является ознакомление преподавателей с возможностями создания учебного курса в электронной среде «МоосПе» на примере описания опыта разработки урока по теме «Былички Красноярского края».
Обоснование выбора темы урока
1. Изучение быличек имеет особое историко-культурное значение, углубляет представления о традиционной славянской культуре, её специфике. Мифологические представления остаются значимой частью духовной культуры народа. Особый интерес представляет жанр «былички», в котором наиболее полно отражаются представления о «низшей» мифологии -тексты быличек строятся на взаимоотношениях людей и представителей нечистой силы, рассматривают разные варианты этих отношений.
2. Изучение быличек помогает лучше по-
нять мир наших предков, содействует пониманию культуры и истории нашего края в целом, что способствует как получению знаний о регионе и культуре, так и формированию патриотических чувств школьника к его малой родине. В каждом регионе бытование конкретного жанра обладает особой спецификой, в том числе и жанр былички, специфика которого в Красноярском крае тесно связана с этнографией, географией и историей региона.
3. Изучение быличек открывает перед школьниками страницы малоизученной области фольклора - тексты быличек Красноярского края до сих пор остаются практически неизученными. Подобная новизна темы позволит учащимся почувствовать себя в роли первооткрывателей.
Цели и задачи урока
Целью данного урока является формирование у школьников представления о специфике бытования быличек на территории Красноярского края.
Задачи:
- формирование у школьников основополагающих понятий из области теории жанра «былички»;
- знакомство учащихся с текстами быличек разных регионов страны;
- формирование у учащихся понимания региональной специфики быличек;
- повышение уровня способности к самостоятельной работе;
- развитие познавательной активности, личностной рефлексии, теоретического и эмпирического мышления.
Потенциальные слушатели курса
Курс разработан по Программе по литературе для 5-11 классов образовательной школы под. ред. Г.С. Меркина в соответствии с образовательным стандартам ФГОС средней школы для учеников 6 классов.
Структура курса
Курс рассчитан на три урока и включает в себя два блока:
1 блок - теория литературы: быличка, художественные особенности быличек, структура текста, тематические циклы быличек;
2 блок - краеведение: факторы, сформировавшие жанр быличек в регионе; персонажи быличек в Красноярском крае и других регионах страны.
Взаимодействие учителя и учеников
Одной из основополагающих задач при дистанционном обучении является выстраивание эффективного взаимодействия ученика и учителя. При таком режиме работы задачами преподавателя являются:
1) выстраивание контакта с учениками: каждый участник курса может записать и выставить небольшое видео о себе на специальном форуме;
2) выбор оптимальных форм проведения занятий: электронная среда MOODLE предоставляет широкие возможности проведения мероприятий: форум, чат, создание тестов и анкет, возможности групповой работы, использование графических, аудио- и видеообъектов, презентаций;
3) разработка методических рекомендаций для учащихся: учащемуся должны быть даны четкие инструкции как выполнять задание-объем работы, требования к оформлению;
4) координация самостоятельной работы учащихся по теме урока;
5) организация и проведение занятий в режимах online и offline;
6) оценивание результатов деятельности учащихся: работа с учениками на форумах, комментирование их контрольных работ позволят учащимся чувствовать контроль со стороны педагога.
Средства наглядности
Были использованы следующие средства наглядности:
1) картинная галерея по каждому из мифологических персонажей - мини-выставка изображений данного персонажа (были использованы картины известных художников и кадры из фильмов);
2) теоретическая база представлена рядом презентаций, которые содержат анализ образа мифологического персонажа разными учеными.
Ход занятий
В ходе первого урока учащимся предлагается ознакомиться с теорией, дающей характеристику жанру «былички», его художественным особенностям, тематическим циклам и персонажам, и закрепить полученные задания, выполнив контрольную работу. Теоретическая база представлена материалом в виде веб-страниц и вложенных файлов формата PDF, задания контрольной работы - вложенный файл формата Word 97—2000. Далее школьникам дается возможность сыграть в Угадайку (тест с открытым вариантом ответа) - дано 15 текстов, в которых пропущено имя персонажа, о котором идет речь, задача учеников - назвать этого персонажа. Следующее задание: написать на форуме, что в апробациях было легко / трудно, что помогало, а что мешало дать правильный ответ.
Подготовка к следующему уроку состоит из самостоятельного поиска текстов быличек, написания рассуждения о факторах, формирующих жанр быличек в разных регионах (на примере Красноярского края). Работы ученики прикрепляют в специальных формах для выполненных работ.
На урок № 2 даются творческое (проиллюстрировать быличку или написать мини-эссе о своих впечатлениях от текста), и аналитическое задания: сопоставить образы персонажей в Красноярском крае, Восточной Сибири и Русском Севере. Задания прикрепляются в форме для контрольных работ.
Третье занятие - итоговое. На форуме в режиме online проходит итоговое общение с преподавателем по изученным темам.
Таким образом, мы предлагаем современное видение модели обучения. Данный подход позволяет организовывать и контролировать работу учащихся в удаленном режиме, что крайне актуально, особенно для образовательных
<С
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
2S
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
учреждений Крайнего Севера, где в зимний период времени число актированых дней для учащихся основной школы может достигать 40-50% от учебного плана. Применение дистанционных образовательных технологий позволит плодотворно проходить учебную программу, равномерно распределять нагрузку. Также достоинствами данной модели являются системность, удобство, эффективность и соответствие современным образовательным стандартам.
Библиографический список
1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 167 с.
2. Матяева И.Л. Дистанционное образование в проблемном поле социально-
гуманитарных наук // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 195-197.
3. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004.
4. Снегурова В.И.Особенности методики проектирования методической системы дистанционного обучения математике // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2008. № 10 (52).
5. Стюгин A.A. Туранова Л.М. Организация виртуальной образовательной деятельности со школьниками на основе кластерной технологии в социокультурных условиях Красноярского края // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2.
6. Стюгина A.A. Психолого-педагогические особенности проектирования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2.