П У Т И С Н И Ж Е Н И Я Т Е Х Н И Ч Е С К И Х Б А Р Ь Е Р О В В М Е Ж Д У Н А Р О Д Н О Й Т О Р Г О В Л Е В И Н О Д Е Л Ь Ч Е С К О Й П РО Д У К Ц И Е Й З А С Ч Е Т Г А Р М О Н И З А Ц И И Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Х Т Р Е Б О В А Н И Й
Положишникова Марина Александровна
кандидат технических наук, декан факультета экономики торговли и товароведения РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены особенности технического регулирования при осуществлении международной торговли вином в рамках ЕС, Таможенного союза и других региональных образований. Показаны возможности снижения технических барьеров путем гармонизации подходов к маркировке, классификации вин, требований к показателям качества и безопасности. Приведены примеры существующих расхождений на национальном и региональном уровне при подтверждении соответствия винодельческой продукции как обязательной процедуры, обеспечивающей соблюдение минимальных требований безопасности. Поставлены вопросы сближения российского законодательства и законодательных норм Таможенного союза с нормами Евросоюза и АТЭС как эффективного инструмента стимулирования экспорта и импорта винодельческой продукции.
Ключевые слова: технические барьеры, техническое регулирование, винодельческая продукция, регламенты, требования, технические характеристики.
T H E W A Y S T O R E D U C E T E C H N I C A L B A R R I E R S T O I N T E R N A T I O N A L W I N E M A K I N G P R O D U C T S T R A D E T H R O U G H T H E H A R M O N I Z A T I O N O F N A T I O N A L R E Q U I R E M E N T S
Polozhishnikova, Marina A.
PhD, Dean of the Faculty of Economics and Commodity Trade of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article describes the features of the technical regulation in the implementation of international trade in wine within the framework of the EU Customs Union and other regional entities. Ways of reducing the technical barriers by harmonizing approaches to labeling, classification of wines, to the quality and safety requirements. Examples of current differences at national and regional levels, with the confirmation of conformity of wine products as a mandatory procedure ensuring compliance with minimum security requirements: different forms of certificates and declarations, different approaches to the standardization of technical specifications. Questions of approximation of the Russian legislation and the legislation of the Customs Union with the EU norms and APEC as an effective instrument to promote exports and imports of wine products.
Keywords: technical barriers, technical regulation, winemaking products, requirements, specifications.
Важными условиями развития российской экономики являются активное расширение международных торгово-экономических отношений, стабильное и сбалансированное наращивание товарооборота, закрепление на международном рынке отечественных товаров и услуг. Учитывая, что крупнейшим торговым партнером России является Европейский союз (ЕС), для снижения технических барьеров в торговле необходимо формирование единого экономического и правового пространства в первую очередь со странами Европы.
Винный сектор все больше становится экспортно ориентированной отраслью в международной торговле ЕС. По состоянию на 2015 г. объем экспорта винодельческой продукции в ЕС превышает объем импорта в 1,5 раза (2,12 млн л против 1,38 млн л)1, т. е. ЕС является крупнейшим экспортером на мировом рынке вина. В 2015 г. доля вин составила 8% от общего объема экспорта сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЕС (для сравнения доля пшеницы равна 5%)2. Это
1 Wine Annual Report and Statistics 2015 // United States Department of Agriculture: Foreign Agricultural Service. - URL: http://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20 Publications/
2 Agri-Food Trade Statistical Factsheet.European Union - Extra EU 28. - URL: http:// ec.europa.eu/agriculture/trade-analysis/statistics/outside-eu/regions/agrifood-extra-eu-28_en.pdf (дата обращения: 01.11.2016).
свидетельствует о том, что винодельческий сектор играет существенную роль в функционировании европейского аграрного рынка и, следовательно, его развитие - одно из наиболее приоритетных направлений как в рамках единой аграрной политики, так и внешнеторговой политики ЕС.
Россия входит в число 10 крупнейших стран-импортеров вина, на долю которых приходится 70% объема мирового импорта в натуральном выражении. Однако начиная с 2014 г., вследствие эмбарго, роста курса евро и других экономических причин объемы импорта вин в Россию стремительно падают. По данным Международной организации вина (OIV), в 2015 г. объем импорта вина в Россию составил 4 млн гектолитров против 4,7 млн гектолитров в 2014 г., т. е. уменьшился на 14,5%х. Такую тенденцию можно считать положительной при условии увеличения объемов собственного производства винодельческой продукции, по качеству не уступающей зарубежным аналогам, позволяющей удовлетворить не только потребности внутреннего рынка, но и достойно позиционировать российское виноделие при осуществлении экспортных операций. В 2015 г. впервые за многие десятилетия был отмечен существенный рост экспорта российских вин. Такие компании, как ОАО «Абрау-Дюрсо», ЗАО «Игристые вина», Федеральное предприятие «Массандра» Управления делами президента, успешно начали экспортировать партии своей продукции на мировой рынок.
