ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
Пути совершенствования инновационной деятельности
в нефтяной промышленности
Азербайджана
В статье анализируется технико-технологическое состояние нефтяной промышленности Азербайджана; оценивается степень ее инвестиционной обеспеченности, организация инновационной деятельности; выявляются резервы и предлагается комплексы организационно-экономических мер по их рациональному использованию.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс; инновационные технологии; совершенствование; инновационные проекты.
А. Г. Гусейнов,
к. э. н, ст. преподаватель кафедры экономики промышленности и менеджмента, Азербайджанский технический университет, Республика Азербайджан
e-mail: [email protected]
В условиях глобализации экономики проблема эффективного развития нефтегазового комплекса Азербайджана весьма актуальна, поскольку страна продолжает целенаправленную деятельность по вхождению в число наиболее успешных экономик мира в ближайшем будущем. На протяжении многих десятилетий нефтегазовая сфера является ключевой в экономике Азербайджана. Впервые в мире именно в Азербайджане начата добыча нефти на промышленной основе. История освоения морской добычи нефти и газа также связана с этой страной. С момента освоения нефтяных и газовых месторождений в республике добыто 1,6 млрд т нефти и порядка 600 млрд м3 газа. Объем доказанного запаса нефти и газа огромен и его хватит на многие десятки лет. Ныне из общего объема добычи нефти и газа порядка 95% приходится на долю морских месторождений. В настоящее время коэффициент нефтеотдачи старых месторождений составляет
0,51 и практически приближается к проектному, что редко достигается в мировой практике [1-3].
После приобретения независимости перед страной стал вопрос об интенсивной добыче нефти и газа на азербайджанском секторе Каспия. С этой целью под руководством общенационального лидера Гейдара Алиева была разработана Нефтяная стратегия, на основе которой в сентябре 1994 г. в Баку был заключен «Контракт века», который по уровню своей значимости не имеет аналога. Для реализации этого Контракта была специально создана Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). Со дня заключения Контракта века АМОК совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) в соответствии с утвержденной программой работы выполнили геотехнические исследования на
всей Контрактной площади на месторождениях «Азе-ри - Чыраг - Гюнешли» (АЧГ) и «Шахдениз». На базе новейшей техники и технологии, начиная с 1997 г., с месторождений «АЧГ» ранняя азербайджанская нефть по реконструированному трубопроводу Баку -Новороссийск стала экспортироваться. Наращивание добычи нефти и газа требовала строительства новых трубопроводов. С этой целью построены и сданы в эксплуатацию огромные трубопроводы «Баку - Тбилиси - Джейхан» («БТД») и «Баку - Тбилиси - Эрз-рум» (БТЭ), не имеющие аналогов в мире по своей конструкции.
Освоение новых месторождений и строительство транспортных коммуникаций нефти и газа способствовали привлечению иностранных инвестиций. С 1995 по 2010 гг. в экономику республики вложено $95 млрд инвестиций, из которых $50 млрд составляют иностранные [2]. За указанный период в нефтегазовый сектор страны направлено $39,2 млрд. В результате этого значительно увеличилась добыча и по итогам 2010 г. в республике добывалось 51 млн т нефти и 27 млрд м3 газа [3]. Из общего объема добываемой нефти 7,5 млн т перерабатывается в НПЗ республики, а остальные — экспортируются. Внутренняя потребность газа республики составляет 12 млрд м3. Из общего объема добычи газа порядка 10 млрд м3 используется в технологических циклах освоения месторождений, а оставшаяся часть газа — экспортируется. По итогам 2010 г. из общего объема добычи нефти около 17% приходится на долю нефтегазодобывающих предприятий ГНКАР, а остальные — АМОКа. в системе ГНКАР из общего объема добываемой нефти порядка 25% осуществляется фонтанным, 54% — газлифтным способами, а 21% — с помощью глубинных насосов.
