Научная статья на тему 'Пути развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Новгородской области'

Пути развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Новгородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киркорова Л. А., Ефремов С. А.

Рассмотрены современное состояние крестьянских (фермерских) хозяйств Новгородской области, проблемы, препятствующие дальнейшему развитию фермерства. Предложены основные направления по дальнейшему развитию и повышению эффективности деятельности фермерских хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present state of the farmer economy of the Novgorod region, the problems impeding the further development of farming. The basic directions of the further development and improvement of the efficiency of farms.

Текст научной работы на тему «Пути развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Новгородской области»

Для формирования и расширения контингента клиентов предприятия должны обеспечить качество предоставляемых услуг адекватно их потребностям. С целью совершенствования системы управления качеством продукции следует постоянно совершенствовать бизнес-процесс, технологию производства, расширять номенклатуру услуг и продукции, что позволит повысить эффективность функционирования предприятия, обеспечит рост его конкурентоспособности.

Литература

1. Батраева Э.А. Экономика предприятия общественного питания. - Красноярск, 2009 - 589 с.

2. Котельникова A.B. Обеспечение конкурентоспособности предприятий общественного питания: Автореф. дис...канд. экон. наук - Уфа: 2009 - 24с.

3. Лысенко Ю.В., Лысенко М.В., Таипова Э.Х. Экономика предприятия торговли и общественного питания - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение. Изд. 2-е. Т.25 4.2 С.184-185.

5. Мескон М.Х., Альберт М.., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело-1992,- 653 с.

6. Некрасова С.О. Совершенствование организационно - экономического механизма управления предприятиями общественного питания (на примере предприятия питания Республики Адигея): Автореф. дис... канд. экон. наук. - Майкоп: 2007. - 24с.

7. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран - М., 1993 - С. 15-23.

8. Шарипов М.М. Экономическое обеспечение конкурентоспособности потребительской кооперации на рынке продовольственных товаров: теория, методология, практика: Автореф. дис... доктор экон.наук. - Новосибирск: 2011. - 32 с.

УДК 338.3

Доктор экон. наук Л.А. КИРКОРОВА (НовГУ им. Ярослава Мудрого, [email protected]) Канд. экон. наук С.А. ЕФРЕМОВ (НовГУ им. Ярослава Мудрого, [email protected])

ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сельское хозяйство, крестьянские (фермерские) хозяйства, Новгородская область

За последние пять лет производство продукции сельского хозяйства в Новгородской области увеличилось в 1,4 раза в сопоставимых ценах и в 2015 году составило 27,4 млрд.рублей [11, 12]. В том числе производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий увеличилось в 1,5 раза и в 2015 году составило 149,3 тыс.тонн. Это наивысший результат за всю историю области. Производство яиц увеличилось в 1,6 раза и составило 225,7 млн.штук - максимальный объем производства с 1990 года. Производство зерна увеличилось в 3,2 раза и составило 50,0 тыс.тонн. Это максимальный объем производства с 1997 года. Производство картофеля увеличилось в 1,7 раза достигло 369,8 тыс.тонн - объем производства максимальный с 1996 года. Производство овощей составило 117,5 тыс.тонн (рост в 1,5 раза 2010 году) - наивысший результат за всю историю области.

По темпам роста сельскохозяйственного производства в 2015 году Новгородская область заняла 5 место по Российской Федерации и 2 место среди субъектов СЗФО [1, 8].

Сегодня Новгородская область является одним из крупнейших производителей картофеля, овощей и мяса на Северо-Западе.

Проводимая политика позволила области полностью обеспечить население области мясом, яйцом, картофелем и овощами собственного производства.

