4. Дендеберя Н.Г. Формирование готовности к развитию математическихспособностей школьников у студентов педагогических вузов :Дис. ... канд. пед. Наук. - Армавир, 1998. - 184 с.
5. Колмогоров А.Н. Математика наука и профессия. - М.: Наука, 1991.
6. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Ч.1, 2. - М.: Просвещение, 1977.
7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. - М,: «Просвещение», 1968. -432 с.
8. Марков А.А. Логика математическая. БСЭ (Большая советская энциклопедия), изд. 2, т. 25, - с. 458
9. Суворова Г. А., Прохорова Л. А. Познавательные процессы в структуре способностей к математике // Молодой ученый. — 2018. — №37. — С. 138-141. — URL https://moluch.ru/archive/223/52614/ (дата обращения: 13.01.2019).
10. Якиманская С. Развитие пространственного мышления. - М.: Педагогика. 1980. - 240 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Саутиева Фатима Белановна
Ингушский государственный университет (г. Магас)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО
НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация. В статье рассматривается особенности восприятия учащимися произведений устного народного творчества в аспекте культурологического подхода, а так же общие вопросы повышения эффективности эстетического воспитания школьников средствами фольклора. Особое внимание уделяется педагогическому анализу и восприятию произведений устного народного творчества учащимися, которое имеет уникальное культурологическое пространство.
Ключевые слова: устное народное творчество, эстетическое воспитание, особенности восприятия произведения, культурологический подход, школьники.
Annotation. The article deals with the features of students ' perception of works of folklore in the aspect of cultural approach as well as General issues of improving the efficiency of aesthetic education of students by means of folklore. Special attention is paid to the pedagogical analysis and perception of works of oral folk art by students, which has a unique cultural space.
Keywords: verbal folk creativity, aesthetic education, especially the perception of artworks, cultural studies approach, students.
Введение. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Процесс восприятия произведения устного народного творчества в аспекте культурологического подхода имеет свою специфику. Известно, что познание фольклора - это психолого-педагогическая проблема. На наш взгляд, эта категория имеет не только психолого-педагогический, но и культурологический статус. Педагогический анализ произведения устного народного творчества имеет уникальное культурологическое пространство. Сегодня очевидно, что слушание произведений фольклора на уроке в начальной школе как вида учебной деятельности направлено на освоение глубины культуры как части общей духовной культуры школьника.
Изложение основного материала статьи. Восприятие произведений устного народного творчества -это процесс целостного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения духовного содержания произведения. На наш взгляд, проблему, восприятия фольклора следует решать в широком культурологическом контексте. Это означает, что на уроках в начальной школе целесообразен культурологический анализ произведения фольклора. Учителю следует помнить, что цель культурологического анализа произведения фольклора - культурологическая интерпретация знаний, умений, навыков детей, культурологическая интерпретация природы ценностей фольклора, заложенных в художественном образе.
В. В. Медушевский отмечает: «Целью и основой культурологического анализа является понимание. Но что такое понять? Понимают - любовью. Любовь же есть сроднение. Правильное понимание не только исчерпывает суть мироощущения путем погружения в него - но и простирается далее» [1, с. 9-10].
Школьники, творчески интерпретируя поговорку, пословицу, басню, осуществляя вместе с учителем культурологический анализ, выявляют культурологическую функцию интонации, ведут мысленный диалог с иными духовными смыслами, эпохами, культурными ценностями. В данном случае ребенок погружается в диалогизированное размышление с произведением, учится анализировать художественный образ в контексте комплексного освоения искусства, ценностно-смыслового видения. Культурологический анализ на уроке предполагает широкий культурный контекст, интегративный критерий (связь смежных видов искусств). Современное образование должно быть обращено к человеку и ориентировано на культуру и личностные смыслы. Именно такую образовательную модель следует называть культурологическим, личностно ориентированным. Познание фольклора через призму культурологического осмысления ориентирует на духовно-нравственные контексты. В данном случае уместно говорить о формировании у школьников определенной системы аксиологических координат, нравственных установок: сострадание, милосердие, честь, достоинство, доброта, любовь к ближнему, порядочность, любовь к природе, долг и др.
Культурологический анализ - это сообразный синтез художественно-педагогического комплексного освоения искусств, в контексте общей духовной культуры. Если в художественно-педагогическом анализе фольклора идет процесс «переплавки устного народного творчества в педагогику», то при проведении культурологического анализа в школе идет процесс «переплавки и педагогики, и фольклора - в художественную культуру школьника как часть его общей духовной культуры».
Культурологический анализ целесообразен на уроке литературы, русского языка, рисования, музыки в школе, потому что он ориентирован на открытие для детей интонационного, а значит культурного смысла произведения фольклора. Происходит процесс актуализации жизненного, нравственно-духовного, а значит культурного содержания художественного образа.
