Медиасреда. 2024. № 2. С. 20-23. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 2: 20-23. ISSN 2070-0717 (print).
Научная статья УДК 070
DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-2-20-23
ФЕЙКОВИЗАЦИЯ МЕДИАПРОСТРАНСТВА КАК ФАКТОР ИСКАЖЕНИЯ «ПОВЕСТКИ ДНЯ» Иван Сергеевич Наконечный
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. Фейковая информация в массмедиа как вызов обществу обретает глобальный смысл, поскольку не только подрывает доверие к институтам власти и средствам массовой информации, но и становится причиной нестабильной обстановки в обществе. «Фейк-ньюс» способны трансформировать и искажать «повестку дня» российских и региональных СМИ, тем самым создавая риски в реакции аудитории и влияя на формирование общественного мнения. Чаще всего стать объектами фальсификации рискуют темы актуальные в информационном пространстве на данный момент - это политическая сфера, социально-значимые происшествия, здравоохранение, промышленность, экология и другие. Мы рассмотрели данный вопрос на конкретных примерах из публикаций средств массовой информации на новостных порталах, в социальных сетях, мессенджерах. В результате исследования мы пришли к выводу, что фейковые новости способны влиять на пользователей социальных сетей и потребителей медиа, менять их мнение и даже влиять на дальнейшие действия. Мы также уделили особое внимание повестке, касающейся специальной военной операции - данная область является наиболее подверженной внедрению фейковых новостей по сравнению с другими актуальными сегодня темами. В то же время, именно эта тема влияет на поведение аудитории больше всего. В рамках исследования мы пользовались такими методами, как анализ, индукция, наблюдение, сравнение. Данная работа является дополнением к ранее проводимым исследованиям о теории «повестки дня», имеет теоретическую значимость для исследователей в данной области и перспективна с точки зрения развития методов анализа новостных потоков.
Ключевые слова: фейковизация, СМИ, искажение, повестка дня, общественное мнение
Для цитирования: Наконечный И. С. Фейковизация медиапространства как фактор искажения «повестки дня» // Медиасреда. 2024. № 2. С. 20-23. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-20-23
For citation: Nakonechny I. S. (2024). Fake media space as a factor in distorting the "agenda". Mediasreda, 2: 20-23. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-2-20-23
Согласно выводам, которые приводит в своем исследовании А. Быкадорова, средства массовой информации формируют индивида через передачу информационных потоков, прививая качества и свойства, необходимые для комфортного функционирования в обществе (Быкадорова 2023: 93). Фейковая информация стала частью этой парадигмы, определяемая в теории журналистики как отдельный жанр. Исследовательница отмечает, что Эдсон С. Тандок младший, Чжэн Вэй Лим и Ричард Линг при этом определяют связь между формированием «фейк-ньюс» и активным развитием «экономики эмоций» в интернет-пространстве, а также технологий пропаганды (Быкадорова 2023: 99). Таким образом, фейковизация как явление в СМИ преследует цель дезинформации и искажения представлений индивида о социальной реальности.
Самыми популярными темами для создания фейковых инфоповодов, как правило, служат: политическая сфера, социально-значимые происшествия, здравоохранение, промышленность, экология и другие (Кондратьев 2020: 95). В военной науке явление «фейк-ньюс» тесно связано с моральным воздействием на аудиторию в ходе информационного столкновения (Попова 2023: 540). Учитывая социально-политическую обстановку в России и мире в последние годы, данное утверждение имеет не только реальную основу для формирования данного явления, но и конкретные примеры его воздействия.
Выделяя основные подходы к проблеме социальной травмы, исследователь Дж. Александер указывает, что ни одно событие в отдельности не является травмирующим, но может стать таковым в результате намеренного культивирования его в качестве травмирующего фактора (Алейников 2020: 250). По этому принципу можно отметить результат фейковизации новостной повестки, которая вплетает в информационный поток волны негатива, способные изменить настроение общества или
отдельной группы, создать резонанс и даже привести к массовой панике (Драгунов 2018: 341).
Так было, например, в период первой волны новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда заголовки российских СМИ пестрили следующими «месседжами»: территории дезинфицируют, распыляя хлорку с самолетов, посылки из Китая могут быть опасны и так далее (Ефанов 2023: 166). Отдельный риск создавали неверные симптомы тех или иных штаммов, неверное количество заболевших жителей и непроверенное количество умерших. Совсем недавно в СМИ стала распространяться новость о вновь открывшихся в Москве ковидных госпиталях. Якобы количество заболевших вынуждает вновь развернуть дополнительные силы.
