О СОСТОЯНИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В АСПЕКТЕ ЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Анастасия Леонидовна Ильиных
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, канд. техн. наук, старший преподаватель кафедры кадастра СГГА, тел.(383)344-31-73, e-mail: [email protected]
Ильгиз Ахатович Гиниятов
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра СГГА, тел. (383)344-31-73, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено современное состояние управления земельными ресурсами агропромышленного комплекса с точки зрения его информационного обеспечения.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, земельные ресурсы, управление, информационное обеспечение.
AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX MANAGEMENT STATE IN TERMS OF DATAWARE
Anastasia L. Ilyinykh
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Senior lecturer, Department of Cadastre, tel. (383)3443173, e-mail: [email protected]
Ilgiz A. Giniyativ
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Assoc.Prof., Department of Cadastre, tel. (383)3443173, e-mail: [email protected]
Current condition of agro-industrial complex resources management is considered in terms of dataware.
Key words: agro-industrial complex, land resources, management, dataware.
Земельные ресурсы - это не только территориально-пространственно -природный базис исторического месторасположения этноса народа, но и сложный социально-эколого-экономический объект управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.
Важное значение земли подчеркивается государственной аграрной политикой, основными целями которой являются сохранение земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса, устойчивое развитие сельских территорий как истока формирования самобытности и культуры страны, увеличение производства продовольствия [1].
Неуклонное падение производственного потенциала сельскохозяйственных производителей, характерное для последних лет, привело к значительному снижению отдачи основного ресурса, на котором базируется вся аграрная сфера -земель сельскохозяйственного назначения. Именно поэтому совершенствование системы управления земельными ресурсами на всех уровнях регионального агропромышленного комплекса (АПК) является актуальной проблемой, требующей своего разрешения на основе использования новых информационных технологий [2].
Применяемое в настоящее время информационное обеспечение управления земельными ресурсами АПК лишь частично удовлетворяет предъявляемым требованиям. Имеющиеся информационные системы функционируют только в крупных административных центрах и специализируются на ведении кадастра недвижимости. Дискуссионными до сих пор остаются вопросы, связанные с концепцией создания единого информационного пространства АПК.
Система сбора и классификации информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения все еще слаба. Прежние результаты работ по наблюдению за состоянием земель сельскохозяйственного назначения, выполненные до 1990 г., устарели. За прошедшие с того времени два десятилетия состояние подавляющей части земель сельскохозяйственного назначения в экономически развитых регионах кардинально изменилось. Не имея достоверных сведений о степени соответствия сельскохозяйственных угодий их целевому назначению, трудно вести контроль за рациональным использованием земельных ресурсов в сельском хозяйстве. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами в аграрной сфере информация о состоянии и использовании сельскохозяйственных угодий необходима для информационного обеспечения перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. В целом свертывание мониторинговых работ может стать причиной деградации земель, поскольку в этом случае отсутствует основа для определения и реализации единой целостной программы охраны земель сельскохозяйственного назначения, что создает угрозу продовольственной и экологической безопасности страны.
Для эффективного управления земельными ресурсами АПК и принятия решений в области регулирования земельных отношений управляющие органы и все субъекты земельных отношений должны быть обеспечены достоверной и оперативной информацией о состоянии земельного фонда и динамике его развития, которые могут быть получены в результате осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит прогнозировать развитие АПК и принимать решения, обеспечивающие рациональное использование земель [3].
Очевидно, что для эффективного управления земельными ресурсами необходимо наличие полной и достоверной информации о состоянии и использовании земель. Главное требование системы управления земельными ресурсами к информации - точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации. По управляющему воздействию информации - точное потребительское назначение
информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации.
Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами АПК понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях.
В состав информационного обеспечения АПК входят:
- нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;
- текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;
- накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.
Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами АПК обусловливается следующими причинами:
- наличием растущих объемов информации, которую нужно обрабатывать в кратчайшие сроки;
- необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив);
- разнородностью, иногда и противоречивостью поступающей информации.
Важнейшие условия организации информационного обеспечения АПК следующие:
- агрегация и фильтрация информации;
- зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;
- централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;
- отсутствие необходимости контролировать избыточность данных вследствие их интеграции;
- однократный ввод и многократное использование данных благодаря устранению дублирования;
- унификация средств организации данных и независимость от их прикладных программ;
- обеспечение максимальной полноты сведений для управляющих структур
и др.
Агропромышленный комплекс как объект управления представляет собой подсистему общественного производства и, следовательно, подчиняется общим законам его развития. Вместе с тем, важнейшей отраслью АПК является сельскохозяйственное производство, которое наряду с общими свойствами имеет свои, присущие только ему, объективные особенности. Они обусловлены, в первую очередь, использованием в процессе производства такого
специфического фактора как земля, которая, по словам К. Маркса, является не только предметом труда, но и основным средством производства. В отличие от других средств производства она при рациональном ведении хозяйства не только не изнашивается, а наоборот, улучшается, повышает свое плодородие.