Таблица 1
Добыча нефти путем применения методов искусственного воздействия в пласт по ГНКАР, тыс. т (составлено на основе [4])
Годы По всем методам, всего Вкачивание воды в пласт Новые методы По всем современным методам, всего
всего в том числе всего в том числе
гидротермические методы физико- химический термический микробио- логический
2000 963,0 852,4 1,6 110,6 82,8 27,8 - 112,2
2001 835,4 760,4 2,5 75,0 55,2 19,8 - 77,5
2002 559,3 465,8 1,4 93,5 72,6 20,9 - 94,9
2003 512,2 433,6 - 78,6 58,4 20,2 - 78,6
2004 1296,6 1151,0 - 145,6 120,6 25,0 - 145,6
2005 1546,7 1283,3 - 263,4 236,0 27,4 - 263,4
2006 1150,5 965,5 - 185,0 166,0 19,0 - 185,0
2007 843,9 703,8 - 140,1 118,5 21,6 - 140,1
2008 507,2 396,5 - 110,7 93,6 17,1 - 110,7
2009 1210,0 896,4 - 179,1 154,8 17,5 9,8 179,0
2010 1483,0 1012,0 - 230,9 193,5 19,8 17,6 230,9
Исследованием установлено, что в течение 20002008 гг. эксплуатационный фонд нефтяных скважин в системе ГНКАР уменьшился в 1,78 раз и составил 5764 ед. За эти годы количество нефтеносных скважин уменьшилось на 1979 ед. По состоянию на 01.01.2009 г. из общего числа нефтеносных скважин 97,8% — старые, и только 99 скважин считаются новыми. Из числа нефтеносных скважин 78,6% работают насосным, 16,3% компрессорным, 4,0% — фонтанным и 1,1% — другими способами [4].
По отчетным данным ГНКАР, на начало 2010 г. 195 скважин приостановлены из-за отсутствия гидротехнических сооружений; 40 скважин — законсервированы и 1233 скважины подлежат ликвидации [4]. Эти и другие обстоятельства настоятельно требуют разработки и осуществления инновационных мер во всех НГДУ ГНКАР. Ради справедливости надо отметить, что в указанном направлении в системе Госкомпании проводятся определенные работы. Среди них особое место отводится осуществлению мер по методам искусственного воздействия в пласт. С этой целью в системе ГНКАР ежегодно разрабатывается и осуществляется
большое число геолого-технических и технологических мероприятий. Только в 2009 г. их число в системе ПО «Азнефть» составило 5011 единиц, осуществление которых позволило дополнительно добыть 376,9 тыс. т нефти. Сведения о росте объема добычи нефти путем искусственного метода воздействия на предприятиях ГНКАР за 2000-2010 гг. приводятся в табл. 1. Как видно из данных табл. 1, для роста добычи нефти применяются гидродинамический, физико-химический и термический методы воздействия в пласт. За рассматриваемый период объем добычи нефти путем искусственного воздействия в пласт меняется по восходящей и нисходящей линии. То же относится к современным методам. Однако среди них физико-химический метод воздействия дает ощутимые результаты.
Освоение новых морских месторождений с помощью иностранных компаний несколько ослабило работу в области осуществления инновационной технологии на старых месторождениях в НГДУ ГНКАР. Об этом свидетельствует и уменьшенный объем затрат на технологические инновации, сведения о которых приводятся в табл. 2. Анализ данных табл. 2 показал,
Таблица 2
Затраты на технологические инновации в добывающей промышленности Азербайджана, тыс. манат [2]
Источники финансирования и направления расходов Годы Всего за 2005-2009 гг.
2005 2006 2007 2008 2009
Затраты, всего 43892,0 191,7 97,6 592,3 397,5 45171,1
за счет:
собственных средств 866,6 154,0 71,5 592,3 397,5 2081,9
государственного бюджета 43026,0 15,8 - - - 43041,8
внебюджетных фондов - 21,9 - - - 21,9
других источников - - 26,1 - - 26,1
Направлено:
на исследование и разработку новых методов и производственных процессов 0,08 1,2 3,6 11,5 8,3 24,7
приобретение новых технологий 43892,0 168,6 67,9 114,9 114,9 44358,3
приобретение программных средств - - 26,2 465,9 465,0 492,1
приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями - 21,9 - - - 275,0
внедрение новых методов в производство, маркетинговые исследования и технологические инновации 0,12 - - - - 21,7
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011
что за 2005-2009 гг. общая сумма затрат, направленных на технологические инновации, составила 45,2 млн манат из которых 43,9 млн манат (или 97,1%) характерны для 2005 г. Оценивая источники финансирования этих затрат, можно выявить, что из общей суммы 95,1% составляют бюджетные средства; 4,6% — собственные средства предприятий, 0,3% — средства внебюджетных фондов и другие средства. Определенный интерес представляет расходование средств по направлениям технологической инновации.
