В. А. Шершунов
СТРАТЕГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию Российской Федерации были сформулированы основные положения общей стратегии реализации новой национальной политики охраны детства, защищающей интересы и права ребенка, и в первую очередь право ребенка воспитываться в семье. Определены первоочередные задачи органов власти по поддержке семей, имеющих детей, по материальному стимулированию семейных форм устройства детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, по созданию действенных механизмов сокращения количества детей данной категории, находящихся в интернатных учреждениях.
Хотелось бы отметить, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации в кратчайшие сроки разработали и приняли большой комплекс нормативноправовых документов по реализации задач, поставленных Владимиром Владимировичем Путиным.
В Костромской области принятию управленческих решений по обеспечению права каждого ребенка на воспитание в семье предшествовал анализ основных причин социального сиротства.
Главная причина, как известно, связана с обострением негативных явлений в институте семьи: разводы, неполные семьи, значительная доля детей вне брака, невыполнение родителями своих воспитательных функций. При этом длительная практика лишения родительских прав нерадивых родителей и помещение детей в интернатные учреждения, по своим последствиям была мало эффективной. Дети за стенами интерната не готовы к жизни, чаще всего они теряют связь с родственниками и семьей и им некуда возвращаться.
Наблюдаются системные недостатки в работе государственных и муниципальных органов по обеспечению прав детей, из-за которых в течение длительного времени росло количество сирот, помещенных в учреждения интернатного типа. Среди этих недостатков:
- недостаточная превентивная социальная работа и помощь семьям, оказавшимся в труд-
ной жизненной ситуации, со стороны всех субъектов системы профилактики социального сиротства;
- определенная функциональная разобщенность системы, которая находится в ведении трех отраслей - здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Каждая из этих отраслей отвечает за свое направление в обеспечении охраны детства, что иногда приводит к отсутствию четкой структуры ответственности, мониторинга и оценки. Поэтому заслуживает внимание практика ряда регионов, в том числе участвующих в нашей конференции, по созданию специальных управленческих структур, отвечающих за работу по обеспечению прав детей;
- недостаточное внимание к вопросам популяризации идей и создания условий для воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, максимально приближенных к семейным.
Нельзя не сказать и о некоторой заинтересованности педагогических коллективов в сохранении государственных детских учреждений, которые в ряде случаев являются крупными работодателями.
Требуется серьезный пересмотр роли домов ребенка, детских домов, всех учреждений интернатного типа, а также приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в системе защиты детей, относящихся к группе риска. С нашей точки зрения, переориентация этих государственных учреждений должна быть сопряжена с решением следующих задач:
- сокращение темпов и масштабов социального сиротства, сокращение количества детей, нуждающихся в опеке;
- увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных для воспитания в семьи;
- формирование на базе трех структур, ответственных за решение вопросов детства - образования, здравоохранения и социальной защиты -служб сопровождения семей, которые позволят резко расширить доступность и адресность социальной работы и социальных услуг.
Нельзя забыть о переобучении и трудоустройстве сотрудников детских учреждений.
© В. А. Шершунов, 2007
13
В качестве реального плана действий с указанием сроков выполнения мероприятий, формирования целей и задач, а также параметров оценки их выполнения мы разработали Программу профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей Костромской области на 2007-2010 годы.
Главным разделом этой программы являются профилактические и превентивные мероприятия по сохранению, поддержке и укреплению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченных семей и семей «группы риска». Предусматривается, оптимально распределяя ресурсы, перенести центр тяжести на превентивную работу по профилактике социального сиротства, на сокращение его масштабов и, образно говоря, на сокращение оборотов «маховика» по лишению родительских прав.
Исходя из главных задач, мы пошли на значительные расходы, связанные с организацией и функционированием новой инфраструктуры со-циозащитных учреждений, а также новых структур в системе образования. По количеству учреждений на 10 тысяч населения доступность социальных услуг в нашем регионе в несколько раз выше, чем в среднем по Российской Федерации. В области создано 58 государственных социоза-щитных учреждений. В том числе 28 социальнореабилитационных центров для несовершеннолетних, центр социальной помощи семье и детям и 29 отделений по делам женщин и детей в комплексных центрах социального обслуживания населения. В каждом из 28 социально-реабилитационных центров созданы службы сопровождения по профилактике семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалистами этих служб обслужено в 2006 году неблагополучных семей в 2 раза больше, чем в 2005 году.
Значительный вклад в укрепление системы профилактики вносят специалисты по социальной работе, введенные с 1 января 2006 года в каждом сельском (городском) поселении области. Благодаря их деятельности значительно увеличилась информированность граждан, межведомственный контроль за семьями с детьми «группы риска» на уровне: школа (классный руководитель), участковый инспектор, участковый педиатр, глава сельского поселения.
