Абдуллоев Маъруфджон Мухамаджонович,
ст. преподаватель кафедры налогов и налогообложения ТГУПБП, Абдукодиров Хайрулло Абдусаломович, к.э.н., ст. преподаватель кафедры экономической теории ТГУПБП
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Для дальнейшего совершенствования рыночных механизмов функционирования национальной экономики целесообразен поиск рациональных подходов к повышению эффективности инвестиционной деятельности и к созданию предпосылок их устойчивого развития, что представляется особенно важным в условиях негативного воздействия на хозяйственный комплекс глобальных кризисных проявлений, инициирующих эндогенные производственные диспропорции в стране.
В современных условиях финансовый рынок, который опосредует распределение денежных средств между субъектами экономических отношений в условиях рыночной системы хозяйствования, становится основным инструментом для привлечения (денежных и товарных) средств и финансирования инвестиций в реальный сектор экономики. При этом на финансовом рынке компания может найти инвестиционные ресурсы только на тех условиях, на которых в данное время осуществляется большинство финансовых операций, и только из тех источников, которые удовлетворяют существующим у предприятия инвестиционным потребностям.
За последние годы в стране произошли значительные преобразования в области реализации инвестиционных проектов и программ, что предопределяет необходимость разработки современной отечественной методологии обоснования, привлечения и рационального использования инвестиций в реальный сектор экономики.
Решение проблем повышения эффективности инвестиционной деятельности, направляемой в развитие экономики, во многом определяется совершенствованием системы определения стоимости и планирования капиталовложений в региональном аспекте. К сожалению, проблеме создания централизованной системы оптимизации инвестиционной деятельности уделяется недостаточное внимание, поэтому на муниципальном уровне управления перспективное (стратегическое) и текущее планирование зачастую осуществляется интуитивно, формально функционируют методика, рекомендации и нормативные базы.
Реализация любого инвестиционного проекта требует определенных теоретических знаний и практического опыта. С целью систематизации и планирования вложения капитала реальные инвестиции должны быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Активизация инвестиционной деятельности
в обществе в первую очередь предполагает выбор критерия инвестиционного капитала. Базисным типологическим признаком в данном случае является объект вложения денежных средств. Независимо от институциональной принадлежности любой инвестор, осуществляющий инвестиционную деятельность, должен принимать мотивированные решения об инвестиционных вложениях на основе программы стимулирования вливания инъекций в экономику. [1,71]
После того, как Таджикистан обрёл суверенитет и был признан отдельным государством, в стране произошла коренная трансформация хозяйственной (экономической, социальной, политической, производственной и т.д.) жизни. Страна приняла новую Конституцию, которая стала основой дальнейшего процветания общества и государства. Конечно, были и негативные явления в государстве, но за этот период оно смогло их преодолеть и вышло на новый уровень рыночных отношений. С экономической точки зрения, так же, как и другие страны СНГ, Таджикистан приобрёл новый вид и статус. Со дня независимости и по сей день, проведя определённые реформы в своей структуре, государство смогло достичь некоторых результатов положительного характера, к примеру, можно взять период с 2008 по 2012 гг. (таб.1):
Таблица 1. Социально-экономические показатели РТ
ед. изм. 2008 2009 2010 2011 2012
Численность постоянного
населения на конец года млн. 7,4 7,5 7,6 7,8 8,0
Естественный прирост (+), убыль (-) населения тыс. 171,3 167,5 189,0 190,3 185,3
Занятые в экономике тыс. 2168 2219 2233 2249 2292
Число официально зарегистрированных безработных (на конец года) тыс. 43,6 44,5 48,1 54,5 52,3
Среднемесячный совокупный доход1 смн. 153,16 155,72 190,18 225,62 258,81
Среднемесячный совокупный расход1 смн. 150,11 149,87 177,71 227,53 251,59
Среднемесячная заработная плата смн. 231,53 284,35 354,44 442,13 555,29
Минимальная заработная плата на
конец года смн. 60,00 60,00 80,00 80,00 200,00
Индекс потребительских цен % 111,8 105,0 109,8 109,3 106,4
Валовой внутренний продукт млн.смн 25301,9 26288,7 27997,5 30069,33 36161,1
Индекс цен производителей на промышленную продукцию % 94,4 148,7 127,2 115,5 106,1
Продукция промышленности млн.смн 7281 6808 7434 7862 9504
Инвестиции в основной капитал млн.смн 4341,4 3899,4 4669,4 4988,3 4540,2
Продукция сельского хозяйства млн.смн 11665,3 12890,1 13766,6 14853,4 16398,1
Грузооборот млн. т.км 4152,9 5012,9 4957,6 5508,8 6345,0
Пассажирооборот млн. пасс. км 8071,8 8590,9 9036,1 9447,7 9806,9
Перевозка грузов 1000 тонн. 47732,3 56862,8 59327,4 61656,6 68399,4
Перевозка пассажиров млн 455,0 514,6 539,5 542,3 520,7
Объем розничного товарооборота млн.смн. 5627,8 6331,3 6806,13 7425,53 9013,9
Платные услуги млн.смн 4995,8 5040,8 5706,23 6773,23 8661,6
Внешнеторговый оборот млн. $. 4681,3 3579,9 3851,6 4463,4 5138,1
ед. изм. 2008 2009 2010 2011 2012
в том числе:
Экспорт млн. $. 1408,7 1010,3 1194,7 1257,3 1359,7
Импорт млн. $. 3272,6 2569,6 2656,9 3206,0 3778,4
1 по данным исследования домашних хозяйств.
