УДК 911.3.001
В. Н. Калуцков, В. М. Матасов ПУШКИНОГОРЬЕ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
В статье поднимаются вопросы о структуре и функционировании слабо разработанных и новых для культурной географии объектов — литературных ландшафтов. Эти ландшафты формируются на стыке пространств литературного и географического. Опыт прочтения литературного ландшафта реализуется на хорошо всем известном примере Пушкинского музея-заповедника. Предлагаются к выделению литературные, культурно-исторические и природные локусы, образующие неразрывную целостность территории, её горизонтальную структуру. Описывается история развития и усложнения вертикальной структуры, культурно-исторических напластований музея-заповедника, выделяется четыре основных «слоя».
Ключевые слова: литературный ландшафт, культурная география, Пушкино-горье, музей-заповедник, литературное пространство.
Введение. Литературная география представляет собой один из разделов культурной географии и относится к направлению география искусства. Предметом литературной географии выступает взаимодействие литературного пространства и географического пространства. В результате такого взаимодействия образуется литературно-географическое пространство.
Не будет преувеличением утверждение, что именно литературная география относится к важнейшим разделам культурной географии, поскольку роль литературы в освоении и осмыслении пространства трудно переоценить (Семенов-Тян-Шанский, 1928 [11]; Веденин, 1997, 2006 [1; 2]; Лавренова, 1998 [7]; Tuan Yi-Fu, 1988 [12]; Замятин, 2004, 2006 [3; 4]; Максаковский, 2006 [8]; Калуцков, 2016 [5] и др.).
Однако теоретико-методологические основы литературной географии разработаны пока слабо. Это связано как со сложностью самого предмета, так и с пограничным положением дисциплины между культурной географией и литературоведением.
О литературном ландшафте. Одним из важнейших понятий литературной географии является понятие литературного ландшафта, который можно считать одной из разновидностей культурного ландшафта.
Литературный ландшафт представляет собой сложный локус литературно-географического пространства, образ которого связан с определённым литературным именем, например, литературный ландшафт Пушкиногорья, ландшафт Ясной Поляны, литературный ландшафт Спасского-Лутовинова.
В основе литературного ландшафта лежит жизнь и творчество литературного гения в их пространственном воплощении. С другой стороны, поддержание и развитие литературного ландшафта невозможно без мемориальной деятельности, т. е. деятельности по сохранению и развитию наследия гения. Как правило, на базе важнейших литературных мест национального и регионального уровней организованы музеи или музеи-заповедники. Их роль в создании новых образов и новых литературных мест трудно переоценить. Многолетняя мемориальная деятельность по исследо-
ванию, музеефикации и интерпретации творчества гения места нередко приводит к новому качеству — к формированию литературного ландшафта.
При этом этот процесс развития литературного ландшафта протекает в двух взаимосвязанных направлениях — усложнение литературно-географического пространства через создание новых литературных и нелитературных мест относительного основного литературного места (пространственное развитие литературного ландшафта) и содержательное конструирование литературного ландшафта, усложнение его структуры за счёт наращивания новых слоёв («вертикальное» развитие ландшафта).
Литературный ландшафт представляет собой сложный локус литературно-географического пространства, состоящий из системы мест и урочищ.
Основу литературного ландшафта составляют литературные места. Другие культурные места-локусы (исторические, живописные, музыкальные) формируют культурный контекст данного ландшафта. Природные урочища образуют природный фон литературного ландшафта. Роль природы в литературном ландшафте исключительно велика. Она «отвечает» за аутентичность, подлинность ландшафта. («Это озеро мог видеть Пушкин». «Под этим дубом мог сидеть Тургенев»). К тому же через природу привносится момент сопереживания.
Литературный ландшафт состоит из отдельных литературных урочищ, которые представляют собой сгущения связанных между собой литературных мест, и отдельных литературных мест, а также исторических урочищ (валы, городища, могильники) и исторических мест (реконструированных строений, восстановленных и свезённых часовен и крестов, мемориальных валунов), и природных урочищ — лесных массивов, озёр, болот.
