Научная статья на тему 'История становления и основные этапы развития нефтегазовой промышленности в Каспийском регионе'

История становления и основные этапы развития нефтегазовой промышленности в Каспийском регионе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2095
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / CASPIAN REGION / НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / OIL AND GAS INDUSTRY / ЗАПАСЫ УГЛЕВОДОРОДОВ / HYDROCARBON RESERVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серикова Ульяна Сергеевна, Зульфугарова Нигяр Имран Кызы

В статье рассмотрена история Каспийского региона, становления и основных этапов развития нефтегазовой промышленности в регионе. Ресурсы и запасы углеводородов Каспийского бассейна, пути их транспортировки на мировые рынки, участие в разработке недр на современном этапе являются предметами особого внимания, скрытой, а иногда и открытой борьбы между отдельными государствами за доступ и контроль над ресурсами. Каспий стал перекрестком интересов не только пяти прибрежных государств, но и многих стран Ближнего Востока, Закавказья, государств Западной Европы и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and milestones of the oil and gas industry in the Caspian Region

The article reviews the history of the study of the Caspian region and main stages of formation and development of the oil and gas industry in the region. Hydrocarbon reserves and resources of the Caspian basin, the ways of their transportation to world markets, participation in the development of mineral resources at the present stage are the subject of special attention, hidden and sometimes open struggle between countries for access to and control over resources. The Caspian Sea has become a crossroads of interests not only of the five littoral states, but many countries in the Middle East, the Caucasus, Western Europe and the United States.

Текст научной работы на тему «История становления и основные этапы развития нефтегазовой промышленности в Каспийском регионе»

УДК 622.276 +622.279 (091) (479.24)

История становления и основные этапы развития

нефтегазовой промышленности в каспийском

регионе

У.С. СЕРИКОВА,

аспирант

Н.И. ЗУЛЬФУГАРОВА,

аспирант

Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, г. Москва

E-mail: n.zulfugarova@yandex.ru

В статье рассмотрена история Каспийского региона, становления и основных этапов развития нефтегазовой промышленности в регионе. Ресурсы и запасы углеводородов Каспийского бассейна, пути их транспортировки на мировые рынки, участие в разработке недр на современном этапе являются предметами особого внимания, скрытой, а иногда и открытой борьбы между отдельными государствами за доступ и контроль над ресурсами. Каспий стал перекрестком интересов не только пяти прибрежных государств, но и многих стран Ближнего Востока, Закавказья, государств Западной Европы и США.

Ключевые слова: Каспийский регион, нефтегазовая промышленность, запасы углеводородов.

The article reviews the history of the study of the Caspian region and main stages of formation and development of the oil and gas industry in the region. Hydrocarbon reserves and resources of the Caspian basin, the ways of their transportation to world markets, participation in the development of mineral resources at the present stage are the subject of special attention, hidden and sometimes open struggle between countries for access to and control over resources. The Caspian Sea has become a crossroads of interests not only of the five littoral states, but many countries in the Middle East, the Caucasus, Western Europe and the United States.

Keywords: Caspian region, oil and gas industry, hydrocarbon reserves

Становление и развитие нефтегазовой промышленности Каспийского региона тесно связано с освоением нефтегазовых ресурсов Каспийского моря и прилегающих территорий. Впервые в мире добыча нефти на море началась в Каспии. Примечательно, что во многих странах мира использовался опыт, накопленный в Каспийском море.

Первые записи о наличии экспорта нефти из Азербайджана появляются в X веке, когда на Апшеронском полуострове уже рылись скважины до глубины 10-12 м. Масуди, посетивший Баку около 915 г., пишет: «Суда плывут в Баку, где находятся источники белой нефти... Нет другого места в мире, производящего белую нефть...» [1].

В истории изучения Каспийского региона, в становлении и развитии нефтегазовой промышленности Каспийском региона можно выделить четыре основные этапа — ранний (античная и средневековая эпохи), начало промышленного освоения (XVIII-XIX вв. и до 1917 г. XX век), советский и современный.

Античная эпоха охватывает время с IV в. до н.э. до II в. н.э. Эратосфен (276-194 гг. до н.э.) и Страбон (64/63 г. до н.э.-23/24 г. н.э.) дали описание Каспийского моря. О Каспийском море также писали римские историки и географы [2].