Как импорт европейских вин на территорию России, так и экспорт продукции отечественного виноделия требуют формирования единого законодательства, регулирующего отношения в области виноторговли, единых критериев идентификации, достоверной оценки качества и безопасности вина.
Законодательные основы регулирования внешней торговли
винодельческой продукцией в ЕС и Таможенном союзе
При импорте или экспорте товаров в ЕС применяется Единый таможенный тариф (обычно используется аббревиатура TARIC, образованная от французского термина Tarif Intégré de la Communauté) [12]. Данный термин относится и к классификации товаров (номенклатуре), и к ставкам таможенных пошлин, а также к нетарифным мерам. Так, для натуральных вин (код номенклатуры 2204 21) Единый таможенный тариф составляет 32 евро за 1 гектолитр вина (1 гектолитр = 100 л). Для сравнения: согласно Единому таможенному тарифу Евразийского эко-
1 State of the Vitivini Culture World Market. April 2016. Internationa! Organisation of Vine and Wine: - URL: http://www. oiv.int/public/medias/4710/oiv-noteconjmars2016-en.pdf (дата обращения: 01.11.2016).
номического союза1, ставка ввозной таможенной пошлины для натуральных вин (код 2204) исчисляется в процентах от таможенной стоимости партии и составляет 12,5%.
Особенностью системы регулирования внешней торговли винодельческой продукцией в ЕС является тесная взаимосвязь его принципов с единой аграрной политикой (от англ. - Common Agricultural Policy, CAP), направленной на достижение конкурентоспособности европейской сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. Ввиду того, что вино в ЕС на нормативном уровне признано продуктом сельского хозяйства, все отношения, касающиеся его импорта, попадают под правовое действие Регламента ЕС № 1308/2013 об общей организации сельскохозяйственных рынков (Common Market Organisation, CMO) [5].
К первостепенным целям реформы общей организации винного рынка, начавшейся в 2008 г., относится повышение конкурентоспособности европейских вин как на внутреннем, так и на рынках третьих стран [2]. В регулировании отношений при торговле ЕС с третьими странами основное место занимает правоустанавливающая практика в области импорта вин на территорию Сообщества. Все государства -члены ЕС, пользуются преимуществами, предусмотренными торговыми договорами, заключенными между ЕС и третьими странами (например, Договор о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли).
Непосредственно ввоз вин в ЕС регулируется Регламентом EC № 479/2008 об организации рынков винодельческого сектора [6], а также уточняющим его требования Регламентом EC № 555/2008 [7]. В указанных регламентах приводятся требования к документации, выданной в третьих странах, и порядок ее использования в целях импорта вина в Европейское сообщество, а также описывается порядок последующего передвижения продукции до момента поступления в свободное обращение, включая государственный контроль винного сектора, процедуры административного наказания в данной области и т. д. Согласно европейским требованиям, все партии вин, импортируемые в ЕС, за исключением малого и некоммерческого импорта, должны сопровождаться документом установленной формы VI-1 до тех пор, пока вино не будет выпущено в свободное обращение или перемещено с территории Сообщества в третью страну. В данном документе указываются общие данные о конкретной партии вина и информация о результатах лабораторных испытаний образцов партии. В случа-
1 Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/ett/Pages/default.aspx (дата обращения: 01.11.2016)
ях, когда партия импортируемого вина разделяется для отправки по различным направлениям наряду с самим документом VI-1, используется документ формы VI-2, дублирующий информацию из основного документа.
В документ VI-1 включают следующие сведения:
- наименование и юридический адрес экспортера и (или) грузоотправителя;
- информацию о транспортных средствах;
- детализированное описание партии вина с указанием полного наименования вина, наименования страны происхождения, наименования географического указания (если есть), цвета вина (допустимы только термины «красное», «розовое» и «белое»), кода номенклатуры (2204 21 - для натуральных вин);
- сведения об объеме партии: количестве вина в литрах и количестве бутылок;
- сертификат соответствия, подтверждающий, что вино произведено согласно правилам экологической практики, установленным Международной организации винограда и вина (МОВВ);
- отчет об анализе вина, в котором должны быть указаны результаты определения следующих показателей: общий и фактический объемы этилового спирта, общий сухой экстракт, общая и летучая кислотность, содержание лимонной кислоты, содержание общего диоксида серы.
Сертификат должен быть оформлен и заверен компетентным органом. В Российской Федерации таким органом является лаборатория Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. Это единственное место в России, где можно получить документ формы VI-1, что подтверждается на сайте Европейской торговой комиссии.
Учитывая, что одним из основных направлений экспорта российских вин является Китай, нельзя не упомянуть, что в рамках региональной торговли между странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) предусмотрена особая форма единого винного сертификата АТЭС (рисунок), значительно более либеральная по сравнению с требованиями ЕС [3].
