Аграрный вестник Урала № 2 (108), 2013 г.
Экономика
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА УРОВНЕ РЕГИОНА
А. В. ГРИГОРЬЕВ, 428003, г. Чебоксары,ул. К. Маркса, д. 29; аспирант, тел.: 89053427900;
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия e-mail: [email protected]
Положительная рецензия представлена В. Г. Федоровым, доктором сельскохозяйственных наук, профессором кафедры организации аграрного производства Чувашской государственной сельскохозяйственной академии.
Цель и методика исследований.
Признание государством в 2005 г. развитие отрасли сельского хозяйства и АПК в целом одним из четырех приоритетных национальных проектов, преобразованное в последующем в Государственную программу развития сельского хозяйства, способствовало эффективному объединению сил и средств на развитие отрасли. Так, относительно 2005 г. производство зерна в России выросло на 21,1 %, картофеля — 16,2 %, овощей — на 29,5 %, сахарной свеклы — на 123,9 %, мяса скота и птицы — на 41,9 %, молока — на 1,8 %.
Такие результаты, несомненно, связаны с увеличением объемов государственной поддержки отрасли, ростом кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализуемыми мерами защиты российского рынка от импорта, совершенствованием льготного налогообложения в отношении сельхозтоваропроизводителей и т. д.
Целью нашего исследования является выявление путей повышения эффективности сельскохозяйственного производства за счет совершенствования мер государственной поддержки из регионального бюджета.
Для реализации указанной цели предполагается обобщить существующий опыт Чувашской Республики по государственной поддержке сельскохозяйственного производства, выявить направления, доказавшие свою эффективность, изучить новые формы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
В исследовании использованы следующие методы: сравнения, элеминирования, абстрактно-логический, экономико-статистический и другие.
Результаты исследований.
Реализуемая в регионах государственная аграрная политика основана на принципах и методах, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства, с небольшой вариацией с учетом особенностей разных регионов. Так, например, в Чувашской Республике с учетом специфики региона большой упор сделан на кредитование малых форм хозяйствования, развитие хмелеводства, сохранение и повышение плодородия почв, вовлечение в сельскохозяйственных оборот ранее неиспользуемой пашни:
— более 80 тыс. кредитов выдано малым формам хозяйствования с начала реализации национального проекта «Развитие АПК» на сумму около 15 млрд руб.. кредитами воспользовались более 37 % личных подсобных хозяйств республики;
— с учетом того, что в республике возделывается более 90 % российского хмеля, предусмотрены меры государственной поддержки хмелеводства из регионального бюджета (субсидирование за реализованную продукцию, возмещение части затрат на при-
— в целях предотвращения от выбытия из сельскохозяйственного оборота сельхозугодий проводятся агрохимические мероприятия за счет средств регионального бюджета (возмещается до 80 % от затрат), а также предоставляются субсидии из регионального и местных бюджетов на вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.
Государственная программа развития сельского хозяйства и развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (далее по тексту — Госпрограмма до 2020 г.) принята с учетом вступления России в ВТО, в связи с чем меры государственной поддержки сельского хозяйства кардинально изменены относительно действующей Госпрограммы [1]. Так, отдельные меры государственной поддержки как субсидирование части затрат на приобретение удобрений, средств защиты растений и ряд других направлений, относящиеся к прямым видам поддержки растениеводства, начиная с 2013 г. будут трансформированы в «несвязанную поддержку» доходов сельхозтоваропроизводителей [2]. На последнее в федеральном бюджете на 2013 г. предусмотрено 15,2 млрд руб. или чуть более 200 руб. в расчете на 1 га всей посевной площади в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах в среднем по России. В таком случае говорить о существенности данного вида поддержки в повышении доходности сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства не приходится, так как он покрывает не более 2 % от затрат в условиях Чувашской Республики.
Выводы. Рекомендации.
Такое резкое снижение государственной поддержки может негативно повлиять на финансовое положение и инвестиционную активность сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем в целях снижения указанных рисков необходимо сохранение отдельных видов государственной поддержки из регионального бюджета без привязки к федеральной.
Так, в Чувашской Республике доказали свою эффективность такие виды господдержки сельскохозяйственных товаропроизводителей из республиканского бюджета как мероприятия в области плодородия почв, субсидирование приобретения минеральных удобрений и средств защиты растений, поддержка элитного семеноводства, стимулирование введения в оборот залежных земель и др., относящиеся к так называемой «связанной поддержке» в рамках условий ВТО. Сохранение указанных направлений государственной поддержки за счет средств регионального бюджета и тиражирование их на другие регионы России позволит сделать отечественную сельхозпродукцию конкурентоспособным, сельскохозяйственное производство — инвестиционно привлекательным.
обретение посадочного материала, закладке и уходу за насаждениями);
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продук ции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
2. Официальный сайт Минсельхоза России. URL : http://www.mcx.ru/news/news/show/6615.78.htm.
www.m-avu.narod.ru
www.avu.usaca.ru