Научная статья на тему 'Пути совершенствования психологической диагностики профессионально значимых качеств личности пилота гражданской авиации как фактор повышения безопасности полетов'

Пути совершенствования психологической диагностики профессионально значимых качеств личности пилота гражданской авиации как фактор повышения безопасности полетов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
666
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL-SIGNIFICANT QUALITIES OF THE PERSON / ПИЛОТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / CIVIL AVIATION PILOT / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / FLIGHT SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суханов Даниил Артемович, Славинская Юлия Валентиновна

Несмотря на непрерывное усовершенствование авиационной техники в области ее автоматизации и компьютеризации, мы наблюдаем неукоснительный рост требований, предъявляемых к летному персоналу, работающему на борту воздушного судна и, в первую очередь, к пилоту. Вместе с тем, современный анализ авиационных катастроф указывает на прямую связь между состоянием здоровья (как физического, так и психологического) пилотов и безопасностью полетов. Таким образом, становится очевидным тот факт, что успешная профессиональная подготовка летного персонала невозможна без учета тех профессионально значимых индивидуально-психологических качеств, которые ее обеспечивают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Суханов Даниил Артемович, Славинская Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования психологической диагностики профессионально значимых качеств личности пилота гражданской авиации как фактор повышения безопасности полетов»

Таким образом, даже по результатам, полученным на наших немногочисленных выборках,

мы видим статистически подтвержденную значимость различий между пилотами и

диспетчерами как в плане их индивидуально-психологических характеристик, так и при оценке

когнитивных функций обследуемых.

Список литературы / References

1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 Т. М., 1982.

2. Анцупов Б.Д. Основы организации летной работы и обеспечения безопасности полетов: метод. пособие. Ставрополь, 1993. 64 с.

3. Бовин Б.Г., Кокурин А.В. Диагностика профессионально значимых качеств сотрудников спецподразделений Минюста России на основе экспертной оценки // Юридическая психология. № 2. 2006.

4. Бодров В.А. и др. Психологический отбор летчиков и космонавтов., М., 1984.

5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособие для вузов. М. ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

6. Бодров В.А. Основные принципы разработки системы психологического отбора операторов и его проведения. В кн. Проблемы формирования профпригодности специалистов. М., 1985.

7. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность // Психологический журнал, 1981. № 2.

8. БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 2002.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПИЛОТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ КАК ФАКТОР

ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ Суханов Д.А.1, Славинская Ю.В.2 Email: [email protected]

'Суханов Даниил Артемович - магистрант, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет;

2Славинская Юлия Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент, психолог, Центральная врачебно-летная экспертная комиссия центральной клинической больницы, гражданской авиации, г. Москва

Аннотация: несмотря на непрерывное усовершенствование авиационной техники в области ее автоматизации и компьютеризации, мы наблюдаем неукоснительный рост требований, предъявляемых к летному персоналу, работающему на борту воздушного судна и, в первую очередь, к пилоту. Вместе с тем, современный анализ авиационных катастроф указывает на прямую связь между состоянием здоровья (как физического, так и психологического) пилотов и безопасностью полетов. Таким образом, становится очевидным тот факт, что успешная профессиональная подготовка летного персонала невозможна без учета тех профессионально значимых индивидуально-психологических качеств, которые ее обеспечивают. Ключевые слова: психология, профессионально-значимые качества личности, пилот гражданской авиации, безопасность полетов.

WAYS OF IMPROVEMENT OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE PERSONALITY OF THE PILOT OF CIVIL AVIATION, AS A FACTOR IN IMPROVING SAFETY Sukhanov D.A.1, Slavinskaya Ju.V.2

'Sukhanov Daniil Artemovich - Graduate student, DEPARTMENT OF EXTREME PSYCHOLOGISTS, OF MOSCOW STATE UNIVERSITY OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION;

2Slavinskaya Julia Valentinovna — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychologist, PSYCHOLOGIST CENTRAL MEDICAL-FLIGHT EXPERT COMMITTEE OF THE CENTRAL CLINICAL HOSPITAL OF CIVIL AVIATION, MOSCOW

Abstract: despite the continuous improvement of aviation technology in the field of automation and computerization, we are seeing the strict growth requirements offlight staff aboard the aircraft and, primarily, to the pilot. However, modern analysis of aviation accidents indicates a direct link between health (both physical and psychological) pilots and flight safety. Thus, it becomes obvious the fact that the successful training of flight personnel is impossible without consideration of those professionally important psychological qualities it provide.