При ввозе винодельческой продукции на территорию Таможенного союза (ТС) законодательную базу регулирования торговых отношений составляют законодательные акты и технические регламенты (ТР), принятые Евразийской экономической комиссией (ранее - Комиссией Таможенного союза). Алкогольная продукция входит в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обя-
зательные требования в рамках Таможенного союза1, соответственно, на нее распространяется Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза2.
APEC Model Wine Certificate for Wine Shipped Between APEC Economies
1. Exporter: 2. Importer/Consignee:
3. Exporter'sAddress: 4. Importer/Consignee'sAddress:
5. Exporter's Wine Regulatory Licenseor Permit Information (if applicable): 6. Importer/ Consignee's Wine Regulatory Registration Information (if applicable):
7. Exporting Economy: 8. Exporting Economy Regulatory Authority and Contact Information:
9. The wine listed on this certificate: a) Was produced in the below stated Economy of Origin (subject to trade agreement Rules of Origin, as applicable); b) Was produced by normal and approved methods of production and may be freely sold in the Exporting Economy
10. Description of Wine, including Economy of Origin: 11 .Quantity:
12. Additional Information from Exporter (if required):
For Use By Exporting APEC Economy's Regulatory Authority
13.Additional Information from ExportingAPEC Economy's RegulatoryAuthority (if required):
14. Signature of authorized official: 15. Date of signature: (Expires one year from the stamping date) 16. Official Seal:
Рис. Форма единого винного сертификата, принятая в странах АТЭС3
1 Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 (в ред. Решения Совета ЕЭК от 23 ноября 2012 г. № 102). -URL: http: //eec.eaeunion.org/ru/act/texnreg/deptexreg/ tr/Documents Ed%20perech% 20new.pdf (дата обращения: 01.11.2016).
2 Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294. - URL: http://eec.eaeunion.org/_layouts/Lanit.EEC. Desicions/Download.aspx?IsDlg=0&ID=3818&print=1 (дата обращения: 01.11.2016 г.).
3 URL: https://app.box.com/s/rjcjslcbds69y1q2ye7hmhptfzbdlnpj/1/11536905634/ 96782304627/1
Согласно этому Положению, для удостоверения соответствия винодельческой продукции обязательным требованиям, каждая ее партия должна сопровождаться декларацией о соответствии Таможенного союза. По сути, декларация подтверждает, что содержание в винодельческой продукции вредных для здоровья веществ не превышает допустимые уровни, установленные ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Указанные документы регламентируют требования к содержанию в винодельческой продукции токсичных элементов (свинца, мышьяка, кадмия, ртути), метилового спирта (в коньяках и коньячных спиртах) и сернистой кислоты (диоксида серы Е220).
Видимая лаконичность требований весьма обманчива, учитывая, что для выпуска в оборот винодельческой продукции на территории Российской Федерации она должна соответствовать также нормам национального законодательства. Требования Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 3 июля 2016 г.) распространяются не только на процессы производства и розничной продажи алкогольной продукции, но и на процессы закупки (в том числе импорта), поставки (в том числе экспорта), хранения и перевозки, которые входят в понятие «оборот» наряду с розничной продажей. Закон устанавливает состав обязательных сопроводительных документов, дополнительные требования к обязательной маркировке акцизными марками для импортируемой продукции, порядок регулирования экспорта и импорта алкогольной продукции, в том числе порядок лицензирования этой деятельности. В частности, закон предусматривает, что качество ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в области производства и оборота алкогольной продукции, тем самым обеспечивая необходимость проведения идентификации продукции на соответствие характеристикам национального стандарта, принятого в отношении конкретного вида. Однако даже простой анализ сопоставимости отдельных определений терминов, например, таких как вино столовое, коньяк и др., позволяет выявить существенные отличия в идентификационных признаках, составляющих основу отнесения напитка к определенному виду, что значительно осложняет предусмотренную процедуру идентификации.
С 1 октября 2013 г. для алкогольной продукции, впервые поставляемой на территорию Российской Федерации, введен особый элек-
тронный документ - уведомление о начале оборота, который вносится в Федеральный реестр алкогольной продукции. Он содержит описание характеристик и свойств продукции определенного наименования, технологических процессов ее производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки. Большинство перечисленных сведений импортер может получить непосредственно у изготовителя продукции, что во многих случаях достаточно затруднительно.
Требования к маркировке
Обязательные и факультативные требования к маркировке экспортируемых вин устанавливают Регламенты ЕС № 479/2008 и 555/2008 [6, 9]. Вся обязательная информация (табл. 1), за исключением номера лота, должна находиться на этикетке в так называемом одном поле видения (от англ. - single field of vision), т. е. видна на одной стороне бутылки, без ее поворота. Надписи должны быть четкими, несмываемыми и отличаться от фона этикетки.
