ОФИЦИАЛЬНОЕ
Т.А. Фральцова
начальник Департамента образования Администрации Кемеровской области
ПУСТЬ СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ СТАНЕТ БОЛЬШЕ
Эти дети не видели родительской ласки, не знают, что такое есть досыта и спать в тепле. Они, как правило, не учатся в школе, но уже попробовали алкоголь, сигареты и наркотики.
Это — безнадзорные дети. Точной цифры — сколько их по Кузбассу, по России — нет. Но известно, что больше, чем было после Гражданской и Великой Отечественной войн.
Причины детской безнадзорности, как известно, кроются в наших общественных отношениях, в семье, которая сегодня переживает глубокий кризис. Возросло количество низкодоходных семей, которые не в состоянии обеспечить необходимый минимум для содержания детей. Увеличилась алкоголизация и нравственная деградация части родителей, бросающих своих детей на произвол судьбы. И даже если родители не подвержены этим социальным болезням, они вынуж-
дены большую часть своего времени использовать в поисках заработка и, естественно, не могут уделять должного внимания детям.
Среди факторов, влияющих на рост безнадзорности детей — широкое и глубокое распространение в молодежной среде ценностей асоциального образа жизни. Мнимая свобода, неписаные "законы" улицы зачастую приводят подростков к преступлениям, пьянству, проституции, наркомании.
Департаменту образования и муниципальным органам управления образования, согласно федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", принятому в 1999 году, приходится решать сразу несколько задач, связанных с защитой прав и интересов безнадзорных и обездоленных детей, их социальным устройством.
Прежде всего, это своевременное выявление детей, лишенных родительского попечения. Этой работой занимаются органы опеки и попечительства совместно с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, милицией.
Ежегодно в Кемеровской области более 3 тысяч детей остаются без родительского попечения. Лишь 15 процентов из них — настоящие сироты. Остальные — так называемые социальные сироты. Их забрали у непутевых родителей по решению суда. Наша задача — создать им нормальные условия для жизни, учебы, развития, социальной адаптации.
Законодательством предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты могут быть усыновлены, определены в приемную семью, взяты до 14 лет под опеку, а с 14 до 18 лет — под попечительство, или устроены в государственные учреждения для детей-сирот.
Понимая, что лишь семейное воспитание позволяет вырастить полноценного и полезного для общества человека, большую часть детей, оставшихся без родителей, мы передаем на воспитание в семьи (под опеку, попечительство, на усыновление). Существует региональный банк данных о несовершеннолетних, оказавшихся без попечения родителей.
Казалось бы, социально-экономическая ситуация мало способствует тому, чтобы граждане принимали в свои семьи чужих де-
ПУСТЬ СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ _СТАНЕТ БОЛЬШЕ
тей. Но число усыновляемых детей растет. Сравните: в 1998 году усыновлено 364 ребенка, а в 2000 году — 520. А всего, по данным на 1 апреля, в области усыновлено 7222 ребенка.
Наиболее распространенной формой передачи детей в семьи остается опека и попечительство. Сегодня под опекой и попечительством находится 8755 детей. Это надежная, апробированная форма семейного воспитания, которая не требует таких затрат, как содержание детских домов. Но что сдерживает ее развитие? Задолженность по выплате опекунских пособий. Сегодня она составляет 10,5 миллионов рублей. Замечу, что еще год назад долги по опекунским пособиям были в два раза больше. В этом году их удалось значительно снизить. Полностью отданы пособия опекунским семьям за 1997-2000 годы.
На сегодняшний день больше 7 тысяч ребятишек воспитываются в государственных учреждениях. В области 45 детских домов, в том числе 6 детских домов семейного типа, 11 детских домов-школ и школ-интернатов, 5 специальных (коррекционных) учреждений для детей-сирот. Их задача — не только дать кров и пищу, присмотр и возможность учиться. Их задача значительно шире — социализация детей, воспитание личности, способной к самореализации и творчеству.
Достижения воспитанников интернатных учреждений говорят сами за себя. Назову лишь последние. Хореографический коллектив Детского дома № 2 г. Кемерово стал лауреатом Всероссийского фестиваля детского творчества "Созвездие". Спортивная команда Детского дома-школы № 6 г. Кемерово победила на Всероссийской олимпиаде "Веселые старты". Воспитанница школы-интерната № 6 г. Юрги юная поэтесса Катя Франк стала стипендиатом Российского Детского Фонда.
