Научная статья на тему 'Пути преодоления проблем в развитии жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области'

Пути преодоления проблем в развитии жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА / MODERNIZATION OF OBJECTS OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" / THE PROGRAM "DWELLING" / БЛАГОУСТРОЕННОЕ ЖИЛЬЕ / COMFORTABLE HOUSING / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ЖИЛОГО ФОНДА / MAJOR REPAIRS OF HOUSING FUND / КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / COMMUNAL INFRASTRUCTURE / ЭНЕРГЕТИКА / POWER / ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ENERGETIC / WATER SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казеева Альфия Ахтямовна

Рассматриваются проблемы кризисного состояния жилищно-коммунального комплекса, которое характеризуется ростом оплаты жилищно-коммунальных услуг, неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями воды, энергии и других ресурсов. Для обеспечения эффективной работы ЖКХ в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к его модернизации и реформированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to overcome the problems in the development of housing and communal services of Rostov region

In the work the problems of crisis condition of housing-and-communal complex which is characterized by inefficient control system, unsatisfactory financial position, high expenses, absence of economic stimulus of decrease in costs, backwardness of the competitive environment, high degree of deterioration of fixed capital, big losses of water, energy and other resources are considered. To ensure the efficient operation of housing and communal services conditions of market economy an integrated approach to its modernization and reforming is needed.

Текст научной работы на тему «Пути преодоления проблем в развитии жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области»

УДК 332.8

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РАЗВИТИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2014 г. А.А. Казеева

Казеева Альфия Ахтямовна-соискатель,

экономический факультет,

Южный федеральный университет,

ул. М. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: [email protected].

Kazeyeva Alfiya Akhtyamovna-

Competitor,

Faculty of Economics,

Southern Federal University,

Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344002.

E-mail: [email protected].

Рассматриваются проблемы кризисного состояния жилищно-коммунального комплекса, которое характеризуется ростом оплаты жилищно-коммунальных услуг, неэффективной системой управления, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями воды, энергии и других ресурсов. Для обеспечения эффективной работы ЖКХ в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к его модернизации и реформированию.

Ключевые слова: модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, программа «Жилище», благоустроенное жилье, капитальный ремонт жилого фонда, коммунальная инфраструктура, энергетика, водоснабжение.

In the work the problems of crisis condition of housing-and-communal complex which is characterized by inefficient control system, unsatisfactory financial position, high expenses, absence of economic stimulus of decrease in costs, backwardness of the competitive environment, high degree of deterioration offixed capital, big losses of water, energy and other resources are considered. To ensure the efficient operation of housing and communal services conditions of market economy an integrated approach to its modernization and reforming is needed.

Keywords: modernization of objects of housing and communal services, the program «Dwelling», comfortable housing, major repairs of housing fund, communal infrastructure, power, energetic, water service.

Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является развитие жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Это - основной структурный элемент, обеспечивающий устойчивое функционирование народного хозяйства страны и качество жизни населения. Развитие жилищно-коммунального комплекса - важное направление экономической и социальной политики государства. Жилищно-коммунальная сфера - крупнейшая система жизнеобеспечения для населения. В современных условиях отсутствие воды, тепла, санитарной очистки и благоустройства насе-

ленных мест, достойных условий жилья даже в незначительных масштабах является социальной катастрофой.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство предстает как совокупность отраслей инфраструктуры, обеспечивающих общие условия функционирования экономики в целом и жизнедеятельности населения регионов.

Наиболее актуальная задача сегодня - контроль над деятельностью предприятий монополистов-производителей коммунальных услуг и создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

С началом преобразований в ЖКХ проблемы функционирования и регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг оказались объектом исследований, в которых рассматриваются платежи потребителей как главный источник покрытия расходов предприятий ЖКХ. В качестве основного источника для развития объектов ЖКХ ими предлагается инвестиционная составляющая тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг [1].

Из всех экономических реформ, проводимых сегодня в России, наиболее тяжким с материальной точки зрения для большинства населения оказалось повышение цен на услуги ЖКХ. Для ростовчан особенно актуален вопрос об оплате электроэнергии. Так, по данным статистики, од-ноставочный тариф на 2012 г., за 1 кВт.ч в Ростове составлял 3,23 р., а для населения республик Северного Кавказа - 1,53 р.

