УДК 904
Колпакова Ю. В., Костючук Л. Я.
ОТРАЖЕНИЕ «БРАНИ ДУХОВНОЙ» В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПСКОВА)"'
Статья посвящена проблеме исторической интерпретации нетиповых надписей на нательных крестах, найденных при археологических раскопках в Пскове и Старом Изборске. В позднесредневековом Пскове (XV-XVII вв.) крест выступал не как амулет, оберег или щит, а как оружие в духовной брани, орудие борьбы со злом, заключённым внутри самой сути человека.
Ключевые слова: Псковская земля, христианство, нательные кресты, предметы личного благочестия, молитвы, культовая металлопластика, определение элементного состава, рентгенофлуоресцентный анализ.
Средневековый христианин, в монастыре или в миру, никогда не находился в состоянии мира.
«Нам нечего бояться внешнего неприятеля; враг в нас самих скрывается, — читаем у Иоанна Кассиана. — У нас ежедневно происходит внутренняя война; по одержании победы на ней всё внешнее сделается слабым и с воином Христовым все помирится и покорится ему. Мы не будем иметь такого неприятеля, которого бы надобно было бояться вне нас, если внутреннее в нас будет побеждено и покорено духу» (прп. Иоанн Кассиан1, 57, 62).
В Послании к ефесянам апостола Павла (6:11—12) есть следующие слова: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против плоти и крови...». «Представляя себе, что мы, облечённые телом, вынуждены бываем бороться с силами бестелесными, будем ограждать себя оружием духовным», — говорил свт. Иоанн Златоуст (48, 498)* 1 2.
Конкретизация относительно форм «оружия духовного» присутствует в трудах отцов, писавших о «духовной брани»3.
К этим текстам, несомненно, известным средневековому читателю непосредственно по изборникам и, опосредованно, по проповедям приходского духовенства, нас привело изучение нетиповых надписей на нательных крестах, найденных при археологических раскопках в Пскове и Старом Изборске.
Первый нательный крест из этой группы был найден при раскопках 1975 г. у Романовой Горки в Пскове (рис. 1.1; паспортные данные:
* Исследование проводится в рамках проекта «Комплексное датирование псковской средневековой культовой металлопластики с надписями», поддержанного РГНФ 14-11-60002 (региональный конкурс «Северо-Запад России: история и современность» 2014 — Псковская область)
1 Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том II. М., 2003. С. 284.
2 Сокровищница... С. 278.
3 Сокровищница. 2003. С. 264 — 281. Например, с. 271—272, 273, 280—281.
I I___I
Рис. 1. Нательные кресты с надписью типа «Господи, крестъ твой на диавола дал еси нам». 1 — нательный крест, цветной металл, ПРГ — II — 75, раскопки Л. А. Царьковой, ПГОИАХМЗ, колл. 9052, № 413, 29/XV (plb 29); 2 — нательный крест, цветной металл, Из-борск—2011, № 10, Р37—7(—140)—44, № пол. 9 (plb 913); 3 — нательный крест (фрагмент), цветной металл, Из-борск—2009, № 1, Ш18—8(—160) —2, № пол. 1 (plb 898).
ПРГ-П-75, раскопки Л. А. Царьковой, Псковский государственный объединённый историкоархитектурный и художественный музейзаповедник (ПГОИАХМЗ), колл. 9052, № 413, крестик, бронза, 29/XV; plb 29). Археологический контекст находки
маловыразителен. Крест происходит из позднесредневекового городского культурного слоя вне нарушения слоя котлованом позднейшего здания. Сопутствующими находками в отчёте названы медная подвеска и
18
обломок ножа, датирующие находки отсутствуют4.
До 2010 г. он хранился в археологических фондах Псковского музея-заповедника в неотреставрированном виде. В 2009 — 2010 гг. в рамках осуществления исследования по проекту «Псковские нательные кресты с надписями...», поддержанному РГНФ (№ 10 — 01 — 26110 а(р)), было на средства проекта отреставрировано 40 предметов.
Тогда впервые была обнаружена надпись на данном кресте, и окончательно выяснился тип подвески. Это оказался четырёхлопастной прямоугольноконечный крест с изображением на лицевой стороне креста на Голгофе, и с инициалами IC XC, NIKA (N, I, К связаны лигатурно), и многострочной надписью на обороте.
