ВАШ БАНК
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (71) 2008 ■
Собрание живописи Х1Х-ХХ веков — жемчужина коллекции Музея изобразительных искусств им. Пушкина. Залы на втором этаже, где размещались полотна Делакруа и Энгра, французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века, неизменно собирали наибольшее количество посетителей. С недавних пор для того, чтобы полюбоваться на эти шедевры, следует перейти в соседний дом: в минувшем августе коллекция переехала и ныне занимает отдельный особняк по адресу Волхонка, 14.
Итак, некогда органическая часть общей экспозиции «Галерея искусств стран Европы и Америки» теперь — «вещь в себе», музей в музее со своим штатом сотрудников, тремя этажами выставочного пространства и десятками тысяч уникальных экспонатов, каж-
В Музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ) прошла презентация путеводителя по Галерее искусства стран Европы и Америки Х1Х-ХХ веков. Осваивать новое выставочное пространство помогал главный спонсор проекта -Сбербанк России.
Путеводитель от Сбербанка
СашаКАННОНЕ
Сотрудничество Сбербанка России и ГМИИ имени Пушкина продолжается. Директор музея Ирина Антонова, член Правления, старший вице-президент Сбербанка России Станислав Кузнецов и директор Управления общественных связей Сбербанка России Вячеслав Корнев
Ренато Гуттузо. Воскресенье калабрийского рабочего в Риме (Рокко с патефоном). 1960-1961
Жюль Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь. 1882
Арнольд Бёклин. Весна (Песни весны). 1876
Михай Мункачи. Составление букета. Около 1882
дый из которых вправе рассчитывать на особое внимание. В Галерее 26 залов, каждый из которых посвящен различным направлениям искусства или творчеству определенных художников. С живописью здесь соседствует скульптура, с романтиками — постимпрессионисты, с шедеврами европейцев — работы отечественных и американских мастеров. Специально скомпонованное камерное про-
странство позволяет по-новому взглянуть на картины Делакруа и Энгра, мастеров Парижского салона и барбизонцев, работы Цадкина, Родена, Майоля. Но как ни идеален этот порядок, самая его новизна непривычна, и чтобы оценить ее вполне, требуется путеводная нить. «Музеи разъехались в разные здания, и ориентироваться в них сложно, — жаловалась директор ГМИИ Ирина Антонова.
Но сетовать ей пришлось недолго. В минувшем декабре сотрудники Галереи во главе с Виталием Мишиным подготовили путеводитель, а издательство «Красная площадь» выпустило его в свет.
Книга написана в соответствии с разделами представленной экспозиции. Каждый из них содержит подробную характеристику художника или стиля, справочный текст,
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №03 (71) 2008
ваш банк/культура | 73
Рокуэлл Кент. Собаки в фиорде Кангердлуарссук. 1932-1933
Винсент Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом). 1890
план-схему и общий вид зала, а также блоки цветных иллюстраций, воспроизводящих отдельные экспонаты. При разработке формата издатели руководствовались лучшими образцами популяризаторских и справочных изданий, выпускаемых ведущими музеями мира — парижским Лувром, нью-йоркским Метрополитен, испанским Прадо.
Путеводитель вышел на русском и английском языках, тиражом 12 700 и 5 000 экземпляров соответственно. Для изданий подобного рода это немало. Но и не много, учитывая, что предыдущую совместную работу ГМИИ и издательства «Красная площадь» — каталог выставки Модильяни — допечатывали дополнительно. Первый 11-тысячный тираж разошелся за три месяца, и вслед ему пришлось выпустить еще 10 тысяч!
«Красная площадь» — самое музейное издание в России, — уверена сотрудник пресс-службы ГМИИ Анна Григорьева. — Оно зарекомендовало себя работой для Третьяковки. С конца 1990-х его усилиями выходит сводный каталог этого музея. Сейчас на подходе десятый том».
В 2005 году «Красная площадь» начала работать и с ГМИИ им. Пушкина. Двухтомный каталог французской живописи (на двух языках) стал первым цветным изданием этого музея. Далее следовали «Каталог-резоне русского рисунка» и ставший легендой Модильяни, и, наконец, «Путеводитель по галерее искусства стран Европы и Америки» — четвертая по порядку (но отнюдь не по важности!) совместная работа издателей и музея.
Главная виновница торжества, конечно, директор ГМИИ Ирина Антонова. «В изда-
а также научных и просветительских работ, посвященных истории музея и его современной экспозиции. По словам самой Антоновой, в этом году готовится путеводитель по основному зданию, а также двухтомник переписки Ивана Владимировича Цветаева, основателя коллекции, и владельца стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, на чьи деньги музей создавался. На вопрос, какая ее самая заветная издательская мечта, не задумываясь, Ирина Александровна ответила: «Три серии специализированных изданий для детей, в которых бы говорилось, как следует воспринимать искусство, и которые содержали бы в себе особый путеводитель, рассчитанный на логику и восприятие ребенка». Недостаток подобной литературы действительно ощутим, в особенности для ГМИИ им. Пушкина, со времен Цветаева известного своей огромной педагогической и культуртрегерской работой.
Что касается исполнителя заветных желаний, то, как всегда, в этой роли выступает Сбербанк России. Именно он сделал возможным издание путеводителя — и это далеко не первый его подарок музею.
История культурного сотрудничества ГМИИ им. Пушкина и Сбербанка России началась в 2005 году. Тогда музею было безвозмездно передано 30 единиц оргтехники и программное обеспечение, столь необходимое всякому уважающему себя культурному институту в век новых технологий и научного прогресса. Далее банк выступил генеральным спонсором выставки известного режиссера-аниматора Юрия Норштейна и его супруги, ху-
Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905
Пьер Огюст Ренуар. Девушки в черном. Начало 1880-х
Анри де Тулуз-Лотрек. Певица Иветт Гильбер в момент исполнения песенки «Linger, longer, loo». 1894
Поль Синьяк. Сосна. Сен-Тропез. 1909
тельском деле долгое время мы отставали от Европы, — объясняет научный хранитель Галереи искусства стран Европы и Америки Анна Познанская. — И только благодаря Ирине Александровне удалось переломить эту тенденцию».
С середины 1990-х музей ведет обширную издательскую деятельность, результат которой — немалое количество каталогов,
дожницы Франчески Ярбусовой. Экспозиция «Сказка сказок» прошла в Музее личных коллекций в том же 2005 году. Затем, в рамках XXVI фестиваля Декабрьские вечера Святослава Рихтера банк финансировал выставку «Маски: от мифа к карнавалу», и, наконец, в 2007-м помог разобраться с новой галереей. Отныне в ней трудно заблудиться. Ш