УДК 808.8; 902.01
Ю.В. Колпакова, Л.Я. Костючук
ПСКОВСКИЕ НАТЕЛЬНЫЕ КРЕСТЫ С НАДПИСЯМИ
XIV-XVIII вв.
(предварительные итоги наблюдений)
B статье обобщаются результате работы коллектива проекта "Псковские нательные кресты с надписями XIV-XVIII вв. " в 2010 году (натурное обследование крестов с двусторонним декором с целью выявления текстов молитв). Удалось изучить 119 крестов из Пскова и Изборска, расшифровать и классифицировать выявленные тексты.
Надписи на изученных нательных крестах делятся преимущественно на два типа:
1. Монограммы Христа, обозначения изображенных орудий страстей и аббревиатуры устойчивых определений, связанных с сюжетом Распятия
2. Молитвенные тексты
Тексты в структуре иконографии нательного креста имеют как вспомогательный смысл так и полностью самостоятельное значение в виде молитв. На варьирование форм нательного креста тексты молитв почти не влияют. В большинстве случаев, напротив, размещение и длина текста находится в зависимости от общего декоративного или символического решения культовой подвески.
Ключевые слова: христианская археология, Псковская земля, христианство, нательные кресты, предметы христианского культа, предметы личного благочестия, текст молитвы, культовая металлопластика, инициалы, аббревиатуры, лигатуры, надписи, расшифровка.
Y. V. Kolpakova, L. Y. Kostuchuk
PSKOV BODY CROSSES WITH INSCRIPTIONS OF XIV-XVIII th CENTURIES (preliminary research results)
The article sums up the results of 2010 project work at the deciphering and classification of 119 body crosses of Pskov, Pechory andIzborsk. The research was mostly based on model investigation of the crosses with two sided d?cor with the purpose offinding out the texts of the prayers in view.
The inscriptions on the crosses studied were divided into two groups: 1) Jesus Christ monograms and texts of prayers illiterate imitations included. 2) Textual prayers in body crosses iconography have both auxiliary and independant meaning. They do not influence the cross form but are influenced themselves by the cult pendant decorative or symbolic pattern.
Key words: Christian archaeology, Pskov land, Christianity, body crosses, objects of Christian cult, objects of "private devotion", texts of prayers, cult metalwork, initials, abbreviations, ligature, deciphering.
Своеобразной чертой позднесредневековых нательных крестов в православии является обилие надписей, сопровождающих элементы иконографии Голгофы, а также представляющих собой самостоятельные тексты на оборотной стороне данного вида христианской подвески.
Для археологии эти надписи несут большой датирующий потенциал, что крайне важно, поскольку окончательная хронология разновидностей крестов с сюжетом Голгофы остается в науке дискуссионной проблемой. На проблему оригинала и серии в типохронологии предметов христианского культа впервые обратили внимание в своих работах В.Н. Перетц [10], В.Г. Пуцко [12]. Реализация датирующего потенциала крестов с надписями ограничена из-за невозможности отделить прототипы изделий от позднейших переливок на основе лишь типологических на-
блюдений. Особенно актуальна проблема датирования оригинала и вторичных переливок при изучении литых изделий. Слепок с готового нательного креста позволяет получить отличимые лишь по малозаметным признакам копии, производство которых может отстоять от изготовления оригинала как на краткий промежуток времени, так и на столетия.
Однако выявление среди всех крестов объектов с хорошо читаемыми надписями позволит вычислить первичные предметы в литейных сериях, в то время как использование информации
о единичных предметах, вне комплекса всех известных находок надписей, может привести к ошибкам в датировке.
Изучение содержания пространных текстов на крестах позволит получить новые данные об особенностях религиозной жизни в ХГУ-ХУШ вв. На тыльную, иногда и на отдельные участки лицевой стороны нательного креста помещали тексты молитв или отдельные фрагменты богослужебных текстов.
Прочтение надписей на нательных крестах помогло установить, какое именно содержание надписи выбиралось из всего многообразия доступных религиозных текстов, чтобы сопровождать христианина в течение всей его жизни.
В 2010 году участники проекта "Псковские нательные кресты с надписями ХГУ-ХУШ вв." (проект поддержан РГНФ, №2 10-01-261 10а/В) сосредоточились на натурном обследовании крестов с двусторонним декором для того, чтобы выявить тексты молитв. Частично были исследованы и некоторые односторонние кресты с небольшим набором надписей на лицевой стороне. Удалось изучить 119 крестов из Пскова и Изборска, расшифровать и классифицировать выявленные тексты. Познакомились и с крестами в Печерском музее. Удалось ознакомиться с коллекцией нательных крестов в Вологодском музее-заповеднике; установить контакт с исследователями крестов в Русском музее (С.-Петербург), с исследователями староверческой культуры в Эстонии (Тарту).
По содержанию пространных надписей на лицевой и тыльной сторонах крестов удалось выделить следующие группы крестов с несколькими подгруппами (исследование проводилось с учетом предшествующих работ Ю.В. Колпаковой [8] по типологии нательных крестов с сюжетом Голгофы):
1. кресты с надписью типа "Да воскреснет Бог"... на обороте (названия молитв приводятся в современной орфографии);
2. кресты с надписью типа "Кресту твоему поклоняемся.";
3. кресты с надписью типа "Помилуй меня, Боже..." (соотносится с текстом "Покаянный псалом Давида");
4. кресты с надписью, предположительно представляющей фрагмент "Иисусовой молитвы";
5. кресты с пространной многострочной кириллической надписью, не поддающейся расшифровке.
Группа 1. Кресты с надписью типа ”Да воскреснет Бог...” на обороте
По форме креста внутри группы выделяется ряд типов в соответствии с классификацией Ю.В. Колпаковой [8].
Наиболее многочисленный тип - широколопастные тельники с изображением Голгофы (тип 16 - 9 экземпляров, рис. 1).
А. В номенклатуре литейной продукции старообрядцев такие кресты получили наименование "мужского креста", которое закрепилось за ними до наших дней. Их достаточно много среди подъемного материала из Пскова и Изборска. В каталоге Б.И. и В.Н. Ханенко они датируются XVII в. [15]. Среди коллекционеров более принята дата ХУШ - начало XX вв., поскольку выпуск этих крестов связывают исключительно со старообрядческими общинами [13].
