Публичная дипломатия как инструмент мягкой силы Испании The Spanish public diplomacy as an instrument of "soft power"
Мовсесян Артём Сергеевич
Студент бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета
Россия, Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Movsesyan Artem Sergeevich
Saint Petersburg State university Russia, Saint Petersburg E-mail: [email protected]
Мацуганов Филипп Николаевич
Студент бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета
Россия, Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
Matsuganov Philip Nikolaevich
Saint Petersburg State university Russia, Saint Petersburg E-mail: [email protected]
Аннотация.
Публичная дипломатия является вспомогательным инструментом, который используют государства для решения внешнеполитических задач и продвижения своих национальных интересов в мире. В статье рассматриваются особенности развития публичной дипломатии Испании, также анализируются ее ключевые направления деятельности на разных этапах исторического развития.
Annotation.
Public diplomacy is an auxiliary tool that states use for their national interests in the world. The article examines the features of the development of public diplomacy in Spain, also analyzes its key directions of development at different stages of historical development.
Ключевые слова: мягкая сила, публичная дипломатия, Испания, Марка Испания, Глобальная Испания.
Key words: soft power, public diplomacy, Spain, Global Spain
Публичная дипломатия сегодня является стратегически важным инструментом мягкой силы, которым пользуются государства по всему миру для построения диалога с зарубежными обществами и продвижения личного авторитета. Внешняя политика государств сегодня нуждается в данном инструменте, так как он позволяет поддерживать постоянный контакт с растущим числом заинтересованных сторон на международной арене. Благодаря публичной дипломатии у государств есть возможность более эффективно проецировать реальность своего развития и выстраивать продуктивный диалог с международным сообществом для решения ключевых проблем современности. В данном контексте интересным представляется рассмотрение опыта развития мягкой силы Испании. Выбор данной страны обусловлен тем, что после многолетней изоляции Мадрида Испания нуждалась в восстановлении своего авторитета. За последние 30 лет Испания пережила серию политических реформ, которые позволили сформировать сильную правовую систему и закрепить достаточно высокие позиции Испании в международной системе для формирования и продвижения конкурентоспособной повестки. В новом тысячелетии Королевством был взят курс на динамичное развитие внешней политики через мягкие инструменты воздействия, а в испанской научной мысли стали все чаще появляться исследования, посвященные вопросам наращивания «мягкой силы» и развития национального брендинга.
Важно отметить, что в начале XXI века в политической науке феномен публичной дипломатии стал рассматриваться в рамках неолиберальной концепции «мягкой силы» ("softpower"), которую известный ученый Джозеф Най определил как способность добиваться желаемых внешнеполитических целей с помощью дипломатических инструментов влияния [1, C.76]. В основе данного феномена лежала идея привлекательности, в рамках которой добровольный и осознанный выбор в пользу ценностей одного государства со стороны международной аудитории играл ключевую роль в фокусе внешней политики государств. Данный метод кардинально отличался от традиционных мер давления - «жесткой силы». Безусловно, реализация концепции «мягкой силы» («softpower») Дж. Ная не отменяла пропаганды, а лишь изменяла инструменты влияния [3, С. 12]. В рамках формирования испанского понимания концепции «мягкой силы» следует выделить работу исследователя Элькано Хавьера Нойа, который высказал идею о том, что «мягкая сила» является не противопоставлением «жесткой силы», а ее продолжением [5]. Таким образом, экономическая и военная мощь Королевства Испания является фундаментом, на котором, впоследствии, выстраивается его международный имидж. Культурная привлекательность, демократическое развитие, формирование собственного мессенджа для зарубежных аудиторий, а также языковая политика - способствуют укреплению авторитета страны в мире и ее способности принимать решение другими акторами международных отношений без использования сил военного принуждения и экономического давления [2, C. 84].