Таблица 1
Обязательная информация, приводимая в маркировке натуральных вин*
Элементы, составляющие обязательную информацию в маркировке натуральных вин Примечания
Наименование (категория) винодельческой продукции согласно регламентированным категориям В случае натуральных вин - «вино», англ. -wine. Не требуется для вин PDO/PGI
Для вин PDO/PGI: соответствующие термины - название защищенного географического указания или защищенного наименования происхождения Словосочетания «Protected Désignation of Ori-gin» или «Protected Geographical Indication» должны быть прописаны полностью, без сокращений
Содержание спирта, % об. Допустимое отклонение от указанного на этикетке процента крепости - 0,5%
Указание происхождения для вин без географического указания (wGI) Должно сопровождаться словосочетаниями «произведено в...» или «вино из (наименование страны происхождения)» или «продукт из (наименование страны происхождения)»
Наименование и местонахождение произво-дителя-бутилировщика или импортера Должно сопровождаться словосочетаниями «розлито» (наименование бутилировщика) или «импортировано» (наименование импортера), так как организация, осуществившая розлив/импорт вина, несет ответственность за его качество
Содержание аллергенов Должно быть указано «Содержит Х», где Х - аллерген
Номинальная емкость бутылки Указывается в литрах, сантилитрах или миллилитрах
Номер лота Может быть указан не в видимом поле (Single Fieldof Vision) этикетки
* Составлено по: Регламент ЕС № 479/2008 [7] и Регламент ЕС № 555/2008 [9].
Регламент ЕС № 607/2009 также устанавливает требования к минимальному размеру шрифта для надписей, указывающих на фактический объем этилового спирта, номинальную емкость, страну происхождения, защищенное наименование места происхождения или защищенное географическое указание.
В соответствии с Директивой Совета ЕС от 10 ноября 2000 г. № 2000/13/ЕС, маркировка всех пищевых продуктов, в том числе и вин, должна включать в себя информацию о наличии в их составе аллергенов. В случае вин таковыми являются сульфиты, при содержании которых в количестве, превышающем 10 мг/л, на этикетке должна присутствовать надпись «Содержит сульфиты» (от англ. - Contains Sulfites).
Согласно стандарту МОВВ, устанавливающему требования к маркировке вин1, на этикетку вина также должна быть нанесена информация о содержании сорбиновой кислоты. Однако при разработке новых регламентов комиссия ЕС не включила данный элемент в перечень обязательной информации маркировки винодельческой продукции, оставив это право за национальными органами государств - членов Сообщества.
Одним из элементов обязательной информации, приводимой в маркировке винодельческой продукции, является номер лота (от англ. - lotnumber). Номер лота или L-код - цифровое обозначение, введенное Директивой Совета ЕС от 14 июня 1989 г. № 89/396 [4], которое указывает на принадлежность к определенной партии, т. е. позволяет идентифицировать партию вина. L-код наносится на этикетку, контрэтикетку или на саму бутылку вина. Указание номера лота обязательно для всей винодельческой продукции, произведенной на территории ЕС, а также для вин третьих стран, которые предназначены для экспорта на европейский рынок. Директива не предъявляет конкретных требований к структуре L-кода (за исключением наличия буквы «L»), предоставляя это право государствам - членам ЕС, но устанавливает минимальные требования: обозначение «номер лота» должно указывать на принадлежность продукта к строго определенной партии, тем самым обеспечивая ее прослеживаемость во время обращения на рынке.
Как правило, структура номера лота следующая: буква «L» - лот; первая цифра лота - последняя цифра года розлива; последующие три цифры лота - день розлива по порядковой шкале от 001 (1 января) до 365 или 366 (31 декабря). Для вин с продолжительным сроком выдержки в бутылке первая цифра соответствует ближайшему году урожая винограда, указанному в маркировке. Необходимо обратить внимание,
1 International Standard for the Labelling of Wines (Edition 2015). - 9th General Assembly OIV. - Paris, 2011. - URL: http://www.oiv.int/ public/medias/4776/oiv-wine-labelling-standard-en-2015.pdf (дата обра-щения 01.11.2016).
что цифровая часть кода может содержать от четырех до восьми знаков и более. При этом многие европейские производители включают в номер лота обозначение года урожая винограда.
Список факультативных, т. е. необязательных элементов маркировки вин (табл. 2), по существу, не является исчерпывающим. Регламентированные правила не запрещают использование в маркировке вин информации о рекомендациях по употреблению, наградах и др., так как главным требованием к маркировке является информирование потребителя о подлинном происхождении вина и, следовательно, его качестве.
Таблица 2
Факультативная информация, приводимая в маркировке натуральных вин*
Элементы, составляющие факультативную информацию в маркировке натуральных вин Примечания
Год урожая винограда (миллезим, винтаж) Может быть указан только в том случае, если доля винограда соответствующего миллезима составляет в вине не менее 85%
Сорт(а) винограда Для вин PDO/PGI: указывается в том случае, если доля данного сорта винограда в вине не менее 85%. При указании двух и более сортов преобладающий сорт ставится в маркировке первым
Остаточное содержание сахара Указывается в г/л наряду с наименованием типа вина по остаточному содержанию сахара (сухое, полусухое, полусладкое, сладкое). Допустимое отклонение от указанного на этикетке содержания сахара - 3 г/л
Технология производства и/или выдержки, цвет и др. Могут быть указаны исключительно для вин PDO/PGI
Логотипы PDO/PGI Допускается наносить установленные и утвержденные Сообществом типовые логотипы
Торговая марка Зарегистрированное изображение или надпись
* Составлено по: Регламент ЕС № 479/2008 [7] и Регламент ЕС № 555/2008 [9].