Стратиграфические даты находок из Пскова (как с надписями, так и без них) определяются с ХУГ-ХУП вв. по вторую половину XIX в. На обороте креста в большинстве случаев размещен выпуклый, реже гравированный текст в 14-17 строк. В большинстве случаев, когда текст удается распознать, это молитва "Да воскреснет Бог."; в одном случае, предположительно, молитва кресту (тропарь) ("Крест.").
0 2
1-----1-------*
Семь из девяти крестов в указанном типе принадлежат коллекции подъемного материала из д. Старый Изборск (МЗИ-311: №2 3, 5, 11, 16, 17, 18; ИЗБ-75: №2 254). Один крест найден при раскопках кладбища в Мирожском монастыре (ПМР-75, ПГОИАХМЗ 30399: №2 71): он мог входить в инвентарь одной из поздних могил. Один крест найден в Пскове (ПГОИАХМЗ: № 2649).
На пяти крестах, в том числе мирожском, четко виден глагол "разыдутся", который считается маркером принадлежности изделия к старообрядческой культурной и производственной традициям (см., например, [6; 13]), на остальных крестах данный фрагмент текста является нечитаемым.
Важно понимать, что эта "старообрядческая надпись" не возникает после раскола и не может служить основанием для датировки крестов второй половиной XVII в. Старообрядческий вариант надписи восходит к одному из распространенных в России образцов, который после церковной реформы не перешел в категорию одобряемых.
Б. Своеобразный тип составляют трапециеконечные кресты с самыми пространными (на известных псковских нательных крестах) надписями (рис.2.). В то время как 1) большая часть крестов содержит лишь одну разновидность надписей - обычно буквенные сочетания под титлами на лицевой стороне; 2) значительная часть крестов имеет две разновидности: монограммы на лицевой и текст на обороте, 3) эти кресты содержат три разновидности надписей, в том числе однострочный текст по периметру обеих сторон.
На лицевой стороне помещены обычно в традиционных местах монограммы ЦРЬ СВЫ (в две строки в верхней лопасти), ГС XC (в концах боковых лопастей), ни ка (из двух частей в нижней части поперечной лопасти), к, т (над соответствующими изображениями орудий страстей: копья и трости), м л р б (в нижней части нижней лопасти - аббревиатура от "Место Лобное Рай Бысть" с вариантом расшифровки "Распят Бысть"). На обороте, обычно в центральном объеме креста присутствуют фрагменты молитвы "Да воскреснетъ Богъ, и разыдутся врази Его, и да бежатъ лица Его ненавидяще Его, яко исчезаетъ дымъ".
По наблюдениям А.К. Станюковича и других, плоскость крестов данного типа вдоль периметра заполнена вертикальными строками текста тропаря "Похвала Кресту" типа "Крестъ -хранитель всеи Вселеннои..." [13].
Однако на двух крестах из Пскова помещен другой текст: с большой долей вероятности можно утверждать, что это "Покаянный псалом Давида" (Псалом 50), на который указывают четырнадцать достоверно читаемых фрагментов надписи, расположенных в соответствующем порядке на лицевой и тыльной сторонах креста [14] (см. Приложение).
Залегание в земле, повышенное присутствие органики (погребальные находки), а также состав сплавов, из которого изготавливали кресты, - все это в большинстве случаев губительно сказывалось на состоянии находки. Из всех надписей на крестах, предположительно и типологически относящихся к этой группе, полноценно прочесть удалось лишь две.
В предшествующих работах мы относили эти кресты к типу 6.1, который датируется второй половиной ХУІ-ХУІІ вв. (см. определение Ю.В. Колпаковой [8, рис. 2.1]). Это довольно крупные четырехлопастные трапециеконечные кресты с изображением в высоком рельефе; двусторонние, с надписью по периметру креста, с многострочным текстом на обороте. Известны по материалам 1) погребального комплекса второй половины ХУІ-ХУІІ вв. у церкви Иоанна Милостивого в Окольном городе, 2) могильника у церкви Богоявления с Запсковья, 3) погребений в урочище Скудельня в Старом Изборске. Некоторые экземпляры - односторонние или двусторонние "слепые" отливки с оттиска модели, текст молитвы на которых если и присутствует, то лишь символически.
Есть основания предполагать, что в ХУІ-ХУП вв. производство оловянных крестов данного типа в Пскове происходило на Запсковье. Здесь изучен литейный производственный комплекс плохой сохранности (в виде ям), к которому тяготел ряд находок литых предметов личного благочестия (раскопки на ул. Первомайской).
Однако в научной литературе преобладает другая точка зрения на датировку данного типа: вторая половина ХУЛ - ХІХ вв.: "Аналогии не выявлены. Иконографические особенности креста позволяют отнести его к кругу широко распространенных произведений старообрядческой металлопластики, имеющих несложные, упрощенные формы, что является признаком массового производства" [13]. В классификации крестов ХУІІ в. Э.П. Винокуровой [4], вопреки утверждениям ряда ссылающихся на нее авторов, этого типа крестов нами не обнаружено.
Прямыми аналогами крестам данного типа являются нательный крест Татьяны Прончи-щевой (умерла и захоронена в 1736 г.), изготовленный, по мнению авторов находки, в Калуге в первой трети ХУІІІ в., и его аналоги из округи г Калуги и г Владимира [6].
В Пскове есть близкие к ним по типу кресты, которые лишены надписи по периметру, но имеют сходную по содержанию надпись на обороте крупными буквами "ДАВОСКРЕСНЕТЪ-БОГЪ..." (ПГОИАХМЗ 2208: №9 276, рис. 3). На лицевой стороне абсолютно идентичные классическому варианту типа 6 монограммы ЦРЬ СВЫ; ГС XC; ни ка; к, т; м л р б. Датировка крестов затруднена из-за отсутствия надежных стратиграфических данных, а также из-за невозможности установить, являлись ли эти кресты упрощением декора крестов типа 6 или, напротив, послужили их прототипами.
