Современная школа
ЧИППКРО
УДК 37.01
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД ШКОЛЫ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Трошков С.Н., Красюн Г.А.
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия выполнения публичным докладом школы функции информационной основы организации диалога участников образовательного процесса по реализации ФГОС начального общего образования.
The authors consider pedagogical conditions under which public school report acting an information basis ofparticipants of educational process dialogue in the conditions of federal state educational standards of basic general education.
Ключевые слова: аналитический отчет, педагогические условия, публичный доклад, готовность к введению ФГОС.
Analytical report, pedagogical conditions, a public report, the readiness for the introduction of Federal State Educational Standards.
В числе принципов государственной политики, определенных ст. 2 Закона РФ «Об образовании» [6], значится идея демократического, государственно-общественного характера управления общим образованием. Однако экспертиза приоритетного национального проекта «Образование», проведенная Общественной палатой России, назвала одним из «узких мест» системы общего образования её закрытость и оторванность от общества. Одной из форм обеспечения информационной открытости и прозрачности учреждения общего образования является публичный доклад муниципального общеобразовательного учреждения за последний отчетный (годичный) период.
B.C. Лазарев определяет управление школой как особую деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей и целей развития общеобразовательного учреждения [26, с. 34]. Отметим, что управление, в котором участвуют педагоги, родители, обучающиеся в роли
субъектов, называют партисипативным. Управление обеспечивает организованность, которая достигается специально созданными связями и отношениями собранных в школе людей. Если раньше эти связи и отношения задавались, исходя из общих требований к школе и обязанностей педагогических работников, то теперь речь идет, по мнению М.М. Поташника, о формировании команды [20].
Выбор темы исследования определен потребностями совершенствования системы пар-тисипативного управления общеобразовательной школой в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования и обусловлен следующими обстоятельствами.
Содержание нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов, сформированных на уровне государства и органов управления в сфере общего образования, подтверждает важность публичного доклада и выражает потребность в информировании субъектов образовательного сообщества о положении дел, успехах и проблемах введения ФГОС начального общего образования в школе. К таким документам и материалам федерального уровня мы относим, прежде всего: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-нацзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования» [27]; Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [7]; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [14], включающая требования к форматам обязательной публичной информации образовательных организаций, ориентированной на потребителей образовательных услуг.
Анализ работ по теории внутришкольного управления [3, 8, 12, 19], раскрывающих вопросы педагогического анализа, информационного обеспечения управления и организаторской де-
ятельности руководителей школы, позволил определить место публичного доклада в системе с другими локальными документами нашего общеобразовательного учреждения [4] по реализации (осуществлению, исполнению) ФГОС начального общего образования.
Характеристика педагогической практики подготовки, утверждения и распространения публичного доклада в школе, ее состояния и потребностей, подтверждает значимость данного локального документа в реализации ФГОС начального общего образования. Вопросы публичной отчетности постоянно находятся в поле зрения административных и педагогических работников учреждений общего образования Челябинской области и обсуждаются на форуме ГОУ ДПО ЧИППКРО, посвященном введению ФГОС [17]. Использование имеющихся разработок в данной области (центр образования № 548 «Царицыно» г. Москва, муниципальная гимназия № 210 «Корифей» г. Екатеринбург, университетская гимназия «Универс» г. Красноярск и др.), прошедших успешную апробацию и получивших одобрение со стороны органов управления и экспертного сообщества, является одним из условий обеспечения качественной подготовки публичного доклада общеобразовательного учреждения. Эффективный опыт разработки, обсуждения и представления публичного доклада имеется и у МАОУ СОШ № 84 г. Челябинска [23].
На этой основе сформулирована проблема исследования: при каких педагогических условиях публичный доклад школы обеспечивает организацию диалога участников образовательного процесса по реализации ФГОС начального общего образования.
В ходе теоретического исследования у нас возникла необходимость выявления точного педагогического значения термина «условие», т.к. во многих научных работах смысл условий, заложенных в гипотезу, варьируется на протяжении всего текста, не получая строго однозначного толкования. В энциклопедической литературе понятие «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Поддерживая точку зрения Н.Л. Коршуновой [11], мы полагаем, что целесообразно различать употребление в педагогике термина «условие» в значении «всё то, от чего зависит
другое» от употребления в значении «среда, обстановка, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления».