Верхняя лопасть подвески с ушком не сохранилась. Вероятно, на лицевой стороне над изображением креста на Голгофе располагалась монограмма, на обороте — начало обнаруженного текста:
шрижиекрот
Ъ
п(?)о
.Н
НА (КА?)
ЛЪ (А..?)
Т.е. «оружие крест.» (далее — неразборчиво). В 2010 г. не было известно аналогов данной фрагментированной надписи, и текст был отнесён к группе «неатрибутированных кириллических текстов и текстов с ошибками»)5.
Второй крест был найден в 2011 г. при раскопках у крепостной стены Изборской крепости на Жеравьей горе, в раскопе на трассе Никольского захаба, в слое XV — конца XVII вв. Выявленное помещение в результате археологического исследования было переатрибутиро-вано, и в настоящее время рассматривается не как часть захаба, а как своеобразная кордегардия, где проводил время гарнизон. Внутри помещения выявлены отопительные сооружения, фрагменты дугового кирпича, находки пуль, арбалетных болтов, фрагменты ядер и доспеха6.
4 Царькова Л. А. Отчёт об археологических раскопках на Романихе в г. Пскове в 1975 году. Приложение к отчёту. Архив ИА РАН - Р-1 - № 8963а.
5 Колпакова Ю. В., Костючук Л. Я. Надписи на
псковских нательных крестах (итоги работ по расшифровке) / / Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2011. С. 48 — 61;
Колпакова Ю. В., Костючук Л. Я. Псковские нательные кресты с надписями XIV—XVIII вв. Предварительные итоги изучения / / Вестник Псковского
государственного педагогического университета. Серия «Социально-гуманитарные и психологопедагогические науки». Псков, 2011. С. 132.
6 Закурина Т. Ю. Отчёт об охранных археологических
раскопках в Старом Изборске в 2011 г. Архив НПАО ПГОИАХМЗ. Д. С. 13, 15.
Данный крест, вероятно, был потерян в связи с обрывом гайтана или цепочки, поскольку ушко подвески не изношено длительным ношением и находка не происходит из погребального комплекса. Крест сделан из серебра с небольшими примесями меди, цинка, свинца, кадмия и золота. Доли примесей, кроме меди, не превышают одного процента (93,4% Ag, 4,8% Cu, 0,6% Au, 0,5% Zn, 0,4% Pb, 0,1 % Cd)7.
Нательный крест, прямоугольноконечный, четырёхлопастной, с изображением креста на Голгофе и с инициалами ЧРЬС ЛВЫ, IC XC, МЛРБ (Ч и р, Л и Р связаны лигатурно), НИКА на лицевой стороне (рис. 1.2; паспортные данные: Изборск—2011, № 10, Р37—7( —140) — 44, № пол. 9, крест нательный, цв. металл; plb 913).
Изображённый на подвеске Голгофский крест несколько нетипичен, так как имеет три-листные (криновидные) завершения трёх верхних ветвей. На кресте — терновый венец, показанный в виде плоского кольца.
Горка показана полукруглой, в её толще — череп Адама, окружённый зигзагообразной линией. Орудия страстей — трость и копьё, расположены под углом к вертикальной оси креста. Изображения выполнены в обратном рельефе, не выпуклые. Ушко подвески декорировано изображением маленького крестика в ромбе.
На обороте — девятистрочная надпись, которая расшифрована нами следующим образом:
THW
Р^Ж
иек
реотътвошАДи
ЛАД
АЛЪ
еои
НАМ
Т.е. «оружие — крест твой на диавола, дал еси нам».
Палеографические особенности надписи позволяют датировать предмет периодом не ранее XV в. Характерные черты надписи: буква «ук» в слове «оружие», начальная омега, а также графическая черта, характерная для псковских
7 Благодарим за определение состава находок руководство Центра коллективного пользования научным оборудованием в области нанотехнологий Московского физико-технического института, непосредственного исполнителя работ — заместителя декана факультета физической и квантовой электроники к.ф.-м.н. А. В. Заблоцкого за проведение измерений и сотрудника лаборатории Е. В. Коростылева математическую обработку их результатов. Для определения элементного состава предметов применялся неразрушающий метод рентгенофлуоресцентного анализа (РФА).