В то же время данные результаты были достигнуты реализацией, в основном крупных инвестиционных проектов в таких организациях, как ООО «Белгранкорм-Великий

Новгород», ООО «Новгородский бекон», ООО «Агрохолдинг «Устьволмский», ООО «Новгородские теплицы», ООО «Сады Старой Руссы», ООО «Астрилово», ООО «Трубичино», ООО «Медовый дом», ООО «Агроферма «Демянская», ООО «Новсвин», ООО «Бристоль», ООО «Новгородская картофельная система».

Добившись неплохих результатов за счет реализации крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве сегодня для его развития необходимо делать упор на малые формы хозяйствования [3].

Развитие крестьянских хозяйств, увеличение их доли в производстве продукции сельского хозяйства - это одна из задач в рамках Стратегии устойчивого развития сельских территорий России и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [15, 16].

По данным Статистического регистра хозяйствующих субъектов Новгородстата, на начало 2016 года в области насчитывалось 825 фермерских хозяйств. В прошлом году было создано 159 новых КФХ, закрылось - 51 крестьянское хозяйство.

В то же время реально работают только 367 крестьянских (фермерских) хозяйств (столько предоставили отчетность за 2015 год в органы управления сельским хозяйством администраций муниципальных районов области).

В области появились районы «сплошной фермеризации»: Маревский и Холмский районы, на территории которых нет действующих сельскохозяйственных организаций.

Несмотря на сложные экономические условия в аграрной сфере, объем производства фермерской сельскохозяйственной продукции увеличивается. Это происходит как за счет интенсификации и укрупнения крестьянских хозяйств (с 19,7 га в 2010 году до 21,6 га в 2015 году, или на 9,6 %, табл. 1), так и за счет постепенной специализации фермерского производства на выращивании таких видов рентабельной продукции, как картофель и овощи (81,1 % от общего объема производства в КФХ занимает продукция растениеводства [12, 5, 6, 7]). Связано это с высокими трудозатратами и низкой окупаемостью продукции животноводства.

Таблица 1. Размеры землепользования у крестьянских (фермерских) хозяйств Новгородской

области, на 1 января соответствующего года, га

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 в % к 2011 г.

Средний размер земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства 19,7 19,5 19,0 18,9 18,9 21,6 109,6

Крестьянские хозяйства в Новгородской области являются производителями 29 % овощей, 19 % - картофеля и 9 % - молока [9, 12]. Сравнение долей в производстве основных видов сельхозпродукции в среднем по России и в Новгородской области представлено в табл. 2 [8, 12] .

В то же время при анализе развития крестьянских хозяйств следует принять во внимание склонность владельцев КФХ занижать в отчетности объемы сельскохозяйственного производства в своих хозяйствах с целью частичного сокрытия доходов от налогообложения. С той же целью часть хозяйств, по факту являющихся фермерскими, числятся как личные подсобные хозяйства. В области имеются личные подсобные хозяйства, у которых посевные площади и поголовье животных намного превосходят средние значения по крестьянским (фермерским) хозяйствам [2].

Таблица 2. Вклад крестьянских (фермерских) хозяйств в производство основных видов

сельскохозяйственной продукции, %

Показатель 2014 г. 2015 г.

Всего по Российской Федерации 10,0 10,8

Всего по Новгородской области 5,3 6,4

в том числе:

скот и птица на убой (в живом весе) 0,8 0,6

молоко 7,6 8,5

яйцо 0,4 0,5

зерно 7,6 5Д

картофель 15,3 19,0

овощи 23,9 29,2

Являясь сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянские хозяйства получают поддержку по всем видам субсидий - на развитие картофелеводства, производство зерна, молочное и мясное скотоводство, пчеловодство, строительство и оборудование логистических центров и т.д.

В 2015 году КФХ получено средств областного и федерального бюджетов в объеме 59,5 млн.рублей, в том числе 27,2 млн.рублей - из областного бюджета. Несмотря на общее снижение поддержки сельского хозяйства в 2015 году, объем поддержки крестьянских хозяйств остался на уровне 2014 года (табл. 3). Это говорит о направленности поддержки областного бюджета в сфере сельского хозяйства, прежде всего, на крестьянские хозяйства (субсидии на семена и технику по картофелеводству, есть специальные субсидии для КФХ, например, на развитие пчеловодства, грантовая поддержка).

