Научная статья на тему 'Пути совершенствования эстетического воспитания школьников на основе регионально - национальных традиций устного народного творчества'

Пути совершенствования эстетического воспитания школьников на основе регионально - национальных традиций устного народного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ / УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ФОЛЬКЛОР / ШКОЛЬНИКИ / ТРАДИЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / AESTHETIC EDUCATION / IMPROVEMENT CONCEPTS / ORAL LITERATURE / FOLKLORE / STUDENTS / TRADITIONS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саутиева Фатима Белановна

В статье рассматривается научные проблемы в совершенствовании современных эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения и восприятия культурно-исторического наследия устного народного творчества Республики Ингушетия. Особо подчеркивается, роль устного народного творчества в формировании и совершенствовании эстетического воспитания учащихся школ на базе оптимального привлечения педагогического потенциала фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF METHODOLOGICAL BASES OF CULTUROLOGICAL APPROACH IN IMPROVING THE PERCEPTION OF STUDENTS WORKS OF ORAL FOLK ARTS

The article discusses research problems in the improvement of modern concepts of aesthetic education of pupils on the basis of deep study and perception of cultural and historical heritage of the peoples of Ingushetia. Emphasizes the role of folklore in the formation and improvement of the aesthetic education schools on the basis of the optimal involvement of the pedagogical potential of folklore.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования эстетического воспитания школьников на основе регионально - национальных традиций устного народного творчества»

3. Боголепова Л. З. Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе / Л. З. Боголепова // Вестник КемГУ. 2011. № 4. С. 12-17.

4. Арзамасцев В. П. Государственный музей-усадьба В. Г. Белинского / В. П. Арзамасцев, Е. А. Грачев // Саратов: Приволж. кн. изд-во; Пенза: Пенз. отд-ние, 1985. 127 с.

5. Вишленкова Е. А., Малышева С. Ю., Сальникова А. А. TerraUniversitatis: Два века университетской культуры в Казани / Е. А.Вишленкова,С. Ю.Малышева,А. А. Сальникова // Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2005. 500 с.

6. Мельникова Г. Ф. Музеи университета как фактор поликультурного воспитания молодежи / С. И. Гильманшина// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21133 (дата обращения: 24.01.2019).

7. Павлова Н. Н. Музейный маркетинг: новый формат // Музей и его аудитория. Маркетинговая стратегия: сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ. М.: Изд-во ИКАР, Вып. 7. 2006.

8. Ананьев В. Г. И. Г. Т. Фон Грассе и его роль в развитии музеологии второй половины XIX в. / Е. Н. Метелкин // Теоретические основы музеологии. № 2. С. 17-21.

9. Возникновение и становление музейной науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://moscow-museums.ru/vozniknovenie-i-stanovlenie-muzeynoi-nauki/21133 (дата обращения: 24.01.2019).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна

Ингушский государственный университет (г. Магас)

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ

РЕГИОНАЛЬНО - НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматривается научные проблемы в совершенствовании современных эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения и восприятия культурно-исторического наследия устного народного творчества Республики Ингушетия. Особо подчеркивается, роль устного народного творчества в формировании и совершенствовании эстетического воспитания учащихся школ на базе оптимального привлечения педагогического потенциала фольклора.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, совершенствование концепции, устное народное творчество, фольклор, школьники, традиции, творчество.

Annotation. The article discusses research problems in the improvement of modern concepts of aesthetic education of pupils on the basis of deep study and perception of cultural and historical heritage of the peoples of Ingushetia. Emphasizes the role of folklore in the formation and improvement of the aesthetic education schools on the basis of the optimal involvement of the pedagogical potential of folklore.

Keywords: aesthetic education, improvement concepts, oral literature, folklore, students, traditions, creativity.

Введение. Сегодня в условиях социально-экономических и общественно-политических преобразований, происходящих в обществе, народы нашей страны получили возможность обращения к ценностям традиционной регионально-национальной культуры. Это связанно с растущим интересом к данной проблеме не только со стороны ученных педагогов, но и необходимостью ее глубокого осмысления и практического решения.