Использовался переносной РФА-анализатор XMET — 5 100.
19
и, вообще, западнорусских текстов — это начертание «а» как «я» (в слове «на»)8.
Данный тип надписи (по содержанию) встречается на предметах личного благочестия крайне редко. Единственный известный нам в России аналог с надписью «ГИ (под титлом, сокращённое «Господи»)
ОРОиЖИбКРбСТЪТВОИНАЬгаВОНАДАЛЪбС ин Амътрепвф», депаспартизован и имеет, скорее всего, нелегальное происхождение9.
Анализируя письменные памятники, удалось установить, что этот редкий вид надписи — стихира из богослужебной книги «Октоих» (данный текст — часть воскресной службы, «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясётся, не терпя взирати на силу его» — на хвалитех стихиры воскресные, глас 8)10.
Атрибуция данной надписи, исследование особенностей размещения текста данной стихиры на подвесках-крестах, её палеографических черт, позволило продвинуться в изучении ещё одной, ранее спорно читаемой надписи на кресте, найденном в 2009 г. при раскопках в Старом Изборске (рис. 1.3; паспортные данные: Изборск—2009, № 1, Ш18 — 8(—160) — 2, № пол. 1, крест нательный, фрагмент, бронза; plb 898).
Это прямоугольноконечный четырёхлопастной нательный крест. Он фрагментирован, отсутствует верхняя лопасть. На лицевой стороне — упрощённое схематичное изображение креста с венцом на Голгофе. Рисунок выполнен в неглубоком обратном рельефе. Горка показана треугольной, орудия страстей изображены простыми чёрточками. По бокам от креста, предположительно, надписи IC XC под титлами. В нижней лопасти, возможно, МЛРБ (МЛР?). Тыльная сторона подвески сильно истёрта. Надпись на обороте, выполненная также в неглубоком обратном рельефе, читается с трудом. Крест долго носился при жизни владельца или, возможно, сильно пострадал от залегания во влажном культурном слое.
Прежде, удовлетворительно читаемыми были признаны фрагменты надписи на обороте креста, условно расшифрованные как: «СОЖАЛ(Д?)» и «СОЛ». Перед ними располагалась группа символов под титлом, предположительно, КРТ (КРЪ?). Это долго затрудняло атрибуцию текста, поскольку данные фрагменты
8 Благодарим Т. В. Рождественскую, д.ф.н., профессора СПбГУ, за консультацию по палеографии.
9 Новгородская область, 2014 г., несанкционированные сборы, по информации находчика: сопутствующие находки датировались XV в. URL: http://www.reviewdetector.ru/index.php7showto pic=870950 (дата обращения: 31.10.2014).
10 Здесь в переложении на гражданский шрифт по
тексту: Октоихъ, сиречь Осьмогласникъ. Часть II. Глас
5 — 8. Репринтное издание. М., 1981. С. 487.
вместе ни в одном богослужебном тексте не были обнаружены.
Более пристальное изучение подвески в контексте новых данных о надписях привело к выяснению, что начертание «В» этой надписи очень близко к начертанию «С» с двумя небольшими петельками на концах, а буква, ранее читаемая, как «Ж», является сочетанием «И» и «Н», связанных в одну лигатуру. С учётом распространённого варианта начертания «А» как «Я», упомянутые фрагменты были заново прочитаны как «ВОИНАД.ВОЛ», т.е. отрывок из «крест твои на диавол», а нерасшифрованные ранее символы атрибутированы как фрагменты той же редкой надписи.
Само помещение на тыльную сторону нательного креста пространного текста — распространённое явление. Те материалы, которые удалось собрать для территории Пскова и Псковской земли, показывают, что тексты на обороте нательных крестов происходят из двух групп источников.
Первая группа текстов относится к молитвослову и псалтыри. Христианину эти тексты были знакомы из повседневного молитвенного правила, которое он исполнял самостоятельно. Идея непрерывного мысленного творения молитвы и практика постоянного ношения креста напрямую связаны.
