ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Ю.С. Филатова
Аннотация. Предложена категория «Специальная информационно-образовательная среда дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивное образование». Выявлены ключевые проблемы недостаточности освещения вопроса применения информационно-образовательной среды в дошкольной образовательной организации реализующей инклюзивное образование. Раскрыт вопрос интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях специальной информационно -образовательной среды, определены характеристики и значение данного рода взаимодействия для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, его влияние на эффективность реализации процесса инклюзии в дошкольной образовательной организации. Обосновано влияние характеристики интерактивности в процессе взаимодействия в качестве положительного фактора для дальнейшего усвоения и осмысления полученной информации ребёнком с ограниченными возможностями здоровья как основы процесса обучения.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольная образовательная организация, интерактивное взаимодействие, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.
SPECIAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
AS A MEANS OF ENSURING INTERACTIVE COMMUNICATION
Yu. Filatovа
Abstract. The category of "Special information and educational environment of preschool educational institutions with inclusive education". Identified key issues of insufficient elaboration of the issue of application of information-educational environment in preschool education institution with inclusive education. Covers the issue of interactive interaction of participants of educational process in the conditions of a special educational environment, the characteristics and the value of this kind of interaction for different categories of children with disabilities, its impact on the effectiveness of the implementation process of inclusion in preschool educational organizations. The influence of the characteristics of interactivity in the communication process as a positive factor for the further assimilation and comprehension of information received by a child with disabilities as the basis of the learning process.
Keywords: inclusive education, early childhood education organization, interaction, the child with disabilities.
Актуальность и своевременность внедрения инклюзии в систему дошкольных образовательных организаций (ДОО) делает реальным оказание необходимой (психолого-педагогической, коррекционно-развивающей, социально направленной) помощи большому количеству детей с ОВЗ.
«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей» [1].
Ограничение психических либо физических возможностей здоровья ребёнка не является основанием для его изолирования от общества, для недоступности образования - такова социально-ориентированная политика
современной системы образования Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это «особые» дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение образовательной программы без специальных условий обучения.
Т.В. Волосовец и Е.Н. Кутепова формулируют понятие инклюзии как (с англ. inclusion) - добавление, прибавление, включение, присоединение, то есть:
- вовлечение в образовательный процесс каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий [2, с.3].
Несмотря на недостаточную разработанность проблемы, в последнее время увеличилось число исследований, в которых дошкольное детство рассматривается с позиции инклюзии. Однако в практическом плане перед Российской современной системой дошкольного образования стоит вопрос: каким образом в условиях ДОО обеспечить разнообразные виды помощи ребёнку с ОВЗ.
По утверждению Л.С. Выготского на развитие ребенка с проблемами в развитии оказывают влияние четыре фактора: характер и тяжесть нарушения, время возникновения, условия окружающей среды [3, с.339].
Так как образовательная среда, созданная в дошкольной образовательной организации, для обучения обычных детей не может удовлетворить потребности детей «особенных». Следовательно, требуется её гибкая реорганизация, под образовательные потребности конкретного ребёнка.
Состояние современной педагогической науки и практики диктует активный поиск форм, способов и средств, способствующих созданию нового типа образовательной среды: специальной, адаптированной под особенности каждого ребёнка, которая обеспечит оптимальное разностороннее воздействие на ребёнка с индивидуальными, особыми возможностями и потребностями, которая способствует его полноценному развитию и социализации в обществе, даст возможность педагогу реализовать поставленные задачи, проявить творчество, облегчит работу на этапе подготовки к образовательному процессу, подбора учебных материалов, поможет отследить результаты деятельности.
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования, а так же условием реализации основной
общеобразовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является внедрение в образовательный процесс средств
информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ОВЗ и инвалидов.
Определённые выводы по вопросу информационно-образовательной среды сделал Ю.Г. Коротенков, рассматривая её как «область и интегрированное средство (ресурс)
осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-
образовательным, информационно-
познавательным, информационно-
деятельностным и информационно-
коммуникативным [4, с.30].
Вопросы внедрения в образовательный процесс информационных технологий, применение информационных, электронных образовательных ресурсов, теоретические аспекты проектирования, моделирования и конструирования информационно-
образовательной среды, с выделением целей, структуры, функций, средств и форм в условиях:
- школы рассмотрены современными отечественными учёными: А.М. Агдавлетова,
A.Г. Асмолов, В.А. Власенко, Г.Р. Водяненко, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, И.В. Левченко, О.Ю. Заславская, Ю.Г. Коротенков, А.В. Сафонов, А.С. Казаринов, С.И. Селиванов, А.Л. Семёнов и др.;
- высшего и профессионального учебного заведения рассмотрены в работах: А.Г. Абросимова, В.Н. Аниськина, Б.С. Ахметова, И.Д. Белоусовой, Ю.С. Брановского, Т.Л. Шапошниковой, С.Л. Атанасян, С.Г. Григорьева,
B.В. Гриншкуна, Л.З. Давлеткиреевой, Н.Н. Елистратова, И.Г. Захарова, О.В. Казанской, В.И. Гужова, В.А. Кудинова, И.Н. Мовчан, Е.Н. Остроумова, И.В. Роберта, В.А. Полякова, О.И. Соколовой, О.И. Ефименко, Б.Е. Стариченко, И.Н. Семеновой, П.В. Сысоева и др.;
- дополнительного образования рассмотрены в трудах С.С. Акимова, Н.С. Андреевой, М.А. Коровиной, Т.С. Коваль, И.С. Макаровой и др.
