Герасимова И.А., Нестеренко Н.А., Ткаченко И.Ю.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕТА И СТАТИСТИКИ В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ
Социально-экономические преобразования, начатые в России в конце XX века, привели в процессе проведения аграрной реформы к возрождению много-укладности сельскохозяйственного производства.
В аграрном секторе России прочно укрепились такие специфические формы хозяйствования, как крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ). Крестьянские (фермерские) хозяйства - частные сельскохозяйственные предприятия на собственной или арендованной земле. Они получили значительное развитие в сельскохозяйственном производстве за последние годы. Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться в 90-е годы XX века. В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства существенно различаются как по своим размерам, так и по организационно-правовой форме деятельности.
Фермерство - наиболее распространенная в мире форма частного предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства. В таких высокоразвитых странах, как США, Англия, Франция, Германия и других, до половины сельскохозяйственных земель используются фермерскими хозяйствами. Известно, что одним из главных условий, обес-
печивающих устойчивое развитие сельского хозяйства, является концентрация основных средств производства, включая землю, до определенных экономически обоснованных пределов. Именно по этим причинам фермерские хозяйства в Америке, Франции, Англии, Германии и других странах развиваются и функционируют весьма успешно. Трудности развития фермерского хозяйства в России во многом связаны с несоблюдением этого условия. Производство более половины сельскохозяйственной продукции в указанных странах обеспечивают наиболее крупные хозяйства площадью 150 - 200 и более гектаров. При этом форма собственности на землю не имеет существенного значения. Так, во Франции 51% сельскохозяйственных угодий используется арендаторами, а не собственниками, в США доля таких хозяйств, арендующих землю у других лиц или у государства, составляет 45%. В некоторых странах собственность на земли сельскохозяйственного назначения вообще отсутствует (Израиль, Нидерланды).
За прошедшие годы процесс формирования КФХ в России характеризовался и подъемами и спадами. Так, если в 1990 г. в Российской Федерации имелось лишь
4,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, то по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года в стране было зарегистрировано более 253,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и почти 32 тыс. индивидуальных предпринимателей. Сегодня, по предварительным данным Росстата, по состоянию на конец 2012 года в Российской Федерации насчитывается уже 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов России является Ростовская область, в которой находится 8,5 миллионов га сельхозугодий. По площади сельхозугодий область занимает третье, по площади посевов - второе, по численности сельского населения -четвертое место в Российской Федерации. На долю Ростовской области приходится более 6% валовой продукции сельского хозяйства России, около 25% подсолнечника, 9% производства зерна. Какова же роль КФХ в сельхозпроизводстве Ростовской области?
Малый и средний бизнес в сельском хозяйстве Ростовской
человек, или порядка 45% сельских жителей. К концу 2012 г. в области насчитывалось более 12 тысяч КФХ и индивидуальных предпринимателей, свыше 530 тысяч личных подсобных хозяйств.
Из всех категорий сельхозпроизводителей в Ростовской области более 30% посевных площадей обрабатывается кресть-янско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. Последние 15 лет КФХ Ростовской области специализируются в основном на растениеводстве. Причем за это время не произошло значительных изменений в структуре посевных площадей: на сегодняшний день по-прежнему зерновые культуры занимают около 58%, подсолнечник - 34%, кормовые культуры -4%, овощи - 2% площадей. Кроме того, к концу 2012 г. на долю КФХ и хозяйств населения Ростовской области приходилось 75,6% валового сбора картофеля, 89,1% молока, 40,0% яиц. И это несмотря на практически ежегодное снижение числа фермерских хозяйств (табл. 1).
области охватывает более 600 тыс.
Таблица 1 - Крестьянские (фермерские) хозяйства Ростовской области
(на начало года)1
Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2009 2010 2011
Число зарегистрированных КФХ 1718 6 1685 7 1655 0 1593 9 1572 2 1443 1 1406 9 6830 6678 1445 3
1 Ростовская область в цифрах, 2011: стат. сб. - Ростов н/Д: Ростовстат, 2012; Сельское хозяйство Ростовской области за 2002-2006 годы: стат. сб. - Ростов н/Д: Ростовстат, 2007.
