Пути совершенствования работы предприятий технического сервиса АПК
И.В. Матвейкин, к.т.н., Оренбургский ГАУ;
В.В. Извозчикова, к.т.н., Оренбургский ГУ
В настоящее время, как отмечают многие специалисты, занимающиеся эксплуатацией и обслуживанием сельскохозяйственной техники, растёт её сложность, что в свою очередь увеличивает потребность в квалифицированных специалистах, способных обслуживать эту технику. Проведённые исследования показали, что большинство специалистов, занимающихся обслуживанием и ремонтом, имеют невысокую квалификацию, в связи с чем простои техники по техническим причинам достигают 12—14%, а 80% машинно-тракторных агрегатов работают с неотрегулированными рабочими органами.
Одним из путей повышения эффективности работы ремонтных предприятий является использование новых информационных технологий и возможностей системного подхода к организации их работы [1].
В данном случае под системой понимается совокупность двух подсистем — технической, обеспечивающей проведение ремонтных и профилактических работ, и информационной, обслуживающей техническую подсистему.
Структура данной системы представлена на рисунке 1. Она включает в себя подсистему спутникового мониторинга, опирающуюся на технологии GPS, подсистему сбора и оценки
информации, подсистему поиска, прогнозирующую подсистему и подсистему принятия решений. Каждая подсистема выполняет свои определённые функции и является неотъемлемой частью всей системы управления предприятиями технического сервиса (ТС). Так, подсистема сбора и оценки информации необходима для создания базы данных и знаний (БД и БЗ), где хранится информация о методах и средствах проведения ремонтных воздействий, а также о предыстории обслуживаемых машин и механизмов. Кроме того, там может находиться и другая информация, касающаяся предприятия ТС.
Подсистема поиска обеспечивает быстрый поиск необходимой информации по запросу пользователей. В эту подсистему поступает информация о техническом состоянии поступающей на ремонтное предприятие техники, или от системы спутникового мониторинга о возникновении нештатных ситуаций в работе технических средств, находящихся в зоне проведения сельскохозяйственных работ. Посредством специализированного программного обеспечения информация накапливается в данной подсистеме.
Наличие прогнозирующей подсистемы связано с прогнозированием безотказной работы техники при принятии возможного варианта решения по ремонтному воздействию. Базируется данная подсистема на знаниях, которыми
Рис. 1 - Информационная система предприятия ТС
Рис. 2 - Схема управления техническим состоянием машины
располагают специалисты в области ТС сельскохозяйственной техники и которые находятся в базе знаний.
Подсистема принятия решений необходима для оказания помощи ЛПР при выборе окончательного варианта проведения ремонтного воздействия.
На рисунке 2 представлена укрупнённая схема ремонтного воздействия, предусматривающая внедрение элементов новых информационных технологий, в частности использование базы банных и базы знаний специалистов. Это позволит не только отказаться от традиционных носителей информации, но и получать новую, касающуюся вопросов современных методов, средств и подходов к проведению ремонтных воздействий. Кроме того, появится возможность аккумулировать и распространять знания ведущих специалистов.
Рассматривая развёрнутую схему технологического процесса проведения ремонта сельскохозяйственной техники, представленную
на рисунке 3, следует отметить, что процесс ремонтного воздействия сопровождается целым рядом предварительных действий, связанных с обработкой результатов диагностирования, т.е. с обработкой информации. В итоге по результатам анализа неисправностей и имеющейся в базе данных и базе знаний информации определяются варианты решения поставленной задачи. Они подвергаются анализу, по результатам которого принимается конкретное решение по проведению ремонтных воздействий.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий, включая С А Ь Б - тех н о л о г и и, предусматривает создание единой информационной среды, поддерживающей процессы технической эксплуатации сельскохозяйственной техники, и способствует повышению эффективности работы ремонтных предприятий АПК.
Литература
1. Матвейкин И.В., Извозчикова В.В. Методологическое и информационное обеспечение управления предприятиями в период становления информационной экономики. Оренбург: Издательский центр 01АУ, 2011. 168 с.