Перед учителем встает проблема: осуществить последовательный педагогический процесс для нравственно-духовного познания произведения устного народного творчества. Педагог должен помнить, что следует целенаправленно отбирать произведения для восприятия их детьми. Необходим ценностно-художественный и нравственный ориентир учащимся на подлинные духовные ценности, нужна опора на отечественные духовные памятники и культурные традиции. Восприятие произведения фольклора у школьников в основном строится на создании внутренне-визуальных картин, то есть на создании в воображении определенных картин окружающего мира, близких и знакомых им, пропущенных через социальный опыт.
Культурологическое познание фольклора более продуктивно на полихудожественной основе. Действительно, процесс развития художественной культуры школьников может осуществляться через «выходы» за пределы фольклора в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные образы, то есть на организацию художественно-педагогической среды. Поиски ассоциативного ряда - один из резервов усиления глубины и действительности анализа произведений устного народного творчества, - считает Т. Е. Вендрова [2, с. 15]. Однако, демонстрация репродукций портретов людей, одухотворенных восприятием лирико-драматических произведений, не должна восприниматься как иллюстрация, а скорее, как объемное «погружение» в психологическую атмосферу соответствующей эпохи.
Эффективность формирования основ художественной культуры у школьников средствами фольклора обеспечивает система педагогических условий:
• организация процесса осмысления школьниками духовно-нравственной ценности устного народного творчества;
• учет специфики устного народного творчества с позиций национально-исторической традиции ингушского народа;
• интерпретация произведений устного народного творчества в творческой деятельности школьников.
В сферу воспитания художественной культуры входит художественное творчество, где формируется
творческий потенциал личности. «Это позволяет говорить о неразрывной связи воспитания художественной культуры и художественного обучения» [3, с.78].Самым эффективным образом формируется творческий потенциал при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самостоятельного художественного творчества.
Художественное творчество свойственно человеку, а свобода творчества является одним из его неотъемлемых прав. Посредством художественного творчества человек выражает себя как свободную личность и освобождается от любого внешнего воздействия. Он творит, то есть создает нечто новое, то, что ранее не существовало, - его творения уникальны, как и сама личность.
Художественное творчество - это своеобразное осмысление человеком мира и себя в нем. Осмысление, выражающееся в специфическом оформлении материи, в эстетической организации особых чувственно-воспринимаемых знаков, в особых языках (языках звучаний, линий, движений, ритмов, слов и т. д.) [4, с. 120].
Важную роль в формирования художественной культуры играют учреждения культуры и искусства.
Для каждого этапа формирования художественной культуры некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, при чем важную роль здесь играют возрастные особенности. В дошкольном возрасте главную роль играет формирование эстетического отношения к окружающему миру, которое в«основном осуществляется через синкретические художественные проявления ребенка, органично вписанные в его собственную жизнедеятельность» [5, с. 135]. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем сложится система эстетического воспитания, так и собственные художественные практические навыки ребенка. В средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создаёт предпосылки для собственной художественной деятельности.
Важным педагогическим условием для грамотного, яркого культурологического анализа устного народного творчества в школе является комплексное освоение искусства (литература, музыка, живопись). Такой подход оптимизирует ассоциативно-образное мышление, фантазию, интеллект, креативность, расширяет эмоциональное поле. Культурологический анализ, осуществляемый в аспекте комплексного восприятия искусств и межпредметных обобщений, содержит программу духовного развития школьника.
Приведем вариант преломления методики культурологического восприятия произведения устного народного творчества из школьного репертуара.
Традиционное вступительное слово учителя.
Беседа учителя литературы имеет цель - вызвать интерес школьников к предстоящему слушанию произведения (поговорка, сказка, фрагмент эпоса). Здесь благодатен культурный контекст. Учитель, используя метод «выход за пределы фольклора», иллюстрирует репродукции художников, стихи, высказывания современников об авторе произведения. Методика комплексного освоения искусств будит фантазию ребенка, активизирует интерес к предстоящему слушанию. Используя метод «эффект удивления», можно аргументировать такие автобиографические факты, которые задействуют эмоциональную, духовно-нравственную сферу личности школьника. Дети должны научиться открывать для себя «интонационный словарь каждой эпохи» (Б.В. Асафьев).
Во вступительном слове всегда допустима проблемно-поисковая ситуация. Творческий педагог может выстроить вступительное слово совсем нетрадиционно. Например, учитель говорит, что «забыл название произведения», он просит детей помочь дать название. «Сейчас мы прослушаем данное произведение, вы, пожалуйста, подумайте о названии. Объявляется конкурс на лучшую интерпретацию. «Кроме того, прошу угадать эпоху. Вдруг кто-нибудь угадает?» - говорит учитель. Не следует забывать, что культурологический подход на уроке в начальной школе ориентирует на контекст развивающего обучения. Это означает, что допустим и продуктивен эвристический поиск детей.
Слушание произведения.