Специфика работы учреждений социальной защиты для несовершеннолетних заключается в том, что их главной задачей является не изоляция
ребенка от семьи, а реабилитационная работа с родителями, сохранение родственных связей и на этой основе возврат в кровную семью. На сегодняшний день более 80% помещенных в приюты детей возвращаются в родные семьи.
Адресную, строго индивидуальную работу по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению семей «группы риска» и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы рассматриваем как важнейшую задачу в обеспечении права каждого ребенка на воспитание в семье.
По результатам этой работы можно оценивать и эффективность межведомственного взаимодействия государственных органов образования, здравоохранения и социальной защиты населения. За последние три года в Костромской области сократилось количество детей лишенных родительского попечения с 730 человек в 2004 году до 519 человек в 2006 году и более 83% детей, изъятых из семей «группы риска» возвращены в родные семьи.
Вместе с тем, для детей, уже находящихся в детских домах, в домах ребенка, для сирот подросткового возраста, которые являются учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования, мы должны также создать все необходимые условия для реализации основного права ребенка - жить и воспитываться в семье.
Безусловно, оптимальной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление.
Для увеличения количества усыновлений российскими гражданами проводится широкая разъяснительная работа с населением в областных и муниципальных средствах массовой информации. В Интернете создан сайт с информацией о костромских сиротах, нуждающихся в усыновлении. Ссылка на него размещена на сайте администрации области. В результате этой работы, начиная с 2005 года, всем осиротевшим детям в возрасте до 3 лет подбираются усыновители. Ежегодно более 100 детей передаются в семьи.
С целью развития семейных форм устройства детей-сирот в 2003 году создан областной центр индивидуального учета и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Центром проводится обучение специалистов органов опеки и попечительства, работников детских учреждений, приемных родителей, оказывается квалифицированная помощь при усыновлении и организации опеки, проводится систематическое информационное сопровождение.
14
Вестник КГУ ом. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13
В областных СМИ опубликовано более сотни статей, организованы циклы передач на областном радио и местных телеканалах.
В последние годы широкое развитие в Костромской области получил институт приемной семьи. Количество детей, переданных в приемные семьи в 2006 году по сравнению с 2003 годом, возросло в 3,6 раза. В 196 приемных семьях воспитывается 314 приемных детей.
В области организована «Школа приемных родителей», где кандидаты в приемные родители получают необходимые знания и квалифицированную помощь специалистов. Активно работает общественная организация приемных родителей «Теплый дом». Проводятся мероприятия, способствующие повышению престижа и общественного признания труда приемных родителей, популяризации новой формы устройства детей-си-рот: областные слеты приемных родителей, чествование приемных семей, награждение лучших приемных родителей Почетными грамотами, Благодарственными письмами и наградами органов государственной власти Костромской области.
Уже два года в Костромской области реализуется новая программа «На каникулы - в семью!». Летом 2006 года каждый пятый ребенок детского дома проводил каникулы в семьях. После пребывания в гостевых семьях 61 сирота обрели приемных родителей.
Для развития приемных и патронатных семей в Костромской области создана практически вся необходимая нормативно-правовая база. Это законы области:
- «О гарантиях прав ребенка в Костромской области»;
- « Об опеке и попечительстве»;
- «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)»;
- «О размерах оплаты труда приемных родителей»;
- «О патронате (патронатном воспитании) на территории Костромской области».
Так же приняты постановления главы администрации области, направленные на стимулирование устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По итогам четырех лет активной работы с приемными семьями, можно сделать некоторые выводы: все дети при переходе из учреждений в семью улучшают школьную успеваемость, некоторые из них, имеющие диагноз «задержка психического развития», сменили образовательную программу и стали обучаться по программам общеобразовательных школ для детей, не имеющих проблем в интеллектуальном развитии. Ежегодное медицинское освидетельствование детей позволило установить улучшение соматического здоровья у большинства детей, переданных в приемные семьи.
Дети из приемных семей после достижения совершеннолетия успешно социализируются в обществе: не совершают правонарушений, после окончания школы успешно продолжают профессиональное обучение.
В определенной степени создание приемных семей способствует и занятости населения. В некоторых сельских населенных пунктах создано по 5-7 приемных семей, что позволило сохранить деревни и сельские школы.
Целенаправленная работа по развитию семей-нозамещающих форм способствовала сокращению контингента детских домов. В сравнении с 2003 годом количество детей, находящихся в интернатных учреждениях уменьшилось в 2,5 раза. Поэтому одновременно происходит разукрупнение и оптимизация сети детских домов.
Предложенная областная программа по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2007-2010 гг. предполагает следующую стратегию развития семейных форм:
- развитие системы социальной, психологопедагогической и медицинской поддержки семей на муниципальном и региональном уровне;
- активная пропаганда усыновления, опекунства и других семейных форм воспитания детей-сирот;
- сокращение продолжительности и бюрократичности решения этих вопросов;
- персонификация и индивидуализация ведения всех дел на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе индивидуальные планы помощи ребенку);
- обязательный ежемесячный мониторинг размещения детей, и обязательное введение ежемесячной проверки результатов устройства детей в приемных семьях;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
15
- оптимизация сети детских домов и учреждений интернатного типа, их переориентация и формирование на их базе служб сопровождения семей.
