МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
УДК 005.963.1:61
Н. Ю. КРЮЧКОВА
Центр повышения квалификации работников здравоохранения, г. Омск
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГО СИМУЛЯЦИОННОГО ТРЕНИНГ-ЦЕНТРА В БОУ ОО ЦПК РЗ Г. ОМСКА________________________________
Представлен опыт работы обучающего симуляционного тренинг-центра (ТЦ) в бюджетном образовательном учреждении Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (БОУ ОО ЦПК РЗ). Тренинг-центр, созданный на функциональной основе, отличается от других учебных центров, применяющих симуляционное обучение, обширностью контингента слушателей, широтой направлений подготовки в тематических кабинетах (манипуляционная техника, неотложная помощь, акушерство и гинекология, хирургия, терапия, реабилитация, педиатрия, вычислительная техника и информационные технологии, сестринское дело), а также системностью подхода к оценке результатов обучения. Деятельность ТЦ обеспечивает оказание качественных образовательных услуг на основе применения новейших обучающих тренинг-технологий, позволяющих создавать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным условиям практической деятельности и чрезвычайным ситуациям, с правом на ошибку, недопустимую в жизни.
Ключевые слова: симуляционное обучение, тренгинг-центр, средние медицинские кадры, специализация, тематическое усовершенствование, повышение квалификации, качество.
Введение. Современные тенденции последипломного среднего медицинского образования предлагают использование симуляционной техники, позволяющей достичь максимальной степени реализма при имитации разнообразных клинических сценариев, а также отработки технических навыков отдельных диагностических и лечебных манипуляций. Но именно в условиях обучающего симуляционного тренинг-центра (ТЦ) содержание обучения может быть направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение работе в команде, выработку безопасных форм профессионального поведения и навыков общения с пациентом. Методики симуляционного обучения в медицине используются достаточно давно, в частности в анестезиологии с 80-х годов ХХ века. Использование симуляторов, манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатывать определенные упражнения и действия при обеспечении современных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося слушателя [1]. Всё выше приведенное диктует новые требования к усовершенствованию медицинских работников последипломного среднего образования, а соответственно, модернизации, преобразований и центров повышения квалификации [2, 3]. Помочь в этом слушателям ЦПК должна оптимальная программа, положение освоения необходимых профессиональных навыка-ов, опирающиеся на широкое внедрение современных тренажерных комплексов нового поколения, создание обучающих симуляционных тренинг-центров, плавно перекидывающих мостик от имитации в клинику, к реальному пациенту. В процессе реализации Государственной программы реформирова-
ния и развития здравоохранения города Омска на 2010 — 2012 годы руководством Бюджетного образовательного учреждения Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» в 2010 году был создан обучающий симуля-ционный тренинг-центр, который оснащен современными компьютеризированными манекенами и муляжами.
Цель исследования. Изучить, обобщить и способствовать внедрению в непрерывное последипломное медицинское образование и практическое здравоохранение симуляционных технологий для быстрого приобретения инновационных навыков и умений.
Задачи
1. Изучить организацию, управление и деятельность ТЦ, а также развитие системы оказания качественных образовательных услуг на основе применения инновационных симуляционных тренинг-технологий.
2. Оценить работу обучающего симуляционного ТЦ по существующим стандартам в непрерывном последипломном образовании.
3. Подвести текущие итоги исходя из опыта работы обучающего симуляционного ТЦ в ЦПК РЗ г. Омск.
Материалы и методы. Работа тренинг-центра в БОУ ОО ЦПК РЗ регламентирована утвержденным «Общим положением о тренинг-центре». ТЦ ЦПК РЗ, созданный на функциональной основе отличается от других учебных центров, применяющих си-муляционное обучение, обширностью контингента слушателей, широтой направлений подготовки в тематических кабинетах (манипуляционная техника, неотложная помощь, акушерство и гинекология, хирургия, терапия, реабилитация, педиатрия, вычислительная техника и информационные технологии,
сестренское дело), а также системностью подхода к оценке результатов обучения. ТЦ в своей деятельности руководствуется законодательными актами, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Омской области в сфере образования и здравоохранения, Уставом ЦПК РЗ, решениями совета и методического совета учреждения, приказами директора, общим положением о тренинг-центре. Результаты работы ТЦ заслушиваются ежегодно на заседаниях совета учреждения, методического совета, аппаратных совещаниях при директоре.
Цели ТЦ: постоянное улучшение качества образовательного процесса с учетом законодательных и обязательных требований и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; развитие инновационной деятельности учреждения, как основы для совершенствования системы непрерывного профессионального образования; повышение конкурентоспособности учреждения.