Многие интернатные учреждения Кузбасса известны в России как победители Всероссийских смотров-конкурсов и Международных выставок. Это — Дом детства № 95 г. Новокузнецка, Детский дом-школа № 5 г. Междуреченска, Школа-интернат № 5 г. Ле-нинска-Кузнецкого.
Однако, в работе детских домов и школ-интернатов есть и нерешенные проблемы, в том числе недостаточное материальное обеспечение.
Сегодня в области начало развиваться движение по созданию попечительских советов при государственных учреждениях для детей-сирот. Попечители выделяют деньги на ремонт, приобретение современного оборудования, одежды и обуви, оказывают помощь в оздоровлении детей, оплачивают поездки на спортивные соревнования, фестивали и конкурсы. Попечительские советы при детских домах и школах-интернатах созданы в г.г.
Новокузнецке, Междуреченске, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Березовском, Белово, Прокопьевске, Кемеровском районе. Хорошо, если бы за всеми учреждениями для детей-сирот были закреплены крупные промышленные предприятия, а их руководители вошли в попечительские советы.
И все же даже самый хороший, богатый, уютный детский дом и заботливые воспитатели не заменят ребенку настоящий дом и маму с папой. Совместные усилия областной администрации, Департамента образования и муниципальных органов управления образованием вылились в социальный проект, которому дали название "Мама, найди меня!". Его задача — затронуть души взрослых, кто мог бы стать приемными родителями, опекунами, познакомить кузбассовцев с ребятишками, волею судьбы ставшими сиротами. Они так мечтают о семье, о тепле домашнего очага. Они надеются, они ждут своих мам и пап. И многие дождались: за пять месяцев, пока проходила областная акция, 132 ребенка были усыновлены, 811 детей переданы под опеку, 140 ребятишек были возвращены к родным мамам и папам, в так называемые биологические семьи, созданы две приемные семьи — в г. Новокузнецке для пяти детей и в Беловском районе для двух детей. Идет подготовка для создания двух приемных семей в г. Междуреченске.
Во многих территориях есть граждане, которые могли бы создать приемные семьи. Например, в г. Кемерово десять семей уже прошли специальную подготовку. Однако этот процесс тормозится из-за отсутствия средств в муниципальных бюджетах.
За те месяцы, пока проходила акция, Областной Совет народных депутатов принял разработанный Департаментом образования пакет региональных законов, касающихся детей-сирот: "Об уполномоченном по правам ребенка в Кемеровской области", "О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье". Принятие этих документов позволяет более эффективно решать проблемы социальной защиты наиболее уязвимой категории детей.
Пока остался не принятым еще один закон из этого пакета — "Об органах опеки и попечительства в Кемеровской области", который сегодня очень необходим. Этот закон будет регламентировать количество специалистов по охране прав детей. Именно на них лежит основная работа по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без родителей, и ответственность за их судьбы. В настоящее время в органах управления образованием городов и районов работает 84 таких специалиста, а требуется в два раза больше — по одному на каждые 5 тысяч детского населения.
сУ^иьи^пявс^узбассе П1(9) 2002
■ ПУСТЬ СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ СТАНЕТ БОЛЬШЕ_
Для получения образования детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации, в этом году открыты образовательные учреждения нового типа — Губернаторская женская гимназия с филиалами в шести городах области и кадетский корпус МЧС. В них обучаются дети из малообеспеченных и неполных семей, сироты и опекаемые дети — более 700 человек. Все они находятся на полном государственном обеспечении и при этом получают образование повышенного уровня. А всего в области под патронажем губернатора для детей данной категории создано пять учреждений. Кадетский корпус радиоэлектроники, Губернаторский сельский лицей и Железнодорожный кадетский корпус, открывшиеся ранее, также позволяют решать проблемы социально незащищенных детей средствами образования, реально воздействовать на снижение безнадзорности.
Для детей со стойким девиантным поведением в области создана Кемеровская специальная школа закрытого типа, где на перевоспитании находится 104 подростка. Все они направлены сюда по решению районных и городских судов.
