ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ
С. В. БУДАНЦЕВА
В статье обозначены основные пути достижения социально-ориентированной экономики в России. Выделены основные инструменты и методы, способствующие достижению социально-ориентированной рыночной экономики.
Ключевые слова: государственное регулирование, социально-ориентированная экономика, инструменты и методы достижения.
Под социально ориентированной рыночной экономикой следует понимать особую форму рыночного хозяйства, ориентированную на обеспечение социальной устойчивости и общественного прогресса, основанную на технологически инновационном развитии и на включении социальных ценностей и социальной политики в экономическую систему. Данное определение не опровергает распространенную среди экономистов точку зрения, в соответствии с которой любая экономика социальна, поскольку ориентирована на удовлетворение общественных и личных интересов. Однако в нем конкретизирована сущность социально ориентированной рыночной экономики как особой социально-экономической системы - особого хозяйственного порядка [3].
В настоящее время уже никто не отрицает роль государства в регулировании рыночных отношений, настолько государственное вмешательство в эту ранее полностью свободную сферу стало очевидным. Споры идут большей частью о выявлении той оптимальной границы, которая должна устанавливаться между объективными процессами в экономике и субъективными предпочтениями всего общества в конкретных условиях и на разных этапах его развития.
Конечно, вмешательство государства в экономику происходит таким образом, чтобы не лишить рынок его незаменимых функций, и поэтому экономика остается рыночной. Главная проблема здесь состоит в нахождении оптимального соотношения между естественными экономическими процессами и государственным регулированием. Соотношение это изменчиво, хотя общая тенденция к усилению государственного вмешательства и нормативного регулирования четко просматри-
вается. Баланс между объективными процессами и субъективной деятельностью государства и общества устанавливается методом проб и ошибок, «приливами» и «отливами» в конкретных странах то либерализма, то государственного протекционизма [6].
Исторически самыми первыми рычагами вмешательства государства в экономику стали взимание налогов с целью финансирования общественных нужд и выпуск металлических и бумажных денег, заменивших золото и другие, чисто рыночные всеобщие товарные эквиваленты. Но этих рычагов оказалось недостаточно, когда рынок и экономику в целом периодически стали сотрясать разрушительные кризисы, сигнализировавшие о неспособности спонтанных процессов нормально развиваться и потребовавшие постоянной работы государства по их регулированию. Возникла потребность в устранении постоянно возникающих диспропорций в общественном производстве и распределении, приводящих к кризисам перепроизводства и другим материальным потерям из-за отсутствия согласованности в действиях предпринимателей и других экономических субъектов в их индивидуальных стремлениях только к частной выгоде.
Всеобщей нормой стало государственное регулирование, оказывающее влияние на частных предпринимателей. Частные предприниматели и акционерные компании продолжают руководствоваться своими извечными целями и побуждениями, стремлением к максимальной прибыли и росту капитала, но достижение этих целей происходит в заданных макроэкономических параметрах, отвечающих жизненным интересам всего общества и основных классов и социальных слоев
населения. Так, изначально присущая рыночной экономике социальная ориентация подкрепляется на современном этапе сознательной политикой государства, направленной на обеспечение нормального воспроизводственного процесса, который без этого был бы невозможен. Помимо этого, государство в условиях социальной рыночной экономики проводит специальную политику, направленную на смягчение социальных диспропорций между разными классами и социальными слоями [5].
Следовательно, помимо объективных закономерностей, действующих в современном капиталистическом обществе в направлении его социализации, необходимы и усилия государства по поддержанию социальной справедливости не только посредством оказания помощи малообеспеченным гражданам, но и путем создания общедоступных систем пенсионного и социального обеспечения, здравоохранения, образования, культурного обслуживания всех граждан, которыми они пользуются в установленном государством объеме независимо от их материального достатка.
