Научная статья на тему 'Путь к успеху каждого ребенка: инклюзивное образование в детском саду'

Путь к успеху каждого ребенка: инклюзивное образование в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугайчук Татьяна Владимировна, Усанина Наталия Сергеевна

Авторами статьи представлена программа развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО, которая осуществляется через создание системы организации инклюзивного образования в детских садах Ярославской области, компонентами которой являются целевые ориентиры, развивающая предметно-пространственная среда, программа формирования инклюзивной компетентности управленческого и педагогического состава, содержательно-технологический блок внедрения инклюзивного образования, мониторинг готовности образовательной организации к внедрению инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугайчук Татьяна Владимировна, Усанина Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Way to Success of Each Child: Inclusive Education in Kindergarten

The authors presented the program of development of inclusive education of children with disabilities within the framework of the Federal State Educational Standards of preschool education, which is implemented through the establishment of a system of organization of inclusive education in kindergartens of the Yaroslavl region, whose components are: targets, developing subject-spatial environment, the formation of an inclusive program management competence and teaching staff, content-processing unit implementation of inclusive education, monitoring readiness educational organization for the introduction of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Путь к успеху каждого ребенка: инклюзивное образование в детском саду»

20/7/2

Т. В. Бугайчук, Н. С. Усанина

УДК 373.24

ПУТЬ К УСПЕХУ КАЖДОГО РЕБЕНКА: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача создания системы такого образования требует решения на всех уровнях, и, в первую очередь, на муниципальном и региональном. Именно инклюзивное образовательное пространство обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

В современной ситуации накопления опыта социальной и образовательной инклюзии неизбежно встает вопрос о поиске и четкой трактовке оснований, с позиции которых будет происходить внедрение инклюзивного образования, а также процессов, происходящих внутри него. Внедрение инклюзивного образования закономерно влечет за собой повышение требований к деятельности педагогов, расширению их функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых и профессионально важных качеств. Опора только на традиционные педагогические умения и навыки оказывается недостаточной. Данная ситуация объективно актуализирует необходимость развития профессиональной компетентности специалистов сферы образования при подготовке их к работе в условиях инклюзии в частности и необходимость внедрения программы развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях региона в целом.

Программа направлена на решение задач государственной и региональной политики в сфере образования. Во-первых, создать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекцион-ной помощи на основе специальных педагогических подходов, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация права каждого человека на образование (ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ).

Во-вторых, уделить особое внимание уязвимым категориям детей, в том числе детям с ограни ченными возможностями здоровья. Для них необходимо разрабатывать и внедрять формы работы, которые позволяют преодолевать «социальную исключенность» и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество, а также проводить работу по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»).

В-третьих, обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155).

В-четвертых, внедрить ФГОС и развивать вариативные формы дошкольного образования (План мероприятий по повышению эффективности и качества образовательных услуг в Ярославской области «Дорожная карта» от 21 августа 2013 г. № 1090-п).

Теоретическое и практическое наполнение инклюзивной программы будет происходить постепенно, соответственно реализации

комплексных системных исследовании в этой области. Становление новой образовательной парадигмы будет представлять синтез теорий, включающий философское, педагогическое, психологическое, медицинское и др. знания, а результаты теоретического поиска будут выполнять роль научных ориентиров в реализации инклюзивных практик, обеспечат их оптимальное функционирование. Большинство современных исследований в области педагогики и психологии строятся на емких и взаимо-обогащающих друг друга научных подходах: системном, аксиологическом, антропологическом, синергетическом, личностно ориентированном, деятельностном, компетентностном.

Оценивая инклюзивное образование как современную инновационную образовательную систему, многие исследователи подчеркивают необходимость значительной корректировки мировоззренческих инвариантов ее научного анализа [6], поскольку речь идет не просто об очередном реформировании образовательной системы, а о переходе к построению принципиально иной ценностной парадигмы. Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Эта гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану [1].