Надпись на обороте крестов по расположению крупных букв очень близка к надписи на некоторых крестах 13 типа.
В. Два креста, относящихся к различным вариантам типа 13 (средние четырехлопастные прямоугольноконечные крестики с изображением Голгофы с восьмиконечным крестом, рис. 4).
Композиция Голгофы на лицевой части креста упрощена; элементы рисунка (цата на кресте и орудия страстей) сливаются. Надпись на кресте отступает от традиций верного написания, а отражает фонетическое произношение и неверную форму (звательную вместо именительного падежа множественного числа): "(да воскреснетъ богъ и) разыдуЦа враже”. Аналогов этому кресту не обнаружено. Место находки - Старый Изборск, подъемный материал (МЭИ-311: №2 6). Относительно близкие аналоги (тип 10) датируются по данным археологических раскопок в Пскове широким периодом.
Кресты данного типа в Пскове входили в инвентарь захоронений погребального комплекса второй половины XVI - XVII вв. у церкви Иоанна Милостивого; найдены в слое некрополя Медведева Иоанно-Элатоустовского монастыря. Четыре экземпляра происходят из детских погребений ХУ1-ХУП вв. у церкви Богоявления с Запсковья. Разновидность этих крестов (с дополнениями в декоре в виде надписей в квадратных медальонах) встречается в переотложенных погребениях у церкви Покрова и Рождества Божьей матери; один экземпляр обнаружен в погребении конца XV в. в могильнике у церкви Богоявления с Запсковья.
Г. Два креста (готовое изделие и заготовка: П-02-Мас: №2 12; ПСЭС-77: №2 275) с текстом типа "Да воскреснетъ Богъ.." относятся к разновидности типа 7: четырехлопастные прямоугольноконечные кресты, среднего размера, чаще с односторонним изображением в высоком рельефе, иногда более крупные с массивной горкой внизу нижней лопасти; известны по погребальным памятникам Пскова со второй половины XVI в. (экземпляры крупной разновидности - по материалам из городского слоя с XVIII в.).
Неудачная заготовка креста (литейный выплеск, рис. 5) найдена в слое ХЭД-ХЭДГ вв. в остатках разрушенного производственного литейного комплекса, содержавшего неоконченные изделия и
фрагменты тиглей [7]. Этот комплекс предположительно можно считать центром изготовления крестов данного типа в ближайшем регионе. Второй крест происходит из некрополя XVII в. - середины XVIII вв. у церкви Иоанна Милостивого, где найден также и аналогичный крест без надписи на обороте, изготовленный как отливка, по всей видимости, с данного оригинала (П-02-Мас: №2 5). Вторичность односторонних отливок подтверждает и поздняя находка (XVIII-XIX вв.) из древней части Среднего города (ПЛ-86-Х: №2 209).
Д. Начальную часть молитвы "Да воскреснетъ Богъ..." удалось расшифровать в стилизованных буквах, включенных в круглые медальоны на тыльной стороне креста типа 15 (трехлопастноконечные крестики со стилизованным восьмиконечным крестом и ромбическими медальонами). Крест найден при раскопках в Палатах Подзноевых, памятнике первой половины XVII в. (111111-77: №2 2045, рис. 6).
Декор данного типа крестов является, видимо, результатом некоторого вырождения гол-гофского сюжета, на основе которого создана декоративная композиция. Помимо креста указанного типа, в Пскове обнаружены еще 4 подобные находки: из погребений верхнего яруса (датируется XVIII в.) могильника у церкви Богоявления на Запсковье, из подвальных сооружений XVI-XVII вв. в Окольном городе, из погребения XVI-XVIII вв. Медведева Иоанно-Златоус-товского монастыря. Аналогичный крест, надежно датированный XVIII в. по сопутствующему нумизматическому материалу, найден при раскопках у Рождественской церкви в 2003 г. в Лебедяни Липецкой области [8].
Подобное расположение надписи на обороте встречается и на крестах других типов. Аналогичным образом надпись размещена на обороте криноконечного креста XVII в. (датирован по аналогиям) из Тулы [5].
Е. Стилизованные буквы молитвы "Да воскреснетъ Богъ.." (содержание надписи определено по фрагментам "ЕТ" "БГЪ") размещены внутри орнамента на тыльной стороне фрагмента креста из раскопок в Древней части Среднего города в Пскове (ПЛ-764, ПГОИАХМЗ-9152: N°
8, рис. 7). Фрагмент принадлежит кресту разновидности типа 12 (крупные и средние четырехлопастные прямоугольноконечные тельники с восьмиконечным крестом, устьицами и надписями на лицевой стороне, декором и надписями на обратной стороне). Кресты этого типа найдены в погребениях кладбищ Мирожского и Иоанно-Златоустовского Медведева монастырей, в погребениях второй половины XVI-XVП вв. у церкви Иоанна Милостивого в Окольном городе. В городском слое встречаются с XVII в.; также XVII веком датируется серебряный экземпляр данного типа с бело-голубой эмалью из фонда драгоценных металлов ПГОИАХМЗ. Разновидность с двустороннем декором встречена в переотложенных погребениях у церкви Покрова и Рождества Божьей матери.
Группа 2. Кресты с элементами текста церковной службы на праздник Воздвиженья Честнаго Креста Группа 2.1. Кресты с текстом тропаря: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим" (или "Крест - хранитель Всея Вселенной, красота церковная, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва", или "Крест - хранитель всея вселен-ныя; Крест - красота Церкве; Крест - верных утверждение; Крест - Ангелов слава и демонов язва").
Виды надписей указанного содержания в псковских материалах встречается на 11 разных типах и разновидностях нательных крестов, обычно по одному экземпляру
А. Надпись данного типа содержит один из самых ранних псковских крестов с изображением Голгофы, найденный в надежно датированном по вещевому и нумизматическому материалу слое первой половины XV в. (ППМ-81: N° 366, рис. 8). За исключением ряда мелких индивидуальных отличий, свидетельствующих о том, что изделие не относится к поздним сериям отливок, крест полностью соответствует типу 13. Текст "Кресту твоему поклан[яе]" размещен в 8 строк на тыльной стороне.