В потоке общекультурных ценностей все чаще звучит тема национально-региональной культуры, народного творчества, заботы об охране народных ремесел, попытки возрождения своеобразия традиционной, национальной культуры в частности, фольклора, утраченной и забытой в предметом мире. В основе эстетической и регионально культурной общности лежат вырабатывавшиеся на протяжении веков характерные представления людей об окружающем мире, которые влияют на художественные особенности предметно-пространственной среды того или иного этноса и региона. Воспитание детей должно проходить с помощью приобщения к общечеловеческому через национальное, родное. Об этом в свое время так сказал В.Г. Белинский: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» [1, с. 48].

Изложение основного материала статьи. Ключевая задача современных концепций образования решается созданием условий в педагогическом творческом самоопределении подрастающего поколения в сфере исторических развивающейся культуры, по средствам приобщения детей к ценностям национальной культуры. Бесспорно устное народное творчество есть феномен национальной культуры. Иновационность традиции и новаторство, все необходимые культурные нравственные эстетические ценности, устремленность в перспективу развития делают его важной составляющей в социологической характеристики общества.

Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования художественного образования, эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и этно-педагогического наследия человечества.

«Современный народный фольклор - сложный конгломерат старого и нового репертуара, коллективного и индивидуального творчества, традиции и новаторства. Современный фольклор включает в себя богатое традиционное наследие, и вместе с тем новый или обновленный фольклор, новые песни, частушки, ритуалы новых праздников, новые народные представления и игры, порождённые современной действительностью» [4, с. 23]. Эти слова Э.В. Померанцевой можно отнести так же и к ингушскому современному фольклору. На территории Ингушетии традиционное народное творчество в его основных жанрах частично сохранилась на достаточно высоком уровне. Создаются новые произведения с новой тематикой, с новым содержанием, живет и развивается народное творчество в различных жанрах и художественных формах. Устное народное творчество пользуется такими жанрами традиционного наследия, как лирическая песня, четверостишие, пословица и поговорка, загадка, сказка, анекдот, устный рассказ.

Роль устного народного творчества в современной жизни и использование его потенциала в развитии духовно-нравственной эстетической культуре учащихся делают проблему изучения традиционного

народного фольклора в общеобразовательных школах чрезвычайно актуальной. Сосредоточение в произведениях фольклора разнообразного систематизированного ценностного материала, изучение и определение его специфических возможностей считаются первоочередными в процессе эстетического воспитания школьников.

Устное народное творчество ингушского народа являлось философским осмыслением окружающего мира, носителем фольклоризированной истории, кладезем мудрости, умным и чутким воспитателем, хранителем истоков гибкого и выразительного языка народа.

Руководитель проекта семитомной Антологии И.А. Дахкильгов говорил о том, что теперь у читателей нашей республики и за ее пределами появится возможность иметь целостное представление об ингушском фольклоре, причем, в стадиальном его развитии, начиная от древнейших произведений допозднейших [2, с. 44]. Ингушскому фольклору присущи жанровое многообразие, эстетическая глубина, гибкость и богатство родного слова.

Заурбек Мальсагов был одним из основоположников ингушской письменности, говорил о фольклоре, как о живом инструменте, очень чувствительном к изменениям, происходящим в обществе и отражающим их. Фольклор, как живая струна, реагировал и сам менялся вместе с окружающей действительностью [5, с. 748].

В устном народном творчестве ингушского народа отражена душа народа, его поэтика, его отношение к жизни, его добро, думы, чаяния. Когда знакомишься с фольклором народа, начинаешь понимать, что это за народ, о чем думали эти люди в историческом прошлом, к чему стремились, чего желали. В фольклоре нашли отражение дружеские взаимоотношения предков с Россией и со всеми соседними народами.

Первый ингушский профессор Дошлуко Мальсагов писал.

«Произведения фольклора могут пролить яркий свет на различные моменты истории. Сопоставляя произведения устного творчества ингушей с творчеством других народов, устанавливая между ними связь, прослеживая пути и этапы распространения «странствующих сюжетов», мы можем выяснить очень многое из неизвестного прошлого» [3, с. 175].

Живительный дух фольклора проникает в человека с младенчества. Он сопровождал наших предков от колыбельной песни до песни вечного упокоения. Поэтому мы всегда с особым добрым чувством относимся к бесценным творениям народного искусства.