Государство должно заниматься этим не только ради достижения некой абстрактной справедливости или поддержания в обществе социального мира и спокойствия. Взимая более высокие налоги с предпринимателей, оно, по сути, обеспечивает на вполне рыночных основах перераспределение создаваемого в экономике прибавочного продукта таким образом, чтобы не ущемлялись интересы наемных работников, которым также должна принадлежать часть создаваемой прибыли предприятия по той простой причине, что без их труда его создание было бы невозможно. Понимая это, сами предприниматели применяют различные системы участия трудящихся в прибылях компаний. Государство же обязано следить за тем, чтобы часть прибыли изымалась у предпринимателей в виде налогов и направлялась на общие нужды не только ради помощи бедным, но и для изъятия не принадлежащей хозяевам части прибыли, созданной наемными работниками. В этом заключается суть самостоятельной социальной роли государства, которая придаст рыночной экономике еще большую социальную направленность [7].
Речь в данном случае идет не о призывах к бизнесменам «делиться» своими доходами с другими гражданами (реально это делается по линии добровольной благотворительности), а о законных претензиях наемных рабочих на получение причитающейся им части совместно созда-
ваемой прибыли. Как раз таким путем прибавочный продукт может быть справедливо разделен в масштабе всего общества и преодолен слишком большой разрыв в доходах между разными классами и социальными слоями населения.
Кроме этого, уровень образования и профессиональная квалификация работников, физическое и духовное здоровье людей, интенсивность научных исследований оказывают непосредственное влияние на динамику и качество экономического роста. Это значит, что состояние социальной сферы должно рассматриваться в качестве одного из важнейших факторов развития общественного производства и экономики в целом.
Социальный характер современной рыночной экономики не ограничивается изложенными выше особенностями развитого капитализма. В конкретных государствах проводится, наряду с этим, специальная социальная политика, направленная на смягчение неизбежных при частной собственности различий в жизненном уровне разных слоев населения. Интенсивность этой политики зависит от многих условий, но в первую очередь, от мировоззрения и практических целей, находящихся у власти общественных сил и политических партий, а также от господствующих в обществе традиций и моральных ценностей. Исходя из этого часто выделяют две группы развитых стран [4]:
1) обычные либеральные страны, достигшие высочайшего уровня материального богатства и потому способные направлять огромные средства на помощь бедным и обездоленным (Япония, США, Канада);
2) страны, сознательно ориентирующиеся на социальную рыночную экономику, нацеленную на достижение социального согласия и высокого уровня жизни основной массы населения, хотя по сравнительным показателям уровня национального дохода и качества жизни они могут и уступать наиболее экономически развитым государствам (Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Скандинавские страны).
Таким образом, той или иной степенью социальности рыночной экономики обладают все развитые страны, однако подлинно социальными могут считаться лишь те, которые имеют специальные механизмы, обеспечивающие некий оптимальный уровень социальной справедливости.
Переходя от общих рассуждений о необходимости оптимального сочетания либерального рынка и государственного регулирования к более практическим вещам, следует еще раз подчеркнуть, что деятельность государства преследует две главные цели: во-первых, обеспечивать бес-
перебойное функционирование народного хозяйства в целом, а во-вторых, поддерживать в обществе определенный уровень социальной справедливости. При этом с позиций теории социально-ориенторованной рыночной экономики достижение первой цели способствует также приданию народному хозяйству социального характера, так как ограничение и корректировка стихийно развивающихся процессов обеспечивает бесперебойное развитие экономики в целом, что отвечает интересам всех слоев населения без исключения.
Важнейшими направлениями деятельности государства в рамках социально-экономического развития являются следующие [2]:
1) обеспечение индивидуальной и корпоративной свободы предпринимательства и успешной трудовой деятельности наемных работников;
2) создание благоприятной конкурентной среды для предпринимателей и борьба с монополизмом на рынке;
3) антикризисное и антициклическое регулирование экономического развития, а также стимулирование экономического роста;
4) проведение структурной и региональной политики;
5) стимулирование научно-технических, технологических и информационно-организационных инноваций на предприятиях и в обществе в целом;
6) регулирование внешнеэкономической деятельности.