Источник: Статистический сборник «Таджикистан в цифрах - 2013». - С.19-22.
Если среднемесячный совокупный доход в 2008 году составлял 153,16 сомони, то к концу 2012 года этот показатель достиг 258,81 сомони, а минимальная заработная плата на конец 2012 года составила 200,00 сомони, в то время как 4 года назад составляла 60,00 сомони, но индекс потребительских цен снизился со 111,8% до 106,4 %. Инвестиции в основной капитал по прошествии 5 лет увеличиваются незначительно, но остаются стабильными, что является немаловажным фактором в экономике. Например, если в 2008 году они составляли 4 341,4 млн. сомони, то в 2012 году - 4 540,2 млн. сомони, и в среднем эта сумма составляет 4 487,74 млн. сомони [5,19]. Это подтверждает наши слова о том, что государство смогло достичь, хоть и небольших, положительных результатов, но за 22 года независимости (не считая периода Гражданской войны в 90-е годы) достигла по сравнению с соседними государствами определенных результатов.
В стране производство и оказание услуг развиваются немонотонно. Так, до 2008 года происходило определенное увеличение экспорта, но в 2009 году его объем резко уменьшился из-за мирового экономического кризиса, и к концу 2011 года наблюдалось его оживление. Доля импорта в нашей стране увеличивается из года в год, т.к. на востоке она граничит с Китаем (430 километров), который наводнил отечественный рынок дешевым ширпотребом. В конце 2012 года импорт в стране составил 3 778,4 млн. долл., при этом в 2008 году он составлял 3 272,6 млн. долл.
Если не считать воздействия мирового кризиса на республику, то она вполне могла бы быть платежеспособной. Исходя из этого, в данной ситуации государство не может выполнять некоторые свои функции т.к. нуждается в финансировании извне. Это даже ежегодно учитывается в законе о государственном бюджете, например, согласно закону о государственном бюджете на 2012 год, его общий объём составлял 10 160 600 тыс. сомони, при этом международно-финансовыми организациями в виде кредитов, грантов и специальных средств выделено 2 073 230 тыс. сомони, что составляет 20,4% государственного бюджета. В 2013 году, согласно закону, общий объём государственного бюджета составлял 12 057 571 тыс. сомони, из них международно-финансовыми организациями на кредиты, гранты и в виде специальных средств выделено 2 172 684 тыс. сомони [7], что составляет 18% государственного бюджета. Отрадно то, что из года в год заимствования из внешних источников финансирования в государстве сокращаются, это видно из вышеуказанных данных. Это связано с мероприятиями, проводимыми Правительством для того, чтобы активным образом сократить свою задолженность, и одним из этих мероприятий является разработка Среднесрочной стратегии управления государственным долгом Таджикистана (СУГДТ), которая была направлена на улучшение качества управления государственным долгом путём уменьшения степени рисков, возникающих под влиянием внутренних и внешних факторов. Первая такая
стратегия была принята в 2003 году для того, чтобы сократить внешний долг, а также для качественного и целенаправленного использования внешних заёмных средств на 2003-2007 гг. Это дало свои результаты для новых СУГДТ (СУГДТ 20092011, СУГДТ 2012-2014).
По мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционное положение в стране ранее было неблагоприятным, т.к. были политические и финансовые казусы, существовало избыточное налоговое бремя, теневая экономика, которая состояла из криминогенных, запретных и противозаконных действий, неустойчивое денежное обращение и т.д. На сегодняшний день Таджикистан, став членом ВТО, доказал всему миру, что он может быть привлекательным для иностранных производителей и инвесторов. Таджикистан имеет потенциальные возможности стать монополистом в некоторых сферах, и одной из них является производство и продажа электроэнергии. По данным статистического сборника «Таджикистан в цифрах - 2012», самое сокровенное богатство республики - ее реки и озера, имеющие системно-ледниковое питание. Общая протяженность 947 рек, имеющих длину более 10 километров, превышает 28 500 километров. На их долю приходится более 60% гидроресурсов Среднеазиатского региона. [5, 12] С помощью этих гидроресурсов в ближайшем будущем наша страна станет одним из основных экспортёров электроэнергии в Азии.