В I в. до н.э. Кавказско-Каспийский регион стал объектом экспансии Рима на Восток. Походы римских полководцев преследовали военно-стратегические и экономические цели и, в первую очередь, установление связей со Средней Азией и далее с богатыми странами Востока — Индией и Китаем. Готовившийся в 68 г. поход римского императора Нерона на Каспий должен был воплотить в жизнь планы Александра Македонского и Юлия Цезаря о торговых путях на Восток через Западный Прикаспий. В 80-90 гг. римский император Домициан совершил разведывательный поход на Каспий в район нынешнего Гобустана, однако Риму так и не удалось надолго закрепиться на западном побережье Каспия.

Эпоха средневековья (III-XVIII вв.) раннего этапа характеризуется насыщенностью военно-политических событий, вызванных стремлением соперничающих сил установить свой контроль над магистральными торговыми путями, протянувшимися из Европы с одной стороны и из Китая, Индии и Средней Азии — с другой, которые перекрещивались в Каспийском регионе. В этой связи чрезвычайно важное военно-стратегическое и экономическое значение приобрела одна из ветвей Великого Шелкового пути — Прикаспийский путь.

Называя Каспийское море отдельным морем, «не сливающимся ни с каким другим», Геродот точно характеризует как западные гористые, так и восточные равнинные берега и дает первые морские каспийские маршруты. В целом в XI-XII вв. и позже мировая торговля, связывающий Каспийский регион с Индией и Китаем, осуществлялась по сухопутной южной магистрали через Среднюю Азию и Иран и по северной дороге

м 15

вдоль берега Каспийского моря мимо Дербентского прохода в страну хазар и далее.

Плавание руссов по Каспию в IX в. было обычным явлением и до середины X в. предпринималось с целью торговли и лишь иногда носило характер военных походов. Затем руссы начали стремиться прочно обосноваться в западных прикаспийских областях. Первый крупный поход руссов состоялся в 880 г. на Абакун [3].

Начальный этап промышленного освоения охватывает XVШ-XIX вв. и до 1917 г. XX века и характеризуется усилением российского влияния в регионе.

Одной из причин вхождения Каспийского региона в орбиту политических, военных и стратегических интересов России и других крупных государств являлось наличие богатых полезных ископаемых. В XVIII в. с целью изучения Каспийского региона царская Россия направила в регион несколько экспедиций. Это было сделано с целью упрочения позиций России в бассейне Каспия и вовлечения всего Кавказа в сферу своих интересов. В 1701 г. Петр I издает Указ о создании Каспийской флотилии, и уже к 1721 г. здесь имеются 117 российских судов. Для реализации своих планов Петр I решает вначале собрать сведения о Южном Кавказе и Прикаспийском регионе в целом [4].

Важной причиной растущего интереса к прикаспийским провинциям в Центральной Азии стало наличие и месторождений так называемого «зернистого золота» в районе реки Аму-Дарья, куда по заданию сибирского губернатора М. Гагарина для проверки фактов в 1713 г. направился тобольский аристократ Ф. Трушников.

В 1719-1720 гг. экспедиция под руководством лейтенанта Э. Вердена (голландец, штурман шведского флота, попавший в плен и принятый на русскую службу Петром I) на нескольких кораблях совершила поход на Каспий и составила подробный отчет о военно-стратегическом положении моря, что явилось новым этапом в изучении региона. Впоследствии его помощником был назначен выдающийся гидрограф, картограф, экономист и государственный деятель мичман Ф. Соймонов.

Ф. Соймонов дает характеристику побережья Каспийского моря (особенно западной его части). С научной точки зрения большой интерес вызывают описания Баку и Апшерона с грязевыми вулканами и нефтяными источниками. Он пишет: «...в 12 верстах от города на сухой равнине на протяжении нескольких верст имеются залежи нефти, и некоторые места здесь воспламеняются. От подземного огня горит пар, поднимающийся с земли, и используется он для различных нужд. По краям расположены колодцы с белой нефтью глубиной от 4 до 10 м, построенный из камня замок, а также участки земли, постоянно извергающие огонь. На всей территории столько подземных кладовых газа, что если на глу-