Здесь, на основе диагностики, осуществляется комплекс мер по всесторонней реабилитации социально запущенных, трудновоспитуемых подростков, восстановлению их социального статуса, переориентации их антиобщественной направленности за счет включения в новые отношения и виды деятельности.
Как правило, поступающие в школу дети имеют несколько хронических заболеваний. Поэтому здесь для них проводится необходимое лечение, сеансы психотерапии. Педагоги-психологи на индивидуальных занятиях добиваются коррекции недостатков личностного развития, уделяя особое внимание снятию у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
Все учащиеся трудятся в мастерских, получая начальную профессиональную подготовку по швейному, токарному, столярному делу. Работая в подсобном хозяйстве, подростки овладевают навыками сельскохозяйственного труда, учатся водить трактор. Все это позволяет им успешно продолжить учебу в профессиональных училищах, легче адаптироваться в обществе.
Распорядок дня воспитанников включает в себя занятия спортом, общественно-полезной деятельностью, работу в предметных и технических кружках. Проводятся интересные праздники, конкурсы, выставки. Настоящей достопримечательностью школы стал духовой оркестр. Директор школы, народный учитель СССР Эвальд Андреевич Фель-де придает ему особое значение в воспитании «трудных» подростков. Искусство «выпрямляет, заставляет задуматься и увести от
опасных дорог». Такая эффективная технология перевоспитания детей с девиантным поведением способствует тому, что бывшие воспитанники успешно адаптируются в самостоятельной жизни после выпуска.
Огромное значение для профилактики детской безнадзорности имеет организация детского отдыха и оздоровления при участии опытных педагогов и психологов. В летнюю кампанию 2001 года коллективными формами отдыха было охвачено более 350 тысяч детей, т.е. 95 % от общего числа учащихся региона. Надо заметить, что число организованно отдохнувших детей с каждым годом увеличивается.
Один из способов организовать отдых наибольшего числа детей с минимальными бюджетными затратами — это открытие Центров дневного пребывания детей в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, социальной защиты, культуры и спорта. Прошлым летом работало 1704 таких центра, в них отдохнуло более 100 тысяч ребят. Как правило, это были дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. Большую часть дня они проводили в играх и интересных занятиях. Двух-или трехразовое полноценное питание — это тоже немаловажно для такой категории детей.
При организации летнего отдыха мы стараемся, прежде всего, защитить наиболее уязвимые категории детей и подростков. Все воспитаники интернатных учреждений, а также 88 процентов детей, находящихся под опекой, отдохнули в загородных оздоровительных лагерях, санаториях и профилакториях.
Особое внимание уделялось летнему отдыху и занятости подростков, стоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних, а также детей из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, поскольку именно они больше других подвержены опасности стать "детьми улицы". Временные рабочие места на время каникул получили 28 тысяч подростков. В многодневных походах побывали 600 ребят, состоящих на учете в милиции.
Кстати, замечено, что занятия туризмом — лучшее средство отвлечь подростка от дел неправедных, бесцельного шатания по улицам. Поэтому особое значение мы придаем развитию детского туризма. Ежегодно более 15 тысяч кузбасских школьников привлекаются к занятиям туризмом и краеведением, из них почти половина — подростки из семей "группы риска". Туризм привлекает ребят экстремальностью обстановки, необходимостью физических нагрузок, преодоления реальных препятствий и трудностей, осознанным риском, возможностью проявления лучших человеческих качеств — взаимовыручки, дружбы, поддержки.
ОФИЦИАЛЬНОЕ Щ
Один из известных, проверенных способов отвлечь детей от дурного влияния улицы — привлечение их к занятиям в кружках, секциях, клубах. В области работают 167 учреждений дополнительного образования, в которых организована деятельность 15 тысяч творческих объединений по интересам. Спортом, творчеством, туризмом, изучением и охраной окружающей среды в них занимаются 180 тысяч школьников Кузбасса.
Учреждения дополнительного образования, подростковые клубы, "оттягивают" на себя часть "трудных" ребят, нередко заменяя им родителей и воспитателей. И все же приходится констатировать, что деятельность учреждений дополнительного образования в большей степени нацелена на среднего школьника, а не на "трудного ребенка". И такое положение следует срочно менять, делать кружки более доступными для детей из малообеспеченных семей.
