Научная статья на тему 'Концептуальная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса'

Концептуальная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1611
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая воспитательная система / концептуальная модель / системное мышление / принципы воспитания / содержание воспитания / Humanistic educational system / conceptual model / systems thinking / principles of education / the content of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елькина Валентина Афанасьевна, Красюн Галина Александровна, Трошков Сергей Николаевич

В статье рассматриваются особенности концептуальной модели гуманистической воспитательной системы школыкомплекса, которая включает методологические основы, ключевые идеи, цели, задачи, принципы и содержание воспитания детей в школе-комплексе определяются ведущие понятия гуманистического воспитания в общеобразовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елькина Валентина Афанасьевна, Красюн Галина Александровна, Трошков Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the conceptual model of humanistic education of schoolcomplex that includes a methodological framework, key concepts, objectives, goals, principles and content of education of children in the school complex defined the leading concept of humanistic education in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса»

Тлъкина Ф. Л, %расюн Т. Я, Щюшкрв С- Я.

Хрниептуалъная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса

Типотезы, дискуссии, рассуждения

УДК 37.01 ББК 74.200

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА

Елькина В. А., Красюн Г. А., Трошков С. Н.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности концептуальной модели гуманистической воспитательной системы школы-комплекса, которая включает методологические основы ключевые идеи, цели, задачи, принципы и содержание воспитания детей в школе-комплексе: определяются ведущие понятия гуманистического воспитания в общеобразовательном учреждении.

The article discusses the features of the conceptual model of humanistic education of school-complex that includes a methodological framework, key concepts, objectives, goals, principles and content of education of children in the school complex: defined the leading concept of humanistic education in educational institutions.

Ключевые слова: гуманистическая воспитательная система, концептуальная модель, системное мышление, принципы воспитания, содержание воспитания.

Humanistic educational system, conceptual model, systems thinking, principles of education, the content of education.

Наиболее существенным результатом модернизации общего образования в последнее десятилетие является признание приоритетности воспитательной функции общеобразовательного учреждения.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость организации воспитательной работы в учреждении общего образования на системной основе. Это возможно лишь при системной организации мышления и действий всех участников воспитательного процесса в школе-комплексе - от педагогов до руководителей разного уровня. Под системным

мышлением мы, вслед за Ю. А. Конаржевским, понимаем современное и историческое, широкое и избирательное, точное и образное одновременное видение необычного в обычном, соединение несоединимого, поиск неожиданного решения и умение за повседневностью видеть перспективу [16]. Формирование системного стиля мыслительной и практической деятельности не представляется возможным без оснащения её системными средствами, одним из которых является концептуальная модель.

Концептуальная модель - это такая мысленно представляемая система основополагающих идей, которые составляют фундамент воспитательной системы общеобразовательного учреждения. В то же время концептуальная модель представляет собой процесс зарождения и развития новой идеи, а также определенный этап или результат этого процесса.

Изучение педагогической теории и практики по созданию системы воспитания в образовательных учреждениях разных типов и видов в прошлом и настоящем, а также анализ ряда гуманистических концепций воспитания, построенных на основе глубоких научных знаний и применяемых в практической деятельности учреждения образования, позволили администрации и педагогическому коллективу МОУ СОШ № 84 г. Челябинска смоделировать рабочий вариант собственной концептуальной модели воспитательной системы [2; 6; 10; 15; 18; 19; 23].

В современных условиях, руководствуясь Законом РФ «Об образовании» (ст. 12, п. 8) [8], мы рассматриваем МОУ СОШ № 84 г. Челябинска как школу-комплекс, сознательно объединяющую под общим управлением и финан-

Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал

41

Яаучпое обеспечение системы повышения квалификации кадров

сированием несколько воспитательно-образовательных учреждений для обеспечения на основе преемственности реализации различных воспитательных программ на уровнях (ступенях) дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [7, с. 90].

При представлении концептуальной модели гуманистической воспитательной системы школы-комплекса нами используется следующий алгоритм её изложения:

¡.Актуальные предпосылки создания концептуальной модели гуманистической воспитательной системы школы-комплекса.

2.Основополагающие идеи концептуальной модели воспитательной системы школы-комплекса.

3.Определение понятия «гуманистическое воспитание».

4.Цель и задачи гуманистического воспитания в школе-комплексе.