бине в 2-3 вершка (0,13-0,19 м) пробурить землю в «желаемой конфигурации» и поднести туда пламя, то «с этой фигуры поднимается огонь на высоту в пол аршина». Поэтому на высоте в 4-5 вершков (0,26-0,33 м) от песочного настила в домах устанавливаются трубы и «как только к исходящему оттуда пару подносится горящая щепка или саман . появляется такое пламя, что люди изготавливают себе пищу на разведенном костре». Недалеко от Баку «есть во многих местах скважины и источники, откуда в виде жидкого киселя вперемежку с песком вода через определенное время растворяется, извергаясь в высоту». Такое красочное и точное описание бакинских грязевых вулканов и нефтяных залежей еще больше привлекало внимание Петра I к этому региону.

Собрав все основные сведения о Каспийском море и прибрежных провинциях, а, также воспользовавшись беспорядком, царившем в Сафевидском государстве в начале XVIII в., Петр I в июле 1722 г. совершил поход в прикаспийские земли и в августе того же года вошёл в Дербент, однако главной целью был богатый нефтью Бакинский район. Завоевав нефтеносные провинции Каспийского бассейна, Петр I обеспечивал выход России в «теплые моря».

Если вначале XVIII в. Каспийское море приковывало внимание мировых держав, как удобный военно-стратегический и торговый плацдарм, то впоследствии этот регион стал рассматриваться ими как богатейшая кладовая «черного золота», заняв важное место во внешней политике многих близлежащих государств. Петр I со свойственной ему твердостью и настойчивостью шел к намеченной цели. Его походу на Каспий предшествовал ряд экспедиций А. Черкасского в 1714-1717 гг., К. Вердена, Ф. Соймонова, В. Урусова в 1719-1720 гг., дипломатическая миссия А. Волынского в Иран и Азербайджан в 1716-1718 гг.

Позиция России в этом регионе в течение второй половины XVIII в. имела тенденцию к усилению. Этому способствовала активизация во второй половине XVIII в. исследований русскими учёными и военными топографами всего Каспийского бассейна. Были предприняты экспедиции И. Токмачева в 1764 г., С. Гмелина в 1771-1774 гг., М. Войновича в 1781-1782 гг.

При императрице Екатерине II Россия значительно усилила свою политику во всем Кавказско-Каспийском регионе. Затем при императоре Александре I в 1801-1825 гг. политика России в Кавказско-Каспийском регионе вновь активизировалась и была направлена на завершение дела, начатого Петром I и продолженным Екатериной II.

К середине XIX века в Баку было 72 нефтяные скважины, а также ряд других нефтяных источников вдоль восточного побережья Каспия. По сведениям 1843 г. годовая добыча в районе Баку составляла 3,4 млн кг «черной нефти» и 14,143 млн кг «бе-

лой нефти». Вся эта нефть была добыта в основном из мелких скважин и источников, находящихся на поверхности земли.

М. Воронцов, который являлся наместником на Кавказе, докладывал в июле 1874 г. государственному секретарю Вронченко следующее: «Я распорядился о начале новой разведки на участке Биби-Эйбата. В Бакинском районе для бурения земли использовал 1000 руб., ассигнованных вами для этой цели». Тому периоду была характерна большая неразбериха в правах на минеральные ресурсы на Ап-шероне. Правительство, обладавшее большинством нефтеносных земель, использовало откупную систему (1813-1829 гг.) С целью обеспечения роста нефтяной промышленности путем открытия рынка для инвесторов с существенным капиталом, желающих заняться широкомасштабным, механизированным производством, в 1871 г. было прекращено использование отдельного откупа.

Во второй половине XIX в. по инициативе видного ученого Г. Абиха начинается изучение физико-географических и геологических особенностей Каспийского моря, района Баку и всего Апшерон-ского полуострова. В 1846 г., исследовав нефтяные и газовые месторождения вблизи Баку и обобщив результаты своих работ, Г. Абих выступает со статьей в журнале по проблемам горного дела, указывает на наличие в каспийских глубинах и островах больших залежей нефти. Ученый продолжает свои исследования в 1859-1861 гг., а в 1864 г. публикует их итоги о запасах полезных ископаемых на Каспийском море и Апшеронском полуострове [5].

