DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_157 УДК 378.6
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Губжоков Анзор Хадисович,
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, Нальчик, Россия, [email protected]
В статье проанализированы модули обучения, направленные на повышение качества и совершенствование методов обучения в образовательных организациях МВД России. Отмечается важность повышения качества образования, приобретения обучающимися необходимых практических и теоретических знаний.
Ключевые слова: модуль обучения; качество образования; отбор на службу.
UDC 378.6
WAYS TO IMPROVE EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS
OF RUSSIA
Gubzhokov Anzor H.,
Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia, [email protected]
The article analyzes training modules aimed at improving the quality and improving teaching methods in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The importance of improving the quality of education, acquiring the necessary practical and theoretical knowledge by students is noted. Keywords: training module; quality of education; selection for service.
Органы внутренних дел России призваны не только бороться с преступностью, но и обеспечивать конституционные права человека и гражданина, которые без механизма защиты и регулирования просто не смогут работать физически. Процесс обучения сотрудников МВД России должен основываться на выработке необходимых правовых механизмов, которые сотрудники будут применять в работе. Кроме этого, важным моментом является повышение качества образования, приобретение обучающимися необходимых практических и теоретических знаний. Последние должны быть актуальными и не отставать от быстро меняющегося законодательства и социальных норм.
В процессе проявляются различные направления обучения, которые могут потребоваться обучающимся в дальнейшей службе. Это не только правоотношения, непосредственно касающиеся выполнения сотрудником служебных задач, но и отношения государства, органов власти, граждан, которые возникают в системе государственных органов. Законодательство предусматривает сегментарный подход, так как он, по сути, неизбежен и связывает разные государственные институты воедино [5].
Если основывать модель административно-правового статуса полицейского на модульном принципе, то стоит взять за основу
три модуля. Это позволит создать наиболее объективную теоретическую систему, которая будет правильно отражать суть вопроса и его компетенцию. Обучающийся может участвовать в разного рода правоотношениях, поэтому их характер играет роль. В зависимости от него выбирается и модуль. Он может быть властный, служебный или образовательный. За счет этого можно увидеть теоретическую модель административно-правового статуса сотрудников органов внутренних дел.
Проанализировав модули, можно понять, как будет выглядеть юридическая конструкция с точки зрения научного обоснования. Правовой статус реализуется как в совокупности факторов, так и в отдельных сегментах, которые могут существовать независимо друг от друга. Наличие теоретической модели позволяет понять, какое место каждый модуль занимает в системе, какое влияние на нее оказывает.
Служебный модуль - это сама работа органов внутренних дел, осуществление службы полицейскими. Он является основным для данного государственного органа, так как в целом определяет его работу. Содержание государственной службы отражается в теории административного права. Однако каждый элемент государственно-служебных отношений занимает в системе отдельное место. Он включает в себя разнообразные юридические факторы, определяющие его административно-правовой статус. При обучении важно учитывать и иерархическую систему внутри органов внутренних дел.
Теория административного права, касающаяся прохождения государственной службы, включает следующие этапы [2; 6]:
- Поступление кандидата на службу.
- Аттестация.
- Присвоение специальных званий.
Предусмотрены и дополнительные элементы:
- Поощрение.
- Привлечение к ответственности.
- Прекращение службы.
Первые два пункта носят факультативный характер, они могут возникать или не возникать в процессе несения службы конкретным лицом. Например, при нарушении каких-либо требований полицейский может быть при-
влечен к дисциплинарной ответственности. Но такая ситуация может не возникнуть за весь период несения службы, если сотрудник качественно исполняет свои обязанности. Поощрение - более часто встречающаяся форма взаимодействия руководства и личного состава, оно может быть выражено в разных формах, например премии, грамоты и т. д.
Последний пункт неизбежен. Сотрудник может уволиться по собственному желанию, выйти на пенсию, прекратить службу связи с плохим состоянием здоровья или быть уволен по какой-либо статье ТК РФ или в связи с вступившим в силу решением суда. Например, увольнение случится, если судом был вынесен приговор за совершенное преступление, и было решено запретить осужденному занимать должности в государственных органах.