На современном этапе развития общества многие аспекты освоения специфики народного творчества, в частности, фольклорных традиций, изучены в школе недостаточно полно и глубоко.

Необходимо, начиная с раннего периода обучения, постепенно знакомить учащихся с традиционными особенностями различных произведений фольклора и изучать их влияние на художественно-эстетическое воспитание школьников. Изучение, анализ и обобщение деятельности многочисленных школ Ингушской Республики показывает, что специфика использования традиций ингушского фольклора в совершенствовании современной концепции эстетическом воспитаний школьников пока еще не нашла себе подобающего места в учебных программах дисциплин эстетического цикла. Это отчасти объясняется недостаточной разработанностью и отсутствием чёткой методики целенаправленной работы по использованию особенности традиций ингушского устного народного творчества в совершенствовании художественно-эстетическом воспитании школьников.

Весьма примечательно, что воспитательный потенциал ингушского фольклора является верным средством познания жизни детей, он не только значителен, но и актуален, и перспективен. Педагогическое осмысление фольклорного наследия ингушского народа должно способствовать сохранению и формированию художественной культуры и, прежде всего, эстетического воспитанию школьников.

На основе достаточно длительного опыта преподавательской работы, как в школе, так и в вузе, а также изучение трудов ученых-исследователей и педагогов-практиков России и Ингушетии в области преподавания изобразительного искусства разработана предлагаемая концепция совершенствования системы эстетического воспитания в школах Республики с учетом регионально-национальных традиций и особенностей устного народного творчества Ингушетии.

Научная концепция стратегии совершенствовании эстетического воспитания младших школьников включает следующие компоненты: цель, область применения вектор развития, ведущая педагогическая линия, культурные условия, системы внедрения и перспективы совершенствования.

Концепция эстетического воспитания младших школьников с учетом особенности народного творчества должна пройти путь от научной идеи до ее широкого внедрения педагогическую практику, этап внедрения результатов исследования в практику общеобразовательных школах в рамках предмета «Изобразительное искусство» необходимо провести с применением информационно - коммуникативных технологий: вебинары, видео-лекции, видео-выступления на различных региональных конференциях.

Основные базовые элементы концепции заключаются в следующем:

1) Социальный опыт и педагогическая теория и практика неоспоримо свидетельствует, что ключевыми, факторами формирования человеческой личности были и остаются в комплексе национальная, географическая, социальная среда, конкретный для данного народа или региона уклад жизни и быта, традиционно сложившиеся виды трудовой деятельности, местные ремесленные и художественные промыслы, национальный язык, фольклорные и эстетические традиции, эстетические критерии оценки объектов, как мирового, так и локального художественного материала, религиозное наследие.

2) Необходимо пробудить интерес к малой Родине и дать понять, что малая Родина, Республика Ингушетия включает в себя все условия жизни, развития и воспитания детей: территорию, климат, организацию общественной и социальной жизни, особенности языка, быта, культуры, субкультуры, традиции фольклора, обычаев в разные исторические времена.

3) Рассматривая историю методов обучения народному творчеству со строго методологических позиций, считаем, что наиболее верным направлением его развития является веками выработанная народная педагогическая традиция основывающаяся на положениях классической Российской, Европейской и восточной философии, методологии и эстетики.

4) Наличие у каждого народа, народности и этнической группы Ингушетии собственной исторически сложившейся неповторимой культуры, отработанной системы эстетических и художественных ценностей.

5) Веками накопленный традиционный эстетический опыт устного народного творчества - уникальная в своем роде школа эстетического воспитания вкуса, естественного формирования оценочных критериев.

Нельзя недооценивать и педагогический потенциал этого наследия: ориентацию на воспитания таких качеств, как усидчивость, трудолюбие, остроумие, мудрость, душевная щедрость, аккуратность, внимание и восприимчивость.

6) Устное народное творчество в целом и особенно Республики Ингушетия необходимо рассматривать не только как основной формирующий компонент общего художественного образования и эстетического воспитания, но и как основополагающую базовую часть глубинного пласта культуры данного региона, органически связанную с историей, фольклором, другими видами и жанрами народного искусства.