Таблица 3 . Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в государственной поддержке

Показатель 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2015 г.

Кассовый расход бюджета

Новгородской области и

федерального бюджета на

поддержку

сельскохозяйственных

товаропроизводителей, всего, млн.рублей 788,0 953,9 1044,1 721,3

в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств 15,3 59,8 59,9 59,5

Доля КФХ в общей поддержке

сельскохозяйственных

товаропроизводителей, % 1,9 6,3 5,7 8,2

*Расчеты авторов на основании реестров бюджетополучателей области

Одним из видов государственной поддержки крестьянских хозяйств, на котором нужно остановиться отдельно, - это предоставление грантов на создание КФХ и на развитие семейных животноводческих ферм. Действуют данные виды поддержки с 2012 года.

Всего за время действия субсидии получили грантовую поддержку 56 КФХ на общую сумму 92,4 млн.рублей, в том числе в текущем году гранты получили 18 крестьянских хозяйств (табл. 4). Все крестьянские хозяйства, получившие гранты, в настоящее время работают.

Таблица 4. Граитовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств

Показатель Всего за 2012-2016 годы

Количество КФХ, получивших гранты на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство, шт. 38

Объем финансирования из областного и федерального бюджетов, млн.рублей 33,2

Количество КФХ, получивших гранты на развитие семейных животноводческих ферм, шт. 18

Объем финансирования из областного и федерального бюджетов, млн.рублей 59,2

*Расчеты авторов на основании реестров бюджетополучателей области

Финансовая поддержка государства дает возможность фермерам развивать перспективные для региона сельхознаправления, позволяет сохранить хозяйства в отдаленных районах области, улучшить бытовые условия жизни. А это - развитие сельских территорий и сохранение традиций, крестьянского уклада в жизни новгородских деревень.

Как результат - рост производства в КФХ опережает темпы роста в целом по сельскому хозяйству Новгородской области. Увеличивается вклад крестьянских хозяйств в производство продукции сельского хозяйства области. По итогам за 2015 год он составил 6,4 %.

За пять последних лет рост производства в КФХ составил 2,6 раза, в том числе в 2015 году - 36,0 %. При этом общий рост сельхозпроизводства в области составил 1,4 раза (табл. 5) [11, 12].

Таблица 5. Основные показатели развития крестьянских (фермерских) хозяйств

в Новгородской области

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015/2010 в %г.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, % 125,8 117,3 105,0 90,9 111,3 114,8 143,1

в том числе в КФХ 127,4 203,4 125,5 69,2 110,5 136,0 в 2,6 р.

Вклад КФХ в производство продукции сельского хозяйства области, % 4,0 5,8 6,4 6,7 5,3 6,4 +2,4 п.п.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых (в весе после доработки) в КФХ, тыс.тонн 1,4 1,7 2,3 3,0 3,0 2,6 в 1,9 р.

Валовой сбор картофеля в КФХ, тыс.тонн 22,1 67,5 87,2 35,6 47,1 70,4 в 3,2 р.

Валовой сбор овощей в КФХ, тыс.тонн 13,2 19,9 22,1 19,2 23,2 34,1 в 2,6 р.

Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в КФХ, тыс.тонн 0,6 0,7 0,7 0,8 0,9 0,8 в 1,4 р.

Производство молока в КФХ, тыс.тонн 3,9 4Д 5,9 6,1 6,3 6,9 в 1,7 р.

Производство яиц в КФХ, млн.шт. 0,5 0,7 0,7 0,8 0,9 1,0 в 2,2 р.

За последние пять лет в крестьянских хозяйствах увеличились объемы производства всех основных видов сельскохозяйственной продукции.