В системе дошкольного образования вопросами внедрения информационных технологий, подходами к компьютерным играм, формирования компьютерной грамотности дошкольников, программного обеспечения в дошкольном образовании занимался ряд авторов:
C.С. Прищепа, Е.А. Макарова, Н.В. Храмцова, Ю.М. Горвиц, Л. Поздняк, А.М. Шайхутдинова, Т.В. Калинина, Т.С. Комарова и др.
Дошкольное инклюзивное образование требует собственных подходов в вопросах информатизации воспитательно-
образовательного, коррекционно-развивающего процессов, основанных на закономерностях психо-физического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, особенностей режима пребывания в ДОО, в соответствии требованиям стандарта дошкольного образования.
Среда, включающая в себя компоненты образовательной среды, согласно ФГОС ДО, компоненты специальной, коррекционной среды и насыщение процесса информационно-технологической составляющей позволяет говорить о категории «Специальная информационно-образовательная среда (СИОС)
дошкольной образовательной организации, реализующей инклюзивное образование».
Под информационно-технологической
составляющей образовательной среды понимаем системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса.
Специальная информационно-
образовательная среда дошкольной организации рассматривается как один из компонентов, обеспечивающих системный подход [5] к процессу инклюзивного взаимодействия в дошкольном образовании. Способствует наделению активной позицией всех участников педагогического процесса. Данный процесс инициирует: подбор альтернативных форм, средств, методов, приёмов, для формирования и реализации индивидуальной траектории развития ребёнка с ОВЗ, совершенствования способов реализации инклюзивного процесса. Отличительной чертой применения инструментов специальной информационно-образовательной среды становится обеспечение интерактивного подхода к процессу образовательного взаимодействия.
Процесс взаимодействия в свете специальной информационно-образовательной среды видится как некая форма количественного, интерактивного обмена актуальной и перспективной информацией, знаниями и мыслями, некий инструмент общения и понимания между участниками образовательного процесса с целью качественного преобразования субъектов взаимодействия.
Субъектами взаимодействия в условиях СИОС является ребёнок с ОВЗ, педагоги, значимый взрослый, объекты социальных служб. Объекты - это те технические, информационные устройства, при помощи которых происходит непосредственно процесс взаимодействия, а так же та информация, которой оперируют объекты образовательного взаимодействия.
В свою очередь интерактивный подход во взаимодействии в рамках специальной информационно-образовательной среды
рассматривается как отражённая активная и субъективная реакция субъектов данной среды на воспринимаемую вербально, либо не вербально информацию.
Информация как изложение, разъяснение некого общечеловеческого культурного, бытового, социального опыта, исторически сложившейся системы знаний, передача способов действий, сведений подрастающему поколению.
Обучение в целом, представляет собой передачу информации различными способами. Согласно учению Л.С. Выготского о первичности обучения над развитием, обучение играет значимую роль в развития ребёнка и становлении личности в целом.
Процесс восприятия знаний, способов действий чётко индивидуален. Следовательно, и процесс взаимодействия для каждого конкретного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен быть выстроен согласно этим особенностям. Интерактивность данного процесса предполагает вовлечение ряда анализаторов, расширяя круг возможностей восприятия.
Процесс восприятия информации у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в ряде случаев затруднён (нарушение психических функций, функций слуха, зрения и т. д.). Поэтому педагог, осуществляя поиск оптимальных способов передачи информации ребёнку с ОВЗ в контексте специальной информационно-образовательной среды, определяет лишь степень и характер участия ребёнка в данном процессе.
В целом интерактивность взаимодействия в процессе реализации инклюзии в дошкольной образовательной организации по средствам СИОС, способна:
- обеспечить формирование информационной культуры и компетентностей ребенка с ОВЗ;
- сократить срок усвоения учебного материала путём расширения возможностей восприятия информации ребёнком и возможности выбора оптимального темпа прохождения материала;
- ускорить процесс формирования интегративных качеств личности ребёнка;
- оптимизировать процесс коррекции психических функций, способствует повышению мотивации к обучению, за счет обучения в деятельности.
Специальная информационно-
образовательная среда для детей с ОВЗ как средство интерактивного взаимодействия является:
- одним из условий реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации;
- одним из важнейших средств реализации требований ФГОС ДО;
- важнейшим инструментом деятельности педагога, по достижению оптимальных результатов воспитательно-образовательной, коррекционно-развивающей, оздоровительно-профилактической работы.
Таким образом, технические, электронные, информационные устройства вполне естественно и органично вписываются в образовательный
процесс в условиях инклюзивного дошкольного образования. Позволяют значительно разнообразить воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий и оздоровительно-профилактический процессы. Интерактивное взаимодействие как субъект-субъектное так и субъект-объектное, данных процессов, проходит на основе повышенного познавательного интереса, эмоционального подъёма, желания
взаимодействовать, проявления детской инициативы, иного уровня наглядности и детской деятельности соответственно процесс восприятия информации становится более осознанным. Специальная информационно-образовательная среда позволяет рассматривать процесс интерактивного взаимодействия с позиции индивидуального подхода, как одного из основных в контексте инклюзивного образования.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2. Дошкольное образование [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: Й1р://минобрнауки.рф/докуменгы/2974
2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений; под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М., МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. - С. 144.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 5: Основы дефектологии / Л.С. Выготский; под. ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика. - 1983. - С. 368 (Акад. пед. наук СССР).
4. Коротенков Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы» [Электронный ресурс] / Ю.Г. Коротенков. -Академия АйТи, 2015. - Режим доступа: http://www.academy.it.ru
5. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 58 ил.
Сведения об авторе:
Филатова Юлия Салихьяновна (г. Глазов, Россия), Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, e-mail: yulia.ju-fil-ru@yandex.ru
Data about the author:
Yu. Filatova (Glazov, Russia), Glazov state pedagogical Institute named after V.G. Korolenko, e-mail: yulia.ju-fil-ru@yandex.ru