В последующие 20 лет производство нефти в России увеличивалось ежегодно. Бакинский район давал большую часть нефти, добываемой в России. Местные условия и инициатива русских властей дали толчок к росту инженерных навыков и профессионализма для разработки нефтяных залежей в России.

В 1880 г. была осуществлена реорганизация нефтяной промышленности и установлен централизованный контроль. Развитие процесса индустриализации в 1890-х гг., реформы министра финансов графа В. Витте оказали большое влияние и на расширение нефтедобычи. Экономическое положение страны, стабилизация рубля, в свою очередь, привлекли зарубежных предпринимателей к бакинскому нефтяному бизнесу.

Наиболее важным достижением нефтяной промышленности России в 1880-1890 гг. стал прорыв каспийской нефти на мировой рынок. Иностранные покупатели были поражены темпами роста нефтяной индустрии империи. Проникновение зарубежного капитала в бакинскую нефтедобычу началось с приезда братьев Нобелей, в конце XIX в. сыгравших огромную роль в ее развитии. В 1875 г. семья Нобелей закупила обширные Балаханинские месторождения и построила свой нефтеперегонный

завод. В 1877 г. ими был спущен на воду первый нефтяной танкер в России — «Зароастр». В том же году был проложен нефтепровод от Балаханинского месторождения до перерабатывающего завода. В Северную Европу с помощью танкерных перевозок до Астрахани по Каспию (в Астрахани груз помещали на волжские баржи) Нобели поставляли светильное масло.

«Зароастр» — первый нефтяной танкер в России

Строительство Транссибирской магистрали в этот период позволило доставлять нефть в самые отдаленные уголки империи.

Вслед за Нобелями в 1892 г. в нефтяной индустрии региона появились Ротшильды, которыми была основана компания, известная под названием «Бинбо». Вначале, работая совместно с компаниями Нобелей, они построили маленькие нефтеналивные суда для перевозки нефти через Каспийское море и перекачки на баржи на Волге, впоследствии занялись строительством железной дороги из Баку в Батум, а также нефтепровода, начатого в 1901 г. и завершенного в 1905 г. В 1883 г. была завершена Транскавказская железная дорога от черноморского порта Батуми до Баку. В результате были обеспечены непрерывные поставки нефти на мировые рынки железнодорожными цистернами до Батума, а оттуда паровыми судами в Европу.

Значительную роль в развитии нефтяной промышленности сыграли в этот период И. Копорев и B. Губанин, которые отвечали за строительство первого завода по получению парафина и керосина недалеко от Сурахан в 1899 г. Основанная ими вскоре «Транскаспийская компания» стала доминирующей силой в бакинской нефтяной промышленности.

Во второй половине XIX в. в связи с развитием нефтяной промышленности растет интерес и к проведению исследовательских работ. Одним из таких исследователей был и известный русский ученый Д. Менделеев. Еще в 1863 г. он занимался изучением бакинской нефти, а в 1878-1880 гг., побывав здесь, высоко оценил уровень развития отрасли: «На Кавказе имеется множество веских причин для развития нефтяной промышленности в более широких масштабах и на более высоком уровне, чем в Пенсильвании (США)». Д. Менделеев считается также первым автором проекта по прокладке нефтепровода из Баку на берега Черного моря [6].

Первым разработчиком морских нефтяных месторождений Каспия был ученый-геолог Д. Голубятников, научная деятельность которого началась в Азербайджане в 1903 г. Крупные геологические исследования, проведенные Д. Голубятниковым, позволили в 1907 г. дать сравнительную картину выявленных нефтяных и газовых месторождений, при этом особенно ценными были предложения относительно разработки залежей нефти в Биби-Эйбате.

До конца XIX в. продолжались и физическо-гео-графические исследования Каспия. Накопленные русскими учеными сведения были отражены в труде: «Каспийское море: Гидрографическое описание и руководство для плавания», вышедшем в Петербурге в 1908 г. Автор книги Н. Пущин писал: «Общая площадь нефтяного участка составляет 4,5 кв. мили (8,5 км2). Здесь, на поверхности воды, всегда плавает нефть, выходящая со дна моря и имеющая специфический запах...» [7].