Это псалмы №50 (Покаянный псалом Давида «Помилуй мя, Боже.») и №67 (молитва Честному Кресту, «Да воскреснет Бог.»). Одну из древнейших русских редакций одного из данных текстов можно увидеть в восковом кодексе XI в. — т.н. Новгородской псалтыри8 9 10 * * 11.
Вторая группа надписей восходит к богослужебным текстам. Среди них светилен праздника Воздвижения, называемый также тропарь «Похвала кресту» («Кресту твоему поклоняемся, Владыко.»), и стихира из 8 гласа Октоиха (часть воскресной службы, «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам.»). Разделение на группы является условным, поскольку в ходе церковной службы используются, разумеется, и псалмы.
В выявленном нами тексте бросается в глаза разночтение с богослужебным текстом. На кресте мы читаем: Ги wp^ne крестъ Tsoi на дигавода дадъ еси нам. В Октоихе: Господи, оружие на диавода крест Твой дад еси нам.
Подобные разночтения встречались нам и ранее, они зафиксированы и перспективны для дополнительного изучения этапов развития местной традиции богослужебных и молитвенных текстов с привлечением архивных материалов Древлехранилища Псковского музея-заповедника.
11 Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородская псалтырь начала XI века — древнейшая книга Руси / / Вестник Российской Академии Наук. Т. 71. № 3. 2001. С. 202 — 209.
20
Например, 50-й псалом (Покаянный псалом Давида: «Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё...»12) на нательных крестах из Пскова и Изборска встречается в версии: ПОМИЛУИ МА БОЖЕ ПО ВЕЛ1КО1 М1ЛОСТИ ТВ [оей] [и по множе]СТи ТВО[ихъ щедро]ТЪ ТВОИХЪ [оч]ИСТИ БЕЗ[за]КОНИЕ МОЕ (вариант: ГО БЕ[З]ЗАКОНИА МО1).
Текст молитвы Честному Кресту — т.е. 67—го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут: яко тает воск от лица огня, да погибнут грешницы от лица Божия» (текст по Псалтыри XX в.13) на нательных крестах выглядит как «да воскреснетъ БОГЪ И РАЗЫДиТСЯ ВРАЗИ ЕГО ДА БЕЖАТ (вар.: РАЗБЕЖАТЪ) ГО ЛИЧА ЕГО
НЕНАВИДАфИ ЕГО ЯКО ИСЧЕЗАЕТЪ ДЫМЪ ДА ИСЧЕЗНЕТ ЯКО ТАЕТ ВОСК ГО ЛИЧА ЕГО ЯКО» или «ДА ВОСКРЕСНЕТЪ БГЪ И РАЗЫДиТЪСА [ВР]АЗИ ЕГО И ДАБЕЖА[ТЬ ГО] Л[ИЦ]А ЕГО НЕНАВ[И]ДАфЕ ЕГО [А]КО ИЗС(?)ЧЕ[З] [Н]ЕТЪДЫМ ЗА».
Текст тропаря «Похвала кресту», семь строф которого, начинающихся единообразно — со слова «крест», составляют светилен праздника Воздвижения, в Типиконе даётся в следующей редакции: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твоё славим14. Крест хранитель всея Вселеннея. Крест красота церкве. Крест верным утвержение. Крест царём держава. Крест аггелом слава. Крест бесом язва». Каждая из этих строф может употребляться самостоятельно, как отдельная молитва. С отрывками из текста, подобного вышеприведённому, в псковских коллекциях есть не менее 16 крестов. По этим отрывкам читаем: КРСТи
ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСА ВЛАДЫ[ко]... КРЕСТЪ ХРАНИТЕЛЬ ВСЕА ВСЕЛЕННЕ КРЕСТЪ КРАСОТА ЦЕРКОВНАА КРЕСТЪ БО...
Текст, который определён, как, предположительно, отрывок «Иисусовой молитвы» («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови») на крестах обнаруживается в следующем виде: ХСТЕ СЫНЕ БЖИ[...] ИС[...] ХСТА СО [...].
По московским материалам XVII в., проанализированным Э. В. Винокуровой, известны
12 Псалтирь Следованная. Репринтное издание 1978 г. М., 1993. Часть 1. С. 62. Переложение на гражданский шрифт делается для того, чтобы не загромождать текст публикации трудночитаемыми фрагментами.