Маркировка импортируемой на территорию Таможенного союза винодельческой продукции должна соответствовать требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Несмотря на значительный период времени, прошедший после введения в действие данного регламента, по-прежнему для винодельческой продукции остаются неразрешенными вопросы в отношении отдельных обязательных сведений. К их числу относится необходимость предос-
тавления информации об условиях хранения продукции после вскрытия упаковки. Поскольку в действующих нормативных и технических документах рекомендуемые условия такого хранения не оговорены и научно не обоснованы, импортеры (поставщики) вынуждены принимать на себя риски по самостоятельному установлению условий хранения продукции после вскрытия упаковки, гарантирующих сохранение ее качества и безопасности, отталкиваясь преимущественно от экспертного опыта.
Кроме общих регламентированных требований для выпуска винодельческой продукции в оборот на территории Российской Федерации, состав обязательной информации для потребителей должен быть дополнен:
- наименованием вина по содержанию сахара, одновременно разрешается указывать массовую концентрацию сахаров (за исключением сухих вин), г/ дм3, г/л;
- указанием года урожая для вин, произведенных из винограда одного года урожая, или минимальной продолжительности выдержки для вин, произведенных из винограда урожая разных лет;
- допускается указывать сорт винограда или регламентированную смесь сортов винограда для вин географических наименований, защищенных географических указаний и защищенных наименований места происхождения;
- сведениями о соответствии содержания вредных для здоровья веществ в алкогольной продукции требованиям, установленным законодательными актами Российской Федерации, и о противопоказаниях к ее использованию,
- сведениями о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.
Первые три из перечисленных позиций входят в перечень факультативной информации в странах ЕС. При этом номер партии (в ЕС - номер лота) указывается только при его наличии, в то время как обязательным является указание даты розлива. Учитывая разные подходы к формированию номера лота, описанные выше, указание даты розлива часто становится затруднительным для импортера.
Гармонизация в области классификации вин
Регламент ЕС № 479/2008 существенно изменил действовавшую до 2008 г. в Евросоюзе классификацию вин, упразднив такие понятия, как «столовое вино», «местное вино», «высококачественное вино контролируемого наименования по происхождению». Новая классификация вин стала более логичной и последовательной. Согласно этой классификации, все вина делят на следующие категории:
- вино без защищенного географического указания или наименования места происхождения (от англ. - without Geographical Indication, wGI или non-PGI/PDO);
- вино защищенного географического указания (от англ. -Protected Geographical Indication, PGI);
- вино защищенного наименования места происхождения (от англ. - Protected Désignation of Origin, PDO).
В 2010 г. в категорию вин wGI была включена подкатегория «сортовое вино» (от англ. - varietal wine). Введение этого обозначения прежде всего направлено на повышение узнаваемости европейских вин без географического указания и увеличение их способности к конкуренции с винами Нового Света. Однако необходимо помнить, что правила указания сорта и/или года урожая винограда могут отличаться в зависимости от региона производства вина. Так, в большинстве случаев для вин, произведенных в странах ЕС, год урожая указывают, если доля виноматериалов соответствующего миллезима составляет не менее 85%. Для сравнения: в Чили этот показатель равен 75%, в США - 95%. Например, в Австрии указание сорта и года урожая винограда разрешено при одновременном условии, что максимальная урожайность не превышает 9 000 кг на гектар [1].
Согласно регламентированной классификации, к винам категорий PGI и PDO предъявляют разные требования прежде всего в отношении сортов и происхождения винограда, места производства и орга-нолептических характеристик вина (табл. 3).
Таблица 3
Требования, предъявляемые к винам категорий PGI и PDO*
Требования, предъявляемые к категориям вин Категории происхождения и качества вин
Вино РС1 Вино PDO
Сорта винограда Сорта винограда вида Vitis vinifera или сорта, полученные в результате скрещивания данного вида с другим видом рода Vitis Сорта винограда вида Vitis vinifera
Происхождение винограда Не менее 85% винограда должно произрастать в установленной географической зоне 100% винограда должно произрастать в установленной географической местности
Место производства вина Ограничено данной зоной Ограничено данной местностью, границы которой строго определены
Характеристики вина Специфическое качество и другие характеристики, присущие этому географическому происхождению Высокие устойчивые характерные органолептические свойства вина, обусловленные использованием регламентированных агротехнических приемов, технологий и опытом производителей
* Составлено по: Регламент ЕС № 479/2008 [6].