По данным международной британской консалтинговой компании «Portland», составляющей мировой рейтинг Топ-30 стран по уровню развития «мягкой силы», Испания с 1998 года в два раза увеличила свое глобальное присутствие и в три раза присутствие своей мягкой силы в мире. Важно отметить, что если в конце XX века основной фокус был сделан на туристических направлениях мягкой силы Испании, то в начале XXI произошел значимый скачок в наращивании комплекса программ публичной дипломатии Испании в области миграции, науки, культуры, кооперации, образования и спорта. Данный рейтинг основывается на показателях двух категорий - объективной и субъективной. Среди объективных показателей важно выделить:
- Уровень демократического развития;
- Устойчивость и привлекательность экономической системы;
- Уровень образования;
- Членство государства в международных организациях и мероприятиях;
- Уровень туристического развития, и другие.
Среди субъективных показателей важно отметить факторы, которые позволяют говорить о позитивном восприятии страны зарубежными аудиториями: уровень технологической оснащенности, национальная кухня, привлекательность для туристов, развитость рекреационной системы, выстроенная система работы с привлечением иностранных студентов и адаптацией мигрантов, и другие.
Одним из важнейших этапов в развитии публичной дипломатии Испании стало сотрудничество Королевского института Элькано и представителей Народной партии (Partido Popular, PP), начавшееся в 2010 году, в области разработки крупнейшего стратегического документа по публичной дипломатии - «Марка Испания» (Marca España). Основная цель создания документа заключалась в укреплении международного авторитета Испании, а также продвижении национального бренда за рубежом. Данный документ базировался на трех ключевых принципах:
- Изменчивости имиджа стран;
- Влияния международной аудитории на формирование образа зарубежного государства;
- Взаимосвязи государственной политики с имиджем государства.
Так, с 2012 года в стратегических документах Испании все чаще в документах стали появляться такие понятия как «мягкая сила», «национальный бренд», «Марка Испания» (Marca España). С этого периода основной фокус публичной дипломатии был смещен на организацию международного сотрудничества (кооперации) в области культуры, спорта, образования и туризма. Особой популярностью стали пользоваться проекты, созданные для стран Латинской Америки в силу особой исторической близости. В рамках реализации национального проекта «Марка Испания» (Marca España) была создана комплексная исследовательская структура, включающая различные элементы, составляющие часть национального бренда. В целом, к 2019 году стали заметны положительные шаги в области «ребрендинга» имиджа Испании в мире - улучшилось и мнение самих испанцев об уровне доверия мирового сообщества к их культуре, истории, спорту, туризму. Помимо этого, реализация проекта позволила выйти на стабильный рост финансовой активности страны и укрепить экономическую ситуацию, в целом.
В 2018 году в Испании произошла смена власти - после победы социалистической рабочей партии (ИСРП, Partido Socialista Obrero Español, PSOE) правительством был инициирован новый проект по продвижению образа Испании за рубежом «Глобальная Испания» (España Global). По факту - данный проект стал продолжением «Марка Испания» (Marca España), расширив развитие в цифровом пространстве. Так, была проведена цифровизация некоторых инструментов взаимодействия: обновлен основной сайт программы и YouTube канал, расширено партнерство с глобальными исследовательскими центрами. Основные результаты реализации национального проекта можно будет оценить в долгосрочной перспективе.
Сегодня особое место в публичной дипломатии занимает культурная сфера, которая играет решающую роль в развитии внешней политики страны. Культурный элемент выступает одним из краеугольных камней испанского бренда, ведь Испания - вторая страна в мире с самым большим количеством объектов, объявленных ЮНЕСКО объектами всемирного наследия. Сегодня в стране уникальным образом сочетается богатое наследие прошлого с инновационной культурой, которая сформировала образ страны у международного сообщества. Не стоит забывать о том, что испанский язык входит в Топ-5 по количеству говорящих и имеет охват аудитории более чем 495 миллионов человек по всему миру. Иными словами, культура является одним из важнейших элементов публичной дипломатии Испании, и поддерживается как на государственном, так и на международном уровнях.
