УДК 005.342:37.018.46:616-051:614.21 Н. Ю. КРЮЧКОВА
Бюджетное образовательное учреждение Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения»
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ_________________________________________
В статье рассмотрены результаты совместной работы Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») и Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (БОУ ОО «ЦПК РЗ»), содержащей научное обоснование, инновационные подходы к формированию содержания, модернизации образовательных программ профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием, оказывающих ПМСП населению. Проведены аналитико-проектировочный этап создания совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО ЦПК РЗ, а также комплексный анализ, сравнительная характеристика основных международных программных документов в сфере последипломного образования, мировых моделей среднего медицинского образования.
Ключевые слова: экспериментальная площадка, инновация, последипломное образование, среднее медицинское образование, первичная медико-санитарная помощь населению.
Введение. В соответствии со «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» долгосрочные интересы государства состоят в создании современной экономики инновационного типа, в обеспечении поступательного индустриального и социального развития страны. Существенная роль в этом отводится проблемам образования и здравоохранения, которые должны внести свой вклад в прогрессивное развитие государства и в повышение качества жизни граждан России. Система последипломного образования и повышения квалификации в здравоохранении направлена на постоянную информационную политику в плане теоретических и практических новшеств, которые появляются в медицинской науке и практике. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие инновационной деятельности как основы современной системы непрерывного профессионального образования, на постоянное улучшение качества подготовки специалистов с учетом внедрения новых современных технологий обучения, учебнометодического и информационного обеспечения учебного процесса, расширения номенклатуры образовательных услуг, на базе современных достижений науки и практики. Совместная экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ» представляет собой форму взаимодействия организаций с целью апробации результатов исследований по структурному и содержательному обновлению системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования. Деятельность совместной экспериментальной площадки основана на научном анализе новейших достижений педагогической теории
и практики, предназначена для выявления и проверки ценностного значения этих достижений для образования, направлена на разработку и внедрение инновационного содержания образования, новых форм и методов организации образовательного процесса, адекватных им способов управления.
Таким образом, совместная экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ» может рассматриваться как один из инновационных путей повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием и может стать центром проектирования, внедрения, развития инновационных образовательных процессов и средством управления [1—6].
Цель исследования. Разработка, анализ научной деятельности совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ» как одного из инновационных путей повышения эффективности системы последипломного образования специалистов со средним медицинским образованием.
Задачи.
1. Изучить и провести аналитико-проектировоч-ный, исполнительский, обобщающий этап создания совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ».
2. Провести комплексный анализ основных международных программных документов в сфере последипломного образования, мировых моделей высшего и среднего медицинского образования для выявления основных тенденций их развития, дать сравнительную характеристику основных зарубежных моделей и национальной системы подготовки медицинских кадров.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013
3. Разработать дополнительную профессиональную образовательную программу повышения квалификации на основе компетентностного подхода: «Первичная медико-санитарная помощь населению» (усовершенствование). Специальность 060501. Сестринское дело.
Материалы и методы. В июне 2012 г. заключено соглашение ФГАУ «ФИРО», в лице директора Асмо-лова А. Г. и БОУ ОО «ЦПК РЗ» в лице директора Крючковой Н. Ю. о создании совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» на базе БОУ ОО «ЦПК РЗ». Приказ № 101 от 15.06.2012 г., г. Москва. «О присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования». Тема: «Научное обоснование, инновационные подходы к формированию содержания, модернизации образовательных программ профессионального развития специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (на примере Омской области)».
Направление совместной научно-экспериментальной деятельности — разработка, апробация и внедрение научно обоснованных подходов к совершенствованию системы подготовки медицинских работников со средним медицинским образованием в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования, на основе действующего законодательства (Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.) и приказов МЗ РФ [7, 8].
В процессе выполнения научно-исследовательской работы подготовка методических материалов по тематике экспериментальной деятельности площадки и их обсуждение проводилась на заседаниях методического совета и рабочей группы, которая была создана для реализации проекта совместной экспериментальной площадки на базе БОУ ОО «ЦПК РЗ». В состав группы были включены представители работодателей и социальные партнеры учреждения. Регулярно проходили заседания рабочей группы в соответствии с планом научно-экспериментальной работы.
С целью выявления мировых тенденций в образовании изучен опыт известных моделей среднего медицинского образования, сделан сравнительный комплексный анализ характеристик зарубежных моделей и национальной системы подготовки медицинских кадров, а также основных международных программных, законодательных актов и документов в сфере последипломного образования. Выработаны научно-методические и практические подходы экспериментальной деятельности всех участников исследования. Определены цель, задачи, условия реализации деятельности экспериментальной площадки по созданию новой дополнительной профессиональной образовательной программы. Разработаны направления апробации и реализации экспериментальной деятельности, установлены критерии результативности эксперимента.
Проведены аналитические исследования деятельности медицинских организаций (МО) г. Омска и региона (структура, объем оказываемой первичной медицинской помощи населению, штатов) — для отбора и определения участников эксперимента.
