4. Морозов, Д. А. Деловые игры в формировании профессиональных компетенций врача-педиатра / Д. А. Морозов [и др.] // Медицинское образование и вузовская наука. - 2016. - № 1 (8). - С. 40-42.
5. Платов, В. Я. Деловые игры:разработка, организация, проведение /В. Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. -156 с.
УДК 378.147
И. Э. ЛЯШЕНКО, Е. А. МИХАЙЛОВА, М. В. ФОМИНА, О. О. ЖЕРЕБЯТЬЕВА
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России I. E. LYASHENKO, E. A. MIKHAILOVA, M. V. FOMINA, O. O. ZHEREBYATYEVA
WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING OF MEDICAL MICROBIOLOGY AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
РЕЗЮМЕ
В статье представлен материал об особенностях преподавания медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете. Показаны объективные трудности, возникающие при реализации учебного процесса, и определены направления их минимизации. Представлены методические разработки кафедрального коллектива, направленные на повышение качества усвоения учебного материала и совершенствование преподавания на фармацевтическом факультете. Коллективом кафедры микробиологии создан комплект учебных и учебно-методических пособий, включающий руководство к практическим занятиям для студентов, учебник, компендиум, руководство к практическим занятиям для преподавателей. Все пособия разработаны в едином методическом ключе, востребованы студентами и в полном
Ляшенко Ирина Эдуардовна - к. м. н., доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 40-61-39; e-mail: [email protected]
Михайлова Елена Алексеевна - д. б. н., профессор, заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 77-59-86; е-mail: [email protected] Жеребятьева Ольга Олеговна - к. м. н., доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 77-59-86; е-mail: [email protected]
Фомина Марина Викторовна - к. м. н., доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 77-59-86; е-mail: [email protected]
объеме представлены в библиотечном фонде вуза. Обосновано определяющее значение компетентности и профессионализма преподавателя в организации и осуществлении образовательного процесса при изучении основ медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЕДАГОГИКА, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
SUMMARI
The material about the features of teaching medical Microbiology at the faculty of pharmacy was presented. The objective difficulties arising in the implementation of the educational process are shown, and the directions of their minimization are determined. The article presents the methodological developments of the Department aimed at improving the quality of learning material and improving teaching at the faculty of pharmacy. The staff of the Department of Microbiology created a set of training and teaching AIDS, including a guide to practical classes for students, a textbook, a compendium, a guide to practical exercises for teachers. All the guides are designed in a uniform methodological manner, demanded by students and is fully presented in the library collection of the University. The author substantiates the determining value of the competence and professionalism of the teacher in the organization
and implementation of the educational process in the study of the basics of medical Microbiology at the faculty of pharmacy.
KEY WORDS: PEDAGOGY, QUALITY OF EDUCATION, METHODOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS.
Изучение медицинской микробиологии - важный этап в подготовке современного провизора, поскольку совокупность знаний по лекарствоведению теснейшим образом связана с открытиями и исследованиями в области микробиологии. Сложность организации учебного процесса по медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете определяется рядом объективных причин. Во-первых, медицинская микробиология в соответствии с учебным планом преподается в III и IV семестрах, когда исходный уровень знаний по разделам смежных наук, интегрируемых с изучаемым предметом, не создает адекватной основы для его усвоения. В частности, это касается знаний по анатомии, нормальной физиологии, биохимии, медицинской терминологии, основой которых для студентов первого курса является диапазон школьной программы. Поскольку профессия провизора не предполагает врачевание, к минимуму сведены или полностью исключены из учебного плана на фармацевтическом факультете дисциплины по теоретической и клинической патологии, где закладываются представления и знания о патологических процессах, общих принципах и методах диагностики и лечения. В то же время половина учебной программы по медицинской микробиологии - это частная инфекционная патология, а основная задача предмета - усвоение принципов и методов лабораторной диагностики, специфической профилактики и терапии инфекционных болезней. Во-вторых, количество учебных часов, предусмотренных учебным планом на фармацевтическом факультете, в 2 раза меньше, чем на основных факультетах, в то время как программный объем информации не только не уменьшен, но даже увеличен за счет содержания специальных профильных разделов. Большой объем учебной программы, требования наивысшего качества
изучения всех разделов предмета делают для большинства студентов непосильной задачу усвоения всей предлагаемой информации на требуемом уровне и в отведенное для этого время, что в конечном итоге может привести к снижению качества усвоения микробиологии на фармацевтическом факультете.
Для преодоления учебного дискомфорта и обеспечения качества образовательного процесса кафедра, прежде всего, совершенствует учебно-методическую работу. С учетом профилизации преподавания разработана рабочая программа, предусматривающая выделение тех разделов, которые составляют основу теоретических знаний и практических навыков, имеющих первостепенное значение для последующей практической деятельности провизора: асептика и антисептика, химиотерапия, антибиотики, бактериофаги, иммунные и биологические препараты. Эти вопросы рассматриваются в контексте общих закономерностей развития микробиологии, учения о строении и функционировании микроорганизмов, их роли в возникновении инфекционных болезней, закономерностей инфекции и иммунитета, особенностей диагностики, профилактики и терапии инфекционных болезней.
В значительной степени осуществлению успешного образовательного процесса на кафедре способствует методическое обеспечение. С этой целью коллективом кафедры микробиологии был разработан комплект учебно-методических пособий (центральные издания), включающий руководство к практическим занятиям для студентов
[3], учебник [2], компендиум [1], руководство к практическим занятиям для преподавателей
[4]. Данный комплект пособий был награжден званием лауреата премии губернатора Оренбургской области в сфере науки и техники «За цикл работ по формированию профессиональной компетентности студентов медицинских вузов». Таким образом, студенты изучают и осваивают предмет, используя пособия и учебники, разработанные их преподавателями, что также является важным воспитательным моментом.