В конце XIX в. русские учёные и инженеры вели проектные работы по добыче нефти с неглубоких участков моря с помощью буровых площадок. Широкое развитие получила идея добычи нефти с глубин Каспийского моря, и в тот период было разработано и представлено государственным комиссиям около 20 проектов. После проведения подготовительных работ в конце 1909 г. началось покрытие песчаным пластом Биби-Эйбатской бухты. По мнению разработчиков проекта, бухта со стороны моря должна была перекрываться камнями, а

освобожденная часть постепенно засыпалась песком. Для выполнения этих работ сормовскому заводу в России заказали строительство бурильной машины-каравана. Засыпка бухты песком продолжалась вплоть до 1919 г., и за 7 лет на площадь в 193 га свезли 12 млн м3 песка. Потребовалось всего 20 лет на песчаное покрытие 350 га отведенной площади Биби-Эйбатской бухты.

Широкомасштабный переход российского военно-морского флота и иностранных флотов, в особенности Англии, США и Германии, на нефтяное топливо оказал значительное влияние на развитие нефтедобывающей промышленности региона. С 1908 г. на флоте стали применяться дизельные двигатели производства нобелевского завода в Петербурге, работающие на сырой нефти. В первые десятилетия XX в. бакинские нефтепромышленные фирмы продолжали поставлять в больших количествах необходимое военно-морскому флоту России нефтяное топливо.

После установления советской власти в Азербайджане 7 мая 1920 г. начался советский этап развития нефтегазового комплекса Каспийского моря. Советская Россия придавала чрезвычайно важное значение всему бассейну Каспийского моря.

После принятия первого в истории Советского Союза пятилетнего плана в апреле 1929 г. правительство взяло под контроль каждую деталь процесса нефтеразведки и нефтедобычи в отдельных районах. Во время реализации последующих пятилеток в СССР была создана новая география добычи сырья, обеспечивающая тесные взаимосвязи между

промышленностью источниками сырья и потребительскими районами. 1920-1930 гг. для нефтяной промышленности стали годами важных технологических достижений. Повсеместно стала применяться система турбинного бурения и передовая технология нефтедобычи и нефтепереработки. В 30-е гг. прошлого века на разных уровнях продолжались поисковые работы в Биби-Эйбатской бухте и других участках Каспийского моря по предложениям, выдвинутым в 1913-1914 гг. Новые технические средства в морской геофизике и составленные при помощи специальных судов карты геологических изысканий, подтвердили перспективность нефтедобычи на большей части акватории Каспийского моря. С самого начала определялись участки на море, где проводились работы с последующим проектированием.

С началом Второй мировой войны Каспийский регион и, в особенности, Бакинский нефтепромышленный район приобрели важное военно-стратегическое значение. Своеобразие ситуации заключалось в том, что если Германия стремилась захватить кавказские нефтепромышленные районы с наименьшим ущербом для последних, то Россия и союзники стремились, любой ценой, не допустить этого. Контроль над бакинской нефтью позволил бы немецкому командованию в полной мере обеспечить топливом свои моторизованные соединения, дал бы возможность продвинуться в страны Ближнего и Среднего Востока, а также выйти к Индии.

В начале 1941 г. уже была возможность сдачи в эксплуатацию новых нефтяных месторождений Азербайджана, однако война приостановила проведение геологоразведочных работ до 1944 г. Необходимо отметить также ряд важных научных достижений в области геологоразведочных работ в период Великой Отечественной войны. Одно из них — внедренный в 1944 г. метод сейсмической разведки на море и выявление с ее помощью нефтяных залежей на различных морских глубинах.

Советское правительство, придававшее большое значение восстановлению разрушенной за годы войны экономики страны, с 1946 г. успешно работало над вводом в эксплуатацию обнаруженных в Каспийском море нефтяных месторождений. За очень короткий срок были спроектированы и построены корабли с кранами с большой грузоподъёмностью, специальные строительные краны для прокладки эстакад, специализированные строительные платформы для сбора блоков отдельных оснований, созданы предприятия по изготовлению металлических конструкций с антикоррозийными покрытиями, специализированный транспорт и нефтепромысловая флотилия. Правительство поставило перед морскими нефтяниками задачи — активизацию поиска новых перспективных нефтяных месторождений, определение нефтеносности расположенных в открытом море структур, подготовку и реализацию принципиальной программы по эксплуатации мор-

ских нефтяных и газовых месторождений на территориях, примыкающих к Апшеронскому полуострову.