Географическое указание и наименование места происхождения вина часто становятся средством индивидуализации его характеристик и в случае регистрации подлежат защите в соответствии с Соглашением ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности1, а также Регламентами ЕС 479/2008 и 1308/2013 [5; 6]. К зарегистрированным наименованиям винодельческой продукции относятся коньяк (Cognac), арманьяк (Armagnac), шампанское (Champagne), портвейн (Portwine или Vinhodo Porto) и др. После вступления России в ВТО соблюдение его Соглашений стало обязательной правоприменительной практикой при экспорте отечественной продукции. Однако на внутреннем рынке многие российские производители по-прежнему используют защищенные наименования по происхождению в отношении выпускаемых аналогичных видов винодельческой продукции.
Действующая в рамках Таможенного союза классификация вин имеет ряд отклонений от европейской. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32030-2013 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия» предусматривает использование категорий «столовое вино» и «вино географического наименования». В России категория «вино географического наименования» использовалась до введения в действие национального стандарта ГОСТ Р 55242-2012 «Вина защищенных географических указаний и вина защищенных наименований места происхождения. Общие технические условия», который предусмотрел максимальную гармонизацию российской классификации вин с классификацией, принятой в Евросоюзе.
Союз виноградарей и виноделов утвердил следующие наименования вин с защищенным географическим указанием: «Кубань» (Краснодарский край), «Долина Дона» (Ростовская область), «Ставрополь» (Ставропольский край), «Дагестан» (Республика Дагестан), «Долина Терека» (Республика Кабардино-Балкария), «Нижняя Волга» (Астраханская и Волгоградская области), «Крым» (Республика Крым). При этом процесс установления границ местностей, типологии вин и самих наименований только начался. Для максимального достижения соответствия российской классификации вин европейским принципам, регламентирующим происхождение, необходимо решить широкий круг задач, включающих:
- определение условий и порядка зонирования территорий для выращивания винограда и производства вин;
- разработку системы присвоения винам наименований по происхождению и защиты этих наименований с соблюдением норм международного права в области охраны географических указаний;
1 Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights. World Trade Organization. - URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/trips_e/t_agm0_e.htm (дата обращения: 01.11.2016).
- создание общероссийского классификатора винодельческих зон и на его основе - электронной базы данных, подобной европейской e-Bacchus;
- установление перечня разрешенных и запрещенных приемов и методов виноделия, гармонизированных с международными и прописанных в техническом регламенте на винодельческую продукцию;
- разработку системы контроля качества и маркировки вин защищенного географического указания и вин защищенного наименования места происхождения.
Гармонизация технических требований
В соответствии с Регламентами ЕС № 479/2008 и № 606/2009 [6; 8] для определения состава винодельческой продукции и критериев, позволяющих установить, подверглась ли эта продукция переработке с нарушением винодельческой практики, должны применяться методы анализа, рекомендованные МОВВ и опубликованные в Сборнике международных методов анализа вин и сусел (Compendium of International Methods of Analysis of Wines and Musts).
Все партии вин, находящиеся в обороте и предназначенные для дальнейшей реализации на территории ЕС, должны сопровождаться сертификатом с указанием следующих физико-химических показателей (для натуральных вин): цвет, прозрачность, объемная доля этилового спирта при 20°C, содержание общего сухого экстракта (г/ л), сахара (г/л), общего диоксида серы (мг/л), pH, общая кислотность (мг-экв/л), летучая кислотность (мг-экв/л), содержание дигликозида-мальвидола. Большинство перечисленных показателей дублируют сведения сопроводительного документа VI-1, описанного выше. При этом действующие в России и Таможенном союзе технические требования к винодельческой продукции не предусматривают оценку содержания общего сухого экстракта, общей кислотности, дигликозидамальвидола и рН. Более того, сопоставительный анализ методов определения отдельных показателей и единиц их измерения позволяет установить, что для отдельных показателей отсутствуют гармонизированные подходы. В качестве примера можно привести определение одного из самых распространенных показателей - кислотности, нормируемого для вин во всех винодельческих странах [11]. Выражают этот показатель как общую или титруемую кислотность1, часто отождествляя данные понятия. Однако с точки зрения методов определения и количественной оценки, они различны. Общая кислотность - это сумма всех свободных и связанных кислот в вине. Титруемая кислотность характеризует количество кислот и кислых солей в вине, которые оттитровываются рас-
1 В России действующие национальные стандарты устанавливают требования к титруемой кислотности.