Литературный ландшафт — сложный природно-культурный территориальный комплекс, состоящий из литературных и нелитературных (историко-культурных) локусов и природных урочищ.
Литературный ландшафт Пушкиногорья: анализ случая. Ярким примером развивающегося и усложняющегося литературного ландшафта можно считать ландшафт Пушкиногорья, сформировавшийся за последние 100 лет.
Когда мы приезжаем в Пушкиногорье в любое время года, мы не устаем восхищаться красотой пушкинских пейзажей, неоднократно воспетых поэтом. С благоговением приближаемся и входим в дом Поэта, внимательно осматриваем его окрестности — озеро Кучане-Петровское, примыкающий парк, аллею Керн, крест и часовню в конце Еловой аллеи, которые мог видеть Пушкин, идём на Савкину горку, где любил бывать поэт; минуя городище Воронич, посещаем Тригорское, сильно повлиявшее на его творчество... Все эти места для нас образуют незабываемый пушкинский ландшафт.
На, если мы, хоть ненадолго, перестанем быть туристами и взглянем на эти действительно прекрасные мест глазами исследователя, мы увидим другой ландшафт. Из современных мест и урочищ Пушкин мало что мог видеть. В основном это места, связанные с псковской природой и традиционной культурой: ледниковые озёра и валуны, коренные и вторичные леса, древние псковские могильники (жальники), средневековые каменные кресты, городища (Савкина горка, Воронич), Святогорский монастырь, окружающие Михайловское деревни, общественные сакральные места.
Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты... Деревня, 1819
Значительная часть материального наследия современного ландшафта Пуш-киногорья изменена или сделана заново. Так, все без исключения усадьбы музея-заповедника восстановлены, все деревянные церкви и часовни также относятся к новоделам, почти все средневековые каменные кресты привезены из других мест; огромный вяз, перед усадебным домом в Михайловском, посажен сыном поэта Григорием Александровичем после смерти Пушкина, им же созданы хозяйственные постройки и выкопаны михайловские пруды...
Попытаемся разобраться, как исследователям, проектировщикам, хранителям пушкинского наследия удалось не только сохранить, но и преобразовать, развить пушкинский ландшафт, всю совокупность мест, связанных с образом поэта и образами его произведений?
Напомним, что процесс развития литературного ландшафта протекает в двух взаимосвязанных направлениях — содержательное конструирование литературного ландшафта, усложнение его структуры за счёт наращивания новых слоёв («вертикальное» развитие ландшафта) и усложнение литературно-географического пространства через создание новых литературных и нелитературных мест относительного основного литературного места (пространственное развитие литературного ландшафта).
Пространственное развитие пушкинского литературного ландшафта. Пространственная структура отражает развитие пушкинского наследия от небольшого ядерного локуса (Михайловского) в начале XX в. до сложного современного ландшафта Пушкиногорья.
Пространственная история пушкинского ландшафта разделяется на три этапа, которые в деятельностном и личностном планах могут быть идентифицированы через уникальную личность бессменного руководителя пушкинского музея-заповедника — Семёна Степановича Гейченко: этап до Гейченко, этап Гейченко и этап «Постгейченко».
Первый этап охватывает период с конца XIX по середину XX вв. Уже в 1899 г. Михайловское выкупают у наследников на народные пожертвования. В 1911 г. в усадьбе поэта открывается первый пушкинский музей: заповедное имение «Пушкинский уголок» [6]. Тем самым начинает активно формироваться литературное место Михайловское. Но созидательное движение прерывается в результате революционных событий; в 1918 г. крестьяне расхищают и сжигают все усадьбы округи, включая Михайловское, Тригорское и Петровское.
В советское время первый позитивный шаг был сделан в 1922 г., когда по постановлению Совета Народных Комиссаров была создана охраняемая территория «Пушкинский уголок Псковского края», а усадьбы (точнее, пепелища на их месте) Михайловское, Тригорское и могила поэта в Святогорском монастыре объявлены заповедными.
Но, несмотря на государственное решение, на территории Михайловского организуется... свиносовхоз, а в домике няни помещается пчельник [6].
