Отметим, что сдерживающие факторы не перевешивают общей оценки современного нормативно-правового поля как благоприятного для развития системы образовательных услуг (176 выборов) и общего стремления развиваться. Оно обеспечивает реализацию ключевых акцентов государственной образовательной политики: доступности, социальности и качества образования.
Наиболее яркой и выраженной является местная организационно-управленческая реакция на государственную политику в области качества. Возможно, это связано с тем, что требования федерального уровня в области качества не только выражены в объективных критериях и показателях, но и контролируются жестким спросом. Национальные исследования качества образования (НИКО), аналитика результатов Единого государственного экзамена, обобщений и выводов, сделанных в региональных процедурах государственной и независимой оценки, позволяют констатировать, что достижение необходимого уровня качества образования считается пока не решенной общероссийской проблемой, обладающей научным характером уже в силу того, что она не имеет готового административного решения. Совершенно не случайным нам представляется активизация научного поиска в широком проблемном поле: от опре-
Библиографический список
деления самой категории «качество» применительно к образованию до проблем педагогической квалиметрии. Региональные практики дают возможность выделить два основных инструмента образовательной политики на местах: стандартизацию общего образования в контексте укрепления единого образовательного пространства (внедрение ФГОС, единые процедуры оценки результатов образования и пр.) и развитие контрольно-оценочных механизмов, как основы для формирования моделей управления качеством образования (унификация и совершенствование процедур аккредитации и лицензирования, развитие государственных и создание независимых систем мониторинга качества, развитие конкурсно-олимпиадного и рейтингового форматов оценки, пр.). Действительно, эти практики создают платформу для моделей управления качеством образования в Западной Сибири, однако, в настоящее время, данные модели сформированы далеко не полностью, они не исчерпывают потенциальных возможностей управления развитием образования в целом, и системы образовательных услуг в частности. Можно отметить, что поиск и реализация данных возможностей в Западной Сибири обусловлены необходимостью более полно реализовывать государственную образовательную политику и выполнять государственный образовательный заказ.
1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Академия, 2006.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82°/oD1°/o8B/3409
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. Available at: http://base.garant.ru/71044750/
6. Мотова Г.Н. Три этапа развития аккредитации в России. Аккредитация в образовании. Информационно-аналитический журнал. Available at: http://www.akvobr.ru/tri_etapa_razvitija_akkreditacii.html
7. Официальный сайт полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе. Available at: http://sfo. gov.ru/press/novosti/9803/
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/
9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современно русского языка. Москва: Альта-Принт, 2009.
10. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242. Available at: http://government.ru/docs/29710/
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Приказом Президента РФ 04.02.2010 № Пр-271. Available at: http://school2ur.narod.ru/2016-2017Z3.pdf
12. Конкурс грантов Президента Российской Федерации. Available at: https://президентскиегранты.рф/home/konkurs
References
1. Zagvyazinskij V.I., Atahanov R. Metodologiya imetodypsihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Moskva: Akademiya, 2006.
2. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
3. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3409
4. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gg. Available at: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
5. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gg. Available at: http://base.garant.ru/71044750/
6. Motova G.N. Tri 'etapa razvitiya akkreditacii v Rossii. Akkreditaciya v obrazovanii. Informacionno-analiticheskij zhurnal. Available at: http:// www.akvobr.ru/tri_etapa_razvitija_akkreditacii.html
7. Oficial'nyj sajt polnomochnogo predstavitelya Prezidenta Rossii v Sibirskom federal'nom okruge. Available at: http://sfo.gov.ru/press/ novosti/9803/
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/
9. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar'sovremenno russkogo yazyka. Moskva: Al'ta-Print, 2009.
10. O razrabotke, realizacii i ob ocenke 'effektivnosti otdel'nyh gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12 oktyabrya 2017 g. № 1242. Available at: http://government.ru/docs/29710/
11. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Nasha novaya shkola» (utv. Prikazom Prezidenta RF 04.02.2010 № Pr-271. Available at: http:// school2ur.narod.ru/2016-2017/3.pdf
12. Konkurs grantov Prezidenta Rossijskoj Federacii. Available at: https://prezidentskiegranty.rf/home/konkurs
Статья поступила в редакцию 29.05.18
УДК 378
Abdullayev D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Sadulaeva B.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Applied Mathematics and Computer Technology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ON EFFECTIVENESS OF TEACHING FUTURE TEACHERS TO USE INFORMATION TECHNOLOGIES. The article deals with the development of a fundamentally new educational system that can provide educational services to millions of people while reducing the unit cost of education, as well as identify opportunities to increase the effectiveness of teaching students of higher pedagogical universities in the context of using information technologies: developing criteria for selecting the content of education taught through information means training; the selection of the contents of the program-pedagogical systems and the selection of the methodology
for using information tools; the adaptation of students in the context of integrating information technologies into the learning process, as well as the development of the electronic content of education using the advantages of modular partitioning.
