Г.И. КОКОВСКИЙ
Георгий Иванович Коковский — аспирант СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — экономика туризма. ^ ^ ^
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКИХ ФИРМ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА*
Глобальный экономический кризис оказал негативное влияние на туристские потоки во всем мире. Падение коснулось всех регионов, за исключением Африки — здесь рост составил 3 %. При этом сохранилась устойчивость спроса на отдых в странах Северной Африки, расположенных вокруг Средиземного моря, и в Кении. Больше всего туристов (10 %) потеряла Европа. Рынки Центральной и Южной Америки упали примерно на 5 %, в основном из-за спада спроса в США. Однако в целом в 2008-2009 гг. туризм, по сравнению с другими отраслями и сферами деятельности, показал способность к быстрому восстановлению. Так, например, Всемирная туристская организация прогнозирует, что в 2010 г. рост мирового турпотока составит 3-4 %.
По данным Росстата [4], за первые шесть месяцев 2009 г. в Россию приехало всего 9 млн 880 тыс. иностранных гостей, что на 11 % меньше, чем за тот же период год назад, при этом с целью туризма приехало на 15 % меньше, чем в 2008 г. Следует отметить, что въезд иностранных туристов в нашу страну в течение последних нескольких лет стабильно падает. Вообще, структура выездного потока в России очень отличается от мировых показателей. В мире она выглядит следующим образом: 15 % — бизнес и профессиональные поездки, 27 % — друзья и родственники, более 50 % — чистый туризм. В России: 73 % — друзья и родственники, отдых — всего 10 %.
Представляется, что среди важнейших причин такой диспропорции туристских потоков можно выделить следующие: 1) влияние глобального экономического кризиса; 2) низкий уровень жизни российских граждан по сравнению с жителями развитых зарубежных стран; 3) высокие цены на авиабилеты отечественных авиакомпаний (в том числе и на чартерные авиаперевозки), что значительно повышает общий уровень цен на турпродукт; 4) недостаточный уровень развития рынка туристских фирм, осуществляющих формирование и реализацию туристских услуг — туроператоров и турагентов.
Важнейшей задачей туристских фирм в условиях кризиса и высокой конкуренции является увеличение потенциального сегмента рынка. Эта сложная задача может быть решена несколькими путями.
Во-первых, за счет развития собственной системы продвижения предлагаемых туристских продуктов. Однако это повлечет за собой значительные финансовые затраты, что приведет к повышению стоимости предлагаемых туристских продуктов.
Во-вторых, путем сокращения издержек на формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, что должно привести к уменьшению стоимости турпродукта. Причем, как показала практика высокого сезона 2009 г., многие турфирмы в условиях кризиса пошли именно по этому пути: сокращение финансирования на продвижение туристских продуктов и услуг (реклама, участие в выставках), сокращение персонала компаний (причем иногда даже высококвалифицированного), отказ от установки нового оборудования и программного обеспечения. Однако не всегда вышеперечисленные меры вели к положительным результатам, наоборот, их реализация приводила к более негативным тенденциям в деятельности турфирм (вплоть до закрытия).
ГРНТИ 06.71.57 © Г.И. Коковский, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
И, в-третьих, путем внедрения и широкого использования интеграционных процессов в деятельности туристских фирм. Как известно, интеграция — это объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Она может осуществляться на двух уровнях: либо на уровне отдельных компаний, которые вступают в межинтеграционный процесс между собой, либо на межгосударственном уровне, когда государства способствуют слиянию труда и капитала в пределах той или иной группы стран [1, с. 4]. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг для друга благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.
По нашему мнению, важнейшими преимуществами интеграции, особенно играющими важную роль в условиях экономического кризиса, для туристских фирм являются: а) экономия в издержках (например, совместная реклама); б) ориентация на собственные принципы формирования стоимости турпродукта и туристских услуг (а не только на рыночную конъюнктуру); в) повышение качества как самого турпродукта, так и процесса его формирования, продвижения и реализации; г) обеспечение защиты собственных инновационных технологий; д) подготовка и повышение квалификации персонала; е) экономия на создании информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Итак, основная цель интеграции туристских фирм состоит в усилении своих конкурентных преимуществ на туристском рынке. В настоящее время на туристском рынке, как отечественном, так и международном, можно выделить следующие виды интеграционных объединений турфирм: 1) предпринимательские сети; 2) стратегические альянсы; 3) глобальные объединения; 4) кластеры; 5) ассоциации, союзы.
Остановимся подробнее на особенностях их деятельности в условиях экономического кризиса.
Сетевые предпринимательские структуры наиболее развиты в гостиничном бизнесе. Однако в настоящее время в России идет процесс их формирования и в распределительной сети (среди туроператоров и турагентов), и в ресторанном бизнесе. Формирование сетевых предпринимательских структур в российском гостиничном бизнесе осуществляется в последние десять лет. Причем сети создаются как на уровне страны, так и на уровне отдельных городов и регионов. Среди крупнейших российских гостиничных сетей следует отметить такие, как Амакс, Азимут, Интурист, Heliopark и др. В Санкт-Петербурге существуют локальные гостиничные сети — Rinaldi (14 мини-отелей бизнес-класса), Nevsky Hotels Group (6 мини-отелей бизнес-класса), Евразия (4 мини-отеля) и т. д.