Keywords: psychology, professional-significant qualities of the person, a civil aviation pilot, flight safety.

УДК 159.9.07

Несмотря на непрерывное усовершенствование авиационной техники в области ее автоматизации и компьютеризации мы наблюдаем неукоснительный рост требований, предъявляемых к летному персоналу, работающему на борту воздушного судна и, в первую очередь, к пилоту.

Одним из основных направлений обеспечения безопасности полетов становится психологическое освидетельствование летного персонала как оценка профессионально-значимых качеств в рамках врачебно-летной экспертизы (ВЛЭ).

Несмотря на широкое использование методов психологической диагностики, проблема качественной оценки профессионально значимых качеств пилотов продолжает оставаться в высшей степени актуальной. В последние десятилетия прошлого века велись фундаментальные исследования возможности психологической диагностики профессионально-значимых качеств личности пилота ГА в рамках деятельности ГосНИИГА и экспериментальными исследованиями были охвачены все основные регионы бывшего СССР, в постсоветский период все работы были свернуты и многие ценные наработки незаслуженно забыты.

Таким образом, становится очевидным необходимость как возрождения незаслуженно забытых подходов к оценке личности пилота ГА, так и совершенствования этих методов с учетом требований современности.

В наш век компьютеризации, когда, с одной стороны, компьютерная техника становится все более доступной (и по финансам, и по общей подготовленности сотрудником), а с другой -увеличиваются возможности хранения и обмена информацией в электронном формате, раскрываются огромные возможности объединения всей имеющейся у психолога информации в каком-то едином электронном формате.

Рассматривая возможности оболочки «Psychometric Expert» в организации психодиагностического исследования профессионально значимых качеств личности летного персонала ГА, необходимо заметить то, что попытки реализации подобных идей возникали и ранее. Они получили достаточно распространенное название АРМ-П (Автоматизированное рабочее место психолога) и предлагали достаточно разнообразные функции, которые, однако, объединялись одним общим недостатком: предлагая свои сильные программные возможности, упускали из виду другие. Так, хорошие ресурсы хранения информации сочетались с отсутствием возможности ее доработки под специфику заказчика; возможность учета специфики заказчика осложнялась малым перечнем предлагаемых методик, интерпретации диагностических методик, а большое количество предлагаемых методик «грешило» отсутствием их словесной интерпретации. Отдельной проблемой стоит потребность практических психологов в хотя бы частичной автоматизации подготовки заключения.

Прохождение практики на базе ЦВЛЭК ГА, участие в эксперименте по ведению единой базы данных освидетельствований летного персонала на базе многофункциональной психодиагностической оболочки «Psychometric Expert», анализ действующего «Руководства по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава Гражданской Авиации РФ», утвержденного в 2001 г. и регламентирующего деятельность авиационного психолога в рамках психологического освидетельствования в структуре ВЛЭК ГА, а также опыт организации собственного эмпирического исследования, позволили сформулировать предложения по усовершенствованию психологического освидетельствования как системы оценки профессионально значимых качеств личности пилота ГА.

Рассмотрим, как эти и многие другие возможности обеспечения рабочего места авиационного психолога могут быть разработаны в многофункциональной открытой оболочке «Psychometric Expert».

Организация рабочего места авиационного психолога начинается с создания блоков (батарей) психодиагностических методик, применяемых для оценки профессионально значимых качеств обследуемого авиационного персонала [2, с. 78].

При выделении курсором интересующей нас методики мы можем ознакомиться с ее подробным описанием (которое, кстати, мы можем сформулировать по своему усмотрению).

Важно понимать, что данная программа не случайно звучит как «открытая психодиагностическая оболочка» - в этом ее основное преимущество по сравнению с многочисленными аналогами: мы можем добавлять в нее, через «Конструктор методик», те тесты, которые нам нужны в работе, но еще не были реализованы в программе ранее. Причем, мы можем разработать, в случае необходимости, тест полностью, а можем остановиться лишь на той его части, которая позволяет фиксировать уже обработанные в других системах данные.

На следующем этапе создания рабочего места авиационного психолога ГА создается непосредственно база обследуемых лиц. При этом, как мы видим на Рис. 4, психолог располагает возможностью вести единую базу, но за счет ресурсов программы и фиксации необходимой информации он так же может сделать запрос по любому из учитываемых им признаков обследуемого контингента. Так, в ходе нашего эмпирического исследования мы создавали «Динамические группы» «Пилот» и «Диспетчер». Интересно, что программа самостоятельно выбрала из своей базы лиц, которые уже проходили обследование до начала эксперимента и удовлетворяли нашим требованиям.