Отрицательная динамика числа крестьянских (фермерских) хозяйств за период с 2001 по 2011 г. отражает помимо всего прочего (например, последствия экономического кризиса 2008 г.) и неоднозначную ситуацию, связанную с правовым статусом КФХ.
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств в настоящее время установлены Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», последние изменения в который были внесены в 2012 году. В соответствии со ст. 1 указанного Закона фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность
(производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Согласно указанному закону, создание КФХ в РФ может быть только в форме индивидуального предпринимателя (ИП), а крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица (в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), вправе сохранить статус юридического лица на
период до 1 января 2021 г. Следует обратить внимание, что срок перерегистрации КФХ из юридических лиц в ИП продлевался законодателем уже неоднократно: вначале до 01.01.2010 г., затем -до 01.01.2013 г., и после внесения соответствующих изменений в закон № 74-ФЗ - до 01.01.2021 г.
Кроме того, первая перерегистрация началась после 1995 г. Часть хозяйств, образовавшихся до 1995 г. (на основе действовавшего ранее Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1), продолжали работать как юридические лица, и их правовой статус находился в противоречии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), так как с 01.01.1995 была введена в действие часть первая ГК РФ, где КФХ в перечне юридических лиц не оказалось. Таким образом, перерегистрация КФХ из юридических лиц в ИП началась еще до принятия в 2003 г. закона № 74-ФЗ. Такие изменения сроков перерегистрации КФХ привели к существенным изменениям структуры организационно-правовых форм КФХ.
В такой ситуации возникла путаница уже при регистрации - в одних субъектах РФ регистрируют индивидуального предпринимателя и выдают ему свидетельство, а в других субъектах выдают свидетельство о регистрации в Государственном реестре индивидуальных предпринимателей крестьянского (фермерского) хозяйства.
Совершенно очевидно, что многие вопросы в законодательстве о КФХ еще недостаточно четко определены, здесь имеется много проблем и противоречий. В результате к настоящему времени вполне законно существуют крестьянские (фермерские) хозяйства в трех видах: КФХ в виде юридического лица; КФХ без образования юридического лица, у которого есть свидетельство о регистрации в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) как хозяйства; а также хозяйства индивидуального предпринимателя, который сам зарегистрировался в ЕГРИП.
Ситуацию с существованием трех организационно-правовых форм крестьянского (фермерского) хозяйства можно оценивать только отрицательно, поскольку отсутствие единого подхода к правовому статусу крестьянских (фермерских) хозяйств затрудняет не только работу самих фермеров, но и государственных статистических и налоговых органов, которым фермеры должны представ-
лять статистическую и налоговую отчетность согласно законодательству.
Рассмотрим статистический аспект этой проблемы. Например, сегодня нет достоверных статистических данных о численности КФХ, которые имеют или не имеют статус юридического лица. При этом отдельно собирается информация об индивидуальных предпринимателях, которые ведут сельскохозяйственную деятельность, но не имеют зарегистрированного хозяйства. Отсутствие достоверной статистической информации о численности различных форм крестьянских (фермерских) хозяйств, о результатах их деятельности искажает истинное положение дел в этом секторе аграрной экономики. Так, при анализе численности КФХ и ИП в разрезе регионов Росстатом приводятся данные, полученные от регионов, а также данные Федеральной налоговой службы (ФНС) и Рос-стата. Однако оказывается, что эти данные, представленные по одному и тому же региону, существенно различаются (табл. 2).
Таблица 2 - Анализ численности КФХ и ИП (единиц)
По данным регионов По данным ФНС и Росстата
На 1.01.2009 г. На 1.01.2009 г.
Регион КФХ в том числе КФХ в том числе
и КФХ ИП ИП и КФХ ИП
ИП юр. главы ИП юр. главы
всего лицо КФХ всего лицо КФХ
Ростовская 17003 1356 11864 3783 6830 4950 1880
область
По данным региона (Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области) на 1.01.2009 в Ростовской области насчитывалось 17003 КФХ и ИП, а по данным ФНС и Росста-та на ту же дату в Ростовской области имелось лишь 6830 КФХ и ИП. Можно предположить, что причина столь существенных расхождений кроется в серьезных недостатках законодательства в вопросах регистрации и определения правового статуса КФХ и ИП, а также в отсутствии единой системы в налоговой и статистической отчетности для этих форм малого бизнеса. Следует также отметить, что из общего числа зарегистрированных фермерских хозяйств далеко не все фактически осуществляют сельскохозяйственную деятельность. По данным Росстата, в Российской Федерации фактически действуют только 49,9% КФХ и 65,5% индивидуальных предпринимателей от их общего количества. Этот факт также оказывает влияние на достоверность статистических данных о деятельности и численности КФХ и ИП.