Составляя ресурсную основу сельскохозяйственного производства, земля является объектом земельных отношений, сущность которых заключается, прежде всего, в отношениях между различными субъектами по поводу присвоения, владения, пользования, распоряжения землей и управления земельными ресурсами. К ним относятся также отношения по поводу воспроизводства свойств земли, плодородия почвы и т.п. Субъектами земельных отношений является государство с его различными органами, организациями и учреждениями, предприятия и организации материального производства и непроизводственной сферы, различные учреждения рыночной инфраструктуры, предприниматели, отдельные работники, жители.
Реализация идеи превращения крестьян в собственников земли через наделение их земельными долями не вызвала повышения заинтересованности работников в результатах коллективного труда. Свидетельством этого является наличие значительного количества не используемых земельных паев, тогда как на «бумаге» имеется реальный частный собственник.
По нашему мнению, российскую земельную политику следует подчинить не решению задачи повсеместного изменения форм земельной собственности, а формированию комплекса факторов, обеспечивающих сохранность земель, их эффективное использование. Эффективное производство на землях сельскохозяйственного назначения в широкой практике ведется и без частной собственности, что подтверждает опыт стран с развитым арендным землепользованием. В связи с этим первоочередное внимание следует уделять не вопросам собственности на землю, а проблемам совершенствования управления земельными ресурсами АПК.
При этом управление земельными ресурсами АПК представляет собой распорядительную деятельность соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны. В обеспечении рационального использования и охраны земельных ресурсов АПК помимо государственного управления существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление им, которое можно рассматривать как неотъемлемый элемент государственной системы управления земельным фондом.
Земельные ресурсы АПК, являясь объектом управления, в свою очередь, влияют на функции управления этими ресурсами, определяют состав и объем информации, необходимой для управления ими. Так, содержание многих функций управления сельскохозяйственным производством и организационной структуры управления изменяется в зависимости от таких свойств земли, как размер, протяженность, конфигурация землепользований, поскольку земля в сельскохозяйственном производстве выступает в качестве пространственного базиса. Например, организационная структура управления сельскохозяйственным предприятием во многом определяется структурой земельных угодий, от которой зависит специализация хозяйства и объемы производства, а трансформация земель, их отчуждение или освоение новых площадей, разбросанность землепользования, изрезанность территории оврагами, балками и т.д. влияет на количество структурных подразделений.
Тем не менее, наряду с этим управление земельными ресурсами невозможно без владения достоверной информации о качественной характеристике каждого конкретного рабочего участка, его биологическом и экономическом плодородии, поскольку игнорирование или неправильная оценка их потенциальных возможностей может свести на нет результаты планирования, которое является одной из основных функций управления.
Регулирующая функция управления земельными ресурсами АПК наиболее ярко проявляется в дифференцированном доведении плановых заданий до структурных подразделений землепользователей; при оценке их деятельности; при перспективном переустройстве и реорганизации хозяйств; при распределении единого государственного земельного фонда между отраслями народного хозяйства. Основным инструментом регулирования земельных ресурсов должна быть теория ренты, обеспечивающая объективный дифференцированный подход не только к предоставлению и использованию земли, но и к налогообложению результатов деятельности на ней.
Общепринято, что процессы управления, по своей внутренней сущности, являются информационными процессами, то есть единые для всех систем свойства управления основаны на наиболее общих законах получения, хранения, преобразования и передачи информации. Таким образом, управление представляет собой процесс, в ходе которого управляющая система получает информацию об объекте управления и состоянии внешней среды, накапливает эту информацию и перерабатывает ее в управляющие воздействия, которые передаются объекту управления.
Эффективность управления земельными ресурсами АПК в определяющей степени зависит от качества его информационного обеспечения. Поэтому создание целостной, эффективной и гибкой системы управления невозможно без комплексной автоматизации сбора информации, ее регистрации, передачи, хранения, переработки и доведения выработанных решений до объектов управления. Для этого необходим комплекс технических и программных средств, позволяющий автоматизировать информационные процессы, возникающие при управлении как социально-экономическими системами в целом, так и их отдельными ресурсами. Системный подход к управлению предполагает использование такого комплекса в рамках автоматизированных информационных систем.
Анализ современного состояния и использования земельного фонда Новосибирской области в части земель сельскохозяйственного назначения позволил выявить основные направления совершенствования процесса управления земельными ресурсами АПК:
- совершенствование механизма регулирования земельных отношений;
- создание единого информационного пространства региональных АПК, подчиненного задачам повышения эффективности использования земельных ресурсов в его структурных подразделениях;
- усиление контроля за процессом вывода земель из сельскохозяйственного производства;
- оптимальное планирование использования земель с учетом соблюдения научно-обоснованных требований и рекомендаций.