Особо хотелось бы остановиться на последней задаче.
В связи с тем, что типовыми Положениями о детских домах и учреждениях интернатного типа не предусмотрены штатные структуры по организации психологического и педагогического сопровождения опекаемых и приемных семей, мы были вынуждены разработать и принять областной закон «О патронате (патронатном воспитании) на территории Костромской области», в котором закреплена легитимность создания и функционирования этих служб в государственных учреждениях для детей-сирот. Утверждено типовое положение о службе сопровождения и форма договора о сотрудничестве между детским домом и муниципальным образованием по сопровождению замещающих семей. Процесс формирования служб сопровождения мы завершим в течение первого квартала 2007 года.
Во всех 30 муниципальных образованиях области введены должности специалистов, которые организуют работу по отбору кандидатов в приемные родители, по созданию и сопровождению замещающих семей.
Мы считаем необходимым организовать эту работу уже сейчас, в связи с тем, что с 1 января 2008 года муниципальные полномочия по организации опеки и попечительства будут переданы на региональный уровень.
В целом в 2006 году направление детей, оставшихся без родительского попечения, в семейно-замещающие формы впервые превысило количество выявленных за год детей-сирот.
Развитию семейно-замещающих форм способствовало участие нашей области в двух социальных пилотных проектах: «Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения» (2004-2005) и «Семья для ребенка» (2005-2006 годы). Мы искренне благодарны за возможность участия в проектах Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, руководителям проекта от ЮНИСЕФ, благодаря которым в регионе подготовлено 340 специалистов, внедряющих современные технологии и методики по межведомственному подходу в преодолении семейного неблагополучия и социального сиротства, в организации службы сопровождения семей «группы риска» и замещающих семей.
Говоря о причинах семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социальном сиротстве, следует отметить проблемы духовно-нравственного воспитания, отсутствие положительных идеалов, пропагандирующих семейные ценности. Помимо семьи, родителей и близких, на морально-нравственное воспитание и развитие ребенка существенное влияние оказывает школа.
Поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы побуждает нас к активному сотрудничеству с Русской Православной церковью, которая сохранила традиции и культуру нашего народа, главные морально-нравственные ценности. Православная церковь, используя свой огромный моральный потенциал, оказывает серьезное воздействие на все стороны общественной жизни, активно влияет на воспитание подрастающего поколения.
Для гармоничного развития и воспитания гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества, для активного взаимодействия школы и семьи, большое значение имеет введение в общеобразовательных школах Костромской области нового учебного курса «Истоки». В настоящее время около 80% учащихся 1-х - 8-х классов общеобразовательных школ области изучают предмет, который призван способствовать формированию у учащихся общечеловеческих ценностей, приблизить детей к вечным истинам, в том числе через такие простые понятия, как мама, папа, семья.
Опыт работы по изучению курса «Истоки» в Костромской области получил одобрение со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.
Говоря о реальной практике работы в области по решению вопросов, связанных с развитием семейных форм устройства детей-сирот и профилактикой социального сиротства, хотелось бы обозначить и серьезные проблемы, которые предстоит решать в ближайшие годы. Прежде всего -это проблема «отказных детей». Ежегодно более 100 детей остаются без родительского попечения в родильных домах и учреждениях родовспоможения. Социальная работа с будущими мамами из «группы риска» требует координации деятельности врачей, социальных работников, психологов. Но главными организаторами работы по медико-социальной и психологической поддержке будущих мам должны стать медицинские работники.
16
Вестнок КГУ ом. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13
Другая проблема заключается в том, что различные возрастные группы и контингенты сирот требуют разных подходов. Предстоит найти особые подходы в отношении подростков в возрасте 14-18 лет и детей-сирот с ограниченными возможностями. В связи с этим, серьезная работа по обеспечению права на воспитание в семье ожидается от инженерно-педагогических коллективов учреждений начального и среднего профессионального образования. В активную работу по семейнозамещаю-щим формам устройства необходимо включиться интернатным учреждениям социальной защиты населения для детей-сирот с ограниченными возможностями. В этом случае нужно также обеспечить медико-психологическое и педагогическое сопровождение приемных и патронатных семей.
Безусловно, в каждом регионе Центрального федерального округа наработан о реализуется немалый позитивный опыт осуществления семейной полотоко, поддержания детства и материнства. Все мы заинтересованы во взаимном обогащении о обмене этом опытом.
Полагаю, что совместная деятельность всех заинтересованных Министерств Российской Федерации, региональных органов государственной власти о общественных организаций сможет внести свой вклад в практику дальнейшего развития семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения, обеспечит ох профессиональное медоко-соцоальное о псохолого-педагогоческое сопровождение.