13 В переложении на гражданский шрифт по тексту: Псалтирь Следованная. Репринтное издание 1978 г. М., 1993. Часть 1. С. 78.
14 Текст по Триоди Постной: Триодь постная. М.: Изд.
Московской Патриархии, 1992. с.1621. URL:
http://tatianahram.ru/download/Triod_postnaya.pdf (дата обращения: 31.10.2014)
также надписи, не встречаемые в материалах псковских христианских древностей:
«О тебе радуется, обрадованная, всякая тварь», «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь»;
«Нипобедимая и божественная сила чтнаго и животворящего крта гдня не остави мя гръшнаго уповающего на тя крту твоему покланяемся владыко и стое воскрние твоё славим» (т.е. «Непобедимая и божественная сила Честного и Животворящего Креста Господня, не остави меня грешного, уповающего на тебя. Кресту твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение твоё славим»);
«Отъ небеси придох, они же меня не поз-наша и злобнъ на крестъ меня распяша»;
«От небеси тя видев сошедша»;
«Величай дше моя пречтный кртъ гнь» (т.е. «Величай, душе моя, Пречестный Крест Г осподень»)15.
Вопрос о причинах возникновения устойчивой и массовой в своём проявлении традиции помещать на нательные кресты текст до сих пор окончательно не решён. Мы солидаризуемся с большинством изучавших данный вопрос современных авторов о значительных переменах, даже перевороте в религиозном сознании населения русского государства в XV — XVI в., синхронном книжным справам и церковному собору того времени16. Хотя стройно сформулированных положений нового религиозного мировоззрения не удаётся найти в решениях Стоглавого собора, что было бы ожидаемо.
Представляется также убедительным мнение о трансформации идеи коллективного спасения в представление об индивидуальном искуплении и индивидуальном ответе в Судный день, которое в повседневной практике привело к рождению в православной традиции обязательного ношения нательного креста, а позже и обязательного захоронения с ним, о переносе в светскую сферу монашеской модели благочестия.
Есть и иные точки зрения на религиозный перелом XVI в. По мнению Е. А. Рябинина, в 30—40-е гг. XVI в. разрушается «неустойчивый компромисс между идеологическими системами», каковым было «двоеверие» («народное христианство»), и после разгрома местных святилищ христианство окончательно завоёвывает ижорские и чудские земли на северо-западе Новгородской земли17.
15 Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. М., 1999. С. 358—360.
16 Подробнее см.: Колпакова Ю. В. Изучение надписей
на средневековых нательных крестах // Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове: материалы
круглого стола 19 мая 2011 года в ПОУНБ. Псков, 2011. С. 62, 63.
17 Рябинин Е. А. От язычества к двоеверию // Православие в Древней Руси. Л., 1989. С. 30. Термин
21
Невозможно, к сожалению, изучить повседневную светскую молитвенную практику средневековья. Несмотря на достаточное наличие списков Псалтыри разного времени18, трудно установить, насколько всесторонне выполнялись религиозные рекомендации по исполнению молитвенных правил.
Возможно, изучение текстов на нательных крестах отчасти приближает нас к решению данной исследовательской проблемы.
До сих пор не были раскрыты критерии отбора текстов для нательных крестов. Изучение вопроса показывает, что отбор не был никоим образом регламентирован со стороны церкви, и осуществлялся, вероятно, по воле заказчика изделия, либо по выбору самого масте-ра-крестечника.
Ранее нами высказывалась гипотеза о возможной связи какого-то из этих текстов с формирующимся чином освящения креста, который в современном, известном нам варианте сформировался лишь в XIX в., что совпало по времени с появлением на крестах надписи «спаси и сохрани», являющейся элементом текста в данном чине освящения. Однако эту гипотезу, вероятно, следует признать несостоятельной19.
При анализе содержания надписей, в первую очередь, бросается в глаза связь комплекса текстов непосредственно с образом креста и с идеей воскресения из мёртвых. В эпоху апокалиптических настроений нательный крест намеренно или невольно делается осязаемым символом надежды на воскресение, вечную жизнь. И постепенно становится постоянным спутником верующего и в жизни, и при погребении его тела.