Изучены современные требования к структуре и содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, условиям их реализации
и оценке качества освоения. Спроектированы основные направления и методологические подходы к структуре и содержанию новой образовательной профессиональной программы. Проведена работа по формированию содержания программы. Разработана анкета для оценки удовлетворенности работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению (участников эксперимента) содержанием и организацией последипломного повышения квалификации на базе образовательных учреждений дополнительного последипломного образования (ДПО) и в учебно-методическом кабинете МО. Мнение респондентов было учтено в дополнительной профессиональной образовательной программе, которая была разработана на основе компетентностного подхода: «Первичная медико-санитарная помощь населению» (усовершенствование). Специальность 060501. Сестринское дело. Где образовательный модуль — это автономная единица представления целей, содержания образования (обучения и воспитания), включающая рекомендации по их усвоению, контролю и обеспечивающая формирование одной или нескольких компетенций либо части какой-либо сложной компетенции. Созданы условия для её реализации на базе поликлиники №4 — городская взрослая клиника г. Омска, БУЗОО «Омская ЦРБ».
Результаты и обсуждение. В последний год сотрудники БОУ ОО «ЦПК РЗ» активно работают над проблемой реализации системы управления инновационными проектами и взаимодействием с социальными партнерами. Учреждением успешно реализуется выше рассмотренный проект исследования направленный на формирование и апробацию механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования, работодателей медицинских организаций и органов исполнительной власти в сфере здравоохранения с целью разработки последипломных образовательных программ по первичной медико-санитарной помощи населению.
В структуру образовательного модуля входят: а) цель (цели) обучения и воспитания в совокупности с объективными критериями, показателями и индикаторами их достижения; б) содержание обучения, обеспечивающее формирование одной, нескольких компетенций либо части какой-либо сложной компетенции; в) методические указания по освоению содержания образовательного модуля посредством выбора адекватных целей и содержанию педагогических технологий; г) средства и процедуры контроля освоения образовательного модуля.
Впервые реализованы практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы последипломной подготовки средних медицинских работников в структуре первичной медико-санитарной помощи населению в соответствии со спросом современного рынка труда в здравоохранении Омского региона.
Выводы.
1. На достаточно высоком уровне изучен и проведен аналитико-проектировочный, исполнительский, обобщающий этапы создания совместной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» и БОУ ОО «ЦПК РЗ».
2. Проведен комплексный сравнительный анализ основных международных программных документов в сфере последипломного образования, мировых моделей высшего и среднего медицинского образования, характеристик зарубежных моделей национальной системы подготовки медицинских кадров, что свидетельствует о наличии значительного числа ис-
следовании по частным аспектам рассматриваемой темы, на фоне которых становятся ещё более очевидны разрозненность научных интересов, отсутствие обобщающих комплексных работ, сводящих воедино общее и особенное в истории средней медицинской школы ХХ1 века.
3. Разработана дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации на основе компетентностного подхода: «Первичная медико-санитарная помощь населению» (усовершенствование). Специальность 060501. Сестринское дело. Где образовательный модуль — это автономная единица представления целей, содержания образования (обучения и воспитания), включающая рекомендации по их усвоению и контролю и обеспечивающая формирование одной или нескольких компетенций, либо части какой-либо сложной компетенции. Созданы условия для её реализации на базе поликлиники № 4 — городская взрослая клиника г. Омска и БУЗОО «Омская ЦРБ».
Библиографический список
1. Крючкова, Н. Ю. Инновационные подходы в обучении специалистов / Н. Ю. Крючкова, Т. В. Евсеева, Е. А. Филиппова // Медицинская сестра. — 2013. — № 1. — С. 41—44.
2. Инновационные технологии в последипломной подготовке / Н. А. Зозулина, Е. А Рутенбург, И. А Петровская, О. Ф. Оз-нобихина // Сестринское дело. — 2012. — № 8. — С. 20 — 22.
3. Руководство по первичной медико-санитарной помощи / под ред. А А. Баранова, И. А Денисова, А Г. Чучалина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 1584 с.
4. Гапонюк, П. Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа / П. Н. Гапонюк // Инновацион-
ные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 4. -С. 3-7.
5. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыма-нюк // Инновационные проекты и программы в образовании. -
2012. - № 4. - С. 8-13.
6. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ // Администратор образования. -
2013. - № 3. - С. 2-96 ; № 4. - С. 11-45.
7. Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н : зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г. № 24726 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - М., 2012. - № 52. - 160 с.
8. Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам и в образовательных и научных организациях : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н, г. Москва : зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г. № 25359 // Российская газета. - 2012. - 19 сентября. -№215.
КРЮЧКОВА Наталья Юрьевна, директор.
Адрес для переписки: 644070, г. Омск, ул. Декабристов, 35.
Статья поступила в редакцию 04.06.2013 г.
© Н. Ю. Крючкова
Информация
Конкурс грантов на поездки (Cooperative Grants Program)
CRDF Global объявляет конкурс грантов на поездки для грантополучателей программы грантов на совместные научные исследования (Cooperative Grants Program (CGP))
Цели конкурсаі
— развитие устойчивых совместных научных связей между российскими и американскими учеными;
— обеспечение российским и американским ученым возможности продолжить работу по проекту;
— поддержка деятельности по распространению результатов проекта.
Данный конкурс финансируется за счет средств, предоставленных Государственным департаментом США. В конкурсе могут принимать участие российские и американские ученые из числа грантополучателей CRDF Global. Гранты размером до $1G GGG USD каждый будут присуждены на поездки, имеющие непосредственное отношение к деятельности по проекту или распространению его результатов.
Окончание приема заявок на конкурсі 3G апреля 2G14 г. 00:00 Североамериканское восточное летнее время (EDT).
Заявки принимаются на постоянной основе поквартально.
Более подробная информация, объявление о конкурсе и документы размещены на сайте CRDF Global.
Источник! http^/www.rsci.ru/grants/grant_news/284/235111 .php (дата обращения! 15.10.2013)
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (124) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