В сфере распределения туристского продукта в Российской Федерации сегодня насчитывается более 50 туроператорских и турагентских сетей. В настоящее время в отечественной индустрии туризма создание сетевых предпринимательских структур осуществляется следующими путями: 1) заключение туроператором агентских договоров с различными турагентствами; 2) создание самостоятельного сетевого бизнеса путем открытия собственных офисов (ВКО Групп, Роза ветров); 3) создание сети за счет франчайзинговых агентств (TEZ Tour); 4) создание сети смешанного типа (Глобал-Травэл).
Так, например, турагентства, вступая в сеть крупного туроператора, получают следующие преимущества: 1) повышение рейтинга в городе или регионе (за счет получения «вывески» от сети); 2) совершенствование технологий обслуживания клиентов (включая подключение к единой системе бронирования туруслуг, поисковой системе, собственному call-центру и расчетному центру); 3) обучение персонала; 4) информационную поддержку; 5) возможность поездок в рекламные туры; 6) совместное продвижение туров (например, участие в туристских выставках); 7) повышенную комиссию от оператора (до 12 %); 8) размещение информации об агентстве на сайте туроператора; 9) юридическую поддержку.
Стратегические альянсы могут иметь различные формы, начиная с договора о сотрудничестве до совместного предприятия. Однако главным условием стратегического альянса является сотрудничество между компаниями с целью усиления эффективности стратегий, повышающих конкурентоспособность участников, путем обмена ресурсами, представляющими взаимный интерес (например, технологии, профессиональные навыки и т. д.) Стратегические альянсы имеют три основополагающие характеристики, а именно [2, с. 157]: а) две или более компании, которые объединяются для достижения определенных целей, не теряют независимости после создания объединения; б) партнерские компании делят преимущества, полученные в результате объединения, и контроль за реализацией поставленных задач; в) партнерские компании постоянно вносят свой вклад в одну или более сфер стратегической деятельности (например, технологии и продукты).
В нашей стране процесс формирования альянсов только начинается. К сожалению, опыт создания отечественного альянса (AirUnion) в сфере пассажирских авиаперевозок потерпел неудачу. В то же время сегодня можно выделить специфический процесс объединения конкурентов по так называемой модели «кооперация-конкуренция». Впервые такая форма объединения была использована при создании в сети интернет-портала, основанного девятью европейскими авиакомпаниями (Aer Lingus, Air France, Alitalia, Austrian Airlines, British Airways, Finnair, Iberia, KLM, Lufthansa). Также в 2004 г. 11 крупнейшими мировыми гостиничными сетями был создан виртуальный альянс — Global Hotel Alliance.
Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 80-х годов XX в. Главный критерий, отличающий данную форму интеграции от стратегических альянсов, состоит в том, что создание новой организационной формы носит межнациональный, глобальный характер и всегда влечет за собой реализацию одного из следующих вариантов в изменении форм собственности: 1) создание новой туристской организации за рубежом; 2) приобретение действующей иностранной организации индустрии туризма; 3) приобретение доли участия в капитале иностранной туристской организации, дающей право контроля; 4) приобретение ценных бумаг иностранных организаций индустрии туризма, не дающее права контроля; 5) предоставление займов и кредитов иностранным филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.
Формирование и участие туристских фирм в деятельности туристских кластеров пока еще также не получило в нашей стране широкого развития. Лишь несколько субъектов РФ официально приняли программы развития туристских кластеров на подведомственной им территории (Республика Карелия, Республика Бурятия, г. Москва, Самарская и Свердловская области).
Вступление туристской фирмы в ту или иную профессиональную общественную организацию является важным фактором повышения ее престижа не только среди профессиональных участников туристского рынка, но и для потенциальных клиентов. В мире насчитывается более 200 различных объединений в сфере туризма. В России также существуют ассоциации как на национальном уровне (Российский союз туриндустрии), так и в отдельных регионах и городах (в Санкт-Петербурге — Ассоциация малых отелей). Турфирмы — члены данных организаций — получают помощь в различных направлениях: маркетинг и реклама, информационное обеспечение, профессиональная подготовка и т. д. При этом размер членских взносов несоизмеримо мал относительно тех затрат, которые бы потребовались для решения вышеперечисленных вопросов непосредственно самой турфирмой.
Итак, учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что в условиях экономического кризиса использование интеграционных процессов в целях повышения конкурентоспособности туристских фирм является не только необходимым, а в ряде случаев и обязательным для усиления своего положения на туристском рынке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Туризм в эпоху альянсов, слияний и приобретений. М.: ЮНВТО, 2002.
2. Царицина Г.А., АйдиновХ.Т. Мировая экономика: учеб. пос. М., 2001.
3. Report on the Boao International Tourism Forum 2010. URL: http://www.unwto.org
4. URL: http://www.gks.ru