Издавна был известен факт естественного выхода нефти по трещинам на дне моря на морскую поверхность в районе Нефтяных Камней. 14 ноября 1948 г. было начато бурение скважины № 1 в районе Нефтяных Камней и 7 ноября 1949 г. здесь забил мощный нефтяной фонтан, ежедневный дебит которого составил 100 т, что стало фактом открытия всемирно известного нефтяного месторождения — «Нефтяные Камни» и дало сильный толчок к развитию нефтяной промышленности в регионе [8].

Впервые в мировой практике в открытом море был заложен уникальный морской промысел на основаниях. Эксплуатация этого крупного нефтяного месторождения в открытом море сыграла решающую роль в увеличении производства нефти на море. В период разработки месторождений на Нефтяных Камнях и других территориях были сооружены металлические эстакады, применены еще более усовершенствованные конструкции морских оснований на глубине моря до 15-20 м. Это позволило бурить скважины на глубине моря в 25 м. Бурение наклонно направленных скважин впервые было применено в Советском Союзе на «Нефтяных Камнях». Этот метод бурения широко использовался на других месторождениях Каспия.

Для координации и руководства всеми работами на Каспии в Москве было создано главное управление «Главморнефть», начальником которого и одновременно заместителем министра нефтяной промышленности СССР был назначен С. Оруджев. Постановлением Совета Министров СССР № 5030 от 31 октября 1949 г. в Баку было создано объединение «Азморнефть», которое занималось разведкой, вопросами добычей нефти и строительства нефтяных промыслов на море. Для построения морских оснований, эстакад и промыслов были созданы специализированное управление «Азнефтестрой» с соответствующими строительно-конструкторскими и вспомогательными предприятиями, управление плавсредств «Каспморнефтьфлот», машиностроительный завод им. Октябрьской революции и ряд других важных объектов.

Нефтепромысловые эстакады, необходимые для бурения скважин, разработанные российскими и азербайджанскими учеными и специалистами, сыграли важную роль в ежегодном увеличении объема нефтедобычи на Каспии. Предложенные в 1949 г. С. Оруджевым и другими специалистами крупноблочные морские основания позволили начать поисково-разведочные работы на Каспии, благодаря которым были открыты нефтяные месторождения «Гюргян-дениз», «Чилов-дениз», «Банка Дарвина», «Нефтяные Камни», «Палчыг-пилпиляси», «Санга-чалы-дениз», «Карадаг-дениз», «Дуванный-дениз», «Булла», «Бахар», «Гум адасы» и др., а также увеличилась нефтедобыча.

Разработка нефтяных месторождений Каспийского моря, во-первых, преследовала цель снизить остроту нехватки энергоносителей в последнее время, а во-вторых, диктовалась необходимостью компенсировать снижение темпов добычи нефти на суше.

До 1960 г. в морской нефтедобыче на Каспии использовались следующие методы: бурение скважин на морском побережье, создание искусственных песчаных островов, бурение скважин над индивидуальными основаниями, бурение скважин на при-эстакадных площадках. Во время бурения и изыскательских работ применялись методы геолого-картографические, геофизической разведки, сейсмической разведки и структурных поисков. Кроме этого, на морских нефтяных месторождениях применялись также методы наклонного бурения, комкового бурения, двуствольного бурения и фонтанный способ добычи сырья, причем особенно широко внедрялся последний. В 1955-1960 гг. около 70% всей добытой нефти и 91% извлечённой на месторождении «Нефтяные Камни» приходилось на долю фонтанного способа.

«Нефтяные Камни» и другие месторождения на Каспии сыграли решающую роль в ежегодном увеличении нефтедобычи в 60-е гг. ХХ века. Объем строительных и благоустроительных работ, а также нефтедобычи на месторождении «Нефтяные Камни» интенсивно рос. Это стало возможным благодаря первому в стране массовому бурению наклонных направлений скважин в виде куста с одной площадки, впоследствии нашедших широкое применение при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.