Реальные же конструктивные действия по восстановлению усадеб начались в преддверии столетия поэта: в 1933 г. Михайловское передаётся в ведение Академии Наук СССР, а в 1936 г. территория Пушкинского заповедника расширяется за счёт передачи ему новых пушкинских мест: городищ Савкино и Воронич, села Петровское и всей территории Святогорского монастыря. И — главное — в 1937 г. в восстановленной усадьбе Михайловского был открыт «Дом-музей Пушкина в Михайловском». Тем самым начинает складываться пушкинский ландшафт.
Но фашистская оккупации Псковщины, продолжавшаяся с 1941 по 1944 гг. принесла новые сильные разрушения: были уничтожены здания усадеб, постройки Свя-тогорского монастыря, повреждена могила Пушкина, сильно пострадали ансамбли усадебных парков [6].
Второй этап связан с полувековой (!) деятельностью Семёна Степановича Гейченко, который с 1944 по 1988 гг. был директором Пушкинского заповедника, а с 1988 по 1993 гг. — его главным консультантом и хранителем.
До 1953 г. заповедник находился в введении Академии Наук страны. Благодаря такому мощному интеллектуальному ресурсу в трудные довоенные и послевоенные годы удалось наладить деятельность по исследованию пушкинского наследия, реставрационную деятельность, работы по музеефикации, системную издательскую деятельность.
Третий этап, этап «Постгейченко», охватывает постсоветское время. Это этап экстенсивного развития пушкинского ландшафта.
В 1995 г. музей-заповедник резко расширяет свои границы: в его состав включается 28 населённых пунктов, 4 исторические усадьбы — Воскресенское, Деригла-зово, Лысая гора, Косорымы, а также 2 анклава: городище Врев с усадьбой Голубово и городище Велье с историческим селом Велье с прилегающей к нему территорией.
Новые территории нужно рассматривать как огромный ресурс развития музея-заповедника, но пока они весьма слабо освоены в музейном и экскурсионном планах, а некоторые из них ещё и труднодоступны.
Современный пушкинский литературный ландшафт состоит из отдельных литературных урочищ, которые представляют собой сгущения связанных между собой литературных мест, и отдельных литературных мест, а также исторических объектов (реконструированных строений, восстановленных и свезённых часовен и крестов, мемориальных валунов), исторических урочищ (валы, городища, могильники) и природных урочищ — лесных массивов, озёр, болот (рис.).
По мнению авторов Концепции развития Пушкинского музея-заповедника на период до 2024 г., к основным местам и урочищам пушкинского ландшафта относятся несколько десятков мест и природных урочищ [6].
Среди важнейших литературных мест разработчики Концепции развиития музея-заповедника выделяют музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» с мемориальными парками XVШ-XIX вв., могила А. С. Пушкина и некрополь Ганнибалов и Пушкиных, а также имения родственников, друзей и соседей поэта: Воскресенское, Голубово, Дериглазово, Лысая гора. Именно в эту группу входят центральные литературные места пушкинского ландшафта — музей-усадьба «Михай-ловское» и могила А. С. Пушкина.
Рис. 1. Современный пушкинский литературный ландшафт Центральная зона современного пушкинского литературного ландшафта показана пунктиром. Важнейшие пространственные локусы. Звёздочкой показаны перспективные для мемориального освоения локусы. Литературные места: музеи-усадьбы «Михайловское» (1), «Тригорское» (2), «Петровское» (3) с мемориальными парками ХУШ-КК вв.; могила А. С. Пушкина и некрополь Ганнибалов и Пушкиных (4); имения родственников, друзей и соседей поэта: Воскресенское (5*), Голубово (6*), Дериглазово (7*), Лысая гора (8*).
Нелитературные места: городища Воронич (9), Савкино (10), Врев (11*), Велье (12*), Крылово (13*); жальничный могильник у д. Крылово XII-XVП вв. (14*); музей «Пушкинская деревня» в д. Бугрово (15); ансамбль Святогорского Свято-Успенского монастыря XVI-XIX вв. (16); историческая часть купеческого села Велье (17*).