Учитывая современную ситуацию с детской безнадзорностью, мне видится, что особого внимания и поддержки сегодня требуют кружки и объединения спортивного и технического направления, поскольку именно они наиболее привлекательны для мальчиков самого критического возраста — 10-14 лет.
Наиболее благоприятная ситуация с организацией внеклассной деятельности в настоящее время сложилась в учреждениях, имеющих статус лицеев и гимназий. В обыкновенных общеобразовательных школах такая практика встречается реже. Если учесть тот момент, что подавляющее большинство детей так называемой "группы риска" обучаются именно в общеобразовательных школах, то ослабление воспитательной работы в таких учреждениях может привести к еще большему распространению детской безнадзорности и преступности.
К сожалению, в последнее время часть детей оказались вне образования. В 1999 году таких детей в области было 1640, в 2000 году — 1742, причем 3 процента из них вообще не обучались. Среди не пришедших в школу детей, только 1/3 не могут обучаться по состоянию здоровья. Остальные дети — это ребята из малоимущих, асоциальных семей, где не хватает средств на одежду и обувь, так как родители предпочитают тратить деньги на спиртное.
Возвращение безнадзорных детей в школу, повышение роли образования в их жизни является одним из главных показателей эффективности профилактической работы. Чтобы достичь ощутимых результатов, необходимо создать для таких детей специальные условия, в которых ребенок может чувствовать себя психологически комфортно.
Например, в г. Кемерово разработано положение "Об обучении детей по социально-педагогическим показаниям". В соответствии с ним проводится работа по выявлению де-
тей, не обучающихся в школах или часто пропускающих занятия, организована диагностика этих детей на базе городского психолого-медико-педагогического центра. На основании результатов диагностики дети получают направление на учебу в одну из 18 базовых школ, где организовано индивидуально-групповое обучение таких детей по особым программам. Такая продуманная система педагогической реабилитации позволила возвратить в школу свыше 300 детей.
Заслуживает внимания опыт г. Березовского, где удалось сохранить традиционную практику выявления и учета не обучающихся детей школьного возраста. Дважды в год (в августе и марте) в микрорайонах, закрепленных за образовательными учреждениями, проводятся рейды классных руководителей. Директора школ представляют в отдел образования списки детей, не приступивших к занятиям, и план действий по возвращению их в систему образования. Так на 1 сентября 2001 года в городе было выявлено 40 таких ребят.
Отделом образования, совместно с отделом социальной защиты населения, было организовано проведение городской акции "Не оставим в беде". Через Центр помощи семье и детям более 100 детей получили одежду, обувь, учебники, школьные принадлежности. В результате этого уже к 15 сентября 80 % не приступивших к занятиям учащихся вернулись в школу.
В г. Междуреченске, благодаря целенаправленной профилактической работе, удалось значительно сократить число школьников, уклоняющихся от учебы. В 1999 году их было 102, в 2001 году — 5. В городе, во всех учреждениях образования ведутся социальные паспорта детей "группы риска", индивидуальные дневники и карты наблюдения, в которых отмечаются особенности развития ребенка, его интересы, наклонности, отличительные черты характера, рекомендации психолога. Подобный опыт требует анализа, обобщения и распространения по всей области.
В этом году, по инициативе Департамента образования, была проведена областная акция "Первое сентября — для каждого школьника". В рамках этой акции адресную помощь в размере 1300 рублей получили 2 тысячи особо нуждающихся детей из малообеспеченных семей. Для этого из областного бюджета было выделено 2,6 млн. рублей.
Отсев учащихся из школы вызван также и психолого-педагогическими причинами. Дети из социально неблагополучных семей имеют серьезные нарушения в поведении, задержку психического развития, а потому с трудом усваивают общеобразовательную программу. Нередко они нуждаются в обучении по программам компенсирующего и коррекционно-развивающего характера. Уже
сУ^иь и^пя вс^узбассе И(9) 2002
■ ПУСТЬ СЧАСТЛИВЫХ ДЕТЕЙ СТАНЕТ БОЛЬШЕ_
имеющийся опыт работы по таким программам (в г.г. Новокузнецке, Кемерово, Ленин-ске-Кузнецком, Междуреченске, Промыш-ленновском и Крапивинском районах) свидетельствует о том, что обучение, адаптированное к индивидуальным потребностям ребенка, позволяет ему удержаться в школьном коллективе.