По содержанию и размещению надписи его аналогом можно считать еще один крест из раскопок в г. Пскове (ППМ-82: N 240).
Предположительно "Тропарь кресту" (определяется по сохранившимся частям "крестъ" в начале и "ое воскрес" в конце), написанный в два раза более мелкими буквами, помещен на тыльной стороне креста такого же типа; крест найден в раскопках древней части Среднего города (ПЛ-76-Ш: N 33). Декор лицевой части также более дробный и мелкий, чем у ранних крестов. Стратиграфическая датировка креста точно не определяется, но по аналогиям крест датируется широко - периодом от XV в. до XVIII в.
Б. На двух крестах типа 7.1 (ПОКР-ХХУ-04: N 2, см. рис. 9; ЦБОГ-2001, Ш.3: N 50) надпись размещена в поперечной лопасти над и под раменами изображенного на тельнике креста. Это крупная разновидность четырехлопастных прямоугольноконечных крестов с односторонним изображением в высоком рельефе с массивной горкой внизу нижней лопасти. Обратная сторона креста не имеет четких изображений, но не является и гладкой. На тыльной стороне обоих известных экземпляров горизонтальными рядами расположены мелкие углубления, имитирующие строки текста. Текст нечитаемый.
Эта разновидность в Пскове неоднократно встречена в погребениях у церкви Иоанна Златоуста, в том числе в раннем младенческом погребении в необычной камере конца XV в. у церкви Богоявления с Запсковья (подробнее о погребении в камере из костей см. [9, с. 70]). В городской слой крупные экземпляры выпадают не ранее XVIII в., однако не исключено, что кресты использовались для ношения и ранее.
В. На двух крестах (ПЛ-76-Ш: N 68; П-02-Мас: N 6, рис. 10), которые близки к типу 12 и типу 19, присутствует надпись типа "Кресту твоему поклоняемся", размещенная двустрочными фрагментами по 6 букв в квадратных медальонах на обороте. Кресты с лучами сияния, "процветшие" двусторонние. Изображение - Голгофский крест с цатой, копием, тростью. На лицевой стороне в
круглых медальонах под титлами надписи ЧРЬСЛ; НС ХС; МЛРБ. Э.П. Винокурова такие разновидности относит к типу VI [4]. А.К. Станюкович (с соавторами) по аналогиям датирует такие кресты второй половиной XVII - XIX вв. и отмечает, что "данный тип крестов сформировался во второй половине XVII в. (в конце столетия они уже встречаются на русском Дальнем Востоке) и широко бытовал на территории России вплоть до XX в. Кресты с сердцевидными оконечностями являются женскими. Судя по этнографическим коллекциям, их носили не только в качестве нательных, но и как наперсные. В последнем случае женщины прикрепляли их к концам низанных из бисера гайтанов ("хрестовок") и носили поверх одежды (Станюкович А.К., 2000, с. 11)"[13]. Близкий по виду крест хранился и в музее при Санкт-Петербургской духовной академии [11].
I----------------1________________1________________1
Г. Близок к типу 12 односторонний крест (ЦБОГ-2001, Ш.3: № 4, рис. 11), на лицевой стороне которого присутствует надпись ”[к]р[ест]у твоему поклоняемся влады". Крест прямоугольноконечный, с устьицами в средокрестии, ажурный, изготовлен аккуратно. Надпись размещена, как на крестах типа 7.1: на лицевой стороне в поперечной лопасти. Орудия страстей вдоль вертикальной лопасти заменены надписями "трос[т]" и, вероятно, "[копие]". Надпись ЦРЬ СЛВ в верхней части креста выполнена в виде лигатуры.
Близкие аналоги данному кресту с надписями были найдены в Мангазее и Албазинском остроге: датируются первой третью - второй половиной XVII в. [3; 1].
I---------------I-______________I_______________1
Группа 2.2. Кресты с текстом "Крест - хранитель вселеннои"
А. Разборчивую надпись в 16 строк на тыльной стороне содержат крупные кресты удлиненных пропорций с прямоугольным окончанием лопастей, углубленным изображением Голгофы и монограммами в фигурных медальонах на лицевой стороне (П-02-Мас: № 13, рис. 12; МЗИ-311: № 9). Пока это единственный среди обнаруженных тип крестов, на которых надпись обнаружена не в одном случае.
I__________________I-----------------1-----------------4
Б. Четырехлопастной прямоугольноконечный черневый крест средних размеров с лучами сияния, изображением Голгофы (с восьмиконечным крестом) в фигурной рамке, надписями в квадрифолийных медальонах на лицевой стороне и 10-строчной надписью в широкой черне-вой крестовидной рамке (рис. 13). Крест индивидуальный, аналогов не известно. Надпись хорошо читается.
В. Богато декорированный двусторонний серебряный крест с изображением Голгофы, с овальными медальонами в завершении лопастей и фигурным венцом вокруг средокрестия (ГЭ, ПД-66, В-225, рис.14) содержит надписи, размещенные в элементах декора. Обнаруживается текст тропаря типа "Крест - хранитель вселеннои...". Начало надписи расположено в верхнем медальоне вертикальной лопасти, продолжение - вокруг Голгофского креста на поверхности той же лопасти.
Близкие кресты опубликованы в каталоге "Тысячелетие креста" [13] и датируются второй половиной XVII - XIX вв. Надо отметить, что крест из раскопок в Пскове выполнен более тщательно и содержит, в отличие от опубликованных аналогов, читаемые надписи.
0 а
1_____________I )
Е, Ж, З, И. На четырех крестах элементы надписи указанного типа определяются по первому слову "крестъ". Встречены в единичных случаях на широколопастном кресте типа 16 (ПГО-ИАХМЗ, колл. 10944: № 1, XVI-XVШ вв.); на кресте типа 9 (РГ-91-\1П: № 169, XVI-XVИ вв.); на кресте типа 10.2 (разновидность с круглыми медальонами, рис. 15 - БОГ-ХХХ1-04: № 166, стратиграфическая дата находки - XVII в.); на "процветшей" разновидности креста типа 12 (П-02-Мас, № 11, рис. 16, дата - вторая половина XV[-XVШ вв.).