Природные урочища: Михайловские рощи (18); озёра Маленец (19) и Кучане (20), река Сороть (21) и пойменные луга по Сороти от Михайловского до Тригорского (22); озёра Бело-гули (23*), Каменец (24*) и Черное (25*).
Другое: научно-культурный центр Пушкинского заповедника в пос. Пушкинские горы (26).
К наиболее значимым нелитературным (историческим и этнографическим) местам пушкинского ландшафта относятся городища Воронич, Савкино, Врев, Велье, Крылово, жальничный могильник у д. Крылово XII—XVII вв., музей «Пушкинская деревня» в д. Бугрово, ансамбль Святогорского Свято-Успенского монастыря XVI— XIX вв. и историческая часть купеческого села Велье.
Важное место в пушкинском ландшафте занимают природные и природно-ан-тропогенные урочища: Михайловские рощи, озёра Маленец и Кучане, река Сороть и пойменные луга по Сороти от Михайловского до Тригорского, а также озёра Бело-гули, Каменец и Чёрное (см. рис.).
Основные процессы «вертикального» развития пушкинского литературного ландшафта. В основе «вертикального» развития пушкинского литературного ландшафта лежит всенародная любовь к поэту и его творчеству. В разное время это глубокое народное чувство проявляется по-разному. На первом этапе оно выразилось в создании на народные пожертвования самого пушкинского музея, в советское время — в массовом движении доброхотов (добровольных помощников музея-заповедника). Любовь к поэту выражается и в общественном переосмыслении и интерпретации отдельных локусов пушкинского ландшафта.
Один из важнейших процессов «вертикального» развития пушкинского ландшафта — это процесс топонимической локализации и физической материализации пушкинских исторических и художественных образов. Процесс материализации образов, как отмечают исследователи, начался уже в 1930-е гг. Так, липовая аллея, по которой по преданию поэт гулял с Анной Петровной Керн, уже в середине 1930-х гг. стали называть аллеей Керн, а с начала 1960-х гг. «народный топоним» закреплён в изданиях [10, с. 17].
Подобная эволюция — от народного топонима к официальному — произошла и с другими местами. В результате на карте появляются новые литературные места, а структура пушкинского ландшафта усложняется.
Особенно много литературных мест-новоделов в усадьбе Тригорское, поскольку именно Тригорское прочно закрепилось в общественном сознании в качестве «дома Лариных». По этой причине в усадебном парке в середине прошлого века появляются новые — онегинские — литературные локусы: «аллея Татьяны», «дуб уединённый», «скамейка Онегина».
В результате материализации связанных с Пушкиным образов возник новый топонимический слой пушкинского ландшафта.
Маркировка пушкинских мест (с помощью ледниковых валунов). Эта замечательная идея принадлежит С. С. Гейченко [9]. Он осмысливает начавшийся стихийно процесс материализации пушкинских образов и активно в него включается. Отсюда и возникает идея маркировки в ландшафте пушкинских мест с использованием пушкинских цитат. Работа «предуготовлена» Пушкиным, поскольку поэт сам обозначил в своих произведениях эти места. И для реализации идеи выбирается органичный для региона материал — местные валуны ледникового происхождения.
Камни, валуны представляют собой широко распространённый природный элемент компонент на Псковщине. Поэтому валуны-маркеры в ландшафте выглядят очень органично. Один из многочисленных примеров — валун с пушкинскими словами «Дорога, изрытая дождями», установленный на пути на Савкину горку.
Кроме того, валуны используют и в качестве дорожных указателей.
В результате ландшафт музея-заповедника приобретает новое качество: расширяется география пушкинских мест, а сами литературные места насыщаются новыми пушкинскими образами.
Усиление достоверности пушкинского ландшафта связано с сочетанием двух процессов — реконструкцией материальных объектов, связанных с дворянской культурой региона, и восстановлением объектов традиционной крестьянской культуры.
Важнейший процесс развития пушкинского ландшафта — реконструкция материальных объектов, связанных с дворянской культурой. В силу исторических причин все деревянные усадьбы округи были неоднократно уничтожены. Поэтому нынешние усадьбы представляют собой новоделы. Так, Михайловское было воссоздано в 1947-1949 гг., Тригорское — в 1962 г., а Петровское — в 1977 г. [6]. Одновременно осуществляется реставрация парковых ансамблей.
