щетехнических дисциплин имеются лишь отдельные попытки использовать компьютерную технику в учебном процессе как средство обучения. Следовательно, существует недостаточная разработанность (однобокость) данной проблемы в вузе [2].
Важным направлением применения компьютера в учебном процессе является использование его для контроля знаний и умений студентов. Практика показывает, что 93% преподавателей и 84% студентов не удовлетворены существующей системой оценивания знаний, однако переход на рейтинговую систему оценивания знаний и систему педагогического мониторинга происходит медленно.
Применение новых информационных технологий повысит эффективность обучения студентов педвузов, если будет:
- разработаны критерии отбора содержания систем компьютерного моделирования применительно к учебному процессу для студентов;
- выделено содержание программно-педагогических систем и отобраны методики применения информационных средств;
- осуществлено адаптирование систем компьютерного моделирования и проектирования к учебному процессу;
- показано, что использование систем компьютерного моделирования в учебном процессе для студентов педвузов усиливает их информационную, профессиональную и методическую подготовку, а также способствует выработке навыков научно-исследовательской работы.
Использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической - и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы.
Библиографический список
1. Анисимова Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.
2. Интернет технологии в образовании: учебное пособие, 2012.
References
1. Anisimova N.S. Teoreticheskie osnovy i metodologiya ispol'zovaniya mul'timedijnyh tehnologij v obuchenii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
2. Internet tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie, 2012.
Статья поступила в редакцию 07.06.18
УДК 371
Azieva L.D., postgraduate, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS OF TRAINING OF SCHOOLCHILDREN FOR INFORMATICS OLYMPIADS. The issue of preparing schoolchildren for participation in the olympiad on computer science is very relevant, in view of the increased opportunities for schoolchildren to participate in full-time and correspondence olympiads, it is important to note that the preparation of the olympiad is preceded by the preparation of the teacher for new forms of the olympiad, and for the specific algorithms for solving the olympiad problems. Contests on computer science make teachers solve questions of knowledge of programming languages, studying the themes of the olympiads, as well as issues of effective use of time and proper organization of work at the olympiad. In view of the fact that often olympiad problems in informatics are very complex and require knowledge of higher mathematics, many teachers do not want to be engaged in training pupils for such contests. The way out of this situation can be more active communication between the school and university in training students for the contests, both in the form of full-time courses, and the organization of distance courses.
Key words: оlympiad in informatics, development of оlympiad movement in informatics, remote communication forms of оlympiad.
Л.Д. Азиева, аспирант, Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Bonpoc пoдгoтoвки шкoльникoв к участию в oлимпиадах no инфoрматике является весьма актуальным, ввиду расширения вoзмoжнoстей участия шкoльникoв в o4Hbix и заoчных oлимпиадах, при этом важнo oтметить, что пoдгoтoвке «^лимпиадни-ка» предшествует пoдгoтoвка учителя к нoвым фoрмам прoведения oлимпиады, к специфике алгoритмoв решения oлимпи-адных задач. Олимпиады no инфoрматике ставят перед учителями вoпрoсы знания язы^в прoграммирoвания, изучения тематики прoвoдимых oлимпиад, а также вoпрoсы эффективнoгo испoльзoвания времени и правилы^й oрганизации рабoты на oлимпиаде. Часто oлимпиадные задачи пo инфoрматике бывают oчены слoжными и требуют знаний высшей математики, мнoгие учителя не хoтят заниматься пoдгoтoвкoй «ученикoв-oлимпиадникoв». Выхoдoм из слoжившейся ситуации мoжет стать пoвышение связей между шкoлoй и ВУЗoм в вoпрoсах пoдгoтoвки шкoлыникoв к участию в oлимпиадах, как в фoрме oчных куртов, так и oрганизация дистанциoнных куртев.
Ключевые слова: олимпиада по информатике, развитие олимпиадного движения по информатике, дистанционные коммуникационные формы проведения олимпиады.