Для разрешения избранной нами проблемы поставлена следующая цель исследования -определить педагогические условия выполнения публичным докладом школы функции информационной основы организации диалога участников образовательного процесса по реализации ФГОС начального общего образования. При этом мы учитывали, что функция (лат. исполнение, соответствие, совершение, отображение): внешнее проявление свойств како-го-либо объекта в системе отношений; роль (значение, назначение), которую выполняет определенный компонент по отношению к целому; то, что определяет разнообразные взаимосвязи, взаимодействия элементов системы; целевое предназначение компонента в системе, характеризующее содержание, формы и методы деятельности по её достижению [18].
Объект исследования: публичный доклад школы. Предмет исследования: роль публичного доклада школы в организации диалога участников образовательного процесса по реализации ФГОС начального общего образования.
Теоретико-методологической основой исследования являются общенаучные принципы и методы системного подхода в изучении педагогических объектов [9], концепция государственных стандартов общего образования, разработанная коллективом РАО [22].
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой публичный доклад школы выполнит функцию информационной основы организации диалога участников образовательного процесса по реализации ФГОС начального общего образования, если определить сущность понятия «публичный доклад школы», сформулировать цель и задачи доклада, выявить его особенности; определить структуру публичного доклада школы и обосновать требования к качеству информации, включаемой в доклад; разработать регламент подготовки, утверждения и распространения публичного доклада школы.
Публичный доклад опирается на определенные подходы и понятийный аппарат. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова трактуют понятие «доклад» как публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение опреде-
ленной темы; отчет о своих действиях, работе, о том, что поручено, сделано [15].
Под публичным докладом общеобразовательной школы понимается аналитический публичный документ в форме периодического отчета учреждения общего образования перед обществом, обеспечивающий регулярное информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития общеобразовательного учреждения [13, с. 40]. Следовательно, публичный доклад как аналитический отчет - особая форма исследовательской деятельности, используемая по завершении учебного года в качестве внутришкольного контрольного документа при подведении итогов работы общеобразовательного учреждения.
Публичный доклад как исследовательский жанр предполагает осуществление действий вторичного анализа по отношению к длительному промежутку времени, к уже проведенной работе, к деятельности в целом. Отсюда, вторичный анализ осуществляется при условиях, если проводящие его руководители и педагоги муниципальной общеобразовательной школы:
— направленно работали над решением определенной практической проблемы (например, см. письмо Министерства образования и науки Челябинской области «Вопросы и ответы по введению ФГОС начального общего образования на территории Челябинской области» от 24.03.2011 г. № 103/1442);
— осуществляли инновационную деятельность (например, см. письмо Управления по делам образования города Челябинска «О дис-семинации результатов инновационной деятельности образовательных учреждений - пилотных площадок по введению ФГОС начального общего образования» от 13.04.2011 г. № 16-02/1487);
— проводили систематический мониторинг результатов своей профессиональной деятельности (например, см. письмо Управления по делам образования города Челябинска «Аналитическая справка по результатам мониторинга готовности образовательных учреждений к введению ФГОС начального общего образования» от 19.05.2011 г. № 16-02/2343);
— нуждались в обобщении опыта своей профессиональной деятельности (например, см. письмо Управления по делам образования города Челябинска «О диссеминации эффектив-
ного опыта введения ФГОС начального общего образования в системе образования г. Челябинска» от 16.05.2011 г. № 16-02/2202);
— нуждались в экспертизе своей профессиональной деятельности и объективной оценке ее результатов (например, см. письмо Управления по делам образования города Челябинска «О проведении оценки готовности образовательных учреждений г. Челябинска к введению ФГОС начального общего образования» от 15.04.2011 г. № 16-02/1550).
Итак, публичный доклад можно подготовить и написать только при наличии целенаправленно собираемой информации и при желании (потребности) экспертизировать свою профессиональную деятельность. Только это может стать основанием выбора данной формы исследовательской деятельности.
Цель публичного доклада - дать значимую информацию широкому кругу читателей (педагогам, обучающимся и их родителям, представителям учредителя, органов управления образованием, средств массовой информации, общественных организаций, спонсорам и другим заинтересованным лицам) о положении дел, успехах и проблемах введения ФГОС начального общего образования в школе как целостной педагогической системе.
