Научная статья на тему 'Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха'

Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5067
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сурдопедагогика / коммуникативные навыки / дети с нарушением слуха / surdopedagogy / communication skills / children with hearing impairment

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бекетова Елизавета Сергеевна

Проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха является актуальным вопросом в области педагогической деятельности. Так как речь у детей с нарушением слуха самостоятельно не формируется, соответственно, общение таким детям недоступно без должного обучения. В данной статье рассматриваются подходы к проблеме формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, описанные выдающимися педагогами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бекетова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF COMMUNICATIVE SKILLS FORMING OF CHILDREN WITH HEARING VIOLATION

The problem of communication skills forming in pre-school children with hearing impairment is a topical issue in the field of pedagogical activity. As far as children’s speech with hearing impairment can not be formed independently, so children’s communication is not available without proper training. Approaches to the problem of communication skills formation in children with hearing impairment, described by outstanding teachers are examined in this article.

Текст научной работы на тему «Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха»

УДК 376.3+316.7

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Бекетова Елизавета Сергеевна.

г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», кафедра коррекционной педагогики и психологии, студентка, [email protected].

Аннотация. Проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением слуха является актуальным вопросом в области педагогической деятельности. Так как речь у детей с нарушением слуха самостоятельно не формируется, соответственно, общение таким детям недоступно без должного обучения. В данной статье рассматриваются подходы к проблеме формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, описанные выдающимися педагогами.

Ключевые слова: сурдопедагогика, коммуникативные навыки, дети с нарушением слуха.

WAYS OF COMMUNICATIVE SKILLS FORMING OF CHILDREN WITH HEARING VIOLATION

Beketova Elizaveta.

Novosibirsk, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Novosibirsk State Pedagogical University", Department of Correctional Pedagogy and Psychology, student, [email protected].

Abstract. The problem of communication skills forming in pre-school children with hearing impairment is a topical issue in the field of pedagogical activity. As far as children's speech with hearing impairment can not be formed independently, so children's communication is not available without proper training. Approaches to the problem of communication skills formation in children with hearing impairment, described by outstanding teachers are examined in this article.

Key words: surdopedagogy, communication skills, children with hearing impairment.

Проблемой формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Г.Л. Выгодская, Р. Е., Т.В. Розанова, Л.И. Тигранова, НА. Pay, Е.Ф. Pay, Н.И. Белова, Э.И. Леонгард, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова и другие.

Подходом к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности занимался Л.С. Выготский, рассматривая общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей.

Г.Л. Выгодская утверждала, что формирование коммуникативных навыков детей является одной из главных задач дошкольного образования, так как качество и результативность процесса общения зависит в большей степени от уровня коммуникативных навыков субъектов общения [4, с. 64-67].

Коммуникативные навыки - это умение взаимодействовать с иными людьми, правильно интерпретируя получаемую информацию, а кроме того, верно передавая ее.

Для детей дошкольного возраста коммуникативные навыки обнаруживаются в возможности взаимодействия с взрослыми, а также взаимодействия со сверстниками, умение содействовать друг другу в трудных моментах и умения регулировать межличностные взаимоотношения.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов, обогащение представлений об окружающем мире, становление игровой, познавательной и трудовой деятельности. Также происходит активное формирование речи, которое способствует развитию коммуникативных навыков у детей [5, с. 20-31].

Но у детей с нарушением слуха речь без обучения никак не формируется, а, следовательно, коммуникативные навыки тоже. Часть слабослышащих детей понимает элементарную обращенную речь в обстоятельствах установленной ситуации, а другие осознают только лишь выученные слова. Некоторые слабослышащие дети с детальной фразовой речью способны сознавать обращенную речь за пределами ситуации. В общении слабослышащие дети широко пользуются указаниями на объекты и предметными действиями, естественными жестами, мимическими средствами. Тем не менее, глухие дети в наименьшей степени совмещаются с применением речи, характеризующейся огромным числом грамматических и фонетических искажений [3, с. 140-143].

Велико значение формирования речи для детей с нарушением слуха, она представляется основой общениям с находящимися вокруг взрослыми и сверстниками. Следует формировать у детей необходимость в речевой деятельности, чтобы дети имели возможность являться интенсивными участниками общения [3, с. 23].

Роль устной речи как средства общения с окружающими, основы для освоения языком, условия формирования мышления глухих и слабослышащих детей раскрыто в работах Ф.А. Pay, Ф.Ф. Pay, В.И. Бельтюкова, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной и др. Способы развития устной речи у детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста описаны H.A. Pay, Е.Ф. Pay, Н.И. Беловой, Э. И. Леонгард, А.Д. Салаховой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.