Школьные олимпиады по информатике проводятся на основе общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Оргкомитет Олимпиады определяет профили, предметы (комплексы предметов), на которых проводятся интеллектуальные соревнования, утверждает задачи олимпиады, разработанные методической комиссией. Целесообразность вовлечения в олимпиаду по информатике школьников 5-9 классов поддерживается новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, который был принят с 1 января. В частности, этот стан-
дарт предусматривает изучение тем, которые особенно важны для олимпиадной ориентации студентов, включая алгоритмы, наборы, элементы комбинаторики, введение в понятие моделирования, начало логики, знакомство с информационными структурами и использование исполнителей для реализации алгоритмов. Сформированная ориентация на методы действия создает новый уровень отношения студента к себе как к субъекту деятельности, способствует формированию самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Студентам, которые сосредоточены на способе действия, присущи исследования типа самооценки, осторожности, рефлексивности при оценке их возможностей.
Психическое развитие в течение этого периода проходит через три этапа
- ассимиляция действий со стандартами для определения желаемых свойств вещей и построения их моделей;
- устранение подробных действий со стандартами и формирование действий в моделях;
- устранение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Обучение развивает школьников прежде всего по содержанию. Однако содержание образования усваивается по-разному школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения. Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе исследования и для каждого субъекта системы более сложных задач обучения, формирование действий, необходимых для их решения (умственное, речевое, перцептивное и т. д.), Трансформация этих действий в более сложные операции, формирование обобщений и их применение в новых конкретных ситуациях [1].
Изучение основ информатики в школе имеет следующие цели:
- формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней (в частности, с использованием компьютера);
- развитие навыков решения задач с использованием наиболее распространенных подходов в информатике (с использованием формальной логики, алгоритмического, системного и объектно-ориентированного подхода);
- расширение перспектив в областях знаний, тесно связанных с информатикой;
- развивать навыки учащихся в решении логических задач.
Идентификация, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одним из приоритетов современного образования.
Например, олимпиада по базовой информатике для учащихся начальной школы. Такая олимпиада должна проводиться на основе тестов. Вопросы тестов следует выбирать таким образом, чтобы проверить общий уровень подготовки и дать возможность решить основные проблемы, возникающие во время олимпиады по информатике:
- различные уровни преподавания информатики;
- различие алгоритмических языков, изучаемых в школах;
- различное программное обеспечение, изучаемое на уроках информатики.
В течение всего периода развития олимпиады по информатике в нашей стране были улучшены формы организации работы с детьми, одаренными в области информатики.
Первый этап в развитии форм и методов подготовки к олимпиаде школьников по информатике во многом определялся развитием школьной информатики и формированием олимпийского движения по этому вопросу в стране. К концу 1980-х годов, когда первые компьютеры появились в отдельных школах и центрах дополнительного образования, были созданы минимальные условия, которые затем определили основную форму такой работы на основе общей модели индивидуального обучения.
Подготовка школьников к олимпиаде по информатике проводилась либо в школе наиболее квалифицированными преподавателями информатики, либо в центрах дополнительного обучения специалистами, профессиональная деятельность которых была тесно связана с информатикой и компьютерной техникой. Часто эти люди не имели специального образования, но являлись профессионалами в своей области и нашли свое призвание в работе с детьми школьного возраста. Именно эти специалисты определили высокий старт подготовки олимпиады по информатике для одаренных школьников, поскольку уроки информатики в школе не смогли компенсировать дефицит глубины и предмет подготовки детей.
Интерес школьников к олимпиаде по информатике привел к появлению в школьных классах, групповых занятий в специальных летних и зимних детских лагерях, а также в кружках высших учебных заведений. Важную роль на этом этапе сыграло партнерство общего и дополнительного образования для детей, а также технический ресурс, предоставляемый школе ведущими университетами страны, что позволило использовать возможности своих вычислительных центров для работы с талантливыми детьми.
Известно, что важную часть подготовки школьников к олимпиаде по информатике занимает математика и это факт привел
к тесному сотрудничеству преподавателей информатики и математики школы.