Проблема, связанная с неясностью статуса КФХ, имеет отношение и к ведению бухгалтерского учета в этих хозяйствующих субъектах. Введенный в действие с 01.01.2013 Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ регулирует порядок ведения бухгалтерского учета в РФ. Однако в соответствии с п. 2 ст. 6 гла-
вы 2 указанного закона от ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, а также филиалы и представительства иностранных организаций, при условии если они ведут учет доходов и расходов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, если КФХ, прошедшие перерегистрацию или вновь образованные, являются по статусу ИП, то они также согласно закону освобождаются от ведения бухгалтерского учета. В законе «О бухгалтерском учете» законодатель не выделил отдельно КФХ, очевидно прировняв их к ИП. На наш взгляд, очень важный субъект бухгалтерского учета выпал из поля действия закона. Кроме того, ИП согласно законодательству не сдают бухгалтерскую и статистическую отчетность, что затрудняет отслеживание многих экономических показателей органами Росстата, Минсельхоза и др.
Упрощение порядка ведения учета должно распространяться на ИП в области налогообложения, а бухгалтерский учет необходим им так же, как и другим субъектам экономики. Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, позволяет ИП произвести правильный расчет не только доходов и расходов, но и суммы заработной платы, отпускных, пособия по временной нетрудоспособности и т.д.
Следует обратить внимание на особенности сельскохозяйственного производства, которые, в свою очередь, обусловливают необходимость бухгалтерского учета.
Сельское хозяйство - специфичная отрасль материального производства, которая характеризуется рядом особенностей. Основным средством производства выступает земля, которая ничем иным не может быть заменена. В качестве элементов труда выступают живые организмы - сельскохозяйственные животные и растения. При этом значительная часть производственного цикла представляет собой целенаправленное воздействие на живые организмы - выращивание их до определенных параметров. Рабочее время, как правило, не совпадает со временем производства. Производственный цикл в сельском хозяйстве намного длительнее, чем в других отраслях вследствие влияния естественных факторов. Процессы производства в большинстве отраслей выходят за пределы календарного года.
Растениеводство - одна из главных и специфических отраслей сельскохозяйственного производства - отличается сезонным характером производства. Производственные затраты в отрасли растениеводства осуществляются неравномерно в течение длительного времени, в разное время года. Выход продукции обусловлен сроками созревания растений и происходит
в период уборки урожая. От урожая получают основную и побочную продукцию (солома, полова, ботва и т.д.). В растениеводстве в процессе производства параллельно осуществляются затраты под урожай текущего года и под урожай будущих лет.
Следовательно, в растениеводстве неизбежно постоянное наличие незавершенного производства.
Все эти особенности необходимо учитывать при организации учета и исчислении себестоимости продукции в этой отрасли.
В животноводстве имеется ряд направлений: молочное и мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, коневодство, пчеловодство, звероводство, рыбоводство и др. Выход продукции обусловлен специализацией отрасли. Аналитический учет должен обеспечить раздельный учет затрат и выхода продукции по направлениям, видам и технологическим группам животных.
Следует также обратить внимание на особую значимость первичной регистрации выхода объема продукции (в момент ее получения), поскольку в сельском хозяйстве в отличие от многих других отраслей материального производства отсутствует непосредственная функциональная зависимость между объемом производственных затрат и выходом продукции.
Все перечисленные особенности в полной мере требуют от-
ражения в учете независимо от формы собственности и организации производства, в том числе и в КФХ.
Ведение бухгалтерского учета в крестьянском (фермерском) хозяйстве - показатель высокой культуры деятельности. Бухгалтерский учет - это необходимая предпосылка охраны имущественных прав и законных интересов фермера и других работников хозяйства. Члены фермерского хозяйства должны иметь реальные сведения о текущих и годовых итогах работы, чтобы вовремя подкорректировать направления хозяйственной деятельности, предупредить нерациональное использование средств.