Задачи ТЦ: оптимизация практической направленности образовательного процесса; повышение уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии с образовательными стандартами, рабочими программами циклов повышения квалификации, требованиями квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения; внедрение передового опыта по повышению эффективности освоения практических навыков, современных тренинг-технологий; развитие клинического мышления у специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием; обучение, профессиональное развитие и повышение квалификации сотрудников ЦПК РЗ по вопросам оказания неотложной помощи, выполнения технологий медицинских услуг и медицинских вмешательст.
Структура ТЦ: для реализации тренинг-технологий на базе БОУ ОО ЦПК РЗ созданы учебные тематические кабинеты. Кабинеты оснащены современными тренажёрами, фантомами, муляжами, необходимым медицинским оборудованием для индивидуальной отработки манипуляций и профессиональных действий. В работе ТЦ используется более 300 симуляторов, отдельные из них представлены ниже:
— симуляторы для отработки практических навыков: манекен-тренажер «СЮЗИ», манекен для сестринского ухода за пожилым человеком;
— модели со специфическими задачами: имитатор для обучения внутривенным инъекциям, фантом руки, предплечья, головы с пищеводом, фантом ягодиц, женской и мужской промежности;
— тренажер «Элтек», наркозно-дыхательные аппараты «Полинаркон», «Фаза-5 и 21», «Херана», ла-рингиальные маски, электрокардиограф, кардиомонитор, инфузомат, мешок Амбу, различные модели пикфлоуметров, тонометров, спейсеров;
— фантомы «САЛИ», руки, молочной железы, муляжи ран, ожогов, стом, пролежней;
— аускультативный тренажер взрослый AMBU, дыхания «Альдомед», глюкометр Акку Чек Актив, Oun Tush, прибор для измерения емкости легких «Спиротест», различные модели пикфлоцметров, тонометров, спейсеров, термометров, ингалятор ультразвуковой LD 250 U (небулайзер), ингалятор компрессорный НЕБ-ЭЙД F 400 (небулайзер).
Классификация симуляторов основана на практическом применении и технологиях, лежащих в основе симуляции.
Типы симуляторов. Компьютерные манекены.
В них существует возможность отменять или модифицировать заложенные модели по желанию инструктора. В таких симуляторах заложены физиологические и фармакологические компьютерные модели, автоматически реагирующие на вмешательства и лекарственные средства.
Симуляторы дли отработки практических умений. Данные устройства позволяют симулировать выполнение практических умений, как правило, с очень высокой механической реалистичностью, их конструируют в виде частей тела. Это симуляторы для отработки навыков фибробронхоскопии, коло-носкопии, гастроскопии, лапароскопии, спинномозговой пункции, венозного доступа.
Виртуальная реальность. Для вывода информации о пациенте и другой визуальной информации используются компьютерные мониторы.
Экранные симуляторы. Существует множество компьютерных программ, моделирующих различные клинические условия на персональных компьютерах.
Модели со специфическими задачами. Данные симуляторы имеют вид анатомических зон организма, к ним относятся тренажеры для пункции вен, выполнения инъекций, манекен для базовой сердечнолегочной реанимации.
Кабинеты функционально закреплены за учебными отделениями. Организацию деятельности кабинетов ТЦ осуществляют заведующие кабинетами в соответствии с Положением о тренинг-центре, ведут документацию в установленном порядке. В направление деятельности ТЦ входят:
1)образовательная функция-формирование, развитие профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием и иных категорий лиц по оказанию неотложной помощи при экстремальных ситуациях; материально-техническое, методическое обеспечение внедрения новых методов освоения клинических навыков, медицинских услуг (медицинских вмешательств);
2)аналитическая деятельность: изучение и анализ состояния учебно-методического, материальнотехнического обеспечения ТЦ; анализ достижения целей и задач деятельности ТЦ с разработкой мероприятий по улучшению;
3)информационно-методическая и консультативная деятельность: подготовка и распространение информационных материалов и методических рекомендаций для образовательного процесса и практического здравоохранения; организационно-методическая поддержка образовательных мероприятий с применением тренинг-технологий, проводимых в медицинских организациях; консультативные занятия для слушателей ЦПК и иных лиц в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Практические занятия в ТЦ в рамках учебного процесса проводились согласно расписанию занятий, составленному заведующими отделениями за две недели до начала занятий. Консультативные занятия проводились в установленное время в соответствии с графиком проведения консультативных занятий, утвержденным заместителем директора по учебной работе и ПО. Занятия проводились при формировании группы численностью от пяти и более человек. Предварительная запись не позднее двух дней до начала занятия с оформлением сведений в журнале для предварительной регистрации слушателей на консультативные занятия. Запись о
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (118) 2013
проведении занятия осуществлялась в журнале учёта консультативных занятий. Оплата часов консультативных занятий преподавателям осуществлялась на основании приказа директора ЦПК за фактически проведенное время занятия, но не более четырех учебных часов за счёт внебюджетных средств. Посещение консультативных занятий для слушателей, — зачисленных на обучение на бюджетной основе, бесплатно, на платной основе и иных лиц — в соответствии с утверждённым прейскурантом цен. Ответственность за оценку знаний, качество своей работы, оформление отчетной документации, сохранность и эффективное использование имущества, согласно законодательству Российской Федерации, Омской области, Устава ЦПК несли заведующие кабинетами, преподаватели (в том числе и внешние штатные совместители).