С конца 1990-х годов в стране началось активное внедрение курсов ИКТ в школы. Это в значительной степени предопределило переход на новый этап в развитии форм работы с талантливыми школьниками и их подготовку к международным олимпиадам. В настоящее время огромную роль играли коллективные формы обучения детей с привлечением более одного учителя или наставника. Общие подходы, которые возникли при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня, позволили им быстро адаптироваться к обучению с разными наставниками независимо от места занятий. Этому также способствовал тот факт, что студенты, бывшие лауреаты и призеры международных олимпиад, которые стали важным компонентом в этой работе, активно присоединялись к подготовке школьников к Олимпиаде. В результате потенциал тренеров-воспитателей был создан в стране при поддержке молодёжи, участвующей в олимпиадах. Бывший «ученик-олимпиец», окончив школу, занимается наставником в университете, чтобы подготовиться к студенческой Олимпиаде и является учителем для школьников из своей родной школы.
Второй этап, который заменил первый этап в развитии форм работы с талантливой молодежью и подготовку лучших из них для международных олимпиад, можно назвать этапом формирования корпоративных моделей обучения, которые расширяют традиционное индивидуальное образование, такие модели предполагают формирование разных возрастных групп обучаемых, которые являются основой будущих сообществ олимпиадников. В этих сообществах победители и призеры прошлых олимпиад, группы научных наставников из числа учителей информатики, преподаватели высших учебных заведений, профессиональные родители и ученые становятся едиными студентами высших учебных заведений.
Особенность второго этапа - формирование в это время учебных заведений, специализирующихся в области информатики. Это информационные и технологические лицеи - первые специализированные школы для адресной подготовки детей в области ИКТ. Многие физико-математические лицеи в их обучении также начали формировать специальные классы с углубленным обучением в области информатики. Все это положительно сказалось на развитии коллективных форм и методов подготовки школьников к олимпиаде, и постепенно, о достижениях наших школьников.
Расширение форм работы с талантливыми школьниками значительно подняло планку в квалификации преподавателя информатики, участвующего в движении олимпиады. Объективно возникла необходимость создания ассоциативных групп наставников. Прототипом такой профессиональной ассоциации является Центральная методическая комиссия и Научный комитет заключительного этапа Всероссийской школьной олимпиады по информатике.
Начало XXI века определило время для дистанционных коммуникационных форм работы с детьми.
Третий этап - период формирования коммуникативных или сетевых моделей работы с одарёнными школьниками и их подготовка к олимпиаде. Основным техническим ресурсом на данном этапе является Интернет, который уже вошел во все школы страны. Если учесть активное проникновение Интернета в семью, все это не может повлиять на появление новых форм в работе с талантливой молодежью на основе интеграции информационных и образовательных технологий.
Прежде всего, сформировалось сетевое олимпийское сообщество, объединяющее различные группы поколений школь-ников-олимпиадников по всей стране. Еще одна новая форма, которая начала активно развиваться на третьем этапе, - это интернет-олимпиада по информатике. Сейчас в стране интернет-олимпиады по информатике проводятся довольно часто. На федеральном уровне примером такой олимпиады являются интернет-раунды заключительного этапа Всероссийской олимпиады по информатике для школьников, которые проводятся с 2006 года. Интерес к ним всегда велик, потому что те ученики, которые не претендуют на заключительный этап, имеют возможность оценить свои способности, решить те же задачи и в том же режиме, что и участники конкурса за полный рабочий день. В течение нескольких лет на региональном уровне проводятся интернет-олимпиады по информатике. Более того, в некоторых регионах страны эти олимпиады также имеют квалификационный характер, что позволяет им идентифицировать как можно больше та-
лантливых школьников для подготовки и участия в последующих этапах Всероссийской олимпиады. Это очень важно, поскольку не все школы проводят олимпиаду по информатике, Поэтому для учащихся, обучающиеся в таких учебных заведениях, единственный способ выразить себя, - это участие в онлайн-олимпиаде.
Важным последствием развития интернет-олимпиад является формирование в Интернете распределённого портфеля школьников. Это позволяет нам создавать новые уникальные подходы к механизмам отбора талантливых детей, открывая их сообществу наставников независимо от того, где живет ребёнок. Теперь интерес к этому факту среди региональных наставников по-прежнему остается довольно низким из-за небольшого опыта работы с коммуникативной формой подготовки олимпиадников. Однако с развитием сетевых технологий и расширением охвата детей этой формой возможны новые и полезные дополнения к системе обучения одаренных детей, а опыт в этом направлении развитых стран, особенно США, более чем убедительно говорит об этом. Там коммуникативные формы работы с одаренными детьми в информатике являются ключевыми и контролируются ведущими университетам [2].