Правильно поставленный бухгалтерский учет деятельности крестьянского (фермерского хозяйства) необходим и различным государственным органам, имеющим право контроля за деятельностью фермеров по использованию кредитов, уплате налогов, охране труда, профилактике заболеваний и эпидемий у животных, борьбе с болезнями растений, соблюдению законодательства о землепользовании и охране природных ресурсов. Бухгалтерский учет хозяйственных операций должен обеспечить объем информации, необходимый для составления бухгалтерской финансовой, налоговой и статистической отчетности.
Так, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14.11.2012 № 591 «Об утвержде-
нии форм отчетности за 2012 год» утверждены формы бухгалтерской отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса в 2012 - 2013 г. г. В их составе наряду с традиционными формами отчетности для сельхозтоваропроизводителей утверждены специализированные формы для КФХ:
- «Информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств» (форма № 1-КФХ);
- «Информация о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах» (форма № 2-КФХ).
В частности, в форме № 1-КФХ должна быть раскрыта информация о доходах (от реализации сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг; субсидиях из всех бюджетов, прочих доходах), расходах (на приобретение основных средств: техники, машин, оборудования, племенных и продуктивных животных, земельных участков; на приобретение материальных ресурсов: семян и посадочного материала, кормов, нефтепродуктов, электроэнергии, удобрений; на оплату труда), дебиторской (за поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг), кредиторской задолженности (перед поставщиками, по кредитам и займам), о производстве и реализации сельскохозяйственной про-
дукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В форме № 2-КФХ раскрывается информация об основных средствах, о наличии животных, численности работников в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Кроме того, для крестьянских (фермерских) хозяйств Рос-стат утвердил приказом от 09.08.2012 № 441 формы федерального статистического наблюдения на 2013 год.
1. Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур (2-фермер)
2. Сведения об итогах сева под урожай (1-фермер)
Достоверно такая информация о крестьянских (фермерских) хозяйствах может быть сформирована только по данным полноценного бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский учёт позволяет фермеру не только формировать формы бухгалтерской финансовой и статистической отчётности, но и провести анализ производственной деятельности и уровня рентабельности хозяйства, выявить производственные затраты, определить финансовые результаты.
На наш взгляд, не следует упускать из вида тот факт, что развитие малых форм хозяйствования, особенно КФХ, невозможно без государственной поддержки. Изменение сложившейся негативной ситуации сокращения численности хозяйствующих КФХ требует оказания государственной поддержки вновь созданным хо-
зяйствам, находящимся в сложных социально-экономических условиях.
В рамках реализации Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» Минсельхозом России разработана и утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. Одним из направлений этой программы является подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», на основе которой были утверждены и региональные Программы развития малого бизнеса в сельском хозяйстве, что очень важно для Ростовской области.
Основные направления этой программы заключаются в предоставлении субсидий в виде грантов начинающим фермерам, правила которых в Ростовской области утверждены Постановлением правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 480. Установлено, что максимальный размер грантов составляет 90 процентов затрат, указанных в бизнес-плане и плане расходов, на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, но не более 1 500,0 тыс. рублей на одно крестьянское (фермерское) хозяйство.
Максимальный размер единовременной помощи составляет 90% затрат, указанных в плане расходов, на бытовое обустройство начинающего фермера, но не более
250,0 тыс. рублей на одно крестьянское (фермерское) хозяйство.
Грант и единовременная помощь предоставляются за счет средств областного бюджета, в том числе поступивших из федерального бюджета, на условиях софинансирования, уровень которого устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Грант и единовременная помощь могут быть предоставлены начинающему фермеру только 1 раз. Предоставление грантов и единовременной помощи на со-
здание и развитие фермерского хозяйства проводится на конкурсной основе.
Для участия в этом конкурсе КФХ необходимо предоставить пакет документов, которые могут быть сформированы только по данным бухгалтерского учета.
На наш взгляд, целесообразность ведения бухгалтерского учета в КФХ является очевидной. Таким образом, ведение бухгалтерского учета в КФХ должно быть обязательным и независящим от их юридического статуса.