Особенно обращает на себя внимание рост в 1,7 раза производства молока, тогда как в целом по области за это время наблюдается его сокращение на 22,0 процента [11, 12].

Пользуется спросом «молочное направление» и по грантовой поддержке. С 2012 года в общей сложности 29 КФХ получили гранты на развитие молочного скотоводства, в том числе 9 из них - в 2016 году.

Наибольший рост производства крестьянские хозяйства продемонстрировали в картофелеводстве и овощеводстве открытого грунта.

Объем производства картофеля в КФХ за последние пять лет увеличился в 3,2 раза, овощей - в 2,6 раза. По итогам 2015 года 19 % производимого в области картофеля приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства (в 2010 году было 10,1 %), на овощи приходится 29,0 % (в 2010 году было 16,6 %).

Фермеры области работают по интенсивным технологиям, приобретают современную технику, высаживают новые сорта отечественной и зарубежной селекции. Средняя урожайность картофеля в 2015 году в хозяйствах всех категорий составила 181,0 ц/га, а в КФХ - 247,1 ц/га, овощей открытого грунта в среднем по области - 263,8 ц/га, а в КФХ -391,8 ц/га [9].

В области работают 5 крестьянских (фермерских) хозяйств, получивших статус семеноводческих хозяйств по производству картофеля.

В текущем году три крестьянских (фермерских) хозяйства начали заниматься первичным семеноводством картофеля на безвирусной основе. Данная технология получения семенного материала картофеля применяется в Новгородской области впервые.

Сегодня в области на основе крестьянских (фермерских) хозяйств работают три логистических центра по хранению и предпродажной подготовки картофеля и овощей. Причем третий логистический центр создан сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативом «Новгородский аграрий» (Новгородский район), куда входят 11 КФХ. Общий годовой оборот картофеля и овощей на логистических центрах составляет свыше 45 тыс.тонн. Центры имеют линию мойки, упаковки и предпродажной подготовки продукции, а также оснащены системой климатконтроля, что позволяет сохранить продукцию в хорошем качестве.

Если говорить об уровне государственной поддержки крестьянских хозяйств в Новгородской области, то за последние пять лет объем поддержки крестьянских хозяйств из областного и федерального бюджетов увеличился в 3,9 раза (см. табл. 3), что больше, чем рост производства в данной категории хозяйств (в 2,6 раза, см. табл. 5).

В расчете на 1 рубль произведенной продукции сельскохозяйственные организации и крестьянские хозяйства из областного бюджета получили в 2015 году одинаковое количество средств (примерно по 1,5 копейки).

Таким образом, налицо не только увеличение объема поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, но и увеличение уровня их поддержки (табл. 6).

Таблица 6. Уровень бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций и КФХ Новгородской области в расчете на 1 рубль произведенной продукции, коп.

Показатель 2010 г. 2015 г.

федеральный бюджет областной бюджет федеральный бюджет областной бюджет

Бюджетная поддержка сельскохозяйственных организаций 7,2 2,9 2,6 1,4

Бюджетная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств 1,0 1,5 1,8 1,5

*Расчеты авторов на основании реестров бюджетополучателей области и данных Новгородстата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время в расчете на одного получателя-К ФХ в 2015 году поддержка из областного и федерального бюджета составила в среднем 263,0 тыс.рублей. При таком уровне поддержки сложно говорить о развитии большинства КФХ, о создании благоприятных условий для открытия новых хозяйств.

Таким образом, несмотря на интенсивный рост, крестьянские (фермерские) хозяйства по-прежнему не играют значительной роли в производстве продукции сельского хозяйства Новгородской области (занимают 6,4 процента общего объема производства, что ниже, чем в среднем по России - 10,8 процентов).

Основными факторами, сдерживающими на современном этапе дальнейшее развитие и повышение эффективности деятельности крестьянских хозяйств в Новгородской области, являются следующие:

1. Отсутствие единого подхода к определению правового статуса фермерских хозяйств.