Эту смысловую нагрузку поддерживает и особенность иконографии лицевой стороны нательных крестов с надписями. Собственно, Распятие изображается на них в редчайших случаях. Основной сюжет — пустой, без фигуры Христа, крест на Голгофе, символ Страстей и Воскресения (см. рис.1.1, 1.2 лицевые стороны подвесок).
Кроме этого, не следует упускать из вида и другие функции нательного креста. О них
«двоеверие» для этого периода не признается корректным рядом исследователей — см. например, Даркевич В. П. К вопросу о «двоеверии» в Древней Руси / / Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество, христианство, церковь. М., 1995. С. 11 — 13. Наиболее общепризнанным в исторической литературе советского времени считалось понятие «народное христианство».
18 См. Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа / / Православный собеседник. Кн. 4. Казань, 1857.
19 Колпакова Ю. В. Изучение надписей на
средневековых нательных крестах // Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове: материалы
круглого стола 19 мая 2011 года в ПОУНБ. Псков, 2011. С. 63.
много говорилось в научной литературе20. Неизменно выделяемая разными авторами функция креста — «оберег верующего».
Эта идея представляется итогом экстраполяции религиозной практики современности на древность, а также уравнивания нательных крестов по своему функционалу с языческими амулетами дохристианского и раннехристианского времени на Руси.
Между тем, для периода бытования нательных крестов с молитвенными надписями, это представление кажется некорректным. На это наталкивает и толкование надписей на крестах, показанных в начале статьи.
Крест в данный период выступает не как амулет, не как оберег и не как щит. Он выступает как оружие в духовной брани: «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам», т.е. не защитное вооружение, а наступательное.
Крест — не инструмент защиты от земных невзгод, болезней, сказочно и суеверно персонифицированных в представителях низшей демонологии, а орудие борьбы со злом, заключённым внутри самой сути человека, и активизируемым силой, олицетворённой в виде «диавола». Указание на это имеется в агиографической литературе: прп. Антоний боролся «со смущавшими его помыслами и привидениями» «благодатною силою Святого писания», в частности, с помощью текста 67 псалма и др.21.
Приведём в завершение этого рассуждения ряд цитат из служебных текстов и святоотеческих сочинений, подтверждающих эту трактовку и иллюстрирующих особенности средневекового мировоззрения:
«Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа» (отрывок из Богослужения праздника Воздвижения Креста Господня)22.
«Самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в
20 Например, А. Б. Островский выделяет такие функции нательных крестов, как 1) обозначение принадлежности к конфессии; 2) информация о главном сакральном событии, связывающем людей христианского мировоззрения с Богом - о распятии Богочеловека; 3) прославление искупительного подвига Христа и Его воскресения; 4) прославление христианского учения и апостольской церкви; 5) оберег верующего (его души и здоровья)» (Островский А. Б. Православные нагрудные кресты (Зримые черты символов) / / Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 8 — 9. СПб, 1995. С. 56—57).
21 Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. Изд. Сретенского монастыря, М., 2004. Вып. I. Репринт с издания: Юевъ: Типограф1я Акцюнернаго Общества печатнаго и издательскаго дела Н. Т. Корчакъ-Новицкаго, 1910. С. 136.
22 Цит. по: Аверкий (Таушев), архиепископ Крест Христов. Орудие нашего спасения.
URL: http://azbyka.ru/ dictionary/10/averkij_krest_hris tov-all.shtml (дата обращения: 31.10.2014).
22
сердце, сотворил он брань с сатаною, возненавидел самого себя, отрёкся от души своей, гневался на неё, укорял её, противился привычным своим пожеланиям, препирался с помыслами, боролся с самим собой» (прп. Макарий Египетский, 89, 218)23.
«В том ведь и состоит вся брань души, чтобы не удалить ум от Бога, не останавливаться и не соглашаться с нечистыми помыслами, и не обращать внимания на то, что изображает в сердце этот достойный всякого порицания древний живописец - диавол» (свт. Иоанн Златоуст, 53, 964)24.
«И в мире, и в подвижнической жизни никто не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо настоящая жизнь всегда подобна поприщу» (прп. Ефрем Сирин, 32, 70 —71)25.
Источники
Закурина Т. Ю. Отчёт об охранных археологических раскопках в Старом Изборске в 2011 г. Архив НПАО ПГОИАХМЗ. Д.
