Новая концепция управления техническим сервисом АПК в период становления информационной экономики
И.В. Матвейкин, к.т.н., Оренбургский ГАУ;
В.В. Извозчикова, к.т.н., Оренбургский ГУ
Проблема принятия решений в системе технического сервиса АПК носит фундаментальный характер, что определяется значимостью решений в деятельности предприятий данного профиля. Независимо от форм ведения сельского хозяйства материально-техническая база АПК всегда представляла собой ту основу, которая обеспечивала наивысшую производительность труда, низкую себестоимость производства основных сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства, минимальные затраты трудовых и энергоресурсов.
Исследования этой проблемы относятся к числу синергетических, поскольку выбор способа действия — это результат согласования различных аспектов: информационного, организационного, экономического, психологического,
математического и других. Скоординированные управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном итоге ведёт к достижению поставленной цели.
При управлении техническим сервисом АПК следует опираться на представление о техническом сервисе как сложной, динамичной, многофункциональной и интеллектуальной системе, включающей в себя информационные, экономические, организационно-технологические и другие компоненты. В настоящее время возникла острая необходимость в адекватной трансформации системы технического сервиса, как ответной реакции на рост неопределённости, нестабильности и динамики внутренних и внешних факторов, а также на резкий спад оснащённости сельского хозяйства техникой и возрастающую роль информации в управлении технологическими и
производственными процессами. Формирование эффективной системы управления техническим сервисом АПК в период становления информационной экономики требует разработки новой концепции развития методологии управления предприятиями. Говоря о реструктуризации системы управления техническим сервисом АПК в период информатизации общества, мы делаем акцент на информационно-синергетический подход к управлению. Синергетический подход даёт возможность осуществить анализ и синтез процессов, протекающих в системе технического сервиса АПК, а в совокупности с информационным подходом сформулировать информационномодульную концепцию и концептуальные основы моделирования в системе управления.
Синергетический подход к управлению с его понятиями неустойчивости, неравновесности,
бифуркации, катастрофы, самоорганизации, аттрактора и другими представляет своего рода системный подход к сложным открытым нелинейным системам, к которым можно отнести современную систему технического сервиса АПК.
Для достижения мощного синергетического эффекта необходимо комплексное решение проблем, начиная с организационной структуры технического сервиса, предложенной авторами [1], и эффективного размещения предприятий, до решения вопросов подготовки специалистов в данной предметной области на основе современнейших информационных технологий.
Сложность и трудоёмкость функций управления техническим сервисом АПК обусловлены разноплановостью процессов, происходящих в данной системе, и значительным увеличением
АРМ директора
АРМ анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности АРМ планирования и прогнозирования
I
уровень
АРМ внутреннего аудита
АРМ главного бухгалтера АРМ бухгалтера по расчётам с бюджетом и внебюджетным фондам Гипертекстовые, юридические, финансовые, бухгалтерские справочные базы
II
уровень
АРМ ведения учёта и формирования отчётности
АРМ бухгалтера аналитического и синтетического учёта АРМ бухгалтера по учёту затрат на производство АРМ формирования финансовых результатов и отчётности
III
уровень
АРМ технологического учёта
АРМ планирования ремонтов АРМ материальнотехнического обеспечения ремонтов АРМ по диагностике неисправностей АРМ сбора текущей информации
IV
уровень
АРМ оперативного управления предприятием
АРМ учёта труда и заработной платы АРМ специалистов расчётной группы АРМ специалистов материальных и нематериальных активов
АРМ сбора и регистрации первичной информации
АРМ первичного материального учёта АРМ инспектора отдела кадров АРМ учёта отработанного времени и выработки рабочих АРМ диспетчера АРМ склада
V
уровень
VI
уровень
Рис. 1 - Организационная структура информационной системы управления предприятием технического сервиса на основе АРМ специалистов
объёма экономической и научно-технической информации, являющейся основным проводящим каналом и связующим звеном между наукой и сельскохозяйственным производством.
