УДК 528.91:004:332
И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных
СГГА, Новосибирск
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
В статье рассмотрены возможности совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
I.A. Giniyatov, A.L. Ilyinykh
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)
10 Plakhotnogo Ul, Novosibirsk, 630108, Russian Federation
THE WAYS OF IMPROVING GIS DATAWARE FOR AGRICULTURAL LAND MONITORING
Different ways of improving GIS dataware for agricultural lands monitoring are described.
Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и, в частности, плодородия.
В настоящее время по-прежнему в большинстве субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства [1].
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на всей территории страны осуществляется ведение государственного мониторинга земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием земель Российской Федерации и является частью государственного мониторинга окружающей среды [2].
Государственный мониторинг земель служит для выявления всех изменений, связанных с состоянием и использованием земель, оценки и прогнозирования этих изменений, а также разработки, на основе полученных сведений, рекомендаций по рациональному управлению территориями, устранению негативных влияний, связанных с природными и антропогенными процессами.
Круг задач и предметная область мониторинга земель определяются «Положением об осуществлении государственного мониторинга земель» [3]:
- Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и рекомендации по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
- Информационное обеспечение деятельности по ведению государственного кадастра недвижимости, осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
- Обеспечение граждан информацией о состоянии земель;
- Хранение систематизированной информации в государственном фонде материалов и данных мониторинга земель.
Рациональное и эффективное использование земель не может осуществляться без наличия своевременной и достоверной информации. Поэтому основная функция мониторинга земель, как системы, заключается в обновлении информации о состоянии и использовании земель. Кроме того, информация мониторинга земель может быть использована для целей земельного контроля и земельного законодательства. При такой постановке вопроса функции мониторинга земель расширяются и могут быть распространены на задачи контроля состояния посевов, лесной растительности и водных объектов. Основой осуществления государственного мониторинга земель, как метода информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости, организации структур и технологий сбора, хранения и использования, получаемых при этом сведений, служит Федеральный закон «Об информатизации, информатике и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.1995 г.
[4].
При организации и проведении мониторинга земель сельскохозяйственного назначения отмечается недостаточность решений следующих вопросов:
- Недостаточная открытость и оперативность системы мониторинга для внесения изменений о состоянии и пространственном положении земель;
- Слабая координация планов и программ создания и обновления информационных систем на различных уровнях (местном, региональном и федеральном);
- Локальность и поэтапность обновления информации;
- Дороговизна внедрения высоких технологий получения, обработки, хранения и передачи обновляемой информации о землях.
В качестве инструмента геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения авторами была выбрана автоматизированная информационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (АИС МЗ). При этом должно осуществляться обеспечение ее необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация баз (банков) данных [5-8].
Информационное обеспечение мониторинга земель подразумевает предоставление необходимой информации для решения его конкретных задач. В этой связи, геоинформационное обеспечение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения в каждом отдельном случае занимается информацией о конкретно рассматриваемом пространстве. Поэтому в качестве основной особенности геоинформации следует выделить ее цифровую форму, поскольку она формируется, сохраняется, преобразуется и используется компьютерной средой.
Объектом деятельности по геоинформационному обеспечению мониторинга земель сельскохозяйственного назначения является информация о геопространстве - геоинформация. Именно сбор геоинформации о землях сельскохозяйственного назначения, ее преобразование и использование для получения результатов позволят получить актуальную и своевременную информацию для лиц, принимающих решения в сфере управления земельными ресурсами АПК в целом.
Результатами геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения являются непосредственно геоинформация, модели геопространства и пространственные решения, а также картографические изображения [9].
Процесс геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного обеспечения заключается в сборе, получении, преобразовании и интеграции геоинформации о землях сельскохозяйственного назначения, моделировании геопространства, пространственном анализе, подготовке пространственных решений по функционированию сельскохозяйственной территории или преобразованию геопространства, а также в предоставлении результатов по запросам потребителей информации.
В качестве основных направлений совершенствования геоинформационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения можно выделить следующие:
- Внедрение современного программного обеспечения, способного учесть насущные потребности разработки и эксплуатации ГИС и АИС на этапах сбора геоинформации, преобразования проекций и систем координат, моделирования пространственных объектов, пространственного анализа;
- Разработка ГИС и АИС, способных осуществлять межведомственный обмен информацией и интеграцию в существующие кадастровые системы;
- Организация интерактивного информационного обеспечения на основе интернет-ресурсов;
- Создание автоматизированной информационной системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включающей в себя необходимую атрибутивную информацию и геоинформацию о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения (например, о состоянии почвенного покрова, о состоянии окружающей природной среды), дополненную информацией о недвижимом имуществе и людских ресурсах, необходимую для принятия управленческих решений в сфере АПК.
Одним из путей совершенствования геоинформационного обеспечения территорий предлагается разработанная база геопространственных данных АИС МЗ.
База геопространственных данных о состоянии территории строится на основе сведений, поступающих из различных источников и, в том числе, баз данных организаций, занимающихся регулярными или периодическими наблюдениями за состоянием и использованием земель сельскохозяйственного назначения: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз), Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), сети Интернет и других, как показано на рис. 1.
Рис. 1. Источники сведений о состоянии территории
База данных содержит все необходимые сведения о состоянии земельных ресурсов, необходимые и достаточные для принятия управленческих решений в сфере земельных отношений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Правительство. Об одобрении концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р. - Режим доступа: Консультант Плюс. - Загл. с экрана.
2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 25 октября
2001 г. № 136-Ф3 (с изм. от 29 декабря 2010 г.). - Режим доступа: Гарант. - Загл. с экрана.
3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846. -Режим доступа: Консультант Плюс.- Загл. с экрана.
4. Российская Федерация. Законы. Об информатизации, информатике и защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 24-ФЗ от 20.02.1995 г. (с изм. от 10 января 2003 г.). - Режим доступа: Гарант. - Загл. с экрана.
5. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. К вопросу о создании
автоматизированной информационной системы для целей управления
территориями агропромышленного комплекса [Текст]/ И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных// Геодезия и картография. - 2008.- №2. - С. 51-53.
6. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Концептуальная модель
автоматизированной информационной системы для целей управления
агропромышленного комплекса [Текст] / И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных// ГЕО-Сибирь-2008. Т. 2: Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 1: сб. материалов IV Междунар. науч. конгр. «ГЕО-Сибирь-2008», 22-24 апр. 2008 г., Новосибирск.- Новосибирск: СГГА, 2008. - С. 129131.
7. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Выбор системы показателей автоматизированной информационной системы мониторинга земель для целей управления агропромышленным комплексом [Текст] / И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных // ГЕО-Сибирь-2009: сб. материалов V междунар. науч. конгресса «ГЕО-Сибирь-2009» Новосибирск, 20-24 апреля 2009 г. - Новосибирск: СГГА,
2009.- Т.3 ч.2. - С. 165-169
8. Гиниятов, И.А., Ильиных А.Л. Особенности систематизации и интеграции информации при разработке автоматизированной информационной системы мониторинга земель для целей АПК [Текст]/ И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных // ГЕО-Сибирь-2010. Т. 3. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч. 1: сб. материалов VI междунар. науч. конгресса «ГЕО-Сибирь-2010», 19-29 апреля 2010 г., Новосибирск.- Новосибирск: СГГА,
2010.- С. 241-245
9. Карпик, А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий [Текст]: Монография/ А.П. Карпик. - Новосибирск: СГГА, 2004.- 260 с.
© И.А. Гиниятов, А.Л. Ильиных, 2011