Результаты и обсуждение. Первый опыт работы обучающего симуляционного тренинг-центра в БОУ ОО ЦПК РЗ г. Омска и современное состояние дел показали, что имеется реальная целесообразность инвестирования материальных средств в воплощение идеи создания центра, которая получила положительный отклик у преподавательского состава и слушателей. На этапах обучения слушатели формировали тактильную память в объеме навыков первой неотложной доврачебной медицинской помощи, сестринских умений за счет освоения алгоритма действия при каждой манипуляции на основе использования учебных тренажеров и муляжей. Контроль знаний, приобретенных практических навыков обучаемого осуществляли с использованием системы объективной оценки процесса усвоения в режиме реального времени с использованием видео и звукозаписи, с последующим индивидуальным общением с преподавателем. Качество знаний слушателей оценивались на всех этапах подготовки и представлялись в виде итогового рейтингового балла.
На сегодняшний день более 3000 медицинских сестер городских и сельских медицинских организаций успешно прошли обучение в симуляционном тренинг-центре ЦПК РЗ.
Следует отметить, что современный этап преобразований, который глубоко затронул наше общество, подтверждается и материалами Международной конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине», которая состоялась 27 — 28 сентября в г. Москве. В рамках конференции проводился и 1-й съезд Российского общества симу-ляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) организаторами которого были Национальная медицинская палата (НП НМП); Ассоциация медицинских обществ по качеству (АСМОК); Российское общество симуляционного обучения в медицине (РОСО-МЕД), при поддержке Ассоциации по медицинскому образованию в Европе (АМЕЕ); Европейского общества по симуляционному обучению в медицине (SESАМ); Секретариата Делового совета ШОС.
Выводы
1. В БОУ ОО ЦПК РЗ г. Омска успешно работает обучающий симуляционный тренинг-центр. Это качественно новый подход в обеспечении профессионального обучения кадров среднего медицинского звена на циклах специализации, тематического усовершенствования, повышения качества оказания медицинской помощи, обеспечения безопасности пациентов.
2. Деятельность тренинг-центра обеспечивает оказание качественных образовательных услуг на основе применения новейших образовательных тренинг-технологий, позволяющих создавать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным условиям практической деятельности и чрезвычайным ситуациям, с правом на ошибку, недопустимую в жизни.
3. Симуляционный тренинг-центр позволяет выполнять многократно индивидуально практические манипуляции с возможностью исправления ошибок и формирования необходимых навыков, осуществлять самостоятельный выбор тактики в различных неотложных ситуациях в соответствии с существующими стандартами и рекомендациями, а также отрабатывать технологии выполнения медицинских услуг (медицинских вмешательств) в терапевтической, хирургической, педиатрической, акушерской, гинекологической и другой практике.
Библиографический список
1. Павлов, В. Н. Симуляционные технологии в формировании профессиональных компетенций / В. Н. Павлов // Медицинское образование и вузовская наука. — 2012 . — № 1. — С. 43-46.
2. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н. Б. Найгов-зина [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие - М. , 2012. - № 3(9). - С. 122- 123.
3. Владимирова, Г. И. Эффективность симуляционной технологии обучения медицинских специалистов среднего звена по ведению пациентов с неотложными состояниями / Г. И. Владимирова, Н. В. Михайлов // Актуальные проблемы и новые парадигмы в развитии сестринского дела в отечественной и международной практике : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. по сестринскому делу, 9 ноября 2012 г. -Кокшетау, 2012 . - С. 40-42.
КРЮЧКОВА Наталья Юрьевна, директор БОУ ОО ЦПК РЗ.
Адрес для переписки: 644070, г. Омск, ул. Декабристов, 35.
Статья поступила в редакцию 29.03.2013 г.
© Н. Ю. Крючкова