В период становления информационной экономики необходимым условием обеспечения эффективности принимаемых решений является всестороннее использование информации. Информацию с требуемым уровнем достоверности, оперативности и т.д. призвана предоставить система автоматизированного учёта и контроля всей деятельности предприятия, основанная на использовании новейших технологий сбора, обработки, хранения и представления информации. Причём для получения синергетического эффекта компьютеризация производственной и управленческой деятельности должна основываться на комплексе автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов (рис. 1), организованных по модульному принципу и интегрированных в единую региональную информационную систему.
Система АРМ экономических служб уровней I, II, III и V может базироваться на готовых, хорошо зарекомендовавших себя программных продуктах, таких как «1С-предприятие», «1С-бухгалтерия». Создание же системы АРМ технологического учёта и АРМ первичной обработки информации требует инновационных подходов к их разработке и организации, поскольку они должны учитывать специфику деятельности того или иного предприятия АПК.
Прогнозы развития, обоснование рационального размещения службы технического сервиса сельского хозяйства и его специализации на региональном уровне не получили необходимой научной проработки и не стали основой деятельности местных органов управления. Из-за коренных изменений в организационноструктурном, хозяйственном и производственнотехнологическом планах аграрного сектора требуются определённые коррективы методик оптимизации размещения ремонтно-обслуживающих предприятий технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), разработанных в различное время в СССР. По этим методикам предусматривалось заранее запланированное обслуживание техники. Объём работ определялся для каждого района, и на основе этого находили зону действия ремонтно-обслуживающих предприятий. Такая форма характерна для условий плановой экономики, а в условиях рыночной экономики обязать фермера направлять технику на ремонт на конкретное предприятие невозможно. Поэтому первой задачей при разработке математических моделей, позволяющих определять и обосновывать оптимальные размеры и состав таких предприятий, является учёт конкретной ситуации в отрасли в пределах региона. Главное при этом — максимальное удовлетворение потребностей за-
казчиков, обеспечение минимальных суммарных затрат на ремонт техники, повышение качества ремонта, создание централизованной базы, снижение трудоёмкости и себестоимости ремонта.
Второй важной задачей является решение проблемы рациональной загрузки предприятий ТО и Р сельскохозяйственной техники, при этом главными факторами снижения затрат при обеспечении требуемой надёжности работы сельскохозяйственной техники выступают величина и сроки их планово-предупредительного и текущего ремонтов.
Наиболее эффективным, с экономической точки зрения, является ремонт сельскохозяйственной техники непосредственно перед накоплением в ней серьезных дефектов, либо делающих последующую её эксплуатацию невозможной, либо ведущих к ремонтонепригод-ности. Выбор данного момента времени невозможен без использования методов прогнозирования состояния сельскохозяйственной техники с применением нечётких временных моделей.
Согласно статистике, примерно 60% отказов сельскохозяйственной техники приходится на время напряжённой работы (посевная и уборочная кампании). При этом продолжительность простоя производственных мощностей может составлять две недели и больше. Как следствие, отказы сельскохозяйственной техники наносят значительный ущерб финансовому состоянию хозяйства.
Выходом из сложившейся ситуации может быть разработка и применение систем управления процессом массового обслуживания сельскохозяйственной техники. Как показал зарубежный опыт и проведённые авторами исследования, при массовом использовании подобных систем возможно снижение убытков от простоя сельскохозяйственной техники в 2—3 раза и снижение затрат на его эксплуатацию на 10—15%.
Третьей немаловажной задачей является организация материально-технического обеспечения ремонта сельскохозяйственной техники.