С 1970 г. разведочное бурение по всей акватории Каспийского моря, в том числе геологоразведочные работы и нефтегазодобыча в туркменистан-ском, казахстанском и российском секторах. Геофизическими исследованиями в период с 1971 по 1990 гг. была охвачена вся акватория туркменис-танского сектора, было пробурено 56 эксплуатационных скважин, добыто около 2,2 млн т нефти с конденсатом и 3,1 млрд м3 газа (с учётом попутного). Поисковое бурение в туркменистанском секторе проводилось также и на структурах о-в «Огур-

чинский», «Западно-Эрдеклинская». Планомерные разведочные геофизические работы в казахстанском секторе Каспия проводились на акватории Среднего Каспия (с 1973 г.) и на акватории Северного Каспия (с 1981 г.). В целом в казахстанском секторе Каспия были выполнены сейсморазведочные работы в объеме 62,3 тыс.км, в результате было выявлено 44 перспективные структуры и подготовлено к поисковому бурению 8 структур. Бурение в казахстанском секторе Каспия осуществлялось в пределах акватории Среднего Каспия и было начато в 1973 г. Всего в казахстанском секторе Каспия были пробурены 33 структурно-поисковых, 2 параметрических и 5 поисковых скважин. В результате проведения разведочных геофизических и поисковых буровых работ было в целом изучено геологическое строение акватории казахстанского сектора как в пределах Среднего Каспия, где было открыто одно месторождение — «Скалистая-южная», так и Северного Каспия, где были высоко оценены перспективы нефте-газоносности.

Планомерное изучение акватории российского сектора было начато в 1972 г. и охватывало дагестанский участок сектора. Поисково-разведочные работы в пределах российского сектора проводились в течение 1972-1990 гг. В российском секторе были проведены сейсморазведочные работы в объеме 10,2 тыс.км. (1975-1990 гг.), в результате которых было изучено геологическое строение акватории, определены направления поисково-разведочных работ, выявлены 23 перспективные структуры и 2 структуры подготовлены к глубокому поисковому бурению. Структурно-поисковое бурение проводилось на двух площадях «Инчхе-море» и «Инчхе-море-2». Были пробурены 9 структурно-поисковых скважин с общим метражом 13,2 тыс.м. В результате структурно-поискового бурения в 1972 г. было открыто нефтяное месторождение «Инчхе-море» в чокрак-ских отложениях среднего миоцена.

Современный этап развития нефтегазового комплекса Каспийского моря началась после приобретения в 1991 г. независимости прибрежными республиками. При этом были нарушены складывавшиеся десятилетиями производственные связи между бывшими советскими республиками, входившими недавно в единый социалистический экономический комплекс. Республики, только обретшие национальную независимость, оказался в сложной ситуации.

В очень сложной ситуации оказалась нефтяная отрасль экономики: значительно сокращено ее финансирование, резко уменьшились объемы разведочного и эксплуатационного бурения и, как следствие, снизилась добыча нефти и газа в Каспийском море. Основными причинами снижения объемов добычи стали: истощение месторождений вследствие длительной эксплуатации, ограниченные возможности освоения новых залежей в связи с отсутствием современной техники и технологии для бурения

скважин при глубинах моря свыше 150-200 м, резкое снижение объема эксплуатационного метража и малоэффективность работ над существующим фондом скважин. Выработка запасов по месторождениям в целом составляла к 1997 г. порядка 50% от начальных извлекаемых запасов.

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса на ближайшие годы связывались с вводом в эксплуатацию богатых месторождений. Вместе с тем, отсутствие эффективных технологий тормозило освоение других месторождений с промышленными запасами (как правило, в глубоководной части Каспия), прирост запасов и их геолого-экономическая оценка так и не были завершены.

Одним из путей преодоления решения экономических трудностей, с которыми столкнулась вновь образованные государства после обретения независимости, стало именно развитие нефтяной и газовой промышленности. И поэтому было важно привлечение иностранных инвестиций в экономику прикаспийских государств, и в первую очередь в нефтяную и газовую промышленность Каспийского региона.