7) Необходимость развития и совершенствования современных концепций художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами устного народного творчества обусловлена не только определенными сложившимися теоретическими предпосылками, но и непосредственно длительной практикой преподавания комплекса этих дисциплин в национальной - в данном случае ингушской школе.

8) Главное направление данного выше указанного процесса повышение эффективности эстетического воспитания неукоснительное внимание к традиции народного творчества конкретного региона, что логически связанно с новыми педагогическими и воспитательными задачами, основанными на требованиях времени.

9) Сказанное подтверждает необходимость в разработке соответствующей гибкой, применяемой в различных национальных культурных регионах, при условии необходимой локальной корректировки, методической системы современных концепций художественного образования и эстетического воспитания, экспериментальный пример и представлен в настоящей работе.

10) В преподавании изобразительного искусства необходимо стоять на позициях диалектического подхода к соотношению национальных и интернациональных факторов - традиции и исторически сложившихся форм художественной деятельности, и вместе с тем многовекового опыта международной художественной культуры.

11) Художественно-эстетическое образование во всей своей последовательности -от детского сада до вуза - должно быть основано на педагогической преемственности: каждая фаза должна логически переходить в следующую. И на всех этапах этого процесса, как общегосударственном, так и региональном и локально-национальном уровне, оно должно синтезировать народное и профессиональное искусство - важнейшие составляющие единого учебного процесса, способствующего обеспечить полноценное художественное эстетическое развитие личности учащегося.

12) Содержание эстетического и художественного образования нужно строить, строго учитывая особенности традиции народа, с детства знакомого учащимся народного искусства; не исключая при этом как можно более широкого ознакомления с общемировым художественным опытом.

13) Чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс художественно-эстетического образования с учетом регионально-национальных традиций, необходимо учитывать отношения этих понятий: общее и местное. От понимания красоты родной песни, лаконичной мудрости народного слова учащийся должен перейти к следующим этапам: пониманию и правильному восприятию культуры и искусства своего и на этой основе соседних народов, далее мировой-художественной культуры. Именно таким представляется путь познания мировых культурных, эстетических этических ценностей.

14) Главным, определяющим суть педагогического процесса, по нашему убеждению, должно стать использование в школьной преподавательской работе как сложившихся традиций местного художественного творчества так и поколениями выработанных методов его передачи от учителя к ученику. Важно выделить и творчески освоить методику, применяемую педагогами, добившимися оптимальных результатов в преподавании рассматриваемого предмета в России и конкретно в Ингушетии.

15) Необходимо постоянная продуманная пропаганда художественных достоинств ингушского устного народного творчества и на основе конкретного анализа фольклорных произведений выработка у учащихся понимания основополагающей ценности народного творчества.

Важно соблюдать естественную, органическую преемственность современных концепций художественного образования и эстетического воспитания на всех возрастных этапах - дошкольный период, школа, вуз, практическое стажирование.

16) Необходимость при разработке и практическом применении современных концепций системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся, обязательно учитывать сложившиеся традиции народной педагогики, веками выработанные принципы и стилистические особенности национального и локального устного народного творчества.

17) Актуальность разработки наиболее эффективной методике современных концепций всестороннего эстетического воспитания учащихся специальных условиях уникального, разработанного по культурным традициям Ингушетии с использованием сложившихся традиций устного народного творчества в частности фольклора.

18) И, наконец, логическим завершением концепции является разработка дифференцированной методической системы обучения изобразительному искусству в обще образовательных школах Республики Ингушетии которая должна учитывать, органически и гармонически сочетать обучающие и воспитательные компоненты федерального уровня с конкретно-региональными, ассимилировавшими, вобравшими в себя многовековые традиции народного творчества.

Выводы. Таким образом, построенные на этих базовых методических элементах и принципах предлагаемая современной концепции методическая система эстетического воспитания с оптимальным использованием средств устного народного творчества может дать положительные результаты. Обязательным условием при этом является неукоснительный учет региональных художественных традиций и эстетических принципов народного творчества.

