Научная статья на тему 'Профилизация преподавания микробиологии на фармацевтическом факультете'

Профилизация преподавания микробиологии на фармацевтическом факультете Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Пименова Юлия Александровна, Захарова Людмила Николаевна, Евстропов Александр Николаевич

Сочетание традиционных методик преподавания микробиологии и инновационных средств обучения повышает интерес к предмету и активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, что является залогом успешного освоения дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Пименова Юлия Александровна, Захарова Людмила Николаевна, Евстропов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилизация преподавания микробиологии на фармацевтическом факультете»

УДК 378.147 ГРНТИ 14.35.09

ПРОФИЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ

НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Ю. А. Пименова, Л. Н. Захарова, А. Н. Евстропов

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Россия, 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52

PROFILISATION OF MICROBIOLOGY TEACHING AT FACULTY OF PHARMACY

Yu. A. Pimenova, L. N. Zaharova, A. N. Evstropov

FSBEIHPO "Novosibirsk State Medical University" of the Russian Ministry of Health Russia, 630091, Novosibirsk, Krasny Prospekt, 52

Организация образовательного процесса

в высших учебных заведениях определяется о

комплексом нормативных документов, к числу г

которых относятся Федеральные государ- р

ственные образовательные стандарты высшего в

образования, профессиональные стандарты, а ш

также различные отраслевые регламентирую- ф

щие документы, исполнение которых позволит е

обеспечить подготовку специалистов, отвеча- р

ющих современным требованиям. В Новоси- с

бирском государственном медицинском уни- ф

верситете осуществляется подготовка специа- п

листов по направлению 33.05.01 Фармация. п

Выполняя требования Федерального государ- н

ственного образовательного стандарта, а также ш

учитывая, что в 2016 г. приказом № 91н Ми- к

нистерства труда и социальной защиты Рос- п

сийской Федерации утвержден профессио- с

нальный стандарт «Провизор», и введено в з

действие XIII издание Государственной фар- к

макопеи, возникла необходимость пересмот- б

реть учебно-тематический план, содержание п

лекций и практических занятий по дисциплине м

«Микробиология», которая является одной из г

важнейших фундаментальных дисциплин в п

системе фармацевтического образования. з

© Ю. А. Пименова, Л. Н. Захарова, А. Н. Евстропов, 2016

В соответствии с разработанной в вузе основной профессиональной образовательной программой по фармации преподавание микробиологии предполагает участие в формировании у будущего выпускника ряда компетенций: готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7); способность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-8); способность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-3); способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12); способность к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата (ПК-13); готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2016. № 4 (22)

жизнедеятельности (ПК-14). По каждой компетенции планируются различные уровни ее сформированности (знать, уметь или владеть).

Рассмотрим на нескольких примерах, как достигается формирование перечисленных компетенций. На наш взгляд, компетенция ОПК-7 имеет большое значение как в дальнейшем получении специальных знаний, так и в будущей профессиональной деятельности. Поэтому в течение всего курса микробиологии, и на лекциях, и на практических занятиях, большое внимание уделяется формированию у студентов общебиологического понятийного аппарата: умение дать четкое определение понятия, термина, правильно его использовать, уметь объяснить сущность метода. Велик вклад дисциплины «Микробиология» в формирование компетенции ОПК-8: студенты изучают классификацию микроорганизмов, особенности их строения и жизнедеятельности, их роль в физиологических и патологических процессах в организме, знакомятся с современными микробиологическими, иммунологическими методами оценки состояния организма, овладевают методикой приготовления, микроскопирования препаратов и изучения морфологии микробов.

В процессе формирования указанных общепрофессиональных компетенций фармацевты изучают механизмы питания и дыхания микроорганизмов, знакомятся с методами культивирования факультативных и облигат-ных анаэробных бактерий, с питательными средами, представленными в Государственной фармакопее (их составом, принципами оценки качества, стерилизацией, хранением). На практическом занятии, посвященном микрофлоре организма человека, будущие провизоры изучают морфологию микробов кожи, ротовой полости, верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы в демонстрационных мазках-препаратах.

В рамках формирования профессиональных компетенций ПК-3, ПК-12 разработаны практические занятия «Асептика, антисептика, дезинфекция, стерилизация», на которых будущие фармацевты изучают цели и методы асептики, антисептики, консервации, стерилизации, дезинфекции, знакомятся с аппаратурой для стерилизации, критериями выбора метода стерилизации в промышленном производстве лекарственных средств в зависимости от их природы, формы, лабильности к физическим

факторам, знакомятся с принципами контроля качества стерилизации. При подготовке к этому занятию студенты изучают приказ Минздрава РФ от 21.10.97 г. № 309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)». Особое внимание уделяется изучению микрофлоры кожи рук и действию на нее кожных антисептиков, предназначенных для обеззараживания рук. Студенты знакомятся со способами обеззараживания рук медицинского персонала и работников аптеки, видами антисептиков, используя руководство от 1.06.2010 г. «Дезин-фектология. Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности». Студенты учатся выполнять смыв с рук и производить посев на питательные среды, а в последующем оценивать эффективность обеззараживающего действия антисептиков, предназначенных для гигиенической обработки рук. На лекции по этой теме уделяется внимание важной проблеме - резистентности микроорганизмов к дезинфектантам и антисептикам и микробной контаминация растворов дезинфектантов и антисептиков.