Регистрация обследуемого в программе предполагает заполнение так называемой «Формы обследуемого», которую авиационный психолог разрабатывает самостоятельно с учетом специфики анализируемой информации. Имея ввиду реализацию основной задачи -диагностика профессионально значимых качеств пилота ГА - авиационный психолог должен предусмотреть все необходимые для анализа характеристики обследуемого. Именно по этим характеристикам можно будет в дальнейшем осуществлять статистический анализ, доказывающий научную значимость выявляемых параметров оценки или целесообразность применения той или иной методики. В нашем случае это: ФИО, полная дата рождения, образование, категория (пилот, диспетчер, бортпроводник, абитуриенты др.), национальность (родной язык). Так же мы предлагаем фиксировать информацию организационного характера: дата обследования; психолог, проводящий обследование - в этом случае мы всегда сможем в любой момент ознакомить с прежними результатами на данного обследуемого, а так узнать, какой именно специалист его освидетельствовал. Кроме того, в качестве эксперимента, мы предлагаем фиксировать такую информацию на летный состав как стаж летной деятельности; налет часов; тип воздушного судна; компания, в которой летает обследуемый; его профессиональный статус (линейный пилот или пилот коммерческой авиации, второй пилот или командир воздушного судна и др.) [9].

Подобная информация имеет ценность с точки зрения как минимум двух направлений:

1. Принятие решения об отсутствии отклонений от допустимой нормы и качеств, препятствующих выполнению профессиональных обязанностей, принимается на основании действующего руководства. Но авиационный психолог всегда должен учитывать более точную информацию: уровень требований компании, интенсивность и дальность полетов; тип воздушного судна, налет часов - как профессиональный опыт и т.д.

2. Наличие информационной базы, доступной для статистической обработки, заметно выигрывает, если она может «посмотреть» закономерности распределения параметров в зависимости от узкопрофессиональных характеристик.

Например, мы можем проанализировать выраженность профессионально значимых качеств летного персонала с учетом стажа; налета; учебного заведения, где проходил обучение; сравнить преобладающие качества второго пилота и пилота КВС и т.д.

Уточним: в рамках данного исследования мы не пошли по этому пути по причине малочисленности выборки, представляющей ту или иную категорию.

Таким образом, разработанная нами единая база данных обследуемых позволяет:

1. Проводить обследования и контролировать динамику возможных изменений профессионально значимых качеств того или иного обследуемого;

2. Обращаться к методам статистического анализа имеющихся данных без каких-либо дополнительных процедур.

3. Автоматизировать большую часть итогового заключения на обследуемого.

4. Объединить в единой среде информацию об обследованиях во всех ВЛЭК и сделать ее доступной к анализу при каждом очередном освидетельствовании.

Список литературы / References

1. Бутузова Е.А. Становление профессионально важных качеств курсантов вуза гражданской авиации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бутузова Екатерина Александровна; [Место защиты: Ульяновский государственный университет]. Ульяновск, 2016.

2. Гератеволь 3. Психология человека в полете. М., 1956.

3. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М. МГУ, 1992.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.

5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976.

6. Платонов К.К. Психология летного труда. М.: Воениздат, 1974.

7. Покровский Б.Л. Летчику о психологии. М.: Воениздат, 1974.

8. Принципы комплексной оценки «напряженности труда» и «рабочего напряжения» при умственных видах деятельности. Методические рекомендации. М., 1986.

9. Психофизиологическое исследование пилотов ГА в целях совершенствования экспертизы профессиональной пригодности. Автореф. на соиск. к.п.н. Рудовский А.А. М., 2003.

СЕКСУАЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Огаркова Е.С. Email: [email protected]

Огаркова Екатерина Сергеевна — магистрант, профиль: психология личности, кафедра общей психологии и социальных коммуникаций, Сочинский государственный университет, г. Сочи

Аннотация: в статье анализируется психологический феномен сексуальности, многоаспектность понятия сексуальности и многокомпонентность образования сексуальности в жизни человека, приводится краткий анализ исследований данной темы. Проводится анализ исследований сексуального сценария и аккумуляции сексуального стимула, энергии сексуального возбуждения. Анализируется процесс формирования сексуального сценария и его роли в жизнедеятельности человека. Краткий анализ психофизиологического функционального состояния при сексуальном возбуждении.

Ключевые слова: сексуальность, феномен сексуальности, аккумуляция сексуальности, сексуальный сценарий, многоаспектность сексуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.