Учебные заведения МВД России ведут целевой набор кандидатов на обучение. Они профессионально отбираются, как и сотрудники, поступающие на службу, через отделы кадров. Кандидат может быть направлен на обучение территориальным органом внутренних дел. Это значит, что он будет взаимодействовать не только с образовательной организацией, но и с направившим его отделом.
Государство также может формировать заказ на подготовку определенного числа обучающихся. Это определяет специфику работы образовательных учреждений. Они должны привлечь достаточное количество кандидатов, которые подойдут для дальнейшего прохождения службы, и подготовить квалифицированные кадры, которые будут справляться с поставленными перед ними задачами.
При процедуре зачисления обучающегося возникают первые правоотношения между ним и государственными органами. Им предшествует процесс комплектования кадров, которым занимается МВД России. Эта процедура имеет много общего с зачислением сотрудников на государственную службу через отделы кадров. В любом случае кандидат должен пройти определенные ступени фильтрации, подойти по здоровью, в противном случае он не может быть принят на государственную службу.
Из-за этого правовой статус кандидата имеет некоторые особенности: он не может совпадать с наемным работником негосударственных структур, от которого не требуется соответствие определенным параметрам. Кроме этого, будущий полицейский изучается не только с точки зрения пригодности к службе по состоянию здоровья, но и проходит оценку по профессиональному уровню. Это не только разнообразные тесты, но и наличие соответствующего образования или желания его получить. Потенциальный кандидат на службу должен иметь определенную квалификацию, ниже которой отбор пройти не получится [3]. Уже зачисленные обучающиеся не только проходят обучение, но и постоянно тестируются на профессиональное соответствие. Таким образом удается оценить их перспективность и профессиональный рост. Обучающиеся должны научиться осуществлять функции управления, иметь возможность профессионального роста, самостоятельного обучения.
Для того чтобы кандидат был зачислен в образовательное учреждение МВД России, он должен пройти вступительные испытания. Это не только экзамены, которые предлагается сдавать в негражданских вузах, но и соответствие определенным физическим параметрам. Например, потребуется сдать физическую подготовку, пройти ВВК, сдать экзамен по русскому языку.
Для того чтобы у кандидата появился стимул развивать свои достижения, требуется ранжирование результатов. При сравнении своих результатов с другими у кандидата просыпается соревновательный дух, и он старается выложиться на сто процентов. Этот же принцип действует и при обучении обучающихся. При поступлении преимущество будет отдано тому кандидату, который сможет набрать больше баллов. Если мест хватает, может быть зачислено больше кандидатов, но те, у кого больше баллов, займут более высокое место.
Отбор на службу - это часть служебного модуля. Должность обучающегося конкурсная. Однако она уже является служебной составляющей и имеет собственный правовой статус. Кроме этого, обучающийся в будущем станет участником аттестации. Она проявляется в нескольких, связанных между собой
формах. В первую очередь, аттестация - это способ понять, насколько обучающийся усвоил материал и готов к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел. Во-вторых, это определенная законом процедура, которая определяет уровень образования обучающегося. Существует промежуточная и итоговая аттестация.
В отличие от действующих сотрудников, для обучающихся существует более строгая система отбора. Поэтому при низкой успеваемости, неспособности пройти аттестацию, других основаниях с ними могут быть прекращены служебные отношения. Например, обучающийся не может пропустить промежуточную аттестацию, не имея для этого уважительной причины. Его могут отчислить, если он не сможет сдать какую-либо дисциплину (здесь работает тот же принцип, что и со студентами гражданских вузов).
Вторая проблема заключается в том, что обучающийся участвует в служебных отношениях. Он вовлечен не только в учебный процесс, но и в процесс несения службы. Обучающиеся могут входить в наряд, нести дежурство, убирать территорию. При этом им нужно посещать учебные занятия. Из-за нехватки времени становится невозможным исполнение требований ст. 53 Закона «О службе в органах внутренних дел», где рабочее время ограничено 40 часами в неделю. При этом обучающийся не имеет права на предоставление компенсации за переработку, так как является учащимся. Ему не полагаются выплаты или дополнительные дни отпуска.
Ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет за обучающимися право посещать одновременно разные учебные заведения и получать образование параллельно [1]. Они могут также быть задействованы на работе. Если рассматривать особенности прохождения обучающимися государственной службы, то можно заметить, что она не предусматривает освобождение от основных обязанностей для прохождения обучения в образовательной организации. Это касается и занятий в другом образовательном учреждении.
Обучающийся может воспользоваться академическим отпуском, право на который
закреплено в п. 12 рассматриваемого выше закона. Доступным такой отпуск станет в следующих случаях:
- Призыв на военную службу.
- Невозможность прохождения обучения по медицинским показаниям.
- Прочие уважительные причины.
Однако стоит отметить, что обучающиеся
в образовательных учреждениях МВД России не смогут воспользоваться академическим отпуском. Этому препятствует законодательство, связанное со службой в органах внутренних дел. Дело в том, что обучающийся уже является сотрудником, поэтому для него реализация права на академический отпуск невозможна. Если обучающийся запрашивает академический отпуск, теоретически может быть приостановлена его учеба, однако служба в органах внутренних дел должна продолжаться. В служебном законодательстве такой возможности не предусмотрено.
Оценивая сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод о том, что права обучающихся как учащихся несколько урезаны. Если студент гражданского вуза может воспользоваться академическим отпуском, то у
обучающегося института МВД России такой возможности нет. Он связан служебными отношениями с организацией, которая предоставляет ему работу и возможность обучения. Эти две линии отношений сопряжены друг с другом, поэтому исключают некоторые возможности, имеющиеся у студентов, не проходящих службу в органах [4].
Если полицейский одновременно со службой учится в гражданском вузе, например это действующий сотрудник, который получает дополнительное образование, у него будет возможность воспользоваться академическим отпуском, однако также не будет возможности приостановить прохождение службы в МВД России. Не выходить на работу такой сотрудник может только в случае увольнения, отпуска, декретного отпуска или больничного.
Изучение всех трех модулей с теоретической точки зрения позволяет не только понять структуру работы органов внутренних дел и образовательных организаций МВД России, но и разобрать существующие в них внутренние проблемы, выделить особый правовой статус обучающегося ведомственных вузов.
Список источников _
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.08.2023).
2. Бутиков А. И. Пути совершенствования практического обучения в образовательных организациях МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2 (90). С. 151-157.
3. Коблов Ф. Ч. Совершенствование профессионального обучения рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел в условиях региона : дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 285 с.
4. Коблов Ф. Ч., Хадиков Р. Ш. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 47. С. 15-19.
5. Мальцева О. А., Бондарев А. А. Совершенствование профессионального обучения в образовательных организациях МВД России: монография. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2020. 96 с.
6. Нагоева М. А. Формирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения, как условие повышения качества их подготовки // Межотраслевые исследования как основа развития научной мысли : сборник статей международной научно-практической конференции. 2019. С. 103-104.
References -
1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 No. 273-FZ. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174 / (date of address: 01.08.2023).
2. Butikov A. I. Ways of improving practical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. No. 2 (90). Рр. 151-157.
3. Koblov F. C. Improvement of professional training of ordinary and junior commanding officers of internal affairs bodies in the conditions of the region: dis. ... candidate of pedagogical Sciences. Vladikavkaz, 2015. 285 p.
4. Koblov F. Ch., Khadikov R. Sh. On the issue of improving the professional training of employees of internal affairs bodies during the period of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. Vol. 47. Рp. 15-19.
5. Maltseva O. A., Bondarev A. A. Improvement of vocational training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: monograph. Orel: ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2020. 96 p.
6. Nagoeva M. A. Formation of self-educational activity of university students in the learning process as a condition for improving the quality of their training. Intersectoral research as a basis for the development of scientific thought: a collection of articles of the international scientific and practical conference. 2019. Pp. 103-104.