Усиление достоверности пушкинского ландшафта за счёт восстановления объектов традиционной крестьянской культуры происходит в двух направлениях — восстановления традиционных культовых объектов, церквей и часовен, и воссоздания исторических псковских деревень.
Воссоздание традиционной псковской деревни. Процессы депопуляции сельской местности и размывания традиционного образа жизни привели к существенному изменению облика псковской деревни. С другой стороны, псковская традиционная культура представляют собой огромный ресурс для развития пушкинского ландшафта, ресурс, который уже частично задействован.
Музей «Пушкинская деревня», созданный в д. Бугрово, — хороший пример подобной реконструкции. На научной основе восстановлены традиционные крестьянские дома, хозяйственные постройки, включая амбары, ветряные и водяные мельницы и т. д. Важно, что восстанавливается не только внешний вид традиционной псковской деревни, но и традиционные технологии: работает водяная мельница, поддерживаются крестьянские огороды с традиционным набором культур. А фольклорный коллектив музея-заповедника «оживляет» деревню, обеспечивая визуализацию и звуковой компонент псковского ландшафта.
Восстановление традиционных культовых объектов. Как и усадьбы, все деревянные храмы, церкви и часовни в округе были уничтожены. Один из первых восстановленных храмов — Михайловская часовня (1970 г.) на Савкиной горе, одном из самых любимых мест Пушкина. Другие храмы воссозданы позже.
Усиление достоверности пушкинского ландшафта за счёт его насыщения аутентичными архитектурными и археологическими артефактами. Места и урочища традиционного псковского ландшафта в своей совокупности представляют собой важную природно-культурную среду пушкинского творчества, овеществляя связь народного гения с русским национальным ландшафтом. Это хорошо понимал С. С. Гейченко, исследуя материальные и духовные пласты традиционного псковского ландшафта. И потому наряду с восстановлением культовых объектов для усиления достоверности пушкинского ландшафта он стал тактично насыщать архитектурными и археологическими артефактами среду музея-заповедника [9].
Речь, прежде всего, идёт о средневековых каменных крестах, собранных в разных районах Псковщины и размещённых в «подходящих» местах музея-заповедника. Идея, безусловно, не бесспорная, но не стандартная.
Для размещения этих аутентичных, но с ландшафтной позиции новодельных элементов использовались исторические кладбища, городища; в некоторых случаях кресты размещались отдельно. Самый известный из таких ландшафтных новоделов — Крюков крест; он сделан в 1514 г., привезён из д. Стечки Пушкиногорского района в 1967 г. и установлен в конце еловой аллеи Михайловского. Грозди каменных крестов установлены на Савкиной горке (вокруг единственного «местного» Савки-на креста, поставленного в 1513 г.), на склонах холма Святогорского монастыря, на кладбище городища Воронич.
«Оживление» пушкинского ландшафта. При восстановлении ландшафта важно насыщение его не только материальными, но и нематериальными компонентами, включая восстановление фольклорно-этнографических и событийно-исторических образов ландшафта. В качестве конкретных мероприятий можно отметить опыт по визуализации местных обрядов, традиционных игр, бытовых моментов жизни дворянской усадьбы. В этих действиях принимают участие и профессионалы, и движение доброхотов, добровольных помощников музея-заповедника, движение, инициированное С. С. Гейченко. В результате актуализируются визуальные этнокультурные и исторические образы пушкинского ландшафта.
В результате в современной вертикальной структуре пушкинского ландшафта можно выделить 4 основных слоя: слой реликтового псковского ландшафта, слой восстановленных элементов псковского традиционного ландшафта, пушкинский слой и «сверхпушкинский» слой.
Реликтовый псковский ландшафт. Он включает в себя сохранившиеся элементы псковской традиционной культуры: древние могильники, древние кресты, городища, деревни, общественные сакральные места, а также природные и природно-ан-тропогенные урочища.