Цены на ЖКХ у нас практически такие же, как в Москве, где 1 кВт.ч электроэнергии стоит 3,79 р., но если учесть доходы москвичей, которые в 5 - 7 раз выше, чем у ростовчан, то можно сказать, что последние находятся в социальной несправедливости [2].

В 70 - 80-х гг. XX в., когда строили атомную АЭС в г. Волгодонске, многие жители Ростовской области были против этого строительства -объекта повышенной опасности для жизни и здоровья людей. Чтобы успокоить народ, чиновники обещали, что тарифы на электроэнергию в Ростове и в Ростовской области будут самые низкие по всей стране. На самом деле с пуском Волгодонской АЭС, тарифы не уменьшились, а возросли и продолжают расти с каждым годом.

Кроме того, многие жители республик Северного Кавказа не оплачивают услуги ЖКХ. Вопрос неплатежей за электроэнергию считается в СКФО наиболее острым. Субъекты, входящие в округ, прежде всего Чеченская Республика, Дагестан и Ингушетия, задолжали за электричество более 13 млрд р. Но ростовчане продолжают оплачивать электроэнергию и за себя, и за потребителей услуг ЖКХ в других регионах Северного Кавказа.

В результате реализации проекта «Модернизация объектов теплоснабжения и тепловых сетей п. Усть-Донецкий» планируется снижение тарифа на тепловую энергию для населения. Но в течение трех лет (2011 - 2013 гг.) тариф на энергию в п. Усть-Донецкий остается без изменения, несмотря на рост цен за энергоресурсы. По предварительным расчетам, прогнозный та-

риф на 2014 г., возможно, снизится на 4 %. Это предполагаемый результат по фактической экономии ресурсов электроэнергии, газа и воды (в период с октября 2012 по январь 2013 г.). Окончательный результат будет достигнут по завершении пусконаладочных работ и отопительного периода (2012 - 2013 гг.) [3].

Важной проблемой является постоянный рост цен на потребление природного газа. По этой причине вот уже 20 лет в Ростовской области закрываются промышленные и перерабатывающие предприятия, предприятия пищевой промышленности, в том числе ООО «Ростовский молкомбинат», ООО «Сырзавод» и др. Остались только гиганты отечественной промышленности - ООО «Роствертол» и ООО «Сель-маш». В такой ситуации тем более непонятны высокие цены на потребление населением газа. Например, в Туркмении жители получают природный газ бесплатно. Газовые конфорки у них не выключаются целыми сутками, потому что спички стоят дороже газа. Для населения России природный газ также мог бы быть бесплатным.

Поэтому для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, снижения износа основных фондов, решения экологических вопросов необходимо обеспечить реализацию инвестиционных проектов по модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса и формирование инвестиционной привлекательности этого сектора экономики Ростовской области при доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Привлечение инвестиционных и заемных средств на долгосрочный период позволит организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг, обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Также одной из проблем ЖКХ является обеспечение жильем нуждающихся и улучшение жилищных условий. Жилищный кодекс РФ от 22.12.2004 г. в ред. от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ и от 17.12.2009 г. № 316-ФЗ столкнул две принципиально разные системы обеспечения жильем граждан из общественных жилищных фондов: с одной стороны - в целом сохранил прежнюю 20-летней давности очередность на получение жилого помещения, с другой - параллельно ввел новую систему предоставления жилья в соответствии с материальным положением граждан (малообеспеченным).

При всем этом ЖК РФ уменьшил муниципальный жилищный фонд и передал решение жилищной проблемы на усмотрение органов местного самоуправления.

Реформа системы удовлетворения жилищных прав граждан, гарантированных ст. 40 Конституции РФ, не должна быть способом ограничения и тем более умаления этих прав, если отсутствуют основания, указанные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Между тем ст. 49 ЖК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями только малоимущих, нуждающихся в жилье, и только из муниципального жилищного фонда, а Российское государство... «свободно» от соответствующих обязательств перед ними.

Но при этом государство продолжает сохранять и наращивать собственный жилищный фонд под определенные неограниченные цели - предоставление жилых помещений госслужащим, военнослужащим и т.п.

Особо остро стоит вопрос обеспечения жильем молодых семей. В Ростовской области из 172 тыс. молодых семей состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 8 909. На 1 января 2012 г. 2026 молодых семей остались в числе программы, так и не получив именных жилищных сертификатов [4].