Группа 3. Кресты с надписью на обороте типа "Помилуи меня, Боже, по великои милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои..." ("Покаянный псалом" Давида).
Данная надпись встречается на периметре крестов группы 2 (тип 6.1) и в единственном известном на псковском материале случае - в виде самостоятельной многострочной надписи на обороте креста, близкого типу 9 (по иконографии) и типу 13 (по пропорциям). Это четырехлопастный прямоугольноконечный крест с углубленным (вогнутым) изображением восьмиконечного креста, орудий страстей, монограммами (ЧРЬ; ИС ХС и неизвестным сочетанием букв) в медальонах в концах лопастей и обозначениями Л,Т,П,Ъ на лицевой стороне (рис. 17; ПОКР-ХІХ-04, N° 9). Крест двусторонний. На обороте - молитва "ПОМИЛУИ МА БОЖЕ ПО ВЕЛИЦЕИ МИЛОСТ..." крупными буквами, в 9 строк. Часть надписи выполнена лигатурами. Стратиграфическая дата находки - ХУП-ХУШ вв.
А Д——і
Полных аналогов кресту не выявлено, близкие находки с углубленным изображением А.К. Станюкович датирует второй половиной XVII - XIX вв. [13].
Группа 4. Кресты с надписью на обороте типа "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуи мя грешнаго" (предположительно, фрагмент "Иисусовой молитвы")
А, Б. Отрывки этой надписи встречены на двух крестах типа 16 "широколопастных" (ПГО-ИАХМЗ-16427: № 65; А) и типа 17 "девичьих" (ПГОИАХМЗ-2519: № 23; рис. 18; Б). Эти находки происходят из подъемного материала. А.К. Станюкович по аналогиям датирует подобные кресты не ранее, чем XVIII веком [13]. "Девичий" крест из музея при Санкт-Петербургской духовной академии Н. В. Покровский датировал тоже XVIII веком [11]. Археологические находки из Пскова дают более раннюю дату - вторую половину XVII в. Аналогии для крестов типа 17 находим из раскопок в селах Минино и Владышнево, которые датируются XVI-XVII вв. [2].
Три нательных креста определенно содержат на обороте многострочные надписи, которые в ходе исследования расшифровать не удалось из-за сокращений под титлами, из-за несовершенства отливки и в одном случае из-за наличия эмали (группа 5). Определенно можно утверждать, что эти тексты индивидуальны и не совпадают с вышеописанными надписями из 1-4групп. Два креста относятся к типу 16(nOKP-XVII-04: №2 11; ПВОГ-79: №2 34) и один (с синей эмалью) - к типу 9 (ПГОИАХМЗ-16427: N° 22).
Т аким образом, надписи на изученных нательных крестах представляют в основном два типа:
1. Монограммы Христа, обозначения изображенных орудий страстей и аббревиатуры устойчивых обозначений, связанных с сюжетом Распятия (сокращения под титлами: IC ХС (I X;
I N); СНЪ БЖІИ; ЧРЪ СЛ/ЦРЬ СЛ; МЛРБ; NIKA; КОП, ТРО).
2. Молитвенные тексты
2.1. Молитва "Да воскреснет Бог” (18 экз.). Текст этой молитвы никогда не помещается на кресте полностью. Иногда молитва даже обрывается на половине фразы или на половине слова. Вероятно, это случай, когда первые строки молитвы символизируют молитву целиком. Текст известен с двумя вариантами глагола: "и расточатся/разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его". Вариант "разыдутся" (прочитан в 9 случаях) в литературе связывается с культурой старообрядцев [6] и встречается в материалах из Старого Изборска.
2.2. Тропарь "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим" (7 экз.) или "Крест - хранитель Всея Вселенной..." (5 экз.) - элементы текста церковной службы на праздник Воздвиженья Честнаго Креста. В псковском материале удалось прочитать разные фрагменты текстов. В 4 случаях определить содержание текста удалось только по первому слову "крест".
Этот вид текста достаточно часто встречается не в виде сплошной многострочной надписи, а в виде отрывков текста, художественно и несколько хаотично размещенных в элементах декора лицевой и обратной стороны нательного креста.
2.3. Молитва типа "Помилуй меня, Боже, по великои милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои..." ("Покаянный псалом" Давида) встречается как самостоятельная многострочная надпись на обороте креста (один крест XVII-XVIII вв.) и как дополнительная надпись по периметру крестов, основная надпись на обороте которых представлена молитвой "Да воскреснет Бог." (2 экз.).
2.4. Текст (предположительно фрагмент "Иисусовой молитвы") типа "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуи мя грешнаго" обнаружен на двух разнотипных крестах, датированных не ранее XVIII в.
2.5. Пространные многострочные кириллические неатрибутированные (нерасшифруемые) надписи предположительно могут быть индивидуальными либо текстами, записанными с ошибками (набор букв и частей слов); такие надписи имитируют молитвы.
Датировка крестов в значительном числе случаев сделана по аналогиям. Псковские кресты с наиболее сохранными надписями, к сожалению, имеют наиболее нечеткий археологический контекст, происходя преимущественно из балластного или перемешанного слоя. Это связано с продолжением активного функционирования памятника в качестве социально-экономического объекта в Новое и Новейшее время. Подъем гражданского каменного строительства в Пскове, начиная с XVI в., переход к использованию заглубленных каменных фундаментов, масштабные изменения в социальной топографии города после 1510 г. (присоединения г. Пскова к единому Русскому государству), а также перепланировка города в XVIII в. - все это приводит к тому, что слои XV-XVIП вв. и даже более древние содержат нарушения или составлены перемешанным строительным мусором. Возможно, больше информации о хронологии надписей позволит получить палеографический анализ.
Связь между содержанием надписи и типом креста прослеживается в редких случаях. Так, разные молитвы встречаются на крестах типа 7, типа 12, типа 13, типа 16.