Октоихъ сиречь Осьмогласникъ. Часть II. Глас 5 —
8. Репринтное издание. М., 1981.
Псалтирь Следованная. Репринтное издание 1978 г. М., 1993.
Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. Том II. М., 2003. Триодь постная. М: Изд. Московской Патриархии, 1992. с. 1621. URL: http://tatianahram.ru/dow nload/Triod_postnaya.pdf (дата обращения
31.09.2014) .
Царькова Л. А. Отчёт об археологических раскопках на Романихе в г. Пскове в 1975 году. Приложение к отчёту. Архив ИА РАН —
Р—1 — № 8963а
Литература
Аверкий (Таушев), архиепископ Крест Христов. Орудие нашего спасения. URL: http://azbyka.ru/ dictionary/10/averkij_krest _hristov-all.shtml (дата обращения
31.10.2014) .
Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVII в. // Культура средневековой Москвы. М., 1999. С. 358 — 360.
Даркевич В. П. К вопросу о «двоеверии» в Древней Руси //Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество, христианство,
церковь. М., 1995. С. 11—14.
Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородская псалтырь начала XI века — древнейшая книга Руси / / Вестник Российской Академии Наук. Т. 71. № 3. 2001. С. 202—209.
Колпакова Ю. В. Изучение надписей на средневековых нательных крестах / / Кирилло-Мефодиевские традиции в Пскове: материалы круглого стола 19 мая 2011 года в
Псковской областной универсальной научной библиотеке. Псков, 2011. С. 54 — 65.
Колпакова Ю. В., Костючук Л. Я. Надписи на псковских нательных крестах (итоги работ по расшифровке) // Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2011. С. 48 — 61.
Колпакова Ю. В., Костючук Л. Я. Псковские нательные кресты с надписями XIV — XVIII вв. Предварительные итоги изучения // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия «Социальногуманитарные и психолого-педагогические науки». Псков, 2011. С. 119 — 136.
Островский А. Б. Православные нагрудные кресты (Зримые черты символов) / / Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 8 — 9. СПб, 1995. С. 54 — 74.
Рябинин Е. А. От язычества к двоеверию (по археологическим материалам Северной Руси) // Православие в Древней Руси. Л., 1989. С. 20 — 31.
Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. Изд. Сретенского монастыря, М., 2004. Вып. I. Репринт с издания: Кевъ: Типография Акцюнернаго Общества печатнаго и издательскаго дела Н.Т. Кор-чакъ-Новицкаго, 1910.
Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. Изд. Сретенского монастыря, М., 2004. Вып. II. Репринт с издания: Кевъ: Типография Акцюнернаго Общества печатнаго и издательскаго дела Н. Т. Кор-чакъ-Новицкаго, 1913.
Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа / / Православный собеседник. Кн. 4. Казань, 1857.
23 Сокровищница... 2003. С. 275.
24 Сокровищница. 2003. С. 280.
25 Сокровищница. 2003. С. 275.
23
Колпакова Юлия Вячеславовна, доцент кафедры отечественной истории и музеологии, кандидат исторических наук (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: pskov-sova@mail.ru.
Костючук Лариса Яковлевна, профессор кафедры русского языка, доктор филологических наук, профессор (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); e-mail: anh57@yandex.ru.
Reflection of "Spiritual Warfare" in the Material Culture of Personal Piety (to the Attribution of the Three Body Crosses
from Pskov)
The article is devoted to the historical interpretation of the inscriptions on the body crosses, found during archaeological excavations in the Old Pskov and Izborsk. In late medieval Pskov (XV—XVII centuries) cross acted not as an amulet, talisman or a shield but as a weapon in spiritual warfare, weapon in the struggle against evil, included within the very essence of man.
Key words: Pskov land, Christianity, body crosses, objects of personal piety, prayers, cult metalwork, multi-elemental analysis of alloys, X-ray fluorescence analysis.
Yulia V. Kolpakova, Associate Professor of the Department of Russian History and Museology, Candidate of Historical Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: pskov-sova@mail.ru.
Larisa Y. Kostyuchuk, Professor of the Department of Russian Language, Doctor of Philological Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: anh57@yandex.ru. 24
24