Задачи публичного доклада: 1) информировать участников образовательного процесса о деятельности, основных результатах прошедшего учебного года и проблемах подготовки школы к введению ФГОС начального общего образования; 2) информировать потребителей образовательных услуг о дальнейших шагах по введению ФГОС начального общего образования в школе, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности; 3) обеспечить информационную основу организации диалога участников образовательного процесса в школе по реализации ФГОС начального общего образования и согласования интересов субъектов образовательного сообщества; 4) способствовать расширению круга (увеличению числа) социальных партнеров и повышению эффективности их взаимодействия со школой по реализации ФГОС начального общего образования. Опираясь на исследование
B.C. Безруковой [2], мы выявили, что публичному докладу школы как аналитическому отчету присущи следующие особенности:
— аспектность (аспектность публичного доклада требует выбора темы, которая является предметом анализа. Например, «анализ профессиональной готовности школы к реализации требований ФГОС начального общего образования»);
— рефлексивность (объектом осмысления и анализа выступают собственное состояние и деятельность участников редакционной группы, готовящей публичный доклад по заявленной теме);
— коррелятивность (соотнесенность исходных и итоговых, результативных характеристик объекта анализа - готовность начальной школы к введению ФГОС);
— объективность и документальность (объект публичного доклада: конкретная реальная деятельность участников образовательного процесса по подготовке начальной школы к введению ФГОС, представленная фактами и статистическими данными).
Важный признак публичного доклада - это его структура. По определению В.Г. Афанасьева, структура - внутренняя форма системы, отражающая собой взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов [1]. В логическом словаре Н.И. Кондакова структура раскрывается как прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, процесса как целого [10]. Структура публичного доклада рассматривается нами в качестве ключевого атрибута педагогического конструкта.
В соответствии с общими рекомендациями по подготовке публичных докладов образовательных учреждений [13], структура публичного доклада школы включает в себя два основных блока:
1) обязательную часть, состоящую из следующих разделов: общая характеристика учреждения; особенности образовательного процесса; условия осуществления образовательного процесса; результаты деятельности учреждения, качество образования; социальная активность и внешние связи учреждения; финансово-экономическая деятельность; решения, принятые по итогам общественного обсуждения; заключение, перспективы и планы развития;
2) вариативную часть, содержание которой диктуется спецификой школы.
Традиционно структура публичного аналитического отчета состоит из трех частей. Во введении обосновывается актуальность темы
отчета, представляются объект и предмет анализа, определяются вид и тип анализа, дается описание технологии и этапов осуществления анализа. Аналитическая часть имеет свое название в соответствии с темой отчета и подразделяется на разделы (параграфы) согласно логике изложения. Аналитический отчет заканчивается синтезом, обобщением или интеграцией всего того, что описывалось по разделам и элементам; это делается в выводах или резюме.
Опираясь на технологию проблемно ориентированного анализа состояния учреждения общего образования [25], результатов работы педагогов [24] и исходя из представления общеобразовательного учреждения как целостной педагогической системы, по нашему мнению, публичный доклад школы по её готовности к реализации ФГОС начального общего образования должен включать в себя следующие компоненты (разделы).
В первом разделе публичного доклада «Паспорт школы» даются общие сведения об общеобразовательном учреждении в форме официальной информационной справки (тип, статус, миссия, цели и предмет деятельности, адрес, год основания, регистрация, аккредитация, лицензия, устав, учредитель, собственник, банковские реквизиты, руководитель учреждения).
Во втором разделе публичного доклада «Главные субъекты образовательного процесса в начальной школе» представляется состав основных участников образовательного сообщества. Современная школа как сложное социально-педагогическое учреждение включает в себя педагогический коллектив, коллективы обучающихся, ассоциацию родителей.
В третьем разделе публичного доклада «Результаты готовности школы к реализации ФГОС начального общего образования» обобщаются промежуточные и конечные результаты деятельности общеобразовательного учреждения в прошедшем учебном году, включающие в себя результаты работы на основе внешней и самооценки; формулируются проблемы результатов работы школы на основе расхождения желаемых (планируемых) и имеющихся.
Назначение четвертого раздела публичного доклада «Процесс подготовки школы к реализации ФГОС начального общего образования» состоит в ознакомлении участников образовательного процесса с ходом подготовки общеоб-
разовательного учреждения к введению стандартов «второго поколения»; выявлении недостатков процесса подготовки, из-за которых возникли проблемы результатов.
В пятом разделе публичного доклада «Условия обеспечения процесса подготовки школы к реализации ФГОС начального общего образования» выделяются ресурсы, необходимые для осуществления данного процесса в общеобразовательном учреждении, в том числе, нормативноправовые, кадровые, программно-методические, организационные, финансово-экономические, материально-технические, санитарно-гигиеничес-кие и информационные; выявляются недостатки условий, из-за которых возникли проблемы процесса подготовки школы к реализации ФГОС начального общего образования.
В шестом разделе публичного доклада «Управление подготовкой школы к реализации ФГОС начального общего образования» раскрывается система управления этим процессом в общеобразовательном учреждении, включающая совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения; выявляются недостатки системы внутришкольного управления, из-за которых возникли проблемы условий и процесса подготовки школы к реализации ФГОС начального общего образования.