Сегодня в области в классах коррекции обучаются 9,5 тысяч детей. К сожалению, число таких классов ежегодно сокращается, чего нельзя допускать.
Ежегодно в области появляются новые профильные классы, для одаренных детей открываются новые школы, гимназии и лицеи. Это замечательно. Но нельзя забывать, что детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, меньше не становится. Они также должны получить достойное образование и мы обязаны им в этом помочь.
В получении образования большую помощь детям оказывают вечерние (сменные) школы. Жизнь давно изменила их прежний облик. Они уже совсем не те, какими мы видели их в фильмах "Весна на Заречной улице" и "Большая перемена". Из школ для взрослых они постепенно превратились в школы для подростков, в основном "трудных". В современных условиях вечерние школы становятся школами социально-трудовой адаптации несовершеннолетних, гарантом доступности образования для тех, кто, в силу разных причин, не смог учиться в обычной массовой школе.
За последние 5 лет число таких школ увеличилось с 55 до 59. В настоящее время в них обучаются 16,8 тысяч человек, причем около 22 % — это подростки до 15 лет, около 40 % — 16-17-летние. В этих школах подросток, вместе с учителем и родителями, выбирает и реализует удобный для себя способ образовательной деятельности. Каждая из этих школ, в той или иной мере, является открытым полипрофильным, разноуровневым учреждением общего и допрофессио-нального образования. В классах компенсирующего и ускоренного обучения осуществляется коррекция и социальная поддержка учащихся. Таким образом, вечерняя школа "вырывает" многих подростков из "группы риска", нацеливает их на добрые дела и поступки, помогает в освоении основ науки и первоначальной профессии, давая им дополнительный шанс найти свое место в обществе.
Заслуживает распространения опыт работы вечерней (сменной) школы № 4 г. Новокузнецка, где создана новая модель образовательного учреждения, реализующего комплексные программы по основам предпринимательства, деловой культуры, менеджменту и маркетингу, деловому английскому языку, психологии общения. Именно
здесь на деле реализуется право молодых людей из социально незащищенных слоев населения на получение полноценного образования.
Дети группы риска особенно нуждаются в медико-психологической помощи. В области работают 42 Центра содействия укреплению здоровья учащихся, где квалифицированную помощь получают свыше 50 тысяч детей. Так, психолого-медико-педагогический центр в г. Кемерово не только проводит работу по профилактике социально опасных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, но и координирует взаимодействие образовательных учреждений и учреждений здравоохранения по профилактике наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции. На базе учебно-производственного комбината "Смена" организовано обучение 23 детей, совмещенное с профилактическим лечением на базе наркодиспансера и трудотерапией.
В образовательных учреждениях области работают 460 психологов. Этого недостаточно. В современных условиях необходимо, чтобы в каждом образовательном учреждении работал собственный психолог.
Важнейшим условием эффективности профилактических мероприятий является объединение усилий всех заинтересованных структур. Так, в г. Кемерово создан межведомственный координационный совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Разработана специальная программа "Чужих детей не бывает", в реализации которой принимают участие органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, УВД, городское отделение центра занятости населения, молодежная биржа труда. В рамках этой программы осуществляются такие актуальные проекты, как "Дети улиц", "Возвращение в семью", "Здоровое детство", "За школьную парту".
Для решения сложных задач предупреждения детской безнадзорности, правонарушений, социального сиротства и оказания адресной помощи каждому ребенку, находящемуся в социально-опасном положении, необходима организация своевременного выявления и учета таких детей.
Объективных данных о численности таких несовершеннолетних по области в настоящее время нет, поскольку каждое ведомство ведет собственную статистику. Поэтому следует срочно разработать и внедрить современную технологию оперативного выявления и достоверного учета детей «группы риска», с обязательным созданием специального единого банка данных при наличии компьютерного обеспечения. Для этого в ряде территорий области необходимо провести эксперимент по созданию и отработке такой технологии, с учетом межведомственного подхода.