Несмотря на значительное увеличение количества приобретаемой сельхозтехники и оборудования, по сравнению с 2005 г. общий уровень обеспеченности техникой в 2010 г. продолжает снижаться из-за массового списания старой техники: кормоуборочных комбайнов — на 45%, зерноуборочных — на 18%, тракторов — на 30%. При этом количество приобретаемых запасных частей выросло на 67% и свидетельствует о том, что сейчас поддержание основной техники в работоспособном состоянии зависит от слаженного обеспечения запасными частями и ремонтными материалами [2], спрос на которые должен формироваться снизу — потребителями, которые в свою очередь должны иметь возможность планировать потребность в запасных частях, рацио-
Рис. 2 - Структура АРМ в системе технического сервиса АПК
нально используя оборотные средства, повышая эффективность эксплуатации техники. В связи с этим вопросы по прогнозированию поставки партий запасных частей по срокам, номенклатуре и количеству являются для всех участников рынка весьма актуальными и требуют теоретического и экспериментального обоснования.
Четвёртой проблемой становится создание качественной системы диагностирования технических средств.
Многочисленные исследования показывают, что обеспечение минимальных затрат на ТО и Р сельскохозяйственной техники (с учётом потерь от простоев или при заданной готовности) возможно по мере реализации плановопредупредительной стратегии ТО и Р, дополненной рациональным использованием средств диагностирования с целью выявления развивающихся предотказных состояний, предотвращения отказов путём профилактических замен деталей, а также для оценки целесообразности
и необходимого объёма ремонтных воздействий в конкретный момент времени.
В последнее время на сельскохозяйственной технике ведущих западных фирм широко используются бортовые электронные средства (БЭС), выполняющие функции контроля, регулирования или автоматического управления различными системами и механизмами технического средства, а также обеспечивающие оператора необходимой информацией. На выпускаемых в настоящее время отечественных (СНГ) тракторах и комбайнах подобные средства не применяются, однако большинство тракторных заводов рассматривают возможность установки БЭС на своих перспективных мощных моделях. В связи с этим целесообразно использование интеллектуальных информационных систем для решения комплекса задач диагностирования технического состояния сельскохозяйственной техники.
На основе предложенных выше подходов к решению задач технического сервиса АПК, направ-
ленных на улучшение ремонтно-технического обслуживания сельскохозяйственной техники и использование информационно-модульной концепции, предложена структура АРМ технологического учёта в системе технического сервиса АПК, представленная на рисунке 2.
Точности оценки технического состояния сельскохозяйственных машин специалистами-диагностами должно способствовать повышение квалификации, доступ к новой и разнообразной информации по технической диагностике. Но специалисты, проживающие в сельской местности, часто не имеют возможности оперативно получать новую необходимую им информацию и повышать свою квалификацию, не отрываясь от работы на длительные промежутки времени.
В настоящее время в этом им может помочь дистанционное обучение, которое имеет такие положительные стороны, как более дешёвый и быстрый способ обучения, а при правильной его организации ещё и более качественный и эффективный, чем обычный, так как время обучения сокращается в этом случае на 35—45%, а скорость запоминания материала возрастает на 15—25% [3]. При этом дистанционное обучение позволяет сократить дополнительные расходы,
связанные с арендой помещений и проездом к месту обучения. Однако сейчас удалённое обучение в сельском хозяйстве почти не затронуто разработчиками курсов дистанционного обучения, и специалисты не имеют возможности получать необходимую им информацию удобным для себя способом.
Таким образом, следует отметить, что только при совокупном решении всех вышеперечисленных задач с реализацией информационносинергетического подхода к управлению техническим сервисом АПК, основанного на формировании новых управленческих отношений и теоретических моделей, открытости системы и использовании современных достижений в области информационных технологий, удастся совершенствовать систему технического сервиса, являющуюся неотъемлемым элементом поддержания стабильных темпов развития производства продукции в регионе.
Литература
1. Извозчикова В.В., Матвейкин И.В. Совершенствование технического сервиса сельскохозяйственных машин на основе информационного обеспечения // Техника в сельском хозяйстве. 2008. №3. С. 23-26.
2. Новости Министерства сельского хозяйства... // URL: http:// www.mcx.ru.
3. Электронное обучение 2008: эффективность и результативность // URL: http://www.elearnexpo.ru.