В завершающем разделе публичного доклада «Проблемы и направления работы школы в новом учебном году» определяются актуальные проблемы, на преодоление которых будет направлена деятельность общеобразовательного учреждения по реализации ФГОС начального общего образования.
Естественно, что публичный доклад школы должен иметь титульный лист, который является первой страницей, «лицом» доклада. Здесь указываются его основные реквизиты. Вторая страница публичного доклада - оглавление, в котором приводятся все заголовки частей и разделов доклада, указываются страницы, с которых они начинаются.
Такой порядок изложения публичного доклада позволяет, во-первых, кратко и целостно представить деятельность общеобразовательного учреждения, основные результаты и актуаль-
ные проблемы подготовки начальной школы к реализации ФГОС; во-вторых, способствует формированию у участников образовательного сообщества системного видения этого процесса.
Нами определены следующие требования к качеству информации, включаемой в публичный доклад школы:
— актуальность (информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп - участников образовательного сообщества, способствовать принятию управленческих решений в общеобразовательном учреждении. Решение о том, является ли та или иная информация актуальной, основывается на консультациях с потребителями образовательных услуг и выборе вопросов, представляющих общественный интерес);
— достоверность (информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в публичном докладе, необходимо подкреплять ссылками на источники информации. Основными источниками информации для публичного доклада школы являются: государственная и муниципальная статистическая отчетность сферы общего образования и смежных областей, официальные региональные и муниципальные мониторинговые исследования, репрезентативные социологические и психологические исследования, данные внутреннего мониторинга общеобразовательного учреждения. Источники информации должны отвечать критерию надежности);
— необходимость и достаточность (приводимые данные и факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений публичного доклада. Дополнительная информация приводится в приложении);
— доступность (доступность изложения публичного доклада - соответствие характера представляемой информации (язык, стиль, оформление и др.) возможностям восприятия потенциальных читателей. Публичный доклад ориентирован на широкий круг читателей, что определяет доступный стиль изложения и презентационный тип оформления);
— регулярность (публичный доклад представляется раз в год).
Публичный доклад должен включать аналитическую информацию, основанную на показателях, содержательно характеризующих состояние
готовности начальной школы к введению ФГОС общего образования. Представляемые в публичном докладе школы данные должны быть интерпретированы и прокомментированы с точки зрения их значения для участников образовательного процесса. При этом необходимо использовать как динамические сравнения, так и актуальную на момент составления доклада информацию о деятельности школы.
В основе отобранного варианта индикаторов деятельности по подготовке школы к реализации ФГОС начального общего образования лежит бинарная схема: индикаторы результатов и ресурсов. Их соотношение, выраженное в цифрах и описательно, является, по нашему мнению, свидетельством эффективности общеобразовательного учреждения. В состав индикаторов входят показатели, количественные и качественные (квалиметрические) характеристики которых свидетельствуют о комплексе успешных и неуспешных, эффективных и неэффективных действий школы, направленных на достижение определенной цели.
Нами разработан следующий регламент подготовки, утверждения и распространения публичного доклада школы, который определяется следующими позициями.
Решение о подготовке публичного доклада принимается учредителем - Управлением по делам образования города Челябинска или руководителем общеобразовательного учреждения - директором школы. Порядок подготовки публичного доклада школы регламентируется нормативным правовым актом учредителя, согласованным с муниципальным советом по образованию, либо локальным нормативным правовым актом автономного общеобразовательного учреждения, согласованным с наблюдательным советом, и представленным в виде положения, приказа, памятки, плана-перечня организационных мероприятий, требований, технологической карты, алгоритма, рекомендаций и др. [16; 21]. Перечисленные локальные акты подготовки публичного доклада школы этими видами не ограничиваются. Законом РФ «Об образовании» [6] общеобразовательному учреждению предоставлено право самостоятельно определять локальную нормативную правовую основу своей деятельности - это компетенция учреждения общего образования.