Проблема исследования коммуникативных навыков в сурдопедагогике была основной с момента развития науки. Исследуя эту проблематику, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова и др. подчеркнули необходимость

применения общения, организации речевой среды, применение деятельности в общении, что даёт возможность детям с нарушением слуха быть функциональными участниками речевого общения [3, с. 15-19].

Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин и др. полагают, что развитие коммуникативных навыков и умений совершается только на базе интенсивной речевой деятельности. Однако характерные черты речевого развития детей с нарушением слуха, слухового и слухозрительного восприятия, свойства произносительной стороны речи в общении, связь с окружающими различают коммуникативную сторону речи детей с нарушением слуха сравнительно слышащих детей [2, с. 31].

Согласно взгляду С.А. Зыкова, коммуникативными навыками у детей с нарушением слуха являются умение устанавливать и подкреплять связь с окружающими людьми, передавать и получать информацию в ходе социального взаимодействия, применяя легкодоступные речевые средства [6, с. 44].

Л.П. Носкова полагала, что основной коммуникации детей с нарушениями слуха являются фактическая деятельность, речевое взаимодействие, языковая способность, речевая деятельность, отношение форм речи, глобальное и аналитическое понимание речи, приближенное понимание речевых единиц, уточненное воспроизведение текстов, сопряженно-отраженное произнесение, активная речь [7, с. 105].

Исходя из этого, сурдопедагоги полагают, что развитие коммуникативных навыков совершается путем формирования речи у детей с нарушением слуха и практическом применении речевых навыков, т.е. общении.

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха реализуется через принцип коммуникативной направленности используемого речевого материала; связи речевой практики с игровой, познавательной, практической и другими видами организованной деятельности на уроке и вне его; ситуативности речи, опирающейся на овладение языковым материалом и прошлый речевой опыт; активизацию самостоятельности в выражении мыслей и чувств.

Т.В. Розанова считала, что для становления речи и развития речевых способностей, а, следовательно, и коммуникативных навыков, необходимыми условиями являются сохранность слухового восприятия и пребывание среди слышащих сверстников с общение с ними. Обучение речевому общению строится на основе формирования словесной речи у детей с нарушением слуха в устной, письменной и дактильной форме, а также развитие импрессивной и экспрессивной речи [8, с. 25].

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха реализуется через принцип коммуникативной ориентированности применяемого речевого материала; взаимосвязи речевой практики с игровой, познавательной, практической и иными видами организованной работы на занятии и за его пределами; ситуативности речи, опирающейся в освоение языковым материалом и предыдущий речевой опыт; активизации самостоятельности в обороте мыслей и чувств [8, с. 30].

Т.В. Розанова полагала, что для развития речи и формирования речевых возможностей, а значит и коммуникативных умений, важными критериями являются целость слухового восприятия и присутствие среди слышащих сверстников, взаимодействие с ними. Подготовка к речевому общению создается на базе развития словесной речи у детей с нарушением слуха в произносимой, письменной и дактильной форме, а также формирование импрессивной и экспрессивной речи [8, с. 65-67].

Концепция Е.П. Кузьмичевой даёт возможность сформировать остаточную слуховую функцию у детей с нарушением слуха, что даёт возможность увеличить способности освоения речи, посредством воспроизведения речи педагога на слухозрительной базе, подобным способом приближая формирование речи у детей с нарушением речи к развитию её у слышащих.

Также важным обстоятельством развития речи, равно как способ общения, у детей с нарушением слуха являются специально созданные условия, что содействуют возникновению активной речи и необходимости в общении [8, с. 71].

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха дошкольного возраста осуществляется при активной речевой деятельности. Для формирования коммуникативных навыков необходимо организовать ребенку речевую среду, чтобы ребенок мог практически использовать речевой материал в игровой, познавательной и практической деятельности, а также необходимо научить ребенка самостоятельно высказывать собственные потребности, просьбы, желания, мысли и чувства.

Библиографический список:

1. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушение слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Международной научной конференции. - Челябинск, 2013. - С.140-143.

2. Боскис Р.М. Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования речи // Известия АПН РСФСР. - М.: АПН РСФСР, 1954.- Вып.62. - 20 с.

3. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М, 1954. -178 с.

4. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М.: Просвещение, 1975. - 174 с.

5. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 2005. - 44 с.

6. Зыков С.А. Обучение глухонемых детей по принципу формирования речевого общения. - М., 1961. - 211 с.

7. Носкова Л.П., Головчиц Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха. - М. Владос, 2004. - 344 с.

8. Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.