Вместе с тем, на крестах типа 6.1 встречаются лишь одинаковые надписи: "Да воскреснет Бог." (в основном на тыльной стороне креста) и "Псалом Давида" (по периметру). Лишь один тип надписи ("Крест - хранитель вселенной.") характерен, по предварительным наблюдениям, для крупных крестов удлиненных пропорций с прямоугольным окончанием лопастей, углубленным изображением Голгофы и монограммами в фигурных медальонах на лицевой стороне. Однако устанавливать наличие связи между единичными находками отдельных типов крестов с текстом Тропаря Кресту представляется преждевременным.
Литература
1. Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья во 2-й половине XVII-XVШ вв. Владивосток, 1999.
2. Археология севернорусской деревни X-XIП веков. Средневековые поселения и могильники на Кубенском озере. Тт. 1-3. Т. 2: Материальная культура и хронология / Ред. Н.А. Макаров. М., 2008.
3. Визгалов Г.П., Пархимович С.Г. Мангазея - первый русский город в Сибирском Заполярье (по материалам раскопок 2001-2004 годов). Нефтеюганск-Екатеринбург, 2007.
4. Винокурова Э.П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. //Культура средневековой Москвы. М., 1999. С. 326-361.
5. Екимов Е.Г. Археологические исследования на территории Тульского кремля в 1999-2000 гг. (раскоп 1) // Позднесредневековый город: археология и история. Ч. 1. Изучение позднесредневековой Тулы. Тула, 2007. С. 66-131.
6. Елкина И.И., Насырова Н.Ш., Станюкович А.К. Предметы из могилы Василия и Татьяны Прончи-щевых. Исследование и реставрация // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья : Материалы IX конференции. Ч. I. Калуга, 2001. С. 192-194.
7. Кильдюшевский В.И. Раскопки в Пскове на улице Гоголя в 1977 г. // Археологическое изучение Пскова. Вып. 1. М., 1983. С. 115.
8. Колпакова Ю.В. Нательные кресты с изображением Голгофы среди предметов личного благочестия жителей Пскова и Псковской земли // Европейский путь России. Ордин-Нащокинские чтения. Вып.1. Псков, 2009. С.173-188.
9. Колпакова Ю.В., Салмина Е.В. Раскопки у церкви Богоявления с Запсковья в городе Пскове в 2001 году: погребальный обряд и инвентарь XVI-XVШ вв. // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху средневековья. Вып. 5. Тверь, 2003. С. 63-71.
10. Перетц В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л., 1933.
11. Покровский Н.В. Церковно-археологический музей Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1909.
12. Пуцко В.Г. Художественное ремесло Древней Руси XI-XШ вв. (проблема хронологии изделий) // Археология и история Пскова и Псковской земли, 2000. Псков, 2001. С. 178-191.
13. Станюкович А.К., Осипов И.Н., Соловьев Н.М. Тысячелетие креста. Произведения русской христианской металлопластики X-XX вв. из частных собраний. М., 2003.
14. Требник. Чч. 1-2. М., 1906.
15. Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Вып. 2. Киев, 1900.
Пр иложение 1. Помилуй мя, Боже ("Покаянный псалом" Давида):
"Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедротъ Твоихъ изгладь [на кресте идет "очисти"] беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и отъ греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грехъ мой всегда передо мною. Тебе единому согрешилъ я, и лукавое предъ очами Твоими сделалъ, такъ, что Ты праведенъ въ приговоре Твоемъ и чистъ въ суде Твоемъ. Вотъ я въ беззаконии зачатъ, и во грехе родила меня мать моя. Вотъ Ты возлюбилъ истину въ сердце, и внутрь меня явилъ мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопомъ, и буду чистъ, омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости Тобою сокрушенныя. Отврати лицо Твое отъ грехов моихъ, и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и духъ правый обнови внутри меня. Не отверни меня отъ лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними отъ меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духомъ Владычественнымъ утверди меня. Научу беззаконныхъ путямъ Твоимъ, и нечестивыые къ Тебе обратятся. Избавь меня отъ кровей, Боже, Боже спасения моего, и языкъ мой восхвалитъ правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо жертвы Ты не желаешь, я далъ бы ее: к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу духъ сокрушенный; сердца сокрушеннао и смиреннао Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сионъ; воздвигни стены Иерусалима; тогда благоугодны будутъ Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение, тогда возложатъ на алтарь твой тельцовъ" (См.: Требник. Чч. 1-2. М., 1906).
2. Образцы расшифровки надписей типа "Да воскреснетъ Богъ."
(18 крестов)
Расшифрованные тексты приводятся в порядке убывающей содержательной информативности из-за разной степени сохранности по соответствующим причинам. Для каждого креста указан номер в рабочем каталоге проекта, а также паспортные данные (для археологических находок) и коллекционный номер по месту хранения (для музейных предметов из фондов Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-за-поведния (ПГОИАХМЗ), Музея-заповедника "Изборск" (МЗИ), временного хранения АНО "Псковский археологический центр" (ПАЦ).
Напомним, что при изучении древних письменных текстов, особенно значимых в каком-либо отношении, текстом условно считается фиксация даже отдельных букв как графических знаков в письменной форме речи (языка) (ср. известные исследования берестяных грамот, ставших достоянием в системе новых источников сведений о письме прежде всего восточных славян).
1) "11/470" (МЗИ- 311, № 5)
ДАВОС - КРЕС - ТЪБОГЪ (?) - ИРАЗЫДуТСЯВРАЗИЕГ -
- ОРАЗБЕЖАТЪГОЛИЧАЕГО -
- НЕНАВИДАфИ ЕГОЯКОИС -
- ЧЕЗАЕТ - ЪДЫМЪ[Д] - АИСЧЕЗ - НуТ[?] -
- ОТЕМ(?) - ВОСКГО - ЛИЧАЕГ - О[?]ЯКО
2) "10/468" (МЗИ - 311, № 3)
ДАВО - СКРЕ - СНЕТЪ - БОГЪИРАЗЫДУТС - ЯВРАЗИЕГОИДА[Б] -
- ЕЖАТЪГОЛИЧАЕГО - ИНИ[??] - АВИД - АфА(?)[Е] - ГОАК - ОЯС(?) -
- [...]Ъ[...] - [...]Ъ[...] - А[...]