Действующее законодательство не создает достаточных условий для стабильного развития фермерского уклада. Очередное внесение изменений в Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» продлило право сохранения статуса юридического лица КФХ до 1 января 2021 года, хотя при принятии закона предусматривался срок до 1 января 2010 года [13]. В Федеральном законе от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» нет никаких критериев по предельному размеру, который должно иметь ЛПХ [14]. Это приводит к тому, что для снижения налоговой нагрузки многие фактически ведя фермерское хозяйство, остаются в статусе личного подсобного хозяйства.

Все вышеперечисленное ведет к отсутствию полной, качественной и достоверной информации по фермерству.

2. Несовершенство нормативной правовой базы по обороту земель сельскохозяйственного назначения.

Имеющийся в настоящее время средний размер земельного участка КФХ в Новгородской области недостаточен для организации эффективного производства. Успешное развитие крестьянских (фермерских) хозяйств невозможно без их укрупнения путем покупки или аренды земель хозяйств, прекративших свою деятельность, низкоэффективных крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, использования не занятых земель фондов перераспределения и т. д.

В настоящее время неотработанна процедура изъятия земель у собственников, допускающих их нецелевое использование, процедура по оформлению невостребованных земельных долей в собственность является длительной и дорогостоящей.

3. Недостаточная эффективность и малая доступность государственной поддержки начинающих крестьянских хозяйств.

Как следует из приведенных выше данных (табл. 4), за 5 лет гранты на создание КФХ и единовременную помощь на бытовое обустройство получили 38 начинающих КФХ или в среднем по 8 КФХ в год. Средний размер гранта составил 874 тыс.рублей. Это недостаточно как с точки зрения поддержки фермерского хозяйства, так и с точки зрения реального количества начинающих КФХ, нуждающихся в такой поддержке. Как уже упоминалось ранее, только в 2015 году было создано 159 новых КФХ.

4. Трудности в получении кредитных ресурсов.

В основном это связано с низкой кредитоспособностью крестьянских хозяйств из-за отсутствия приемлемого залога или поручителей для обеспечения будущих обязательств, нежелания банков работать с малыми хозяйственными структурами в условиях высоких экономических рисков.

5. Неразвитость сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Развитие кооперации делает крестьянские хозяйства более конкурентоспособными, сокращает количество посредников по доведению продукции до конечного потребителя. Именно кооперация способна объединить фермеров, сформировать крупные партии

продукции, обеспечить качественное хранение, переработку, транспортировку, реализацию. В странах с рыночной экономикой каждый фермер является членом одновременно нескольких кооперативов и без них практически не может вести производство [4].

В настоящее время в области существует только один подобный кооператив. На федеральном уровне государственная поддержка таких кооперативов включает только грант на укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. При этом организационное содействие развитию вертикальной кооперации фермеров на государственном уровне практически отсутствует.

6. Отсутствие действенной инфраструктуры сбыта.

Несмотря на поддержку из областного бюджета приобретения оборудования для картофеле- и овощехранилищ, размер этой поддержки не отвечает реальным потребностям. Ощущается нехватка мощностей для хранения и первичной доработки продукции. Это обстоятельство сегодня является одним из главных сдерживающих факторов дальнейшего роста производства картофеля и овощей открытого грунта в области (причем не только в крестьянских (фермерских) хозяйствах, но и в сельскохозяйственных организациях). Поэтому многие фермеры вынуждены продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Кроме проблем своего развития как относительно новых субъектов аграрных отношений, крестьянские хозяйства испытывают те же трудности, что и другие сельскохозяйственные товаропроизводители:

- недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Так, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 году составила 405 евро на гектар сельскохозяйственных угодий [10], в Новгородской области в 2009 году - 29,3 евро на гектар, в 2015 году - 17,8 евро на гектар;

- недостаток техники, изношенность существующей материально-технической базы;

- низкая обеспеченность сельской местности объектами социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады, дома культуры) и инженерного обустройства сельских поселений (газификация, водоснабжение, качество дорог).

