10.6 ПУТИ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННОЙ МОДИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Герасин А. Н., д.э.н., профессор,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Сальникова Т. С., к.э.н, доцент,
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный индустриальный университет», г. Москва
Лукьянчиков Е. Н., соискатель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Москва
Аннотация: В статье сформулированы основные
положения национальной доктрины противодействия коррумпированности аппарата государственной власти и коррупционному предпринимательству, а также предложен ряд подходов к такому противодействию, а в их рамках рекомендованы конкретные меры противодействия. Ключевые слова: предпринимательство, коррупция, противодействие, подход
WAYS AND METHODS OF CHALLENGING THE CORRUPT MODIFICATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY
Gerasin A. N., Dr. of Economics, Professor
Place of employment: Moscow State Industrial University,
Moscow
[email protected] Salnikova T. S., Candidate of Economic Sciences, Professor Place of employment: Moscow State Industrial University, Moscow
[email protected] Lukyanchikov E. N., competitor, FGBOU VPO The Moscow State Industrial University", Moscow
Annotation: The article formulates basic conditions of the national doctrine in overcoming the corruption of both the state bodies and entrepreneurship; some specific measures have been recommended within the framework of a number of approaches proposed for such a challenge.
Keywords: entrepreneurship, corruption, challenge,
approach.
Коррупционная модификация предпринимательской деятельности, оказывающая крайне негативное воздействие на общество и экономику, представляющая угрозу национальной безопасности, представляет собой значительно более широкое явление, чем коррупционное предпринимательство,
интегрированное с коррумпированными сегментами аппарата государственной власти.
По нашему убеждению, необходима выработка и последовательная реализация национальной доктрины противодействия коррумпированности аппарата государственной власти и коррупционному предпринимательству.
Выработка такой доктрины - дело коллективных усилий ученых и специалистов, предполагающее сбор и концентрацию новых идей, подходов, оригинальных предложений по использованию методов и механизмов, нацеленных на эффективное
противодействие коррумпированности аппарата
государственной власти и коррупционному вырождению предпринимательской деятельности.
Определены положения и рекомендации, которые могли бы быть использованы при выработке данной доктрины.
1. Проблема коррумпированности аппарата
государственной власти и связанного с ней коррупционного предпринимательства носит
комплексный характер, далеко выходящий за рамки экономических отношений общества, охватывая,
помимо экономики, политику и режим власти, социальную сферу, институты правопорядка, социальную психологию, духовно-культурные
традиции страны и др. Соответственно, меры
противодействия коррупции и коррупционному предпринимательству должны носить системный, комплексный характер, объединив в единое взаимосвязанное целое, с учетом стратегических перспектив развития, политические, правовые, экономические, социальные, информационнопропагандистские и другие меры, объединяемые системой организационно-управленческих мер с четко выраженной стратегической направленностью.
2. В ходе противодействия коррумпированности
аппарата государственной власти и коррупционному предпринимательству необходимо в полной мере учитывать то положение, что оба эти крайне негативных явления, составляющие двуединство, и при этом являющиеся главной движущей силой становления и сохранения неоконсервативномонетаристской системы хозяйствования, являются одновременно и главной угрозой национальной
безопасности России и главным препятствием
перевода ее экономики на инновационный путь развития.
В силу этого положения консолидация всех здоровых сил государства, общества и предпринимательства в борьбе против коррупции и коррупционного предпринимательства, должна быть также нацелена на демонтаж главного негативного результата симбиоза коррупции и коррупционного предпринимательства, каковым является
неоконсервативно-монетаристская система
хозяйствования, главное воздействие которой на национальную экономику сводится к следующим принципиально значимым моментам:
- закона суверенного права государства эмитировать национальные деньги по мере необходимости решения стоящих перед ним экономических и политических задач, установкой на эмиссию денег в рамках валютной выручки, измеряемой в долларах США;
Бизнес в законе
6’2013
- при избытке валютной выручки, определяемой согласно установкам ФРС США, весь этот избыток должен быть передан США в форме покупки деловых ценных бумаг американского правительства под ничтожно малый процент, намного ниже ставок заимствования на рынках заемных средств;
- полная замена регулирующего воздействия на экономику страны ее государства на тотальное регулирующее воздействие со стороны транснациональных корпораций и международных финансовых организаций, контролируемых США;
- сохранение, а в ряде случаев и развитие в экономике страны, только тех отраслей и производств, в которых заинтересованы транснациональные корпорации США при экономическом удушении монетарными методами всех других отраслей;
- лишение страны экономической возможности обеспечения обороноспособности за счет собственных ресурсов, в связи с чем функция обеспечения обороноспособности передается, главным образом, США, которые тем самым получают фактически полный военно-политический контроль над страной;
- легко реализуемая возможность расчленения страны на ряд государств, осуществляемая в случаях, которые США сочтут целесообразными.