Потребность во вмешательстве государства в соответствующие сферы экономики вызывается тем, что многие проблемы общехозяйственного развития в современных, все усложняющихся условиях, не могут быть решены с помощью чисто рыночных механизмов. Перечислим основные рычаги и методы, с помощью которых государство осуществляет макроэкономическое регулирование в каждом из указанных выше направлений [1].
1. Изначально существующие в рыночной экономике свобода предпринимательства и свободный рынок труда дополняются и корректируются созданием для всех хозяйственных субъектов равных и необременительных правовых и административных условий работы, а также стимулированием предпринимательской деятельности бюджетно-финансовыми и кредитными средствами (освобождение от налогов инвестиций в основные фонды, поддержание низких процентных ставок на кредиты) и поддержанием уровня оплаты труда наемных работников и благоприятных условий их работы с помощью трехсторонних соглашений между работодателями, профсоюзами и
правительством. Большое значение имеют также демократизация политической системы, эффективное законодательство и судопроизводство, обеспечивающие правовую дисциплину и защиту прав граждан и хозяйственных субъектов, создание условий для самоутверждения гражданского общества.
2. Для создания конкурентной среды поощряется любая законная предпринимательская деятельность независимо от форм собственности, часто проводится приватизация убыточных государственных предприятий, особенно имеющих монопольное положение, гарантируется защита прав собственности, ведется борьба с коррупцией, криминальным и теневым бизнесом, обеспечивается прозрачность бухгалтерской отчетности. Особо стимулируется малый и средний бизнес с помощью налоговых и кредитных льгот начинающих и еще не окрепших предпринимателей. В то же время применяется целая система мер (законодательных, административных, судебных) по борьбе с монополизмом крупных предпринимателей, недопущению картельных соглашений о разделе рынков и демпинга с целью устранения конкурентов. Этому же служит максимально возможная открытость внутренних рынков для иностранных товаров и инвестиций.
3. Борьба с кризисными явлениями и нежелательными циклическими спадами, а также стимулирование экономического роста осуществляется средствами денежной, кредитной и налоговой политики (регулирование денежной массы в обращении, изменение учетной ставки Центробанка и контролирование им деятельности других банковских организаций, снижение или повышение налогов, мобилизация внутренних резервов для инвестиций, привлечение иностранных инвесторов, ограничение портфельных, особенно спекулятивных инвестиций, поддержание стабильности ценообразования и борьба с чрезмерной инфляцией).
4. Проведение структурной и региональной политики обеспечивается с помощью законодательных и бюджетно-финансовых средств оказания воздействия на темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства (особенно распространены дотации и субвенции в сельском хозяйстве), участия государства в развитии народнохозяйственной инфраструктуры (транспорта, энергетики и т. п.), а также стимулирования развития отсталых регионов, обеспечения защиты лесов, водоемов и окружающей среды в целом.
5. Законодательными, кредитными и налоговыми средствами стимулируются научные разра-
ботки, внедрение современной техники и новых технологий, информационное и организационное обеспечение развития науки и использование на практике ее достижений.
6. Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью совершенствования внешнеторговой системы, импортных и экспортных пошлин, режима ввоза и вывоза капитала, влияния на формирование валютного курса национальной валюты, принятия мер по уравновешиванию платежного баланса и обслуживанию внешнего долга страны, приспособления к процессам экономической глобализации.
Критерием оценки меры государственного вмешательства в экономику служит состояние самой экономики или отдельных ее сфер. Если развитие идет нормально, возникающие проблемы решаются и трудности преодолеваются, это означает, что степень социально-экономического воздействия выбрана государством правильно. Если же проблемы накапливаются и обостряются, а трудности становятся непреодолимыми, то очевидно, что имеет место или недостаточное, или чрезмерное государственное вмешательство. Государство в этих разных условиях все равно обязано принимать меры, но их основная направленность должна быть диаметрально противоположной. Усиление регулирования требуется в случае преобладания стихийных и бесконтрольных процессов, приводящих к кризисам перепроизводства и учащению цикличности. Ослабление вмешательства становится неизбежным при признаках явной зарегулированности хозяйственных процессов, когда экономика теряет свою эластичность, обюрокрачивается, многочисленные преграды душат инициативу, приводят к коррупции и загоняют бизнес в «тень».