Key words: information technologies in education, integration of information technologies in the learning process, presentation of the content of educational material.
Б.С. Садулаева, канд. пед. наук, зав. каф. прикладной математики и компьютерных технологий,
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Д.А. Абдуллаев, канд. пед. наук, зав. каф. информационных технологий и методики преподавания информатики,
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрены вопросы становления принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление образовательных услуг миллионам людей при сокращении удельных затрат на образование, определены возможности повышения эффективности обучения студентов педвузов в условиях использования информационных технологий: разработка критериев отбора содержания образования, выделение содержания программно-педагогических систем и отбора методики применения информационных средств на уроках, а также разработка электронного содержания образования с использованием преимуществ модульного разбиения учебного материала.
Ключевые слова: информационные технологии в образовании, интеграции информационных технологий в процесс обучения, представления содержания учебного материала.
Глобальная цель информатизации образования заключается в радикальном повышении эффективности качества образования, соответствующего требованиям постиндустриального общества. Глобальная цель является многофакторной, включающей в себя целый ряд подцелей: подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию во всех сферах жизнедеятельности в условиях информационного общества, повышение качества образования, увеличение степени доступности образования, информационная интеграция национальной системы образования в инфраструктуру мирового сообщества.
Условием эффективной интеграции информационных технологий в процесс обучения является наличие управляющей мультимедийной среды, структура которой включает в себя все составные компоненты информационных технологий и единый интерактивный способ доступа к ним, как со стороны педагога, так и со стороны обучаемого.
К числу дидактических принципов, затрагиваемых педагогическими технологиями информатизации образования можно отнести: принцип активности; принцип самостоятельности; принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы; принцип мотивации; принцип связи теории с практикой; принцип эффективности [1].
Анализ современного этапа развития информационных технологий, и использования их в образовании, позволил выявить противоречия между возможностями технического и программного обеспечения современных компьютеров, глобальных и локальных сетей и уровнем их применения.
Стремительные изменения, происходящие в нашем обществе, ставят перед системой образования нелегкую задачу формирования нового менталитета его индивидов, способных адаптироваться к современным экономическим, информационным, социальным и эколого-нравственным требованиям.
Любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимся. То есть любая педагогическая технология - это информационная технология, которая может варьироваться с изменением информационных средств обучения, формы и целей обучения [2].
Рассмотрим некоторые проблемы применения новых информационных технологий в профессиональной деятельности будущих учителей:
- вопросы эффективного использования телекоммуникационных и информационных технологий в образовании остаются открытыми;
- не обоснована необходимость использования информационных технологий в образовании;
- нет системного исследования по вопросам, какие знания, умения, навыки должны быть сформированы у педагогов, чтобы применять мультимедийные технологии в практической деятельности;
- также не разработана методика обучения педагогов новым информационным технологиям;
- не разработаны методики изучения различных предметов с использованием мультимедийных средств обучения;
- нет методов количественной оценки уровня усвоения знаний, умений, навыков использования информационных технологий;
- методологическая проблема представления содержания учебного материала.
Методологические проблемы представления содержания учебного материала, на сегодняшний день, являются одной из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями применения информационных и телекоммуникационных технологий в образовании. Разрешение этих проблем значительно запаздывает по отношению к стремительному росту развития информационных и телекоммуникационных технологий и требует к себе пристального внимания. Отсутствие должной информационной проработки учебного материала затрудняет использование уникальных возможностей современных информационных технологий в обучении.
Возникает необходимость решения задач, связанных с дея-тельностным подходом к обучению, который требует многообразия структур представления учебного материала [2].
Необходимо отметить, что при планировании и разработке содержания учебного материала нужно принимать во внимание, основные три компоненты деятельности педагога -изложение учебного материала, практика, обратная связь. Изменение содержания обучения требует от преподавателя в методическом плане высокой профессиональной и информационной компетентности, знаний в области педагогики, психологии, информатики, математики. Преподаватель должен переложить все свои знания на основу современных педагогических технологий обучения, которые включают в себя и разработку, и реализацию.
Внедрение новых информационных технологий в образование требует постоянного обновления идей и содержания образования, а также подготовку новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять новые технологии. Информационную подготовку педагога нужно начинать со студенческой скамьи. Необходимо разработать методику обучения использованию информационных технологий будущих преподавателей-предметников. Это будет способствовать реализации активной деятельности студента во время учебы, а также использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.
Выпускник педагогического университета должен в совершенстве владеть механизмом поиска, сбора и обработки информации, уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи посредством использования различных видов информации. Важными задачами подготовки учителя математики в педвузе являются овладение студентами компьютерными технологиями и умение применять их при изучении и преподавании предмета.