Для принятия эффективных решений по управлению земельными ресурсами АПК необходимо на государственном уровне определить объемы инвестиций для планомерного проведения работ: по инвентаризации земель, комплексному обследованию земельного фонда, оценке земель для совершенствования действующей системы платежей за землю, по созданию автоматизированной системы ведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Придавая важное значение сохранению продуктивного потенциала земельных ресурсов и особенно на ценных землях, необходимо разработать новый механизм осуществления государственного контроля (надзора) за использованием и охраной земель, обеспечивающий ответственность за рациональное использование земли в соответствии с целевым назначением и эффективное ведение сельскохозяйственного производства.
Современная система землепользования в стране характеризуется большими объемами информации вследствие значительного числа объектов и субъектов земельных отношений. Поэтому хранение, обработку и предоставление этой сложной, многоаспектной информации могут обеспечить только автоматизированные системы.
Ранее мы отмечали [5], что эффективным инструментом информационного обеспечения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения является автоматизированная информационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (АИС МЗ). При этом должно осуществляться непрерывное обеспечение ее необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация баз (банков) данных [6-12].
В целом, информационная система управления земельными ресурсами АПК должна быть составляющим звеном единого информационного пространства регионального АПК и обеспечивать информационную базу задач повышения эффективность деятельности его структурных единиц.
Таким образом, на основании изучения теоретических и методических вопросов информационного обеспечения управления земельными ресурсами АПК, анализа современного состояния и использования земельного фонда, необходима разработка автоматизированной информационной системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, позволяющей совершенствовать процессы управления земельными ресурсами АПК и оптимизировать их использование.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Петриков А.В. Концепция устойчивого развития сельских территорий: необходимость и основное содержание / А.В. Петриков // Землеустроительная наука и образование России в начале третьего тысячелетия: Сборник научных статей, посвященный
225-летию Государственного университета по землеустройству / Сост. С.Н. Волков; А.А. Варламов. - М: ГУЗ, 2004 - С. 73-82.
2. Жарников В.Б., Ван А.В. Роль техногенеза в глобальном изменении климата // ГЕО-Сибирь-2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19-29 апреля 2010 г.). - Новосибирск: СГГА, 2010. Т. 3, ч. 2. - С. 144-148.
3. Гиниятов И.А., Ильиных А.Л. Информационно-правовые аспекты управления земельными ресурсами агропромышленного комплекса // Методы дистанционного зондирования и ГИС-технологий для оценки состояния окружающей среды, инвентаризации земель и объектов недвижимости: сб. матер. XII науч.-практической конференции, 29 мая-5 июня 2008 г. - Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2008. - С.92-97.
4. Гиниятов И.А., Ильиных А.Л. Геоинформационное обеспечение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 1 (14). - С. 33-39.
5. Гиниятов И.А. , Ильиных А.Л. Концептуальная модель автоматизированной информационной системы для целей управления агропромышленного комплекса // ГЕО-Сибирь-2008. IV Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 5 т. (Новосибирск, 22-24 апреля 2008 г.). - Новосибирск: СГГА, 2008. Т. 2, ч. 1. - С. 129-131.
6. Троценко Е.С., Дубровский А.В. Опыт использования геоинформационных технологий при проектировании систем адаптивно-ландшафтного земледелия на территории НСО // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 64-69.
7. Кулик Е.Н. Оперативный космический мониторинг: вчера, сегодня, завтра //
Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф.
«Дистанционные методы зондирования Земли и фотограмметрия, мониторинг окружающей среды, геоэкология» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). -Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 38-43.
8. Малыгина, О.И. Уточнение границ пахотных площадей сельскохозяйственных угодий комбинированным методом / О.И. Малыгина, Е.С. Троценко // 5-я Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии системы и приборы в АПК», Ч. 1. - 2012. - С. 448-451.
9. Конусова Г.И. , Ромашова Л.А. Оценочные гигиенические карты окружающей среды // Вестник СГГА. - 1999. - Вып. 4. - С. 74-77.
10. Юрлова В.А. Анализ эколого-экономической эффективности использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). - С. 93-99.
11. Гиниятов И.А., Ильиных А.Л. Формирование информационной модели автоматизированной информационной системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012. VIII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 10-20 апреля 2012 г.). - Новосибирск: СГГА, 2012. Т. 3. - С. 37-41.
12. Ильиных А.Л. Структура и содержание базы данных автоматизированной информационной системы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 1 (17). - С. 79-84.
© А.Л. Ильиных, И.А. Гиниятов, 2013