В настоящее время продолжают развиваться коммуникационные и сетевые модели для работы с одаренными школьниками и подготовки их к олимпиаде. Это относится к дистанционным формам обучения и созданию онлайн-среды. Работа в этом направлении очень важна, так как расширение охвата школьников движением олимпиады приводит к проблеме нехватки квалифицированного персонала, и невозможно расширить сообщество наставников и специализированных школ на неопределенный срок.
Библиографический список
Говоря о развитии коммуникативных и сетевых моделей работы с одарёнными школьниками, нельзя не отметить их влияние на поддержку учителей и наставников, особенно тех, кто начинает свое путешествие в движении олимпиады. Теперь они, в основном, предоставлены себе, и система профессионального развития имеет мало общего с этим. Появление специализированных дистанционных курсов для передачи опыта, научных сетевых семинаров, сетевых лекций ведущих университетов и научных организаций в области информатики является способом решения выявленных проблем, но для этого требуются значительные финансовые вложения и дополнительные ресурсы. Несмотря на то, что этап формирования коммуникационных или сетевых моделей работает с одаренными учениками и готовит их к олимпиадам, находится в стадии разработки, однако, мы уже можем говорить об определенном количестве сформированных сетевых ресурсов, которые полезны для учеников и их наставников в своей работе [3].
Основой для следующего этапа в развитии форм олимпи-адной работы с одаренными детьми должны стать модели партнерства в системе движения олимпиады. Определением ресурса этого этапа будет высокоскоростной интернет в каждой школе, большое количество коллекций задач олимпиады различной сложности в общественном достоянии, наставников и тренеров профессиональных сообществ, тренеров олимпиады по информатике, регулярно проводимых конкурсов онлайн туры, сайты методической поддержки в информатике ведущих университетов стран олимпиад в области информатики.
1. Олимпиады по базовому курсу информатики: методическое пособие, 2-е изд., под ред. С.В. Русакова. Москва, 2013.
2. КИТ - компьютеры, информатика, технологии konkurskit.org. Республика Карелия, «Карельский институт развития образования», 2014.
3. Кирюхин В.М., Цветкова М.С. Влияние Государственного образовательного стандарта на содержание всероссийской олимпиады школьников по информатике. Современные наукоемкие технологии. 2013; 12: 64 - 6б.
References
1. Olimpiady po bazovomu kursu informatiki: metodicheskoe posobie, 2-e izd., pod red. S.V. Rusakova. Moskva, 2013.
2. KIT - komp'yutery, informatika, tehnologii konkurskit.org. Respublika Kareliya, «Karel'skij institut razvitiya obrazovaniya», 2014.
3. Kiryuhin V.M., Cvetkova M.S. Vliyanie Gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta na soderzhanie vserossijskoj olimpiady shkol'nikov po informatike. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2013; 12: 64 - 66.
Статья поступила в редакцию 06.06.18
УДК 378
Aliyev M.A., Cand. of Sciences (Economics), Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Musaeva E.Sh., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF INTEGRATING PEDAGOGICAL EDUCATION AND RESEARCH WORK AT UNIVERSITY. The article defines problems, the solution of which activates the process of integration of pedagogical education and science; reveals the direction of the department, contributing to the development of interaction of research and educational process; presents new universal and general professional competence, necessary for the formation of future bachelors and masters of pedagogical education readiness for creative combination of educational and scientific activities based on the study of the discipline methodology and methods of scientific and educational research; ways of increase of efficiency of activity of pedagogical higher education institution in integration of education and research work are analyzed.
Key words: pedagogical education, integration, research work, educational process, competences, methodology and methods.
М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Э.Ш. Мусаева, канд. филос. наук, доц. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ
В статье определены проблемы, решение которых активизирует процесс интеграции педагогического образования и науки; раскрываются направления работы кафедры, способствующие развитию взаимодействия научно-исследовательской работы и образовательного процесса; приведены новые универсальные и общепрофессиональные компетенции, необходимые