Под этим следует понимать многогранную, тщательно продуманную работу по обогащению общепринятой методике обучения наиболее продуктивными народными педагогическими приемами и эстетическими принципами критериями и выработку на этой основе соответствующий методической системы обучения изобразительному искусству, направленной не только на компенсацию недостающих знаний, умений но и навыков на максимально плодотворное использование того лучшего в общей эстетической и художественной подготовке, что органически унаследовано из окружающего быта, тысячелетнего художественного опыта предков.

Основная задача предлагаемой методической системы обучения средствами устного народного творчества может быть сформулирована следующим образов. Тщательно сохраняя, поддерживая и развивая

все имеющиеся у учащегося художественные задатки, знания, умения и навыки, воспитанные и привитые на базе местных художественных эстетических традиций наследие предков развивать и поднимать на более высокий уровень современных концепций художественного образования и эстетического воспитания школьников Республики Ингушетии. Нами разработано достаточно эффективная концепция художественного образования и эстетического воспитания школьников с учетом регионально-национальных традиций устного народного творчества.

Также к условиям и факторам, наиболее традиционно сложившимся в данном регионе и активно влияющим на плодотворное художественное образование эстетическое воспитание можно отнести: социальные; экономические; природные: климатические и географические; исторически и этнически сложившиеся народные традиции; приемы региональной народной педагогики; демографические, хозяйственно-бытовые особенности; культура и искусство народов данного конкретного региона.

Литература:

1. Белинский В.Г. Избранные статьи. - М.: Детская литература, 1992.

2. Дахкильгов И.А. Антология ингушского фольклора. Том 10. «Притчи, пословицы, поговорки, кицаш. - Нальчик, 000«Тетрограф», 2012.

3. Корзун В.Б., Мальсагов Д.Д., Ошаев Х.Д. Основные этапы развития ингушской литературы. -Грозный: ЧИКИ, 1963.

4. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.: «Наука», 1975.

5. Семенов Л.П. МальсаговЗ.К. (Биографическая справка) // Литературная энциклопедия. - М., 1932. Т. VI.

Педагогика

УДК: 378.2

магистрант Свиридова Дарья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования семантического поля детей с общим недоразвитием речи. Описаны результаты экспериментального исследования по выявлению особенностей формирования лексического развития детей в условиях нормального и нарушенного речевого развития в процессе онтогенеза.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, лексико-семантическая сторона речи, семантическое поле.

Annotation. The article discusses the features of the formation of the semantic field of children with general speech underdevelopment. The results of an experimental study to identify the characteristics of the formation of the lexical development of children in conditions of normal and impaired speech development in the process of ontogenesis are described.

Keywords: general speech underdevelopment, preschoolers, lexico-semantic side of speech, semantic field.

Введение. Речь - высшая психическая функция, определяющая уровень речевого и умственного развития ребенка. Исследования последних десятилетий, посвященных детской речи, направлены на изучение общих языковых категорий, ведущее место среди которых занимает анализ лексико-семантических конструкций (А.Р. Лурия, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская). Анализ речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи свидетельствует о значительных трудностях в использовании семантических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме [1 ,3, 8].

Многочисленные исследования в области логопедии и смежных наук доказывают, что специфика нарушений лексики определяется структурой речевого дефекта, уровнем речевого недоразвития, возрастом, а также социально-культурными факторами [5].

Процесс развития семантических полей является неотъемлемым компонентом формы речевой деятельности. Формирование семантического поля определяет эффективность учебно-коррекционной работы. Однако вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития семантического поля у детей с ОНР, разработаны недостаточно [2].

Мало произведено исследований по вопросу развития семантического поля как средства коррекции речевого нарушения. Специальные исследования особенностей формирования семантического поля у детей не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой речевого недоразвития. Поэтому вопросы изучения особенностей формирования семантического поля детей с общим недоразвитием речи и определения путей преодоления нарушения приобретают особую актуальность (Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В.Серебрякова, Л.Г. Парамонова, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Н. Шаховская) [4, 6].

Изложение основного материала статьи. Проведенный теоретический анализ литературы по данной проблеме выявил ряд особенностей лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, которые легли в основу нашего экспериментального исследования [7].

Целью исследования стало выявление особенностей лексического развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи, сравнение и анализ полученных результатов обследования с целью выявления отклонений в развитии лексики у детей с общим недоразвитием речи и последующей разработки коррекционной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.