Восстановленные и спроектированные элементы псковского традиционного ландшафта. Его образуют: свезённые кресты, воссозданная этнографическая деревня, восстановленные храмы, а также фольклорно-этнографический нематериальный компонент.
Пушкинский слой. В него входят места и природные урочища, где он бывал, которые он видел и описал (городища, парки, озёра, леса и т. д.).
«Сверхпушкинский» слой. Он включает в себя восстановленные усадьбы, хозяйственные постройки, материализованные пушкинские исторические образы (аллея Керн) и образы пушкинских произведений (аллея Татьяны, скамейка Онегина), а также десятки новых пушкинских литературных мест.
Как видим, современный пушкинский ландшафт образован не только аурой поэта и всенародной к нему любовью, но и профессиональной деятельностью музейных проектировщиков. За 100 лет пушкинский ландшафт не только расширил свою территорию, но и усложнил свою горизонтальную структуру (за счёт появления новых литературных мест и оформления исторических мест) и вертикальную структуру в результате «выращивания» новых слоев ландшафта. Это реально воплощенный и саморазвивающийся пушкинский литературно-исторический и природный ландшафт.
Итак, литературная география представляет собой быстро развивающееся направление культурной географии. Одним из перспективных объектов литературно-географических штудий выступают литературные ландшафты.
Псковский регионологический журнал № 4 (28)/2016 Литература
1. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб.: Дмитрий Буланин; М.: Институт Наследия, 1997. 224 с.
2. Веденин Ю. А. Литературные ландшафты как объекты наследия / География в школе. 2006. № 8. С. 15-21.
3. Замятин Д. Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. 512 с.
4. Замятин Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М.: Знак, 2006. 488 с.
5. Калуцков В. Н. Концептуальные основы литературной географии // Уральский исторический вестник. 2016. № 2 (51). С. 118-125.
6. Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» на период до 2024 года. Сельцо Михайловское: Пушкинский Заповедник, 2015. 186 с.
7. Лавренова О. А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII — начала XX веков (геокультурный аспект) / Под ред. Ю. А. Веденина. М.: Институт Наследия, 1998. 128 с.
8. Максаковский В. П. Литературная география: географические образы в русской художественной литературе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006. 407 с.
9. Михайловская пушкиниана: сборник статей научных сотрудников музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». Выпуск 20. Памяти Семена Степанович Гейченко. М., 2001. 172 с.
10. Пушкинская энциклопедия «Михайловское» в 3 т. Т. 1. С. Михайловское. М., 2003. 448 с.
11. Семенов-Тян-Шанский В. П. Район и страна М.; Л.: Государственное изд-во, 1928. 311 с.
12. Tuan, Yi-Fu. The City as a Moral Universe / Geographical Review. 1988, July. Vol. 78, No. 3. P. 316-324.
Об авторах
Калуцков Владимир Николаевич — доктор географических наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионове-дения, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия.
E-mail: bratynia@rambler.ru
Матасов Виктор Михайлович — аспирант, инженер кафедры физической географии и ландшафтоведения географического факультета, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Россия.
E-mail: viktor.matasov@landscape .edu.ru
V. Kalutskov, V. Matasov PUSHKINOGORYE AS A LITERARY LANDSCAPE
The article is dedicated to the structure and functioning of new facilities for cultural geography — literary landscapes. These landscapes are formed at the intersection of literary and geographical spaces. The experience of "reading" the literary landscape is realized on well-known example of the Pushkin Museum. This landscape consists of the literary, cultural and natural loci, which form an inseparable integrity of the territory, its horizontal structure. There are four main "layers " (cultural and historical strata of the museum) in the history of the vertical structure development and complication.
Key words: literary landscape, cultural geography, Pushkinogorye, museum-reserve, literary space.
Псковский регионологический журнал № 4 (28)/2016 About the authors
Prof. Vladimir Kalutskov, Department of Areal Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia.
E-mail: bratynia@rambler.ru
Viktor Matasov, PhD student, Geography Department, Lomonosov Moscow State University, Russia.
E-mail: viktor.matasov@landscape.edu.ru
Статья поступила в редакцию 05.07.2016 г.