5.Принципы гуманистического воспитания в школе-комплексе.

6.Содержание гуманистического воспитания в школе-комплексе.

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды, сформировать системное видение воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.

1. Актуальные предпосылки создания концептуальной модели гуманистической воспитательной системы школы-комплекса.

Создание гуманистической воспитательной системы школы-комплекса определяется рядом социально-культурных, научно-педагогических и экспериментально-исследовательских предпосылок.

Влияние социальной среды отдаленного городского микрорайона на стабильное функционирование и развитие общеобразовательного учреждения является важной предпосылкой создания гуманистической воспитательной системы школы-комплекса. Результаты исследования социальной среды Северо-восточного микрорайона г. Челябинска как условия жизнедеятельности школы-комплекса позволили нам сформулировать основополагающие выводы. На стабильное функционирование и развитие МОУ СОШ № 84 г. Челябинска значительное влияние оказывают следующие объективные

факторы: территориальный, так как географически Северо-восток удален от центральной части города, что делает его социум относительно замкнутым; социально-демографический, и, в первую очередь, семья как первый социум ребенка, который характеризуется противоречиво; национально-культурный, поскольку в последнее время в микрорайоне растет интерес жителей к своим этнокультурным традициям, истории и фольклору; социально-экономический, который оказывает деструктивное воздействие на воспитательную деятельность общеобразовательного учреждения; экологический, который обостряет проблему сохранения здоровья населения микрорайона; социокультурный, оказывающий в основном неблагоприятное воздействие на жизнедеятельность школы-комплекса.

Осмысление места и роли общеобразовательного учреждения в социокультурном пространстве отдаленного городского микрорайона является фундаментальной основой для консолидации школы-комплекса с различными предприятиями и учреждениями образования, науки, культуры, здравоохранения как с социальными партнерами. Следовательно, создание в МОУ СОШ № 84 г. Челябинска гуманистической воспитательной системы представляется нам вполне логичным.

Методологической основой создания гуманистической воспитательной системы школы-комплекса являются: системный подход к построению воспитательного процесса, деятель-ностный подход в воспитании, личностно-ориентированный и средовой подходы в воспитательной деятельности.

«Воспитание эффективно, если оно системно» [14]. Данный постулат В. А. Караков-ского свидетельствует о целесообразности применения системного подхода, потому что: во-первых, личность ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный) в максимальной степени взаимосвязаны. Результатом его является воспитательная система общеобразовательного учреждения; во-вторых, происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического воспитания; в-третьих, созданная

Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал

<Выпуа{ 2(4) • 2010

Тлъкина Ф. Л, %расюн Т. Я, Шрошкрв С- Н.

Хрнигптуалъная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса

воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива; в-четвертых, специально моделируются условия для самореализации личности, что способствует её творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации отношений; в-пятых, в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» общеобразовательного учреждения, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов школьного сообщества; в-шестых, создание воспитательной системы, включающей в себя освоенную коллективом общеобразовательного учреждения социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность; в-седьмых, системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов общеобразовательного учреждения.

Суть воспитания с точки зрения деятельно-стного подхода - совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач [4]. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности составляет содержание воспитательного процесса. Воспитательный процесс исходит из необходимости проектирования и создания ситуаций воспитательной деятельности. Специфика деятельностного подхода в воспитании заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощи ребенку в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Данный подход ориентируется на сенситивные периоды развития детей, учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка.

Целесообразность применения личностно-ориентированного подхода объясняется следующими причинами: во-первых, использование в педагогической деятельности этого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка для развития его индивидуальности, проявления субъектных качеств в быстро изменяющемся социуме; во-вторых, наличие у педагогов и руководителей разного уровня общеобразовательного учреждения представлений о сущности, строении и структуре этого подхода позволяет им более целена-

правленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности, как отдельного ребенка, так и школьного сообщества в целом; в-третьих, современное общеобразовательное учреждение остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, демократизации его жизнедеятельности [3]. Именно поэтому очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем воспитания детей.

Целесообразность применения средового подхода объясняется следующими причинами: во-первых, общеобразовательное учреждение не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь детей заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая учреждение образования в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме (микрорайоне); во-вторых, совершенствование внутренней среды общеобразовательного учреждения: оформление учреждения образования, чистота и порядок в нем создают стабильно действующий фактор воспитания у детей благородных чувств, отношений и поведения [17].