Локальные нормативные правовые акты, регламентирующие подготовку, утверждение и распространение публичного доклада школы, включают следующие действия:
1) определение состава рабочей (редакционной) группы по подготовке доклада, в которую входят педагогические и административные работники, руководители профессиональных объединений педагогов и функциональных служб школы, научный консультант, члены общешкольного родительского комитета;
2) составление сетевого графика подготовки доклада, включающего разработку структуры доклада и её утверждение; сбор и обработку необходимых для доклада фактов, статистических данных и данных о результатах различных обследований; написание проекта доклада; обсуждение проекта доклада с привлечением общественных организаций и объединений; доработку проекта доклада по результатам его обсуждения; утверждение доклада;
3) определение перечня мероприятий по распространению доклада, включающих публикацию доклада по основным информационным каналам (сайт школы; средства массовой информации; отдельное печатное издание, объем которого не должен превышать 2,5 печатных листов, без учета приложений); привлечение потребителей образовательных услуг к оценке опубликованного доклада; участие в муниципальном конкурсе публичных докладов образовательных учреждений. С точки зрения маркетинга образовательных услуг, составление и распространение публичного доклада можно рассматривать в качестве эффективной возможности формирования конкурентных преимуществ школы [5].
Таким образом, на начальном теоретическом этапе исследования нами были определены, а затем на практическом этапе опытным путем проверены необходимые педагогические условия, при которых публичный доклад школы выполняет функцию информационной основы организации диалога участников образовательного процесса по реализации ФГОС начального общего образования. К их числу мы отнесли: определение сущности понятия «публичный доклад школы», формулирование цели и задач доклада, выявление его особенностей; определение структуры публичного доклада школы и обоснование требований к качеству
информации, включаемой в доклад; разработку регламента подготовки, утверждения и распространения публичного доклада школы.
Литература
1. Афанасьев, В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В.Г. Афанасьев // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегод. - М.: Наука, 1982. - С. 26-46.
2. Безрукова, B.C. Настольная книга педа-гога-исследователя / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: Дом учителя, 2000. - 236 с.
3. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т.Н. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. - 192 с.
4. Елысина, В.А. Функциональная модель воспитательной системы школы-комплекса / В.А. Елысина, Г.А. Красюн, С.НТрошков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск, ООО «Пронто», 2010. - № 1(6). - С. 99-106.
5. Джой, Е.С. Возможности формирования конкурентных преимуществ образовательного учреждения / Е.С. Джой // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.
- Челябинск, ООО «Пронто», 2010. - № 2(4). -
С.94-98.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ВАКО, 2001. - 48 с.
7. Из Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Вестник образования России. -2008.-№22. -С. 4-29.
8. Конаржевский, Ю.А. Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год / Ю.А. Конаржевский. - Псков: ПОИУУ, 1996. - 46 с. -(Управление образованием. Вып. 3).
9. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе: учеб. пособие / Ю.А. Конаржевский. -Челябинск: 41 ПИ, 1986. - 135 с.
10. Кондаков, Н.И. Логический словарь / Н.И. Кондаков. - М.: Наука, 1971. - 656 с.
11. Коршунова, Н.Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике / Н.Л. Коршунова // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(57) / сост. И.К. Журавлев, B.C. Шубинский. - М.: Педагогика, 1991. - С. 6-12.
12. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики / М.Л. Агранович и др. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 133 с.
13. О подготовке публичных докладов образовательных учреждений всех уровней, а также региональных и муниципальных органов, осуществляющих функции по управлению образованием, с целью их дальнейшего утверждения на федеральном уровне / И.М. Реморенко, М.С. Попов и др. // Вестник образования России. - 2010. -№ 12. - С. 39-45; № 14. - С. 44-51.
14.0 федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ob-edu (01.09.2011).
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996.-928 с.
16. Организация деятельности школы / авт,-сост. Л.И. Максимова, Л.А. Федорова. - М.: Астрель: ACT, 2002. - 173 с. - (Образование в документах и комментариях).
17. Официальный сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipk74.ru (01.09.2011).
18. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
19. Пинский, А.А. Общественное участие в управлении школой: школьные советы / А.А. Пинский. - М.: Альянс Пресс, 2004. - 127 с.
20. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: метод, пособие / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 320 с.
21.Савкин, А.П. Образцы локальных актов по управлению школой / А.П. Савкин. - М.: АРКТИ, 2004. - 208 с.
22. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования / под общ. ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
- М.: Просвещение, 2006. - 31 с.
23.Трошков, С.Н. Публичный доклад как форма обеспечения информационной открытости общеобразовательного учреждения / С.Н.
Трошков, Г.А. Красюн // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы II межрегион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - Челябинск: ИИ-УМЦ «Образование», 2009. - Ч. I. - С. 150-152.
24. Трошков, С.Н. Технология проблемно-ориентированного анализа результатов работы учителя / С.Н. Трошков // Личностно-ориентированный урок как основа воспитания школьников: аналитический аспект. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2008. - С. 21-29.
25.Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учрежде-
ний / под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995. - 464 с.
26. Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие / под ред. B.C. Лазарева. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. - 336 с.
27. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования» // Российская газета. - 2010. - 10 ноября.