3) "12/476" (МЗИ - 311, № 11)
ДАВ - ОСК - РЕС - НЕТЪБОГЪ1РА - ЗЫДУТЧАВРАЗ - ИЕГОИДАБЕЖА -
- ТЪГО- ЛИЧ - АЕГ - ОНЕ - Н[А]В - [...] - [,..]ЕГО
4) "16/552" (ПГОИАХМЗ, № 2649)
[. ]НЕТЪБГЪИ - РАЗЫДУТС - ЯВР - АЗИ - НГО - ИБЕ - ЖАТ - Ъ (последняя буква посреди последней строки)
5) "15/483" (МЗИ - 311, № 18)
ДАВО - СКРЕ - СНЕТЪБОГЪИ - РАЗЫДУТСА - ВРАЗ - ИЕГО - И[Д]АБ -
- ЕЖА - ТЪ (последние две буквы посреди последней строки)
6) "8/37" (ПГОИАХМЗ, колл. 30399, ПМР-75, № 71 (Ш-1.0м - Г-5)
ДАВО - СКРЕС - НЕТЪБ - ГЪДА(?) - РАЗЫ[..]ВРАЗИ -
- ЕГО[ДА]БЕЖАТЪ[...] - ЛИЦАЕГОНЕНАВИ - [ДАфЕ(?)] - [.]
7) "2/471" (МЗИ - 311, № 6)
ДАВ -ОСК - РЕС - [НЕ]ТЪБГЪИРАЗЫ[Д] - уЦА - ВРА - [.]Е - [.] - [.] --[...]
8) "3/346" (ЦБОГ - 2001, Шурф.3, №9 оп. 39; пл. 10 (-188), яма 1, №9 пол. 3; место хран. - АНО "ПАЦ")
На оборотной стороне креста и по периметру два разных текста.
На обороте, как обычно:
ДАВО - СКРЕ - СНЕ - ТЪ - БГЪ - ИРАЗЫДУТЪСА(?)[ВР]АЗИЕГОИ -
- ДАБЕЖА[ТЪГО]Л[ИЦ]АЕГОНЕНА - В[И] - ДА - фЕ - ЕГО - [А]КО -
- ИЗ/С(?) - ЧЕ[З] - [Н]ЕТ - Ъ ДЫ - МЗА
По периметру лицевой стороны:
[...]СТуТВО[....]ТЪ / ТВОИХЪ[.]ИСТИ / БЕЗ[ЗА(?)]КОНИЕМОЕ[...] /
/ [. ]ИМ[... ]БОЖЕМО1 / [.]
По периметру оборотной стороны:
М1И[.]Н1Е[.][?][.] / МО[.]НОТЕ[.]ГОБЕ[З]ЗАКОНИАМО1[.]
9) "4/469" (МЗИ - 311, № 4)
На оборотной стороне 17 строк, в основном неразборчивые:
[ДА]ВО- СКРЕ[.] - РАЗЫДуТЬСА -....[...] - .[.]
По периметру с обеих сторон запись неразборчива.
10) "1/5" (ПГОИАХМЗ, колл. 2208, №9 276, Псковский Кремль-1948, Раскоп №9 5, кв. 124,
пл.6)
[ДА - ВОС - КРЕС] - НЕТЪБГЪ (последнее слово под титлом) - [...] - [...] - [...]
11) "17/59" (ПГОИАХМЗ, колл. 10657, ППП-77, №9 2045, Г - 81 - 8 (XVIII век)
Надписи в медальонах, неразборчивы:
ДА НЕ(?) СЯЕГО НИ
ВОС КА
12) "9/420" (МЗИ, №9 254, ИЗБ-75, 24-П-У, №9 пол. 6)
ДАВО - РЕСН- ... - [,..]НРА[...] - [...] - [...]
13) "7/55" (ПГОИАХМЗ, колл. 25389, ПЗП-77, №9 136, ІІ-36-зачистка после I пл.)
[...] - РЕС - НЕТЪБГЪ - [...] - [...]
14) "6/265" (П-02-Мас, №912; помещ. 2, пл.9, кв. 28, погр. 12, №9 пол. 1; место хран.- АНО "ПАЦ")
На оборотной стороне, как обычно:
[ДА]ВО - [СК]РЕ[.] - [.] (далее неразборчиво)
На лицевой стороне, помимо обычных надписей:
ЧРЬ (под титлом) - СЛАВ[Ы]; [IС] ХС (под титлом), -
есть такой текст, который включается в другую тематическую группу:
[КР]ЕСТуТ[.]О[.]ПО[.]
15) "5/58" (ПГОИАХМЗ, колл. 11087, ПСЭС - 77, № 275, А - 6 - 11 (-202) в срубе, № пол. 2, ХУЪХУП вв.)
На оборотной стороне, как обычно:
ДАВО - С[КРЕСН] - Е - [...] (далее несколько строчек, но неразборчивые буквы)
На лицевой стороне, помимо обычных надписей:
ЦРЬ (под титлом) СЛАВЫ; К Т, -есть такой краткий текст:
Ту С(?)[...]
16) "13/482" (МЗИ - 311, №9 16)
[...] - КРТЪ (под титлом) - [...] - [.] (далее семь строк, но неразборчивых; может быть,
эта запись относилась к другой тематической группе, связанной с крестом)
17) "18/39" (ПГОИАХМЗ, колл. 9152, ПЛ-76- I, №9 8; Е-72-6(-102), №9 пол.1)
Фрагменты разломанного креста содержат и фрагменты текста:
Е БГЪ НЕ (?)
Т
18) "14/481" (МЗИ - 311, №9 17)
На поперечной планке креста первой строки только буква С в начале первой строки и слово ЕГО в конце второй строки (текст, может быть, был не из указанной темы).