Процесс культурологического познания устного народного творчества должен проходить в полной тишине, иначе никогда не состоится герменевтический диалог ребенка «с искусством интонируемого смысла», не актуализируется духовно-нравственный смысл произведения. На какие только хитрости, «педагогические уловки» не идут учителя, чтобы способствовать полному интонационному погружению школьника в творческую лабораторию фольклора. «Ребята, я объявляю конкурс «Лучший слушатель класса», - объявляет учитель. Или: «Закройте глаза, мы погружаемся в эпоху, в которой жили наши предки. 18 век, снежные вершины Ингушетии».
Целесообразно «живое исполнение» произведения учителем, этот прием активизирует эмоциональную сферу личности ребенка. Актуализация нравственно-духовного смысла комплекса интонаций - главное в культурологическом познании фольклора. Культурологическое переживание школьника выполняет функцию фона, на котором моделируется и осознается личностный (нравственный) смысл. Именно вербализация эмоций и является своеобразной душевной исповедью ребенка, провоцирующий феномен эмоционально-нравственного переживания. Этот феномен будет рожден в атмосфере такта, доверия, доброжелательности, профессионализма учителя. Для расширения культурологического пространства школьника необходимо направить его эмоционально-нравственное переживание на уровень интуитивно образного определения стиля в самом общем плане (старинная или современная пословица, национальная принадлежность, народная или авторская, в чем ее стилистическая суть, указать характерные черты, доступные для восприятия школьника). Это поможет ребенку рельефно воплотить в своей памяти художественный образ.
Используя методику комплексного освоения искусств, необходимо сравнить образ в различных видах искусств. Здесь уместен метод тождества и контраста, метод сравнения.
Культурологический анализ произведения фольклора.
После прослушивания произведения дети ярко выражают свое эмоциональное состояние. Важно направить столь яркий эмоциональный всплеск ребят в нужное русло при рассмотрении образной сферы произведения, художественное восприятие является атрибутом художественной культуры школьника. Анализ художественного образа должен проходить в нерасторжимом единстве эстетических и культурологических категорий (конечно, не углубляясь чрезмерно в категориальный аппарат научных дисциплин). Здесь важно, чтобы школьники осмыслили художественный образ как с интонационной, так и с культурологической позиции. Эстетическая трактовка художественного образа на уровне детского восприятия - актуальная проблема для учителя. Главное заключается в том, чтобы культурологический анализ опирался на интонационную природу искусства и теорию духовной культуры (познавательно-интеллектуальную, эстетическую, художественную, педагогическую).
Повторное слушание целесообразно, дабы верно проведенный культурологический разбор произведения фольклора находил адекватное претворение в сознании ребенка. Говоря словами М.М. Бахтина, при повторном слушании поговорки, сказки ученик ставит культуре новые вопросы, каких она себе не ставила, он ищет ответы на эти вопросы, а культура отвечает ему, открывая перед ним новые свои стороны, новые смысловые глубины. В конечном итоге школьник в процессе герменевтического диалога входит в «мир фольклора», формируется адекватное восприятие художественного образа.
Выводы. Таким образом, художественная культура школьника является частью его общей духовной культуры. Духовная культура ребенка формируется в условии реализации на практике культурологического подхода, в условиях постановки учителем задач культурологического типа: художественно-содержательных; художественно-аксиологических; художественно-аналитических; художественно-конструктивных.
Литература:
1. Медушевский, В. В. Сущностные силы человека и музыки / В. В. Медушевский // Музыка. Культура. Человек / отв. ред. М. Л. Мугинштейн. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1988. С. 9-10
2. Вендрова Т.Е. Художественно - педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. 1989. - № 3. С. 15.
3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2003. С. 78.
4. Большаков В.П. Культура как форма человечности. Учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000
5. Прищепа А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст). - Ростов-на-Дону, 2004. С. 135.
Педагогика
УДК 377
доктор педагогических наук, доцент,
старший научный сотрудник НИЦ-2 Сергеева Марина Георгиевна
Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт
Федеральной службы исполнения наказаний России» (ФКУ НИИ ФСИН России) (г. Москва)
ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К
ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме оценивания в предметно-языковом интегрированном обучении. Несмотря на растущую популярность и широкое применение данного подхода в образовании однозначного решения данного вопроса еще не найдено. Целью нашего исследования было проанализировать существующие способы оценивания и выбрать наиболее подходящие для применения в высшей школе. Авторами были выделены два основных способа оценивания в зависимости от его целей - текущий и итоговый контроль, далее подробно рассмотрены возможные традиционные и альтернативные средства оценивания. Уделяется внимание таким формам оценивания как само-оценивание и взаимное оценивание партнерами по команде. В результате была подобрана оптимальная комбинация из традиционных и аутентичных средств оценивания для каждого из способов. Каждый элемент текущего и итогового контроля был подробно охарактеризован. В заключении подводятся итоги исследования, кратко суммируются средства, формы и результаты. Также делается вывод о высокой практической ценности полученной комбинации способов и средств оценивания предметно-языкового интегрированного обучения и о