Теоретической базой создания концептуальной модели воспитательной системы школы-комплекса являются следующие концепции:

- системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.);

- гуманистического воспитания школьников (В. Т. Кабуш, Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева

и др.);

- воспитания ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская, В. В. Зеньковский, C.B. Кульневич и др.);

-духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков);

- «Город - воспитывающий социум» (И. Г. Николаев, И. Л. Качуро, А. В. Поминов и др.).

Следовательно, использование в педагогической практике традиционных и инновационных подходов и концепций воспитания свидетельствует о современной методологической и теоретической базе создания концептуальной модели гуманистической воспитательной сис-

Яауч но-т еорет imcciçii /7 журнал

43

Яаучное обеспечение системы повышения квалификации кадров

темы школы-комплекса [20].

Сущность экспериментально-исследовательских предпосылок определяется процессом развития муниципального общеобразовательного учреждения. Основные направления модернизации российского образования (аспект воспитания), изменения в ценностных основаниях воспитания, особенности современной социокультурной ситуации делают необходимым разработку нового содержания и технологий воспитания в учреждении общего образования. Данная задача решается через организацию экспериментально-исследователь-ской работы.

В настоящее время МОУ СОШ № 84 г. Челябинска имеет статус муниципальной инновационной площадки. Актуальность темы экспериментального исследования «Гуманистическая воспитательная система школы-комплекса как среда становления гармонично развитой личности» объясняется реальным противоречием между объективной необходимостью обеспечить общую направленность воспитательной деятельности образовательного учреждения на становление гармонично развитой личности и отсутствием в школе-комплексе гуманистической воспитательной среды. По нашему мнению, в качестве воспитательной среды общеобразовательного учреждения может выступать гуманистическая воспитательная система школы-комплекса, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для становления гармонично развитой личности [5].

2. Основополагающие идеи концептуальной модели воспитательной системы школы-комплекса.

Современное состояние общественной жизни несет в себе опасность многих негативных явлений, связанных с усилением бездуховности, разрушением привычных устоев и нравственных ориентиров. Дефицит гуманизма особенно губителен для подрастающего поколения. Повсеместно заметен рост вандализма, жестокости, преступности, наркомании, алкоголизма среди детей и подростков. Выход из надвигающегося кризиса лежит на путях изменения отношения к отдельному человеку и изменения самого человека, повышения его роли и личной ответственности за судьбу страны.

Главная цель деятельности школы-

комплекса, а, следовательно, и всех ее воспитательных усилий - достижение детьми высокого уровня развития, воспитание нравственной личности, руководствующейся общечеловеческими ценностями. Процесс становления личности ребенка - процесс непрерывный, исключительно сложный, противоречивый, однако управляемый, он поддается целенаправленному воздействию. Степень успешности воспитания ребенка в значительной степени зависит от того, насколько изменилось сегодня наше педагогическое сознание. Есть ли у нас средства для решения столь сложной задачи? На наш взгляд, одно из самых действенных и универсальных -это создание в образовательном учреждении гуманистической воспитательной системы.

Главные идеи гуманистической воспитательной системы школы-комплекса сформулированы в афоризмах И.Канта: «Человек - не средство, а цель!», «Человек - мера всех вещей!», «Человек - главное богатство общества!», «В начале человек, а потом - дело, которому он служит» [12].

3. Определение понятия «гуманистическое воспитание».

Воспитательная система школы-комплекса базируется на гуманистической педагогике как одном из направлений в системе педагогических наук, рассматривающих ребенка как основной смысл, цель и результат любой педагогической системы. В основе гуманистической воспитательной системы лежит человеколюбие. Гуманистическое воспитание предполагает признание любого человека как личности. Гуманность - это сочувствие, а гуманизм - это конкретная помощь человеку в достижении им более высокого уровня развития.

Гуманистическое воспитание в школе-комплексе мы рассматриваем: с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности; с другой стороны, как развитие личности, основанное на непрерывном созревании природных сил и активном индивидуальном «переводе» существующих культурно-духовных ценностей во внутренний мир отношений человека - мир его смыслов, стремлений, интересов, обретение ранее отсутствующих свойств, качеств и жизненных позиций. Поэтому главным элементом гуманистического, личностно-ориентированного воспитательного процесса в

Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал

<Выпуа{ 2(4) • 2010

Тлъкина Ф. Л, %расюн Т. Я, Шрошкрв С- Я.