468 Изборск коллекция подъемного материала МЗИ - 311 № 3 Крест натель- ный, бронза
346 Псков, Запско- вье ЦБОГ -2001, Шурф.3 место хранения -АНО «ПАЦ» № 39 Крест натель- ный, посере- бреный, бронза, посере- брен 10 (-188), Яма 1, № пол. 3
5 Псков, Кром Кремль 48, Раскоп № 5 ПГОИАХ МЗ, колл. 2208 № 276 Крест натель- ный, бронза 124- 6
471 Изборск коллекция подъемного материала МЗИ - 311 № 6 Крест натель- ный, бронза
58 Псков, Окольн город ПСЭС - 77 ПГОИАХ МЗ, колл. 11087 № 275 Крестик (литей- ный брак), бронза А - 6 - 11 (-202) в срубе, № пол. 2
59 Псков, Окольн. город ППП-77 ПГОИАХ МЗ, колл. 10657 № 2045 Крест натель- ный, бронза Г - 81 - 8
39 Псков, Др.ч. Сред. гор. ПЛ-76- I, ПГОИАХ МЗ, колл. 9152 № 8 Крест натель- ный, бронза Е - 72 - 6(-102) - 1
82 Псков, Запсковье ППМ-81 ПГОИАХ МЗ, колл. 15438 № 366 Крест натель- ный, бронза К - 162 - 4, зачистка материка
306 Псков, Окольн. город, Поло- нище ПОКР-Х^- 04 место хранения -АНО «ПАЦ» № 2 Крест натель- ный, нр. металл Г - 10 (-181) - 38, № пол. 2
261 Псков, Окольн город П-02-Мас место хранения -АНО «ПАЦ» № 6 Крестик со следами ткани, бронза Помещение 2, пл.9, кв. 29, погребение 4, № пол. 1
321 Псков, Запско- вье ЦБОГ -2001, Шурф.3 место хранения -АНО «ПАЦ» № 4 Крест натель- ный, бронза 11(-209) Яма 2 темносерый слой с переотложенными костями, № пол. 2
266 Псков, Окольн. город П-02-Мас место хранения -АНО «ПАЦ» № 13 Крест натель- ный, бронза Помещение 2, пл.9, кв. 34, погребение 13, № пол. 1
275 Псков, Окольн. город П-02-Мас место хранения -АНО «ПАЦ» № 27, Крестик с остатком шнура, бронза Помещение 3, пл.5, кв. 12, погребение 54, № пол. 1
366 Псков, Довмон- тов город Довмонтов город, 1966 ГЭ, ПД-66 В- 225 Крест нательн ый, серебро
317 Псков, Запско- вье БОГ -XXXI-04 место хранения -АНО «ПАЦ» № 155 Крест натель- ный, нр. металл Ж - 6 (-117) - 202, № пол. 23
264 Псков, Окольн. город П-02-Мас место хранения -АНО «ПАЦ» № 11 Крест натель- ный, бронза Помещение 2, пл. 9, кв. 29, погребение 11, № пол. 1
303 Псков, Окольн. город, Поло- нище ПОКР-XIX- 04 место хранения -АНО «ПАЦ» № 9 Крест натель- ный, бронза Б-8 (-158) - 20, № пол. 3
522 Псков коллекция подъемного материала ПГОИАХ МЗ, колл. 2519 № 23 Крест натель- ный, бронза № пол.114
36 Псков, Мирож- ский монас- тырь ПМР - 75 ПГОИАХ МЗ, колл. 30399 № 70 Крест натель- ный, бронза р-п III, -1,0м. кв.Г-5
Рис. 1. Тип 16. Крест нательный, бронза (МЗИ - 311, коллекция подъемного материала, № 3); Рис. 2. Тип 6.1. Крест нательный, бронза, посеребр (Псков, ЦБОГ - 2001, Шурф.3, № 39, 10 (-188), Яма 1, № пол.
3, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 3. Тип 6. Крест нательный, бронза (Псков, Кремль, 1948 г., Раскоп № 5, ПГОИАХМЗ, колл. 2208, № 276, кв. 124, пл.6); Рис. 4. Тип 13. Крест нательный, бронза (МЗИ - 311, коллекция подъемного материала, № 6); Рис. 5. Тип 7. Крестик (литейный брак), бронза (Псков, ПСЭС -77, ПГОИАХМЗ, колл. 11087, № 275, А - 6 - 11 (-202) в срубе, № пол. 2); Рис. 6. Тип 15. Крест нательный, бронза (Псков, ППП-77, ПГОИАХМЗ, колл. 10657, № 2045, Г - 81 - 8); Рис. 7. Тип 12. Крест нательный, бронза (Псков, ПЛ-76 - I, ПГОИАХМЗ, колл. 9152, № 8, Е - 72 - 6 (-102) - 1); Рис. 8. Тип 13. Крест нательный, бронза (Псков, ППМ-81, ПГОИАХМЗ, колл. 15438, № 366, К - 162 - 4, зачистка материка); Рис. 9. Тип 7.1. Крест нательный, цв. металл (Псков, ПОКР-XXVM, № 2, Г - 10 (-181) - 38, № пол. 2, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 10. Крестик со следами ткани, бронза (Псков, П-02-Мас, № 6, Помещение
2, пл.9, кв. 29, погребение 4, № пол. 1, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 11. Крест нательный, бронза (Псков, ЦБОГ - 2001, Шурф.3, № 4, 11 (-209), яма 2, темно-серый слой с переотложенными костями, № пол. 2, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 12. Крест нательный, бронза (Псков, П-02-Мас, № 13, Помещение 2, пл.9, кв. 34, погребение 13, № пол. 1, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 13. Крестик с остатком шнура, бронза (Псков, П-02-Мас, № 27, , Помещение 3, пл.5, кв. 12, погребение 54, № пол. 1, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 14. Крест нательный, серебро (Псков, Довмонтов город, 1966, ГЭ, ПД-66, В-225); Рис. 15. Тип 10.2. Крест нательный, цв. металл (Псков, БОГ -XXXI-04, № 155, Ж - 6 (-117) - 202, № пол. 23, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 16. Тип 12.1.Крест нательный, бронза (Псков, П-02-Мас, № 11, Помещение 2, пл.9, кв. 29, погребение 11, № пол. 1, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 17. Крест нательный, бронза (Псков, ПОКР-ХК-04, № 9, Б-8 (-158) - 20, № пол. 3, место хранения - АНО "ПАЦ"); Рис. 18. Тип 17. Крест нательный, бронза (Псков, ПГОИАХМЗ, колл. 2519, коллекция подъемного материала, № 23/ 114).