3. В обществе необходимо развернуть активную
воспитательно-разъяснительную работу,
направленную:
- во-первых, на разъяснение всей пагубности коррупции и коррупционного предпринимательства;
- во-вторых, на сбор и распространение информации о способах и методах борьбы с коррупцией и коррупционной модификацией, имея в виду также обмен опытом в этой сфере и способствование созданию микроячеек антикоррупционной борьбы с возможной перспективой превращения в партию, но так, чтобы у нее ни в коем случае не было единоличного лидера или узкой группы руководителей;
- в-третьих, на формирование мощного антикоррупционного движения.
Однако при всем этом необходимо помнить об опасности антикоррупционного морального максимализма.
Коррупцию, безусловно, необходимо победить, но не любой ценой. Так, за победу над коррупцией нельзя заплатить развалом аппарата государственной власти, за которым неизбежно последует распад страны на недееспособные государства, которые вскоре будут порабощены соседями, с реальной угрозой экономического и физического геноцида народов России. Развитие событий по такому сценарию ни в коем случае допускать нельзя.
4. В деле борьбы с коррупцией и коррупционным предпринимательством весьма желательно задействовать нравственную сторону чиновничества, а также силу церкви в лице ее ведущих конфессий и, прежде всего, православия. Эта сила могла бы реализоваться по ряду направлений, в частности, в виде преображения, мгновенного озарения, в других -в виде последовательных шагов в направлении просветления сознания и пробуждения совести российских граждан. Причем такая эволюция сознания и нравственного начала давали бы особо значимые результаты, если бы к голосу внутренней сокровенной сущности при помощи Церкви прислушивались бы люди, наделенные властью и обладающие богатством.
5. В противодействие коррупции и коррупционному
предпринимательству необходимо формировать такие условия и организацию труда и его оплату, при которых коррупция и коррупционное
предпринимательство становились бы невыгодными в
экономическом, материальном отношении, в сравнении с честным исполнением своего долга на государственной службе и предпринимательской деятельностью, не подверженной коррупционной модификации.
Для преобразования системы экономической заинтересованности людей, занятых на государственной службе и в предпринимательстве, таким образом, чтобы антикоррупционное поведение имело бы не только нравственное превосходство над коррупционной деятельностью, но и было более выгодным экономически, необходимо проведение следующих мероприятий в качестве единого взаимосвязанного комплекса:
- установление лицам, принятым на государственную службу достаточно высокой зарплаты, на уровне значительно более высоком, чем средний уровень оплаты труда специалиста такого же уровня квалификации в частном секторе экономики;
- разработка и повсеместное применение премиальных систем, при которых создаются фонды вознаграждения руководителей и специалистов на государственной службе, с отчислением в эти фонды процента от денежной оценки реально полученного эффекта деятельности соответствующего подразделения аппарата государственной власти при том, что величина премий руководителей государственных структур определяется не коллегиально ими самими, а по решению руководителей более высокого ранга (такой порядок позволит руководителям легально зарабатывать деньги, эквивалентные млн. долларов США, но только при достижении реальной высокой эффективности деятельности структур, возглавляемых ими);
- расценивание повязанности государственного чиновника в сети коррупционных связей в качестве государственной измены, со всеми вытекающими уголовно-процессуальными последствиями и обязательной конфискацией всего имущества, в том числе и находящегося в долевой собственности (женой, детьми, родителями);
- введение номенклатуры государственных должностей на федеральном и региональном уровнях, назначение на которые должно сопровождаться обязательствами со стороны ближайших родственников не заниматься частным предпринимательством, а со стороны самих руководителей -не занимать руководящих и особо высокооплачиваемых должностей в частных структурах на протяжении двух лет после ухода с руководящей должности в системе государственной власти (с уголовной ответственностью за нарушение своего обязательства);
- в декларацию доходов и имущества государственных служащих и членов их семей следует включить не только те деньги и ценности, которыми они владеют официально, но и те, которыми они фактически пользуются на постоянной основе (с введением уголовной ответственности за утаивание информации и дезинформацию).