В практике педвузов фактически отсутствует опыт постановки такого курса, который бы служил средой для активного использования новых информационных технологий, как инструмента познания в процессе обучения. При изучении об-
щетехнических дисциплин имеются лишь отдельные попытки использовать компьютерную технику в учебном процессе как средство обучения. Следовательно, существует недостаточная разработанность (однобокость) данной проблемы в вузе [2].
Важным направлением применения компьютера в учебном процессе является использование его для контроля знаний и умений студентов. Практика показывает, что 93% преподавателей и 84% студентов не удовлетворены существующей системой оценивания знаний, однако переход на рейтинговую систему оценивания знаний и систему педагогического мониторинга происходит медленно.
Применение новых информационных технологий повысит эффективность обучения студентов педвузов, если будет:
- разработаны критерии отбора содержания систем компьютерного моделирования применительно к учебному процессу для студентов;
- выделено содержание программно-педагогических систем и отобраны методики применения информационных средств;
- осуществлено адаптирование систем компьютерного моделирования и проектирования к учебному процессу;
- показано, что использование систем компьютерного моделирования в учебном процессе для студентов педвузов усиливает их информационную, профессиональную и методическую подготовку, а также способствует выработке навыков научно-исследовательской работы.
Использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической - и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы.
Библиографический список
1. Анисимова Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.
2. Интернет технологии в образовании: учебное пособие, 2012.
References
1. Anisimova N.S. Teoreticheskie osnovy i metodologiya ispol'zovaniya mul'timedijnyh tehnologij v obuchenii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
2. Internet tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie, 2012.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 371
Azieva L.D., postgraduate, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF TRAINING OF SCHOOLCHILDREN FOR INFORMATICS OLYMPIADS. The issue of preparing schoolchildren for participation in the оlympiad on computer science is very relevant, in view of the increased opportunities for schoolchildren to participate in full-time and correspondence оlympiads, it is important to note that the preparation of the оlympiad is preceded by the preparation of the teacher for new forms of the оlympiad, and for the specific algorithms for solving the olympiad problems. Contests on computer science make teachers solve questions of knowledge of programming languages, studying the themes of the о^^фь ads, as well as issues of effective use of time and proper organization of work at the оlympiad. In view of the fact that often оlympiad problems in informatics are very complex and require knowledge of higher mathematics, many teachers do not want to be engaged in training pupils for such contests. The way out of this situation can be more active communication between the school and university in training students for the contests, both in the form of full-time courses, and the organization of distance courses.
Key words: оlympiad in informatics, development of оlympiad movement in informatics, remote communication forms of оlympiad.
Л.Д. Азиева, аспирант, Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Вопрос подготовки школьников к участию в олимпиадах по информатике является весьма актуальным, ввиду расширения возможностей участия школьников в очных и заочных олимпиадах, при этом важно отметить, что подготовке «олимпиадни-ка» предшествует подготовка учителя к новым формам проведения олимпиады, к специфике алгоритмов решения олимпи-адных задач. Олимпиады по информатике ставят перед учителями вопросы знания языков программирования, изучения тематики проводимых олимпиад, а также вопросы эффективного использования времени и правильной организации работы на олимпиаде. Часто олимпиадные задачи по информатике бывают очень сложными и требуют знаний высшей математики, многие учителя не хотят заниматься подготовкой «учеников-олимпиадников». Выходом из сложившейся ситуации может стать повышение связей между школой и ВУЗом в вопросах подготовки школьников к участию в олимпиадах, как в форме очных курсов, так и организация дистанционных курсов.
Ключевые слова: олимпиада по информатике, развитие олимпиадного движения по информатике, дистанционные коммуникационные формы проведения олимпиады.
Школьные олимпиады по информатике проводятся на основе общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Оргкомитет Олимпиады определяет профили, предметы (комплексы предметов), на которых проводятся интеллектуальные соревнования, утверждает задачи олимпиады, разработанные методической комиссией. Целесообразность вовлечения в олимпиаду по информатике школьников 5-9 классов поддерживается новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, который был принят с 1 января. В частности, этот стан-
дарт предусматривает изучение тем, которые особенно важны для олимпиадной ориентации студентов, включая алгоритмы, наборы, элементы комбинаторики, введение в понятие моделирования, начало логики, знакомство с информационными структурами и использование исполнителей для реализации алгоритмов. Сформированная ориентация на методы действия создает новый уровень отношения студента к себе как к субъекту деятельности, способствует формированию самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Студентам, которые сосредоточены на способе действия, присущи исследования типа самооценки, осторожности, рефлексивности при оценке их возможностей.