ПК-12 (способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций) предполагает чрезвычайно широкий объем знаний и перечень практических навыков, в том числе знание фитопатогенной микрофлоры, ее роли в порче лекарственного растительного сырья, представление о методах оценки качества лекарственных средств в соответствии с требованиями нормативных документов. Так, на лекции и практических занятиях «Микрофлора растительного сырья, лекарственных растений. Микробиологический контроль лекарственных растений и растительного сырья» студенты знакомятся с микрофлорой лекарственных растений и растительного сырья, заболеваниям растений, будущие провизоры под руководством преподавателя проводят микробиологический контроль образцов лекарственных растений и растительного сырья в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи. На практическом занятии «Определение антимикробной активности антибиотиков. Определение чувствительности микроорганизмов к антибиотикам» студенты изучают методы определения активности антибиотиков, используя фармакопейную статью «Определение

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

антимикробной активности антибиотиков методом диффузии в агар». Способы определения чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам будущие провизоры изучают, используя методические указания (МУК 4.2.1890-04) «Определение чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам».

Готовясь оказывать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата (ПК-13), студенты должны получить знания о возбудителях, эпидемиологии, основных признаках инфекционных заболеваний, при которых применяются препараты. Этому посвящен цикл лекций и практических занятий по частной микробиологии и вирусологии.

В XIII издании Государственной фармакопеи Российской Федерации ряд статей, посвященных иммунобиологическим препаратам, вводится впервые: аллергены, иммуноглобулины человека, иммуноглобулины и сыворотки гетерологичные, препараты плазмы крови человека, а также пробиотики для медицинского применения, споровые пробиотики, бифидосодержащие пробиотики, лактосодер-жащие пробиотики, бактериофаги лечебно-профилактические. Это указывает на значимость и востребованность данной группы препаратов. Компетенции ПК-3, ПК-13, ПК-14 требуют глубоких знаний об иммунобиологических препаратах: их классификацию, принципы получения и особенности применения. Так, на лекции, посвященной бактериофагам, студенты знакомятся с их морфологией, мето-

Пименова Юлия Александровна - канд. медицинских наук, ассистент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии; e-mail: [email protected]

Захарова Людмила Николаевна - канд. медицинских наук, доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии: e-mail: [email protected]

Евстропов Александр Николаевич - д-р медицинских наук, профессор заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии; e-mail: [email protected]

дами культивирования, применением для диагностики и лечения, а также другими перспективными направлениями использования бактериофагов. На практическом занятии студенты-фармацевты учатся определять бактериофаги по методу Грациа, специфическую стабильность лизиса бактериофага по методу Аппельмана, чувствительность микроорганизмов к бактериофагу. Для подготовки к данному занятию студенты используют статью «Бактериофаги» Государственной фармакопеи. На занятии «Препараты для лечения и профилактики дисбактериоза» будущие провизоры знакомятся с этапами бактериологического метода диагностики дисбактериоза, изучают демонстрационные мазки из препаратов эубиотиков, учатся давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов для профилактики и лечения дисбактериоза.

Следует отметить, что практические занятия на кафедре микробиологии НГМУ планируются таким образом, чтобы студент не менее 70 % времени был занят учебно-исследовательской практической работой под контролем преподавателя. Сегодня образовательный процесс невозможен без использования современных учебно-методических материалов. Лекции и практические занятия сопровождаются мультимедийной презентацией с демонстрацией актуальных схем, таблиц, иллюстраций, учебных видеороликов. Сочетание традиционных методик преподавания микробиологии и инновационных средств обучения повышает интерес к предмету и активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, что является залогом успешного освоения дисциплины.

Pimenova Yulia Aleksandrovna - Cand. Sc. {Medicine}, Teaching Assistant at the Microbiology, Virology and Immunology Department; e-mail: medic. 81 @mail.ru

Zaharova Lyudmila Nikolaevna - Cand. Sc. {Medicine}, Associate Professor at the Microbiology, Virology and Immunology Department; e-mail: [email protected]

Evstropov Aleksandr Nikolaevich - Doctor of Medicine, Professor, Head of the Microbiology, Virology and Immunology Department; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.