Хрниептуалъная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса

школе-комплексе является личность ребенка, а процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является (выступает) личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс в школе-комплексе - это процесс, происходящий с ребенком, суть которого - в становлении его личностного образа [2; 3], представленного «глубинными качествами» личности: образом своего Я, личностными смыслами и ценностными ориентациями, и отражающегося в образе мыслей, поведения и поступков.

Учитывая вышеизложенное, гуманистическое воспитание в школе-комплексе определяется нами как процесс целенаправленного создания условий, обеспечивающих личностный рост ребенка, способствующих формированию его личностного образа.

«Каждая детская личность имеет свой, заданный при рождении, путь индивидуального развития, и поэтому всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму» [9, с. 45]. Очевидно, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути. Этот поиск осуществляется на жизненном пути личности. Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности - это, прежде всего, личностное отношение к событиям, делам, поступкам, переживаниям, смысл, вкладываемый в них.

Углубляя понимание сущности гуманистического воспитания в школе, мы отмечаем, что это есть создание условий для развития индивидуальности личности, а воспитательный процесс в школе-комплексе - процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит в общеобразовательном учреждении; это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей; это работа по осмыслению, оценке явлений природы и социума. В ходе этой работы и происходит становление нравственных отношений, позиций личности, обретение личностных смыслов всего происходящего, что и формирует личностный образ человека.

Следовательно, в концептуальной модели воспитательной системы школы-комплекса гуманистическое воспитание рассматривается как

целенаправленное управление процессом развития личности [13]. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным педагогическим контролем. Главное в нем - создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

4. Цель и задачи гуманистического воспитания в школе-комплексе.

Мы полагаем, что в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на гармоничное развитие личности. Это идеальная цель воспитания, которая ориентирует на широкий подход к личности. Гармоничное развитие личности - это соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное и строгое сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности. Гармоническая личность - это человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может и должна им дать.

Становление такого человека связано с формированием иерархической структуры мотивов или ценностей: доминированием высших уровней над низшими. Гармоничность личности зависит от того, насколько это доминирование высшего уровня находится в согласии с уровнями нижележащими: соотношение сознательного и неосознаваемого, непосредственного и преднамеренного, природного и духовного уровней [22]. Такая гармония обеспечивается общечеловеческой, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном, и на бессознательном уровне [1]. Гармоничность личности достигается в том случае, когда сознательные стремления человека находятся в полном соответствии с его непосредственными, часто даже неосознаваемыми им самим желаниями.

Гармоничное развитие личности - это идеал разносторонне развитой личности. Разностороннее развитие личности предполагает не только развитие интересов, но и развитие способностей. Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей со-

Яауч но-т еорет ичес^и и журнал

45

Яаучное обеспечение системы повышения квалификации кадров

вершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой - интерес к той или иной деятельности поддерживается её успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Структура личности приобретает гармоничность в результате максимального развития тех способностей человека, которые создают доминирующую направленность его личности, придающую смысл всей его жизни и деятельности.

Одной из главных воспитательных задач для педагогического коллектива МОУ СОШ № 84 г. Челябинска является формирование позитивного, глубоко осознанного отношения каждого ребенка к себе как личности - активному преобразователю жизни. В настоящее время усилия педагогов школы-комплекса сосредоточены на решении следующих воспитательных задач: 1) воспитание у детей чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах, внутренней свободы, жизненной самостоятельности, развитие «Я-концепции»; 2) приобщение детей к системе семейных и национально-культурных ценностей; 3) формирование у детей гуманистического мировоззрения, правильных представлений об общечеловеческих нормах морали.

5. Принципы гуманистического воспитания в школе комплексе.

Принципы гуманистического воспитания в школе-комплексе мы рассматриваем как условия, обеспечивающие движение воспитательного процесса по пути осуществления целей и задач. По мнению В. Т. Кабуша, к ним относятся принципы духовности, толерантности, персонификации, гармонизации, сотрудничества и сотворчества [11].