Еще одним инструментом публичной дипломатии Испании выступает спорт, как возможность установления ценных контактов, обмена опытом и взаимодействия с гражданами из других государств. На сегодняшний день в научных кругах большое распространение получил термин «grassroots sport diplomacy» как отдельное направление мягкой силы, используемое государствами для установления тесных контактов с зарубежными аудиториями. Сегодня массовый спорт - это возможность заявить о себе на международной арене, подтверждением чему служит массовый интерес к спортивным мероприятиям, таким как «Чемпионат Европы по футболу», «Чемпионат Мира по футболу», «Олимпийские игры», и другие. Каждая страна на международной арене через своих спортсменов и их достижения формирует определенный образ, который можно в дальнейшем использовать и продвигать для достижения внешнеполитических целей. Опыт крупных европейских организаций - Erasmus и the Sport Collaborative Partnership, the International Sport and Culture Association (ISCA), показывает, что они объединили свои усилия, чтобы разработать определение массовой спортивной дипломатии и адаптировать его на практике наравне с другими видами дипломатии. Действительно, на фоне того, как отношения между «спортом» и «политикой» неоднократно обсуждались в отечественных и зарубежных исследованиях, теория и практика спортивной дипломатии изучена в меньшей степени. Объединение спорта с дипломатией сегодня является незаменимой частью международного взаимодействия. Иными словами,
спортивную дипломатию Испании можно рассматривать как теоретический и практический гибрид публичной дипломатии, направленный на формирование доверительного образа государства за рубежом через реализацию спортивных мероприятий.
Рисунок 1. Место массовой спортивной дипломатии ("grassroots sport diplomacy") в структуре публичной
дипломатии Испании
Одним из наиболее успешных совместных европейских проектов по реализации массовой спортивной дипломатии ("grassroots sport diplomacy") можно считать NowWeMove, в рамках которой молодежь Европы участвует в разработке и управлении проектами, компаниями, мероприятиями и массовыми видами спорта, с целью улучшения здоровья и качества жизни граждан европейских государств и обмена спортивным опытом ведения подобных проектов. Инициатива по обучению культуре развития массового спорта была поддержана странами Латинской Америки. До введения ограничительных мер на проведение массовых мероприятий из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции - в Испании активно проводили очные мероприятия с коллегами из других европейских государств по обмену опытом создания и ведения крупных проектов, связанных с массовой спортивной дипломатией. Пандемия, начавшаяся в начале 2020 года, внесла свои корректировки в возможности проведения мероприятий очно и стала катализатором для создания подобных проектов в сети Интернет, объединения единомышленников из разных концов мира в спортивные сообщества. На сегодняшний день, данное направление публичной дипломатии имеет стратегическую перспективу для Испании.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что власти Испании планомерно развивают свои подходы к проблеме «мягкой силы», придавая большое значение формирования благоприятного имиджа страны на мировой арене. Большое значение в наращивании «мягкой силы» Испании сыграли два национальных проекта - «Марка Испания» (Marca España) и «Глобальная Испания» (España Global). Сегодня власти Испании ставят перед собой амбициозные цели по развитию такого инструмента мягкой силы как публичная дипломатия. Основной фокус внимания публичной дипломатии Испании на ближайшее будущее - международное сотрудничество в области культуры, образования, туризма и спорта.
Список используемой литературы
1. Бахриев Б.Х. Публичная дипломатия в современном научном дискурсе// Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. - 2017.
- № 1. - С. 131 - 147;
2. Борзова А.Ю. «Марка Испания»: разработка государственной политики Испании по реализации «мягкой силы»// Вестник РГГУ. - 2020. - № 2. - С.77-94;
3. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии// Международные процессы. - 2011. - № 25. - С.
63-73;
4. Яковлев П.П. Экономическая дипломатия Испании: роль «мягкой силы»// Сборник докладов Ин-т Латинской Америки РАН. - 2014. - С. 92-96;
5. Noya J.El poder simbiolico de las naciones. Real Instituto Elcano. Documento de trabajo. - 2005. No 35. -
17 p.