твором щелочи до определенного значения рН. Диоксид углерода, свободная и связанная формы диоксида серы не входят в состав титруемых кислот. В одних странах, в том числе в России, устанавливают конечную точку аналитического титрования при рН, равном 7,0 с использованием метода потенциометрического титрования или индикатора бромтимолового синего, в других - используют индикатор фенолфталеин с установлением конечной точки титрования при рН = 8,2. Результат титрования выражают по-разному: либо в пересчете на винную, либо - на серную кислоту. Так, титруемая кислотность вина из сорта винограда «рислинг», выращенного в холодном климате, может иметь значения 8,8 г/л в пересчете на винную кислоту, либо 5,7 г/л в пересчете на серную кислоту. При этом титруемая кислотность вина из этого же сорта винограда, выращенного в более жарком климате, например, центральной долине Калифорнии, может иметь такое же значение - 5,7 г/л, но в пересчете на винную кислоту. Подобная путаница может иметь серьезные негативные последствия для международной торговли вином.
Еще один пример можно привести в отношении разных подходов к установлению ограничительных уровней содержания метанола в винах. Единицы измерения метанола, принятые в отдельных странах, имеют еще больше вариаций по сравнению с кислотностью.
В табл. 4 приведены допустимые уровни содержания метанола в винах, установленные в некоторых винодельческих странах. Учитывая, что метанол относят к токсичным примесям, правильная интерпретация результатов его измерения - важное условие подтверждения безопасности винодельческой продукции, поставляемой на мировой рынок.
Таблица 4
Допустимые уровни содержания метанола в винах*
Страна/Консультативный орган Допустимый уровень
Международная организация винограда и вина (МОВВ) 400 мг/л - в красных винах 250 мг/л - в белых винах
Аргентина 0, 35 мл/л (или 280 мг/л) в вине
Австралия, Новая Зеландия, Вьетнам 3 г/л в пересчете на безводный этиловый спирт
Канада 400 мг/л в вине
Китай 300 мг/л - в красных винах 250 мг/л - в белых винах
Корея, Индия, Тайвань 2 г/л в пересчете на безводный этиловый спирт
Япония 1 мг/см3 (или 1000 мг/л) в вине
Россия 0,05% в пересчете на безводный этиловый спирт
ЮАР 300 мг/л в вине
Турция 10 мг/кг (или 10 мг/л) в вине
* Источник: [11].
Рассмотренные направления гармонизации национальных положений и норм, регулирующих экспорт и импорт вина, с нормами Евросоюза и других региональных образований, позволят значительно снизить технические барьеры при осуществлении международной винной торговли, а также открыть новые возможности для создания в России рынка высококачественной винодельческой продукции.
Список литературы
1. Коновалова А. В., Положишникова М. А. Классификация вин и защита географических наименований: европейский опыт / / Товаровед продовольственных товаров. - 2015. - № 12. - С. 24-29.
2. Техническое регулирование производства и оборота винодельческой продукции и спиртных напитков. Регламенты Европейского союза / под ред. Л. А. Оганесянца, А. Л. Панасюка. - М. : Развитие, 2009.
3. APEC Model Wine Certificate. The APEC Wine Regulatory Forum. 6-7 October 2016. - Ottawa, Canada. - URL: http://wineregulatory forum. blogspot.ru/p/2016-ottawa.html (дата обращения: 01.11.2016).
4. Council Directive of 14 June 1989 on Indications or Marks Identifying the Lot to which a Foodstuff Belongs (89/396/EEC) // Official Journal of the European Union. - 1989. - N LO396. - URL: http://ec. europa.eu.
5. Council Regulation (EC) N 1308/2013 of 17 December 2013 Establishing A Common Organisation of the Markets in Agricultural Products / / Official Journal of the European Union. - 2013. - N L 347/674. -URL: http:// ec.europa.eu
6. Council Regulation (EC) N 479/2008 of 29 April 2008 on the Common Organization of the Market in Wine / / Official Journal of the European Union. - 2008. - N L220/35. - URL: http://ec.europa.eu.
7. Council Regulation (EC) N 555/2008 of 27 June 2008 Laying Down Detailed Rules for Implementing Council Regulation (EC) No 479/2008 on the Common Organisation of the Market in Wine as Regards Support Programmes, Trade with Third Countries, Production Potential and on Controls in the Wine Sector / / Official Journal of the European Union. - 2008. - N L 139/3. - URL: http://ec.europa.eu.
8. Council Regulation (EC) N 606/2009 of 10 July 2009 laying Down Certain Detailed Rules for Implementing Council Regulation (EC) No 479/2008 as Regards the Categories of Grapevine Products, Oenological Practices and the Applicable Restrictions / / Official Journal of the European Union. - 2009. - N L 193/1. - URL: http://ec.europa.eu
9. Council Regulation (EC) N 607/2009 of 14 July 2009 Laying Down Certain Detailed Rules for the Implementation of Council Regulation (EC)
N 479/2008 as Regards Protected Designations of Origin and Geographical Indications, Traditional Terms, Labelling and Presentation of Certain Wine Sector Products / / Official Journal of the European Union. - 2009. -N L 193/60. - URL: http://ec.europa.eu.