Системность - одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов (В. П. Беспалько, М. А. Данилов, Т. А. Ильина, В. И. Андреев). Системный подход позволяет моделировать педагогический процесс с учетом таких свойств, как целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость

системы и среды [5]. Согласно положениям системного анализа, как отмечают Ф. И. Перегудов и Ф. П. Тарасенко, при внедрении инновации необходимо обеспечить согласованность новой модели с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать, вхождение в эту среду не как чужеродный элемент, а как естественная составная часть. А. М. Новиков и Д. А. Новиков делают акцент на том, что и в самой среде должны быть созданы предпосылки, обеспечивающие функционирование будущей модели [3]. Таким образом, не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к модели будущей системы. Системный подход дает возможность многопланового понимания происходящих процессов в условиях инклюзии, понять связи и механизмы взаимоотношений субсистем, находящихся в развитии, а также осмыслить возможности педагогической компенсации возникающих рисков и противоречий, безусловно возникающих при внедрении инновационных процессов.

Авторы оценивают инклюзивное образование как современную инновационную систему, что предполагает применение современных методологических представлений при ее моделировании. Сегодня инклюзивное образование чаще всего рассматривается как процесс, реализующий право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования в равных условиях с их нормально развивающимися сверстниками. Однако педагогам и родителям необходимо с пониманием относиться к тому, что инклюзивное образование - это не только открытая дверь в детский сад, но это еще и ответственность за результат образования. Качество образования напрямую зависит от того, насколько предоставляемые образовательные услуги соответствуют образовательным потребностям детей с ОВЗ. Для того чтобы образовательные учреждения могли адекватно на них реагировать, необходимо искать эффективные образовательные стратегии, моделировать и описывать их для дальнейшего внедрения в практику.

20/7/2

Таким образом, программа развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО позволяет решить следующие актуальные задачи: распространить опыт в сфере реализации инклюзивной практики в дошкольных образовательных организациях Ярославской области, организовать сопровождение и поддержку дошкольных образовательных организаций, внедряющих инклюзивное образование, повысить профессиональную компетентность педагогов Ярославской области в области инклюзивного образования, организовать обмен опытом дошкольных образовательных организаций в рамках реализации инклюзивного образования. При этом внедрение программы возможно через создание системы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Ярославской области, включающей в себя ряд компонентов.

Первый компонент - целевые ориентиры. ФГОС ДО - это своего рода государственная модель качества образования, которая регламентирует требования к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения. Рассмотрим с этих двух позиций проблему обеспечения качества инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении. Несомненно, положительной стороной ФГОС ДО является регламентация инклюзивного образования, направленного на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Второй компонент - развивающая предметно-пространственная среда. При создании развивающей предметно-пространственной среды в инклюзивном образовании, с одной стороны, необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой -

важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного). Развивающая предметно-пространственная среда ДОО должна стремиться быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Третий компонент - программа формирования инклюзивной компетентности управленческого и педагогического состава. Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов. Реализация инклюзивного образования требует теоретической и практической подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Именно состояние кадрового потенциала является важным фактором, влияющим на распространение современных технологий инклюзивного образования и методов воспитания, обучения и развития детей, в том числе - с ограниченными возможностями здоровья.

Четвертый компонент - содержательно-технологический блок внедрения инклюзивного образования. Данный блок описан в серии разработанных нами методических сборников, например: «Управление процессом организации инклюзивного образования в организациях, реализующих программы дошкольного образования», «Организация межсетевого взаимодействия в рамках инклюзивного образования», «Особенности организации работы с родителями в рамках инклюзивного образования в организациях, реализующих программы дошкольного образования», «Организация работы с детьми с ОВЗ в организации, реализующей программы дошкольного образования» и др. [4; 7]

Пятый компонент - мониторинг готовности образовательной организации к внедре-

нию инклюзивного образования. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач развития инклюзивного образования становится определение необходимых и достаточных условий построения инклюзивной образовательной среды и построение в соответствии с этими условиями инклюзивной образовательной среды.