По данным Национального банка Таджикистана, в конце 2012 года общий объем инвестиций в основной капитал был освоен на сумму 4,3 млрд. сомони и по сравнению с прошлым годом уменьшился на 24,4%. Данное снижение вложений в экономику произошло за счет уменьшения как государственных, так и негосударственных, а именно частных и зарубежных инвестиций, главными причинами чего явились: завершение строительства тоннеля в Шахристане, освоение инвестиций в строительном секторе и, в связи с этим, модернизация совместных гидроэлектростанций. [4, 3]
Согласно справочнику «Партнеры по развитию 2008-2009» Государственного комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан, многочисленные международные организации оказывают Таджикистану гуманитарную, техническую, финансовую и другую помощь для поддержки проводимых преобразований и реформ в политической, правовой и социально-экономической сфере.
В настоящее время в процессе оказания внешней помощи Таджикистану принимают участие около 80 партнеров по развитию, в числе которых страны-доноры, международные многосторонние, правительственные (двусторонние) и неправительственные организации [3, 5]. Потоки внешней помощи, поступающей через такое количество международных организаций, и деятельность последних требуют должной координации и согласованных действий с целью избежания «дублирования» и повышения эффективности использования внешней помощи. Одним из главных элементов координации является информированность всех участников процесса привлечения и использования внешней помощи о деятельности друг друга.
Инвестиционная политика на уровне отдельных отраслей и межотраслевых комплексов является составной частью государственной инвестиционной политики
и должна обеспечивать определение стратегических целей и направлений инвестиционной деятельности в отрасли, модернизацию структуры основных производственных фондов, создавая, таким образом, условия для развития конкурентоспособного производства и для устойчивого экономического роста. С этой целью был дважды пересмотрен и принят закон «Об инвестициях» (первый закон «Об иностранных инвестициях» был принят в 1992 году, и далее, после пересмотра, в 2007 году был принят как закон «Об инвестициях») и создан Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан.
Как показывает практика, этого для привлечения инвестиций мало, но, как мы об этом упоминали выше, Таджикистан с экономико-политической точки зрения является развивающейся страной, и поэтому мы считаем, что до недавнего времени он имел «двухсекторный тип системных реформ», т.е. это путь трансформации социально-экономической системы, при котором длительное время сосуществуют механизм плановой экономики и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы.
Список использованной литературы:
1. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Иностранная литература, 1948. - С. 71.
2. Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник. - Ухта: УГТУ,2002. - С.79.
3. Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан. Партнеры по развитию 2008-2009. - Душанбе. 2008. - С.7.
4. Национальный банк Таджикистана. Макроэкономический обзор Республики Таджикистан. Январь-декабрь 2012г. - Душанбе. - С.3.
5. Статистический сборник «Таджикистан в цифрах - 2012». -Душанбе, 2012. - С.19.
6. Умаров Х. Кризис в Таджикистане. Глубина воздействия. Формы проявления. Пути преодоления. -Душанбе: Ирфон, 2010.
7. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете на 2012 год», закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете на 2013 год» http//www.parliament. tj/
8. Управление инвестициями: В 2-х т. Т.1/В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. -М.: Высшая школа, 1998. - 416 с
М.М. Абдуллоев, Х.А. Абдукодиров
О некоторых аспектах инвестирования в Республике Таджикистан в условиях
переходного периода
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, текущее планирование, теоретические знания и практический опыт, реформа, платежеспособный, сокращение задолженности
В статье освещаются некоторые аспекты инвестиционного положения в стране, его привлекательность и проблемы, существующие как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов.
Также в статье обосновано, что на сегодняшний день усилиями государства количество заимствований и грантов из года в год уменьшается. Несмотря на влияние мирового финансового кризиса, Таджикистан и по сей день привлекателен для иностранных инвесторов, так как страна богата как природными ресурсами, так и другими факторами (например, имеет возможность быть основным экспортёром электроэнергии в Азии), что создаёт благоприятные условия для зарубежных инвесторов.
M. M. Abdulloev, Kh. A. Abdukodirov
Once more on the Issues of Investitures into Tajikistan Republic under Transitive Period
Conclusion
Key words: investitive activity, current planning, theoretical knowledge and practice experience, reform, solvent, reduction of debts.
The article highlights some aspects of investitive plight in the country, its attractiveness and problems both for home and foreign investors.
The author states also the fact that for today due to the efforts of the government a quatum of borrowings and grants has been decreasting from year to year. In spite of the sway of world financial crisis Tajikistan still attracts investors as the country is rich with natural resources and other factors are taken into consideration as well (for example, it possesses a potentiality of becoming a main exporter of electric power in Asia); thus, favourable conditions being created for foreign investors.