Повышению качества образования во многом способствует единая логически обоснованная
система изложения учебного материала, использование проблемных ситуаций, наглядность преподавания. Существенным методическим подспорьем для студентов является «Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» [3]. Анонимное анкетирование студентов фармацевтического факультета показало, что 100% из них пользуются пособием для подготовки к лабораторным занятиям, 83% отметили оригинальность представления учебного материала по практическим работам с включением теоретической справки, являющейся обоснованием проводимых исследований, а также контрольных вопросов и ответов для самостоятельной работы во внеучебное время. Более половины студентов (57%) предварительно знакомятся с содержанием лабораторных работ, изучают методики их проведения. Не меньшей популярностью у студентов фармацевтического факультета пользуется учебник «Медицинская микробиология: вопросы и ответы» [2], который, по признанию студентов (95%), помогает быстро ориентироваться в учебной информации и надежно усваивать ее. Особый интерес у студентов, и фармацевты здесь не исключение, всегда вызывает решение проблемных задач по лабораторной диагностике, специфической терапии и профилактике инфекционных болезней, обширным набором которых располагает кафедра. Их содержание, постановка целей, формулировка вопросов стимулирует студентов к поиску путей получения конкретных результатов и обоснованных выводов. С этой же целью на кафедре широко используется наглядность обучения, приемы моделирования при изучении микробиологических методов исследования, высокий уровень учебной имитации, демонстрация натуральных препаратов и др.
В силу указанных выше трудностей при изучении медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете повышается роль преподавателя в управлении учебным процессом. При этом необходимым фактором становится высокий уровень профессионализма преподавателя, владение педагогическими и дидактическими приемами, позволяющими выбрать оптимальную
методику обучения в каждой конкретной ситуации, свести к минимуму пассивную форму приобретения знаний студентами и адаптировать темп учебного процесса к каждому учащемуся. В связи с этим важным моментом является привлечение опытных преподавателей и формирование ими особого педагогического навыка при работе на малых, в том числе фармацевтическом, факультетах. Медицинская микробиология как предмет относится к институтскому циклу, обеспечивающему фундаментальное медицинское образование. За более чем 70-летнюю историю кафедры микробиологии, иммунологии, вирусологии накоплен колоссальный педагогический опыт, сформировались традиции и особая «атмосфера» осуществления учебного процесса. Главными принципами преподавания являются оптимальная достаточность фактического материала, четкая методология проведения практических занятий, эффективный контроль качества знаний. Как сохранить и реализовать наработанный методический и педагогический опыт, учесть современные программные требования, соответствовать ФГОС в условиях кафедры, особенностью которой является постоянное участие в учебном процессе молодых научных кадров, аспирантов, соискателей, приходящих на смену друг другу? Понимая необходимость эффективного сочетания инновационных процессов, традиционных приемов и современных требований к образованию в вузе, коллектив кафедры микробиологии ОрГМУ подготовил «Руководство по организации и проведению практических занятий по медицинской микробиологии» [4]. Разработанное для начинающих преподавателей и аспирантов руководство создано на основе современных сведений по микробиологии, вирусологии и иммунологии в соответствии с действующими учебными программами и требованиями соответствующих ФГОС и предназначено для подготовки к проведению практических занятий и лекций.
Таким образом, определение оптимальных условий обучения, соотнесение объема и содержания поступающей информации с базисными знаниями студентов, обоснованный выбор
соответствующих педагогических приемов, методическая и учебная оснащенность, комплексный подход к изучению общих и частных закономерностей, высокая компетентность
и профессионализм преподавателя обусловливают качество образовательного процесса при изучении основ медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бухарин, О. В. Медицинская микробиология: компендиум / О. В. Бухарин, Б. Я. Усвяцов. - Екатеринбург: УрО РАН, 2009. - 248 с.
2. Медицинская микробиология (Вопросы. Ответы. Схемы): учебник / Под ред. О. В. Бухарина. - М.: Медицина, 2004. - 394 с.
3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и имму-
нологии : учебная литература для студентов мед. вузов / Под ред. О. В. Бухарина. - М.: Медицина, 2002. - 340 с.
4. Руководство по организации и проведению практических занятий по медицинской микробиологии: учебная литература для медицинских вузов / Под ред. О. В. Бухарина. - Екатеринбург : УрО РАН, 2009. - 399 с.
УДК 374 + 61:331.108
М. К. МУСАФИРОВ
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ И ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
ГАПОУ «Орский индустриальный колледж»
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Министерства науки и высшего образования России
M. K. MUSAFIROV
THE PROSPECTS OF COOPERATION BETWEEN MEDICAL UNIVERSITIES AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN ON ISSUES RELATING TO UNIVERSITY APPLICANTS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY REALITIES AND HISTORICAL EXPERIENCE
Orsk industrial College
FSBEI HE «Orenburg State University»
РЕЗЮМЕ
В данном исследовании рассмотрена проблематика взаимодействия медицинских вузов и образовательных организаций дополнительного образования детей, которая на сегодняшний день является эффективным, но не часто используемым инструментом подготовки абитуриентов
Мусафиров Михаил Константинович - соискатель ученой степени к. п. н., преподаватель, методист первой квалификационной категории; тел. 8 (3537) 26-63-24; e-mail: [email protected]
медицинских образовательных организаций в Российской Федерации. Существующая база и образовательная среда внешкольных образовательных организаций в современных реалиях способна создать необходимую для абитуриентов траекторию развития обучающихся и определить их психологическую совместимость с возможной будущей профессиональной деятельностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ВУЗЫ,