Первые переговоры с иностранными нефтяными компаниями состоялись в конце 1989 г. После долгих обсуждений в январе 1991 г. был объявлен тендер на разведку и разработку месторождения «Азери», а в апреле были оглашены результаты конкурса. По его итогам был образован международный консорциум в составе нефтяных компаний «АМОКО», «Юнокал», «МакДермотт» (США), «Бритиш Петролеум» и «Ремко» (Великобритания), «Статойл» (Норвегия). Параллельно велись переговоры также по месторождениям «Чираг», «Шахдениз» и «Гюнешли». В октябре 1992 г. был уже подписан договор с «Бритиш Петролеум» и «Статойл». Эти компании выделили азербайджанскому правительству 30 млн долл. и приобрели исключительное право на разработку месторождения «Чираг» и перспективной структуры «Шахдениз». Компании «Пеннзойл» (США) и «Ремко» (Великобритания) получили права на разработку глубинной части месторождения «Гюнеш-ли». Поверхностная часть этого месторождения, находящаяся на суше, эксплуатировалась еще с 1980 г. и выдавала ежегодно по 6 млн т нефти.

Выработанное в ходе переговорного процесса соглашение открыло путь к разработке месторождений «Азери», «Чираг», «Гюнешли» и заложило основы для будущих переговоров между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и участниками «Контракта века»*. В нас-

*20 сентября 1994 г. в Баку между 12 крупными нефтяными компаниями, специализирующимися на добыче нефти и представляющими 8 стран мира, был подписан международный контракт о совместной разработке трех нефтяных месторождений — «Азери», «Чыраг», «Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспийского моря, который ввиду его высокой значимости получил название «Контракт века». «Контракт Века» вошел в список самых крупных соглашений как по количеству углеводородных запасов, так и по общему объёму предполагаемых инвестиций.

тоящее время заключен 21 контракт с 35 компаниями мира по принципу совместного производства и раздела продукции. Прогнозируемые зарубежные инвестиции только за счёт 10 подписанных соглашений оценивались в 56 млрд.долл. США [1].

С обретением суверенитета прибрежными государствами региона изменилась структура международных отношений. Это особенно коснулась Каспийского моря. Не определив международно-правовое положение Каспия, невозможно установить тот или иной международный правопорядок, как по общим, так и по специальным вопросам. Неравномерность распределения нефтегазовых ресурсов в недрах под акваторией Каспия являлся объективной причиной разногласий в вопросе определения правового статуса Каспийского моря. По предварительным оценкам, разведанные запасы углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря составляют 12-14 млрд т условного топлива. В случае раздела дна моря на национальные секторы к Казахстану отойдет 4,5 млрд т условного топлива, Азербайджану — 4 млрд т, России — 2 млрд т, Туркменистану — 1,5 млрд т, Ирану — 0,9 млрд т. Дополнительные исследования могут добавить к казахстанской и азербайджанской доле ещё 3,5 и 3 млрд т соответственно.

В настоящее время географическая роль Каспия в связи с ожидаемыми крупными ресурсами нефти и газа четко приобретает геополитическую окраску. Нефтегазовые запасы Каспийского бассейна, пути их транспортировки на мировые рынки, участие в разработке недр являются предметами особого внимания, скрытой, а иногда и открытой борьбы между отдельными государствами за доступ и контроль над ресурсами.

Известное выражение «большая нефть — большая политика» как нельзя, кстати, отражает сложившуюся ситуацию. Каспий стал перекрестком интересов не только пяти прибрежных государств, но и многих стран Ближнего Востока, Закавказья, государств Западной Европы и США.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев И.Г. Каспийская нефть Азербайджана. — М.: Известия, 2003. — 712 с.

2. Мир-Бабаев М.Ф. Краткая история азербайджанской нефти. — Баку: Азернешр, 2009.

3. Труды Бакинского отделения Императорского русского технического общества (БО ИРТО). — Баку, 18861917.

4. Мир-Бабаев М.Ф. Петр Первый и азербайджанская нефть // Территория Нефтегаз. — 2002. — № 6-7. — С. 46-50.

5. Рагозин В.И. Нефть и нефтяная промышленность. — СПб., 1884.

6. Менделеев Д.И. Нефтяная промышленность в Пенсильвании и на Кавказе. Сочинения, Т. 10. — М.: Изд-во АН СССР, 1949.

7. Россия в конце XIX века / Под ред. В.И. Ковалевского. — СПб.: Изд-во министерства финансов, 1900.

8. Гулиев И.С. Все о нефти. — Баку, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.