Помимо распространившегося в СМИ и попавшего в «повестку дня» фейка, существуют и другие источники лженовостей. Так, злоумышленники могут использовать повестку, чтобы внедрять непроверенную информацию и провоцировать беспокойство в обществе (Ильченко 2016: 26). Например, в первом полугодии 2020 года по всем городам России разошлась новость о «зараженных коронавирусом бананах». Источник информации сослался на «главный канал страны», однако никаких заявлений крупные федеральные каналы на эти темы не выдвигали. Российским ученым пришлось выступить с рядом заявлений о том, что новость не имеет оснований для доверия. Этот фейк не только ввел аудиторию в заблуждение, но и нанес убыток торговли в отдельных городах.
«Претензия на правдоподобность - основополагающий момент для самого ощущения того, что травма имела место», - отмечает в своем исследовании Дж. Александер (Алейников 2020: 251). Именно поэтому, фейковизации чаще подвергаются социально значимые темы. Актуальные новости обрастают ложной информацией, либо изначально являются фейком. Первый феномен может возникать непроизвольно, как следствие гонки региональных журналистов за оперативностью и вниманием аудитории (Мурзина 2021: 210).
На Всероссийском форуме «Диалог о фейках», организованном АНО «Диалог Регионы», специалисты сообщили, что объем недостоверной информации, распространяющейся в соцсетях, за 2023 год вырос на 78 % (см.: https://fakes.dialog.info/). В Челябинской области, по данным аналитиков «Диалога», за 2022 год было зафиксировано девять ложных инфоповодов; спустя год их стало семнадцать (там же).
Согласно исследованиям, в области военной науки фейковизация часто становится инструментом информационного столкновения и методом морального воздействия на граждан (Ситникова 2022: 35). Так, в 2023 году россияне стали сталкиваться с фейковыми новостями о беспилотных летательных аппаратах и диверсионных группах в пограничных районах страны, а также о повторной мобилизации.
В 2023 году одним из самых ярких культурных феноменов стал выход мини-сериала режиссера Жоры Крыжовникова «Слово пацана» о преступных группировках в Казани конца 1980-х годов. Из-за яркости повода эта тема не могла не появиться в центре фейковизации в материалах российских журналистов. Проект «Лапша Медиа», который нацелен на проверку и разоблачение сомнительных сообщений и заявлений в СМИ, опроверг информацию интернет-СМИ «Говорят в Снежинске» о возросшей в Челябинской области детской преступности после выхода в свет сериала, «романтизирующего криминальный мир». Данную информацию по запросу агентства опроверг глава города Андрей Пульников на своей личной странице ВКонтакте. «Корень» фейковизации данных в этом случае лежит в так называемом «сарафанном радио». Непроверенная информация поступила от жительницы города, которая услышала историю о малолетних бандитах от своего сына, а тот в свою очередь - от своих приятелей. Так народная байка стала инфоповодом и создала общественный резонанс, оказавшись в повестке местного интернет-источника (см.: https:// vk.com/wall-208719014_232271).
Приведем ещё один пример: летом 2019 года множество российских СМИ, имеющих авторитет как среди коллег, так и среди аудитории, опубликовали фейковую новость о китайской турфирме, которая обещала провезти туристов в Чернобыль, а в итоге отправляла их в Челябинск. Об этом рассказали такие издания, как gazeta.ru, v-kurse.ru, радио «Серебряный дождь». Другие новостные порталы распространили информацию, ссылаясь на крупные издания. Однако мало кто обратил внимание, что первоисточником новости является сатирический портал «Панорама», который специализируется на публикации намеренно выдуманных новостей. Так, попав в инфополе челябинских СМИ, новость «разлетелась» по местным изданиям и группам ВКонтакте с большим количеством подписчиков. Фейк (в данном случае намеренно созданный) оказался в «повестке дня» и спровоцировал бурные обсуждения и мемы. До опубликования опровержения южноуральцы, судя по комментариям и пользовательской активности, искренне верили в эту историю. Таким образом, фейковая новость не только попала в «повестку дня», но и воздействовала на мировосприятие читателей (Иванов 2023: 162).