10. Harmonizing Expression of Measurement Results in Wine Analysis: Testing for Total or Titratable Acidity of Wine. International Wine Technical Summit, Technical Brief. October 2015. -URL: https:// app.box.com/ s/9hwxbq1qq066qxebz2rj2sy82zx1jok/1/ 5636316501/42065367937/1/(дата обращения: 01.11.2016).
11. Harmonizing Reporting of Regulatory Limits in Wine Analysis Via International System of Units. International Wine Technical Summit, Technical Brief. October 2015. - URL: https://app.box.com/s/ 9hwxbq1qq066qjxebz2rj2sy82zx1jok/1/5636316501/42065378397/1/ (дата обращения: 01.11.2016).
12. Regulations Commission Implementing Regulation (EU) 2016/1821 of 6 October 2016 Amending Annex I to Council Regulation (EEC) No 2658/87 on the Tariff and Statistical Nomenclature and on the Common Customs Tariff / / Official Journal of the European Union. - 2016. - Vol 59. - URL : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=OJ:L:2016:294:FULL&from=EN (дата обращения: 01.11.2016).
References
1. Konovalova A. V., Polozhishnikova M. A. Klassifikatsiya vin i zashchita geograficheskikh naimenovaniy: evropeyskiy opyt [Classification of Wines and Protection of Geographical Names: European Experience], Tovaroved prodovoVstvennykh tovarov [Commodity Researcher of Food Products], 2015, No. 12, pp. 24-29. (In Russ.).
2. Tekhnicheskoe regulirovanie proizvodstva i oborota vino-del'cheskoy produktsii i spirtnykh napitkov. Reglamenty Evropeyskogo soyuza [Technical Regulation of Production and Turnover of Wine-Making Production and Alcoholic Drinks. Regulations of the European Union], editor by L. A. Oganesyanets, A. L. Panasyuk. Moscow, Razvitie, 2009. (In Russ.).
3. APEC Model Wine Certificate. The APEC Wine Regulatory Forum. 6-7 October 2016, Ottawa, Canada. Available at: http:// wineregulatory forum. blogspot.ru/p/2016-ottawa.html (accessed 01.11.2016).
4. Council Directive of 14 June 1989 on Indications or Marks Identifying the Lot to which a Foodstuff Belongs (89/396/EEC), Official Journal of the European Union, 1989, No. LO396. Available at: http://ec. europa.eu.
5. Council Regulation (EC) No. 1308/2013 of 17 December 2013 Establishing A Common Organisation of the Markets in Agricultural Products, Official Journal of the European Union, 2013, No. L 347/674. Available at: http://ec.europa.eu
6. Council Regulation (EC) No 479/2008 of 29 April 2008 on the Common Organization of the Market in Wine, Official Journal of the European Union, 2008, No. L220/35. Available at: http://ec.europa.eu.
7. Council Regulation (EC) No. 555/2008 of 27 June 2008 Laying Down Detailed Rules for Implementing Council Regulation (EC) No 479/2008 on the Common Organisation of the Market in Wine as Regards Support Programmes, Trade with Third Countries, Production Potential and on Controls in the Wine Sector, Official Journal of the European Union, 2008, No. L 139/3. Available at: http://ec.europa.eu.
8. Council Regulation (EC) No. 606/2009 of 10 July 2009 laying Down Certain Detailed Rules for Implementing Council Regulation (EC) No. 479/2008 as Regards the Categories of Grapevine Products, Oenological Practices and the Applicable Restrictions, Official Journal of the European Union, 2009, No. L 193/1. Available at: http://ec.europa.eu
9. Council Regulation (EC) No. 607/2009 of 14 July 2009 Laying Down Certain Detailed Rules for the Implementation of Council Regulation (EC) No. 479/2008 as Regards Protected Designations of Origin and Geographical Indications, Traditional Terms, Labelling and Presentation of Certain Wine Sector Products, Official Journal of the European Union, 2009, No. L 193/60. Available at: http://ec.europa.eu.
10. Harmonizing Expression of Measurement Results in Wine Analysis: Testing for Total or Titratable Acidity of Wine. International Wine Technical Summit, Technical Brief. October 2015. Available at: https:// app.box.com/ s/9hwxbq1qq066qjxebz2rj2sy82zx1jok/1/ 5636316501/42065367937/1/( accessed 01.11.2016).
11. Harmonizing Reporting of Regulatory Limits in Wine Analysis Via International System of Units. International Wine Technical Summit, Technical Brief. October 2015. Available at: https://app.box.com/s/ 9hwxbq1qq066qjxebz2rj2sy82zx1jok/1/5636316501/42065378397/1/ (accessed 01.11.2016).
12. Regulations Commission Implementing Regulation (EU) 2016/1821 of 6 October 2016 Amending Annex I to Council Regulation (EEC) No. 2658/87 on the Tariff and Statistical Nomenclature and on the Common Customs Tariff, Official Journal of the European Union, 2016, Vol. 59. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=OJ:L:2016:294:FULL&from=EN (accessed: 01.11.2016).