Кроме этого, нами выделены пять основных заповедей сотрудничества В. А. Сухо-млинского, которые выступают в качестве педагогических инструментов глубинного, а не фронтального воспитания. Воспитания, которое опирается на внутреннее движение, а не на внешнее проявление этого движения: «Люби ребенка!», «Верь в ребенка!», «Уважай ребенка!», «Знай ребенка!», «Понимай ребенка!» [21].

6. Содержание гуманистического воспитания в школе-комплексе.

Содержанием воспитания в гуманистической воспитательной системе школы-комплекса

выступает культура. Как идейное и нравственное состояние российского общества, совокупность форм его духовной жизни, культура является определяющим фактором формирования гуманистической личности. Поэтому освоение, усвоение и присвоение детьми общечеловеческих культурных ценностей и составляет основное содержание воспитательного процесса.

В детском возрасте формируется базовая культура личности. В гуманистической воспитательной системе школы-комплекса содержание воспитания представлено следующими направлениями: бытовая культура и культура семейных отношений; культура здорового образа жизни; коммуникативная культура; экологическая, экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; художественная культура.

Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что эффективность гуманистической воспитательной системы школы-комплекса зависит, по крайней мере, от четырех факторов: сами дети, семья, государство и окружающая среда.

Литература

1. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности [Текст] / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности. -М. : Педагогика, 1981.

2. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] // Опыт разработки концепций воспитания: в 2 ч. - Ростов-н/Д: Феникс, 1993.-Ч. 1.-С. 11-42.

3. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. -№ 4. -С. 11-17.

4. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н. М. Борытко. - Волгоград : Учитель, 2001.

5. Гуманистическая воспитательная система школы-комплекса как среда становления гармонично развитой личности [Текст] : пед. мастерская МОУ СОШ № 84 г. Челябинска / сост. С. Н. Трошков, Г. А. Красюн, науч. ред. В. М. Кузнецов. - Челябинск: РЕКПОЛ, 2007.

6. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и

'Науч но-т еорет ичес1{11 и журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Выпуска) • 2010

Тлъкина Ф. Л, %расюн Т. Я, Шрошкрв С- Н.

Хрнигптуалъная модель гуманистической воспитательной системы школы-комплекса

последователей) [Текст] / под ред. Н. А. Селивановой. - М. : Педагогическое общество России, 2001.

7. Елькина, В. А. Структурная модель воспитательной системы школы-комплекса [Текст] / В. А. Елькина, Г. А. Красюн, С. Н. Трошков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 1 (З).-С. 90-93.

8. Закон Российской Федерации «Об образовании». - M. : ВАКО, 2001.

9. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] / В. В. Зеньковский. - М. : Центр православного просвещения, 1993.

Ю.Кабуш, В. Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика [Текст] / В. Т. Кабуш. - Минск, 2001. - 148 с.

П.Кабуш, В. Т. Гуманистическое воспитание школьников: теория и методика [Текст] / В. Т. Кабуш. - Минск, 2001.

12. Кант, И. Лекции по этике [Текст] / И. Кант. - М. : Республика, 2000.

13.Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! [Текст] : теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. - М. : Педагогическое общество России, 2000.

14. Караковский, В. А. Воспитание эффективно, если оно системно [Текст] // Воспитать человека / под ред. В. А. Березиной, О. И. Вол-жиной, И. А. Зимней. - М. : Вентана-Граф, 2002.-С. 155-158.

15. Караковский, В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт фор-

мирования [Текст] / В. А. Караковский. - М. : Новая школа, 1994.

16. Конаржевский, Ю. А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе [Текст] : учеб. пособие / Ю. А. Конаржевский. - Челябинск : ЧГПИ, 1986.

17. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю. С. Мануйлов / под ред. Л. И. Новиковой. - Кустанай : КГПИ, 1997.

18. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается [Текст] / под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. - М. : НИИ теории образования и педагогики РАО, 1996.

19. Моделирование воспитательных систем: теория - практике [Текст] : сб. науч. статей / под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. - М. : РОУ, 1995.

20. Степанов, Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

21. Сухомлинский, В. А. Задачи воспитания в наши дни [Текст] / В. А. Сухомлинский // Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. -М. : Политиздат, 1991.

22. Флоренская, Т. А. Проблемы психологии гармонической личности [Текст] / Т. А. Флоренская // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. - М. : Наука, 1976.

23.Шиянов, Е. Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие [Текст] / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева. - М. : Народное образование, 2003. - 424 с.

:Научно-теоретический журнал

47

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.