«Фейком 2022 года» аналитики называют ложную информацию о возникновении холеры в разных водоемах регионов России. Фейк распространился в сети Интернет, за несколько месяцев сообщение увидели свыше 115 миллионов человек. Новость гласила, что возбудитель холеры содержится также в проточной воде. В данном случае, фейковизация «повестки дня» на социально значимую тему не
вызвала тревоги и паники у населения. В большинстве случаев читатели отнеслись к информации скептически. Во многом на это повлияло своевременно опубликованное опровержение новости главами территорий.
Таким образом, фейковые новости способны влиять на пользователей социальных сетей и потребителей медиа, менять их мнение и даже становиться стимулом реальных действий (Масюк 2020: 1916). Сознательное распространение ложной информации производится с целью политического, социального воздействия, манипуляции общественным мнением и формирования особой «повестки дня», которая, в свою очередь, соответствует коммерческим или иным намерениям автора. Ложная информация «перехватывает» информационную повестку и замыкает ее на себя, чтобы на какое-то время содержание фейкового сообщения стало центром внимания и активности потребителя медиа. В отдельных случаях фейковизированная повестка может служить рычагом паники, массовых беспорядков и возмущений, дискредитации конкретных лиц. Своевременное выявление фейков становится все более значимой задачей и компетенцией профессионалов медиапроизводства.
Список источников
Алейников А. В. «Fake news» в структуре производства рисков // Петербург - город будущего: новая городская политика в России и мире : сборник тезисов X Международной молодёжной научной конференции. Санкт-Петербург : ООО «Скифия-принт», 2020. С. 249-251.
Архипова М. В. Социальные медиа, как информационно-коммуникационный институт формирования имиджа // Научный лидер. 2024. № 3. С. 52-56.
Быкадорова А. С. Факторы, влияющие на появление и распространение фейк-ньюс, и методы снижения их влияния (по материалам исследования 2022-2023 гг.) / А. С. Быкадорова // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. №. 3 (21). С. 92-104.
Драгунов А. В. Фейк в российских региональных СМИ (на примере СМИ Южного Урала) // Коммуникативные стратегии информационного общества : труды X Международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. С. 339-346.
Ефанов А. А. Фейковизация и постправдизация информационной повестки дня в контексте первой «волны» пандемии коронавируса (COVID-19) // Вестник НГУ Серия: История, филология. 2023. Т. 22, №. 6. С. 161-170.
Иванов Д. М., Лутфулин М. Д., Файзрахманова Е. В. Неоднозначные информационные инструменты создания ажиотажного спроса // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Курск : Юго-Западный государственный университет, 2023. С. 161-164.
Ильченко С. Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности // Медиаскоп. 2016. № 4. С. 24-28.
Кондратьев Р. Я. Фейк-новости как инструмент социального управления и объект применения методов информационной безопасности / С. Н. Ильченко // Современные технологии управления. 2020. № 1 (91). С. 6-17.
Кудряшев А. Ф. Перевернутая истина // Современные философские исследования. 2024. № 4. С. 58-70.
Масюк Ю. С. Фейковые новости в контексте функционирования общественного мнения // Инновации Наука. Образование. 2020. № 22. С. 1914-1919.
Мурзина Е. В. Проблемы медиапотребления в условиях динамических изменений в современном обществе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (71). С. 205-214.
Напсо М. Б. К вопросу о социально-психологических последствиях оборота недостоверной информации в условиях цифровизации // Человеческий капитал. 2024. № 1 (181). С. 181-191.
Попова О. А. Распространение негативного информационного контента (фейков) как детерминанта роста криминального поведения личности в информационном обществе // Личность преступника в изменяющемся мире (Долговские чтения) : сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Москва : Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2023. С. 536-544.
Ситникова Т. И., Якушенко В. Е., Кычкин И. И. Роль политических фейков в формировании общественного мнения // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» : Материалы Международной научно-методической конференции, Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург : ГНИИ «Нацразвитие», 2022. С. 31-38.
Чертов Д. А. Deepfake: эволюция фейка как угроза медиасреде // Региональная журналистика в новой
коммуникационной среде: уроки пандемии Covid-19 : сборник материалов Студенческих научных чтений. Екатеринбург : Издательский центр департамента «Факультет журналистики» УГИ УрФУ, 2021. С. 182-187.
Информация об авторе
И. С. Наконечный - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета
Научный руководитель: Марина Викторовна Загидуллина, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.
Статья поступила в редакцию 11.02.2024; одобрена после рецензирования 15.02.2024;
принята к публикации 15.02.2024. The article was submitted 11.02.2024; approved after reviewing 15.02.2024; accepted for publication 15.02.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.