На территории нашего региона действуют жилищные программы по улучшению жилищной обеспеченности молодых семей. 16.05.2011 г. в Ростовской области принято постановление № 274, регулирующее порядок выполнения подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в течение 2011 - 2015 гг.

Жилищный кодекс РФ освободил государство от обязанностей по производству капитального ремонта в домах, помещения которых приватизированы, не позаботившись реструктуризировать свой долг в связи с недоремонтом жилищного фонда публичных форм собственности.

Жители многоквартирных домов с 2014 г. вынуждены будут платить ежемесячный взнос на капитальный ремонт в размере 6,2 р. с каждого квадратного метра, а с 2015 г. - 6,6 р.

Переход к гражданско-правовым отношениям в управлении домами с собственниками помещений в этих домах послужил причиной к возникновению тенденции сокращать необходимые нормативные расходы на их содержание, эксплуатацию.

К проблеме можно отнести принудительное навязывание гражданам платы за коммунальные

услуги по общедомовым счетчикам. Правительство изменило порядок начисления оплаты коммунальных услуг. Начиная с лета 2011 г. добавляются суммы, которые рассчитываются управляющими компаниями по коэффициентам с общедомового счетчика (коэффициенты определялись по количеству затрат воды, газа, электроэнергии данной квартиры). Оказалось, что эти суммы - суммы должников, которые добавляются в платежи. При отказе оплаты управляющие компании могут приостановить предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Жилищный кодекс РФ обязал граждан иметь общедомовые счетчики - сохранение тепла, устранение утечек воды в домах теперь стало проблемой жильцов. Утечки и неучтенный расход воды в водоснабжении составляют более 40 %, а в шахтерских городах - 60 %. Одним из последствий этой бесхозяйственности стало обострение проблемы обеспечения населения Ростовской области питьевой водой нормативного качества и в необходимом количестве. Основными причинами высоких потерь воды являются изношенность сетей и отсутствие систем противоава-рийной защиты.

В действительности так и есть, что жильцы многоквартирных домов, управляющие компании, ТСЖ, являясь покупателями на современном рынке коммунальных услуг, обязаны сами позаботиться о том, чтобы платить только за фактически предоставленные услуги. От проблем с поставщиками энергоресурсов и высоких платежей избавит хорошо отлаженная система учета объема потребленных услуг [5].

Решение проблем ЖКХ одно - разрушать монополизм.

Самым действенным механизмом было бы побудить правительство утвердить программы по переходу ЖКХ на экономичные малые энергетические установки с ремонтом домов до европейских стандартов по теплоэффективности. На самом деле существует множество вариантов возобновляемых источников. В Ростовской области горячую воду в домах летом можно было бы получать за счет солнечных батарей, которые, например в Греции, Турции, Болгарии, - обычное дело. Даже в северных странах электроэнергию получают за счет солнца.

Оснащение многоквартирных домов экономичными малыми энергетическими установками и отсоединение целых кварталов от монополистов заставит их искать пути удешевления услуги.

Успешная реализация федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище», утвержденной постановлением правительства Ростовской области от 17.12.2010 г. № 1050, к 2015 г. обеспечит:

- улучшение жилищных условий населения, увеличение площади жилья до 24,2 м2 на 1 чел.;

- осуществление капитального ремонта 911 многоквартирных домов общей площадью более 2,4 млн м2, замены и модернизации 831 лифта, повышение информированности населения по вопросам управления многоквартирными домами и квалификации специалистов, осуществляющих свою деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

- повышение доступности приобретения жилья, при этом средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 м2 будет равна среднему годовому совокупному доходу семьи из 3 человек за 4 года;

- рост годового объема ввода жилья;

- улучшение жилищных условий около 86,9 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;

- создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.

В 2011 г. по программе софинансирования в Ростове-на-Дону был выполнен капитальный ремонт 123 многоквартирных домов. На эти цели из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ было направлено 567,6 млн р., а из городского бюджета - 222,1 млн р. Еще 277,7 млн р. было направлено в 2012 г. на реализацию городской программы капремонта многоквартирных домов с целью предупреждения и устранения аварийных и чрезвычайных ситуаций, а также проведение выборочного капремонта. За последние три года в Ростове было отремонтировано 782 многоквартирных дома на общую сумму более 3,2 млрд р. Проведение капремонта многоквартирных домов в свою очередь положительно отразилось на развитии общественного самоуправления жилищным фондом города, выборе способа управления, в том числе создании ТСЖ [6].