Опираясь на понимание и принятие философии инклюзивного образования, можно выделить следующие базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды как системы, реализующей равный доступ к образованию и развитию различных категорий детей в общеобразовательной среде. К ним относятся следующие: принятие философии инклюзии; готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям; существование внешней поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства; наличие законов и нормативных актов, регламентирующих интегрированное образование, в том числе локальных (включая приказы по Управлению образования, образовательному учреждению); «облегченная» процедура лицензирования ДОО по различным образовательным программам; наличие юридически оформленного договора между ДОО и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка, в том числе, требования, предъявляемые к родителям (семье); сотрудничество с ресурсным центром по инклюзивному образованию в районе и городе; взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями (школа, учреждения дополнительного образования детей и т. п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами; преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали и др. [8; 9]. С целью диагностики готовности образовательной организации к внедрению инклюзивного образования нами разработана Карта оценки готовности условий дошкольной организации к инклюзивному образованию [2].

Для реализации программы мы выделяем три основных этапа:

- диагностический (определение готовности учреждения ДОО к инклюзивному образованию, определение знаниевой и эмоциональной готовности педагогов к инклюзивному образованию, выявление уровня сформированности инклюзивной компетентности педагогического состава ДОО);

- деятельностный (разработка карты РППС групп по нарушениям развития детей с ОВЗ, помощь в организации деятельности в инклюзивной группе ДОО, повышение профессиональной компетентности педагогов в области инклюзивного образования, разработка единой формы индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ);

- аналитический (подготовка методических материалов к изданию, обмен опытом ДУ в рамках реализации инклюзивного образования).

Таким образом, результатами реализации программы будет создание правового поля дошкольной организации инклюзивного образования, подготовка дошкольной образовательной организации и ее кадров к внедрению инклюзивного образования в детские сады, что обеспечит детей региона раннего и дошкольного возраста с ОВЗ доступными и качественными образовательными услугами.

АННОТАЦИЯ

Авторами статьи представлена программа развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО, которая осуществляется через создание системы организации инклюзивного образования в детских садах Ярославской области, компонентами которой являются целевые ориентиры, развивающая предметно- пространственная среда, программа формирования инклюзивной компетентности управленческого и педагогического состава, содержательно-технологический блок внедрения инклюзивного образования, мониторинг готовности образовательной организации к внедрению инклюзивного образования.

20/7/2

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное образование.

SUMMARY

The authors presented the program of development of inclusive education of children with disabilities within the framework of the Federal State Educational Standards of preschool education, which is implemented through the establishment of a system of organization of inclusive education in kindergartens of the Yaroslavl region, whose components are: targets, developing subject-spatial environment, the formation of an inclusive program management competence and teaching staff, content-processing unit implementation of inclusive education, monitoring readiness educational organization for the introduction of inclusive education.

Key words: inclusive education, children with disabilities, early childhood education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы ме-ждунар. науч.-практ. L конференции. Москва, 20-22 июня 2011 г. / ред. С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011.

2. Карта оценки готовности условий дошкольной организации к инклюзивному образованию / под ред. Н. С. Усаниной. -Ярославль: ЯГПУ, 2014.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. - М.: СИНТЕГ. - 668 с.

4. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации: сб. правовых и нормативных документов [Электронный ресурс]. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.

5. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа: учеб. - 2-е изд., доп. -Томск: Изд-во НТЛ, 1997. - 396 с.

6. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учеб. пособие. -Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.

7. Управление организацией инклюзивного образования в учреждениях, реализую-

щих программы дошкольного образования: сб. правовых и информ. матер. по организации инклюзивного образования в ДОО / под ред. Н. С. Усаниной. - Ярославль: ЯГПУ, 2014.

8. Усанина Н. С. Бугайчук Т. В. Управление инклюзивными процессами в учреждениях города Ярославля, реализующих программы дошкольного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. матер. III Международной науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - С. 231-235.

9. Усанина Н. С., Бугайчук Т. В. Внедрение инклюзивной практики в ДОО: система сопровождения // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: матер. II Всероссийской науч.-практ. конф. «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика». Ялта, 19-21 мая 2016 г. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 299-303.

Н. А. Щербакова, Н. А. Ряжина

УДК 159.955-053.4-056.26

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА, ПЕРЕНЕСШИХ КОХЛЕАРНУЮ ИМПЛАНТАЦИЮ

С огласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году предвидится рост числа граждан с различными на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.