Проведенный анализ работы крестьянских (фермерских) хозяйств Новгородской области позволяет сделать вывод, что важнейшими направлениями их развития на современном этапе являются:

- увеличение государственной поддержки сельского хозяйства в целом, особенно начинающих фермеров, развития производственной инфраструктуры и обновления материально-технической базы;

- определение единого правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, введение четких границ от статуса личного подсобного хозяйства;

совершенствование нормативной правовой базы по обороту земель сельскохозяйственного назначения, активизация работы по оформлению невостребованных земельных долей в муниципальную собственность с последующим предоставлением их сельскохозяйственным товаропроизводителям для развития производства;

создание региональных и муниципальных гарантийных и залоговых (имущественных) фондов для обеспечения обязательств малых форм хозяйствования, привлекающих заемные средства для реализации инвестиционных проектов;

- развитие вертикальной кооперации фермерских хозяйств в сфере переработки и реализации производимой продукции;

- увеличение государственной поддержки на финансирование программ по повышению общего уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

Литература

1. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в январе-июне 2016 года: Статистический бюллетень/ Росстат. - М. -2016.-367 с.

2. Киркорова Л. А. Влияние государственной поддержки на развитие малых форм хозяйствования в аграрном секторе// Матер. Всерос. научн.-практ. конф. - М.: ООО «Брейн принт», 2011.-С.154-162.

3. Киркорова Л.А. Эволюция и трансформация крестьянского двора в России: Дис... на соискание ученой степени доктора экон. наук. - СПб., 2009.

4. Кононова А.О. Современное состояние, проблемы и перспективы развития крестьянских (фермерских) хозяйств // Молодой ученый. - 2015. - № 6.5 (86.5). - С. 84-86.

5. Крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели в 2011 году: Статистический бюллетень/ Новгородстат. - Великий Новгород, 2012. - 17 с.

6. Крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели в 2013 году: Статистический бюллетень/ Новгородстат. - Великий Новгород, 2014. - 18 с.

7. Крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели в 2015 году: Статистический бюллетень/ Новгородстат. - Великий Новгород, 2016. - 18 с.

8. Основные показатели сельского хозяйства России в 2015 году: Статистический бюллетень/ Росстат. - М., 2016. - 67 с.

9. Посевные площади и валовые сборы урожая сельхозкультур в 2015 году: Статистический бюллетень/ Новгородстат. - Великий Новгород, 2016. - 80с.

10. Пошкус Б.И. Что нового в системе поддержки сельского хозяйства в страназ Европейского Союза//Никоновские чтения. - 2011. - № 16.-С. 197-200.

11. Сельское хозяйство в Новгородской области. 2015: Статистический сборник/ Новгородстат. - Великий Новгород, 2015. - 71 с.

12. Социально-экономическое положение в Новгородской области в 2015 году: доклад/ Новгородстат. - Великий Новгород, 2016. - 153 с.

13. Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // КонсультантПлюс [Гарант]: справочно-правовая система.

14. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // КонсультантПлюс [Гарант]: справочно-правовая система.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // КонсультантПлюс [Гарант]: справочно-правовая система.

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года№ 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // КонсультантПлюс [Гарант]: справочно-правовая система.

УДК 332.36

Канд. геогр. наук А.Г. ОСИПОВ (BKA им. А.Ф. Можайского, [email protected]) Канд. экон. наук В.В. ГАРМАНОВ (СПбГАУ, [email protected]) Доктор биол. наук В.Л. БОГДАНОВ (СПбГУ, [email protected])

МЕТОДИКА ИРИРОДНО-МЕЛИОРАТИВНОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Природно-мелиоративный мониторинг, показатели экологической оценки, классификация земель мелиоративного фонда

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717, к основным приоритетам государственной политики в сфере развития аграрного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.