Как видно из данных табл. 2, из общей суммы затрат 44,4 млн манат (или 98,2%) было направлено на приобретение новой технологии; 492,1 тыс. манат (1,1%) — на приобретение программных средств; 275 тыс. манат (0,6%) — на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; 24,7 тыс. манат (0,05%) — на исследования и разработку новых методов и производственных процессов и 21,7 тыс. манат — на внедренческие работы.
При этом характерен тот факт, что с момента экспорта нефти средства государственного бюджета на технологические инновации в добывающую промышленность прекратились, и источником финансирования стали собственные средства предприятий.
В настоящее время, по расчетам отдельных ученых-экономистов, пороговое значение инновационного уровня составляет 15,0%.
Во многих развитых странах (Япония, Германия, США и др.) уровень этого показателя в несколько раз выше, а в России — около 5,0%. В Азербайджане удельный вес средств, направленных на науку в общем объеме ВВП, не превышает 0,2%. Видимо, это сказывается на выделении средств для исследования и разработки новых методов и производственных процессов нефтяной отрасли. Уместно отметить, что несколько лет тому назад был ликвидирован крупный институт по исследованию технико-технологических и экономических проблем нефтегазовой отрасли. Было резко сокращено число научных работников. Действующие академические и отраслевые институты выполняют отдельные локальные проекты и порой они не находят своего применения в производстве. Все эти факты недопустимы. Формирование инновационной экономики возможно только путем наращивания средств на разработку и осуществление инновационной технологии [5].
К сожалению, в этом плане в Азербайджане нечем хвастаться. Ежегодный опрос руководителей промышленных предприятий, проводимый ЦСУ республики, показал, что из числа причин, препятствующих инновационному развитию, 42,9% — составляют экономические; 30,3% — производственные, а 26,8% — другие факторы. Среди экономических факторов 22,7% связано с отсутствуем денежных средств для инновации. Среди производственных факторов 33,1% опрошенных отметили низкий инновационный потенциал предприятий. Среди других факторов большое место отводится отсутствию нормативно-правовых документов по стимулированию и регулированию инновационной деятельности.
Подводя итоги к вышеизложенному, можно прийти к следующему заключению:
• Организация и управление инновационным развитием в нефтегазовом секторе республики находится на восстановительном этапе. Ощутимые результаты наблюдаются в новых освоенных месторождениях инновационная деятельность которых базируется на новых проектах, технике, технологиях и прогрессивных формах менеджмента.
• Высокая степень износа основных фондов, наличие старых нефтеносных скважин, медленное освоение новых скважин, низкие затраты на технологические инновации, а также НИОКР в системе ГНКАР отрицательно влияет на инновационный путь развития отрасли.
• На старых месторождениях медленно внедряются прогрессивные методы воздействия в пласт. В числе геолого-технических мероприятий, направленных на стабилизацию добычи нефти и газа, инновационные мероприятия незначительны.
• Несовершенность нормативно-правовых актов не обеспечивает регулирование и стимулирование инновационной деятельности.
Для устранения этих недостатков и развития инновационной деятельности в нефтегазовом секторе
республики, с точки зрения автора, необходимо:
1. Разработать и осуществить долгосрочную инновационную стратегию. В рамках этой стратегии обратить внимание на следующее:
а) разработка комплексной программы в области научно-технического прогресса в отрасли с привлечением ученых Академии наук и специалистов научно-исследовательских лабораторий вузов;
б) приоритетными направлениями развития науки и техники в нефтяной отрасли республики должны являться: современные информационные технологии и электроника, производственная технология, применение новых материалов и химической продукции, топлива и энергетика с охраной окружающей среды;
в) одним из методов совершенствования техники на всех стадиях жизненного цикла должен являться функционально-стоимостной анализ (ФСА), который позволит провести комплексное технико-экономическое исследование объекта и развить его полезные функции;
г) при отборе инновационных проектов необходимо учитывать финансовое состояние участников, срок окупаемости, чистый приведенный доход, внутреннюю норму доходности и рентабельности проектов;
д) освоение новых месторождений должно базироваться на сугубо новых инновационных проектах, учитывающих специфику местных геологических условий.
