ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО
ПРАВА Малютина Е.Ю.
Малютина Елена Юрьевна - магистрант, кафедра гражданского права, юридический факультет, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
Аннотация: в данной статье анализируется публичный договор в качестве института гражданского права. Публичные договоры являются наиболее распространённым видом договоров в гражданском праве и служат для защиты прав потребителей товаров и услуг. В статье анализируются отдельные виды публичных договоров, приводятся последствия заключения договоров данного вида и их отличия от других договоров в гражданско-правовой сфере.
Ключевые слова: гражданский кодекс, публичный договор, оказание услуг, гражданское право, граждане, вещи.
УДК 347.441.42
В соответствии с положениями действующего гражданско-правового законодательства под договором понимается соглашение между двумя или более лицами об установлении, прекращении либо изменении прав и обязанностей, регламентированных отраслью гражданского права.
Сегодняшняя практика экономической деятельности требует наличия различных юридических форм организации, а также регуляции хозяйственных связей. Одной из таких форм является публичный договор, который в достаточно общем виде появился в первой части действующего Гражданского Кодекса РФ. В российском гражданском праве институт публичного договора и сегодня находится в стадии развития. Основной задачей законодателя, в данном случае, является дальнейшее совершенствование сферы публичного регулирования в договорном праве, с тем, чтобы обеспечить наибольшую сбалансированность интересов между организациями и гражданами, которые выступают в качестве потребителей товаров и услуг [5, с. 90].
Публичные договоры являются самыми распространенными договорами в гражданском праве. Практически каждый человек сталкивается с публичными договорами почти ежедневно. К публичным договорам в частности относятся: розничная купля-продажа; перевозка общественным транспортом; оказание услуг в сфере связи; хранение вещей в камере хранения; сдача вещей на прокат; бытовой подряд; хранение имущества на складе общего пользования и т.п. [2, с. 77].
Появление публичных договоров как субъектов гражданско-правовых отношений было вызвано необходимостью защитить права и законные интересы потребителей, как наименее защищенной стороны договоров данного вида. Слабость потребителей заключается в том, что обычный рядовой потребителей вступает в экономические отношения с крупными торговыми организациями, что делает стороны публичного договора неравными экономически. Законодатель посредством введения института публичного договора стремится обеспечить граждан оптимальный удовлетворением в конкретных потребностях. По мнению ряда ученых-цивилистов, основная задача публичных договоров заключается в установлении фактического равенства участников правоотношений, а не только равенства юридического. Также институт публичных договоров служит для обеспечения функционирования свободного рынка товаров и услуг, он направлен на борьбу с монополизмом.
Согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором следует считать договор, который заключается между коммерческими организациями и теми, кто собирается на возмездной основе получить товары и услуги, предлагаемые коммерческими организациями. Публичным
договором устанавливается обязанность организации продать товар, выполнить работы либо оказать услуги в отношении потребителя [1, ст. 426].
Основным признаком публичного договора является публичный характер деятельности, которой занимается коммерческая организация. Чтобы установить, что деятельность, которую осуществляет организация, носит публичный характер, необходимо убедиться в том, что данная деятельность осуществляется компанией систематически и рассчитана на неопределенный круг потенциальных потребителей. Коммерческая деятельность, систематически осуществляемая организацией, как правило, опосредуется публичной офертой. Стоит учесть, что такие критерии как систематичность и неопределенность круга потребителей в ряде случаев выступают вторичными признаками, которые являются недостаточными для установления публичного характера коммерческой деятельности. В теории гражданского права не исключается ситуация, при которой публичный договор заключается хозяйствующими субъектами один раз, но при этом он все равно будет регламентироваться нормами статьи 426 Гражданского кодекса РФ [4, с. 7].
Говоря о субъектах публичного договора, стоит сказать, что одним из его участников должна быть коммерческая организация, которая может быть государственной, муниципальной, представлять собой производственный кооператив, товарищество и т.п. Другой стороной публичного договора, в свою очередь, выступают как физические, так и юридические лица, которые выступают потребителями работ, товаров и услуг, предлагаемых организацией [7, с. 49].
Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются [6, с. 44].
Говоря о последствиях заключения публичных договоров, стоит отметить, что для коммерческих организаций, как субъектов данного вида договорных отношений, они могут быть следующими:
- не допускается выбирать потребителя, т.е. отказ организации предоставить юридическому или физическому лицу, при наличии возможности, работы, услуги и товары находится под запретом и рассматривается в качества необоснованного уклонения от заключения публичного договора, что влечет за собой прописанные в законодательстве негативные последствия;
- организации не вправе отдавать предпочтение кому-либо из потребителей, которые к ним обратились, но на сегодняшний момент действует ряд исключений, к которым относятся такие особые категории потребителей, как инвалиды, ветераны и т.п.;
- условия публичного договора, в первую очередь, стоимость товаров и услуг должны быть одинаковы для всех граждан и юридических лиц, за исключением категорий льготников, установленных законом;
- споры по условиям публичных договоров разрешаются в судебном порядке по согласию ладе одной стороны-участника данной категории договорных отношений, что существенно отличает анализируемую категорию договоров от иных гражданско-правовых договоров, для разрешения споров по которым в суде необходимо согласие обеих сторон [3, с. 162].
В качестве возможных путей совершенствования института публичных договоров в российском гражданском праве стоит отметить, что регулирование публичных
136
договоров отходит от принципа «свободы договора» будучи одним из примеров функционирования публично-правовых начал в гражданском праве. В связи с этим законодателю следует найти оптимальные возможности для ограничения принципа «свободы договора», а в судебной практике должны учитываться общественно -значимые цели такого ограничения в ходе применения норм о публичных договорах.
Таким образом, публичным договором следует считать договор, который заключается между коммерческими организациями и теми, кто собирается на возмездной основе получить товары и услуги, предлагаемые коммерческими организациями. Публичным договором устанавливается обязанность организации продать товар, выполнить работы либо оказать услуги в отношении потребителя.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ по состоянию на 21 января 2018 года. М.: Эксмо-Пресс, 2018.
2. Калашникова Г.А. Публичный договор. Краснодар: КубГУ, 2012.
3. Карапетов А.Г. Расторжение нарушенного договора в российском и зарубежном праве. М.: Статут, 2014.
4. Мищенко Е.А. Публичный договор бытового подряда // Юрист, 2013. № 7. С. 7-12.
5. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве. М.: Юрист, 2011.
6. Славецкий Д.В. Реализация принципа защиты слабой стороны при заключении публичного договора // Вестник института права СГЭА, 2014. № 3. С. 42-50.
7. ТотьевК.А. Публичный договор // Хозяйство и право, 2015. № 6. С. 48-53.
ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНОГО И ТРЕТЕЙСКОГО СОГЛАШЕНИЯ Еленский С.А.
Еленский Сергей Александрович - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассмотрена сущность арбитражного и третейского соглашения, правовой статус современного арбитражного соглашения. Изучены нормативные документы и подзаконные акты в отчестве и за рубежом. Сделан вывод о том, что применение арбитражного соглашения на практике порождает алгоритм проблем.
Ключевые слова: арбитражное соглашение, третейское соглашение.
1. Введение
Сегодня многие споры, возникающие в результате международных торговых отношений, решаются путем обращения к арбитражу.
Основные причины, побуждающие ссылаться на этот метод урегулирования споров, включают в себя: сокрытие разбирательства спорного вопроса с общественной точки зрения и неразглашение коммерческой тайны обеих сторон, отсутствие волокиты в процедуре и особенно недоверие к каждому из сторон в нейтралитете суда, который принадлежит одной и другой стороне. На самом деле, чтобы обойти такие проблемы, обе стороны международного торгового договора соглашаются разрешить свой спор через арбитраж, который принимается во всем мире.