Между тем ЖКХ - естественная монополия, которая при умелом государственном регулировании должна и может функционировать высо-

коэффективно. Государственная поддержка ЖКХ должна быть более действенной и в больших объемах осуществляться через областную целевую программу «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 - 2014 годы», утвержденной постановлением правительства Ростовской области от 01.11.2010 г. № 277, чем предусмотрено в ФЦП «Жилище».

В отчете о реализации Областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011 - 2014 годы», утвержденном постановлением правительства Ростовской области от 15.05.2013 г. № 269, планируется:

- сохранение доли городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых будут утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;

- уменьшение потерь у организаций коммунального комплекса вследствие перерасчета платежей потребителей из-за предоставления коммунальных ресурсов и их некачественных услуг;

- снижение доли потерь тепловой энергии от суммарного объема ее отпуска;

- снижение уровня износа основных фондов коммунальной инфраструктуры до 47,5 %;

- снижение расходов консолидированного бюджета Ростовской области на финансирование ЖКХ в компенсации разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и покрытия убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги;

- повышение уровня возмещения затрат населением на предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным тарифам;

- снижение доли убыточных организаций ЖКХ до 31,2 %;

- снижение количества встроенных газовых котельных, не отвечающих требованиям безопасности, до 46 единиц;

- повышение уровня газификации населения Ростовской области до 83,5 %;

- повышение доли фактически освещенных улиц муниципальных образований Ростовской области до 47,4 %;

- повышение доли муниципальных районов, в которых будут выполнены мероприятия по обеспечению резервными источниками

электроснабжения объектов жизнеобеспечения, до 27,9 % [3].

Программа носит социальный характер, основным критерием ее эффективности является модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая комфортные условия проживания населения Ростовской области, улучшение экологической ситуации.

При определении эффективности мер по результатам реализации Программы на региональном уровне используются следующие индикаторы на 2011 - 2012 гг.:

- доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2011 г. увеличилась по сравнению с 2010 г. на 0,51 % и составила 85,0 %, достигнув планового значения;

- доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, в 2011 г. увеличилась по сравнению с 2010 г. на 2,2 % и составила 42,5 % при плановом значении 39,0 %;

- доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме ее отпуска в 2011 г. сократилась по сравнению с 2010 г. на 2,3 % и составила 9,2 % при плановом значении 10,5 %; в 2012 г. выросла по сравнению с 2011 г. на 1,2 % и составила 10,4 %;

- уровень износа коммунальной инфраструктуры в 2011 г. сократился по сравнению с 2010 г. на 1,0 % и составил 49,0 %, в 2012 г. сократился по сравнению с 2011 г. на 0,5 % и составил 48,5 %.

В Ростовской области развитие ЖКХ может осуществляться как исполнением бюджетных обязательств, так и посредством региональных целевых программ.

Процесс реформирования жилищного хозяйства продолжается в условиях развивающегося законодательства. По-прежнему актуальным являются улучшение технического состояния жилья, стабилизация рынка управления многоквартирными домами, развитие общественной инициативы в сфере управления жильем. Большое значение имеет формирование активного собственника жилья, осознающего свою ответственность за состояние жилья и владеющего знаниями, которые необходимы для успешной реализации своих жилищных прав.

В настоящее время деятельность коммунального комплекса Ростовской области характеризуется неравномерным развитием систем коммунальной инфраструктуры муниципальных обра-

Поступила в редакцию

зований, высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры, низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Данная ситуация в ЖКХ вызвана неудовлетворительным финансовым положением организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, высокими затратами и отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, неэффективной системой управления, неразвитостью конкурентной среды.

Одной из причин высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие у этих организаций нет возможности для реализации проектов по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов.

Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.

Для обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ Ростовской области в условиях рыночной экономики необходим комплексный подход к его модернизации и реформированию ЖКХ с использованием программно-целевого метода.

Литература

1. Болдырева И.А. Инструменты государственной политики в сфере ЖКУ муниципальных образований. М., 2008.

2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.11.2013).

3. Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://www.donland.ru (дата обращения: 05.11.2013).

4. Жилищный кодекс хуже Уголовного. URL: http://www.dvpr.khv.ru (дата обращения: 27.10.2013).

5. Писаренко О. Расчет - дело тонкое // Жилищное право. 2012. № 10.

6. Национальные приоритеты // Информационно-аналитический журнал. 2013. № 2.

24 января 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.