2. Стратегическими целями инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе, на сегодняшний день, являются:
а) устойчивое, экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты ее переработки;
б) обеспечение стабильно высоких поступлений в доход консолидированного бюджета;
в) обеспечение политических интересов Азербайджана в мире;
г) формирование устойчивого платежеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей экономики республики (обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта и др.).
3. Достижение данных целей возможно при решении ряда задач, таких как:
а) обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы нефтеперерабатывающей промышленности за счет рационального использования разведанных запасов нефти;
б) снижение потерь на всех этапах технологического процесса (добыча, транспортировка, переработка), приводящие к ресурсо- и энергосбережению;
в) увеличение глубины переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных в ней компонентов, а также качества выпускаемых нефтепродуктов до соответствия современным требованиям;
г) поддержание добычи в традиционных нефтегазоносных провинциях и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в азербайджанском секторе Каспийского моря;
д) совершенствование транспортной инфраструктуры комплекса, способствующей повышению эффективности экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, ее диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок энергоресурсов на внутренние и внешние рынки;
е) формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах;
ж) увеличение степени использования попутного (нефтяного) газа и его переработки с учетом изменяющегося компонентного состава добывающихся ресурсов;
з) расширение присутствия нефтяных и газовых компаний Азербайджана на зарубежных рынках, их участие в производственных, транспортных и сбытовых активах за рубежом.
4. Организационно-экономический механизм осуществления инновационной деятельности должен включать в себя:
а) нормативные документы (на них основе осуществляется взаимодействие участников инновационно-инвестиционного проекта);
б) обязательства (принимаются участниками инновационно-инвестиционного проекта в связи с его осуществлением, а также гарантии таких обязательств и санкции за их нарушение);
в) условия финансирования и предоставления кредита (сроки кредита, процентные ставки, периодичность уплаты процентов и погашения кредита);
г) систему управлении (обеспечивает синхронизацию деятельности отдельных участников проекта, защиту интересов каждого из них, своевременное регулирование и корректировку последующих действий в целях успешного завершении проекта, а также организацию планирования, учета, анализа и контроля капитальных вложений, затрат и результатов);
д) меры по взаимной финансовой поддержке в целях обеспечения финансовой реализуемости проекта.
5. К основным задачам активизации управления процессами реализации инновационных проектов в отрасли следует отнести:
а) выбор и реализацию наиболее эффективных инновационных проектов;
б) изыскание источников финансирования;
в) максимизацию отдачи от реализации;
г) минимизацию риска при осуществлении;
д) обеспечение финансовой устойчивости и реализуемости;
е) учет фактора времени и инфляции и др. Таким образом, из вышесказанного следует, что
результативность инновационной деятельности в значительной степени зависит, прежде всего, от совершенства управления процессами реализации инновационно-инвестиционных проектов и их содержательности.
Список использованных источников
1. Т. Н. Алиев, З. М. Наджафов, М. Т. Бабаев. Организация управления потенциалом нефтегазодобывающей отрасли. Баку: «Элм», 2001.
2. Промышленность Азербайджана: стат. сборник. Баку: ЦСУ, 2010.
3. Годовой отчет за 2009 г. ГНКАР. Баку, 2010.
4. Технико-экономические показатели ГНКАР за 2000-2010 гг. Ежегодные сборники. Баку, 2000-2010.
5. Е. Б. Ленчук, Г. А. Власкин. Инвестиционные аспекты инновационного роста. М.: Либроком, 2009.
The ways of improvement of innovative activity in oil industrial sphere of Azerbaijan A. G. Huseynov, Ph D. In Economics, senior teacher of chair of industrial economics and management Azerbaijan Technical University.
The article analyses technical and technological condition of oil industry of Azerbaijan and also evaluates the level of its investment provision as well as the organization of innovative activity. The mentioned article discovers reserves and offers a complex of organizational and economic measures on their rational usage.
Кеуwords: oil and gas complex, innovative technologies, improvement, innovation projects.
ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011