Очевидно, что не может быть постоянного и вечного для всех случаев жизни соотношения между спонтанным экономическим развитием и государственным вмешательством. На разных исторических этапах и в разных условиях приходится эмпирически нащупывать наиболее оптимальное сочетание двух начал в современной экономике -свободного рынка, который первичен и объективен, и сознательного государственного регулирования, корректирующего самостоятельно развивающиеся экономические процессы.
При чрезмерном государственном регулировании и обременительных социальных программах снижаются экономическая эффективность, прибыльность бизнеса и окупаемость инвестиций. И наоборот, высокие качественные показатели экономического развития позволяют постепенно
усиливать чисто социальную составляющую государственного регулирования.
Деятельность государства по обеспечению относительной социальной справедливости в обществе обыкновенно проводится в следующих направлениях [1]:
- помощь обездоленным, беднейшим и неспособным материально себя обеспечивать людям и борьба с бедностью как с острейшей социальной проблемой;
- материальная поддержка временно безработных граждан и оказание им содействия в устройстве на работу, в повышении их профессионального уровня и переквалификации, обеспечение, по возможности, полной занятости трудоспособного населения;
- выплата пособий на детей, оплата отпусков по беременности и родам и больничных листов, создание целостной системы социальной защиты всех граждан на основе более справедливого распределения национального дохода;
- содержание системы бесплатного начального и среднего образования и предоставление льгот при получении профессионального и высшего образования;
- организация медицинского страхования граждан и финансирование всеобщего бесплатного здравоохранения;
- создание государственной системы пенсионного обеспечения в сочетании с деятельностью частных пенсионных фондов;
- решение социальных проблем в жилищнокоммунальной сфере;
- гарантирование государством сбережений населения в частных банках, пенсионных фондах и страховых компаниях, а также инвестиций граждан в ценные бумаги.
Характеризуя в целом социально-ориентированную рыночную экономику, можно сказать, что она стремится сочетать достижения как либерально-рыночных, так и социально окрашенных научных школ и течений. В нашем понимании это комплексная теория, объектом исследования которой служит вполне реальная действительность, а именно: передовая капиталистическая экономика, существующая в наиболее развитых и благополучных странах и развивающаяся по законам рыночного хозяйства с неизбежной их корректировкой под влиянием регулирующей деятельности государства в интересах всего общества. Роль государства в такой экономике ограничена необходимым минимумом и впоследствии даже может уменьшаться, в случае превращения принудительных мер в общеприня-
тые нормы морали, деловой этики или в устоявшиеся привычки сознательного поведения хозяйствующих субъектов.
Литература
1. Богомолов О. Т. Российской нормой должна стать социально-ориентированная рыночная экономика // Экономическая наука современной России. № 1. 2000.
2. Голубицкая М. В., Санин И. И. Социальноэкономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы). М., 2001.
3. Грошева Т. А. Россия на пути к социальноориентированной рыночной экономике // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308. № 5. С. 189-192.
4. Гутник В. П. Политика хозяйственного порядка Германии. М. , 2002.
5. Ивлева Г. Ю. Социально-ориентированная рыночная экономика - цель развития России // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2000. № 2.
6. Кононова В. Ю. Социально-ориентированная рыночная экономика в России: условия и механизм формирования: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Красноярск, 2003.
7. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М., 2003.
* * *
ROADS TO ACHIEVE THE SOCIALLY ORIENTED MARKET ECONOMY: INSTRUMENTS AND METHODS
S. V. Budantseva
In this article, the main roads to achieve the socially oriented economy in Russia are marked. Both the main instruments and the main methods favoring the achievement of the socially oriented market economy are chosen.
Key words: government regulation, socially oriented economy, instruments and methods of the achievement.