В применении к частным предпринимателям рекомендуются такие меры:
- на территории РФ запрещается деятельность предприятий и организаций, зарегистрированных в офшорных зонах;
- вводится безусловная монополия государства на банковские расчеты по перечислению денежных средств из России в другие страны;
- государственные правоохранительные органы следует наделить правом контроля за достаточно большими накоплениями частных предпринимателей (порядка эквивалента 3 млн. долларов США и выше) на предмет соответствия их легальным доходам;
- целесообразно осуществлять контроль на законодательной основе (для этого законодательство должно быть соответствующим образом скорректировано) за источниками доходов в тех ситуациях, когда безработные, низкооплачиваемые лица, пенсионеры, никогда не имевшие
ранее высоких доходов приобретают или уже имеют дорогостоящие автомобили, роскошную недвижимость и т.п.
6. Движущими силами борьбы с
коррумпированностью аппарата государственной власти и коррупционной модификацией предпринимательства призваны стать:
- здоровые силы аппарата государственной власти;
- силы общества, остро переживающие свою гражданскую ответственность;
- силы предпринимательства, заинтересованные в преодолении коррупции.
7. В условиях, когда коррупция чиновников и
коррупционно модифицированное
предпринимательство пронизывает собой всю систему власти в стране и всю ее экономику на всех уровнях и доминирования этих негативных элементов на протяжении всего периода радикальных рыночных реформ по рецептам неоконсенрватизма-монетаризма, принципиально неприемлемы, как заранее обреченные на неудачу два следующих подхода.
Подход 1 - постепенное вытеснение коррупции и коррупционной модификации предпринимательства (объекты этого вытеснения будут расширяться и развиваться много быстрее, чем будут приносить свои плоды меры постепенного воздействия, что заставит, в конечном итоге, либо смириться с коррупцией, либо прибегнуть к попытке ее выкорчевывания революционным путем, характерным для второго подхода).
Подход 2 - решительная, бескомпромиссная, сразу по всем направлениям и предельно радикальными средствами, с массовым заведением уголовных дел и конфискацией нажитого на базе коррупции имущества. Этот подход обречен на провал, если не уповать на чудо прихода к власти кристально честных и притом весьма разумных людей, поскольку в условиях системного характера коррупции и коррупционного предпринимательства, резкое и одновременное вырывание этих крайне негативных болезней из социально-экономического организма страны приведет к его разрушению и распаду РФ по аналогии с распадом СССР в августе 1991г., чего никак нельзя допустить.
По нашему мнению, приемлемым является следующий подход.
Подход 3 - Радикально-ступенчатое вытеснение коррупции и коррупционной модификации предпринимательства, когда вырабатывается научнообоснованная стратегия борьбы с этими негативными явлениями, а в стратегии выделяются этапы с четко определенными критериями их прохождения.
Таким образом, в статье выдвинута идея выработки национальной доктрины противодействия
коррумпированности аппарата государственной власти и коррупционному предпринимательству, предложен ряд подходов к такому противодействию, а в их рамках рекомендованы конкретные меры противодействия.
В частности, один их подходов состоит в преобразовании денежно-материального
вознаграждения людей, занятых на государственной службе и в предпринимательстве, таким образом, чтобы антикоррупционное поведение было более выгодным экономически, чем участие в коррупционной сети. В порядке конкретизации этого подхода
рекомендован комплекс мер - высокие оклады госслужащих совместно с премиями в доле от денежной оценки эффекта, реально достигнутого в ходе их деятельности, в сочетании с предельно жесткими санкциями за коррупционную деятельность при полной конфискации имущества; ограничения на предпринимательскую деятельность близких родственников руководителей на госслужбе, с запретом последним в течение двух лет после ухода со службы занимать высокооплачиваемые должности в частных структурах; запрещение деятельности предприятий, зарегистрированных в офшорах; монополия государства на банковские счета по перечислению денег за рубеж и др.
Список литературы:
1. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Россия на перепутье пост-нео-индустриализма: монография / под ред. И.К. Ларионова, О.Н. Герасиной. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.
Reference list:
1. Delyagin M.G., World Crisis. General Theory of Globalization. (Moscow: INFRA-M, 2003).
2. Larionov I.K., Gerasina O.N.. Russia on the Cross-roads of Post-neo-industrialization. (Moscow: Dashkov & Co. Printing & Trading Corporation, 2012).