Научная статья на тему 'ПСИХОВЕГЕТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОВЕГЕТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ / СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нурализода Мичгонаи Алишер, Назаров Чахонгир Турдалиевич, Иргашева Джамиля

Школьники периодически подвергаются влиянию мощного эмоционального напряжения, длительное сохранение которого может оказать губительное влияние на многие функции человека. Основным стимулом появления тревоги является «страх неудачи», несущих угрозу самоуважению личности преимущественно в межличностных отношениях. В ситуации, когда прогнозируется минимальная возможность или абсолютная невозможность достижения цели, возникает длительная отрицательная эмоция с высокой степенью тревожности. Изучение психовегетативного статуса при эмоциональном стрессе раскрывает новые возможности в своевременном выявлении донозологических состояний, обусловленных несоответствием степени тревожности с успешностью обучения. Анализ наших результатов показывает, что с увеличением степени тревожности уменьшается количество хороших оценок как у мальчиков, так и у девушек. Следует отметить, что при индивидуальном рассмотрении успеваемости и степени тревожности отмечались лица с повышенной и высокой тревожностью с хорошей успеваемостью и лица с нормальной тревожностью, но с плохой успеваемостью. Повышенная и высокая степень тревожности для способных школьников является стимулом мобилизации функциональных систем организма для достижения конечного результата, а для менее способных учеников такая тревожность подавляет функциональные системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нурализода Мичгонаи Алишер, Назаров Чахонгир Турдалиевич, Иргашева Джамиля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOVEGETATIVE CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL STRESS IN SCHOOLCHILDREN

Schoolchildren are periodically affected by powerful emotional stress, the long-term preservation of which can have a detrimental effect on many human functions. The main incentive for anxiety is "fear of failure," which threatens the self-esteem of the individual mainly in interpersonal relationships. In a situation where the minimum possibility or absolute impossibility of achieving a goal is predicted, a long-term negative emotion with a high degree of anxiety occurs. The study of psychovegetative status under emotional stress reveals new possibilities in the timely detection of pre-posological states caused by the inconsistency of the degree of anxiety with the success of training. Analysis of our results shows that with increasing anxiety, the number of good scores in both boys and girls decreases. It should be noted that when individually considering academic performance and degree of anxiety, persons with increased and high anxiety with good academic performance and persons with normal anxiety but poor academic performance were noted. An increased and high degree of anxiety for capable schoolchildren is an incentive to mobilize the functional systems of the body to achieve the final result, and for less capable students such anxiety suppresses functional systems

Текст научной работы на тему «ПСИХОВЕГЕТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ШКОЛЬНИКОВ»

44

тут?

УДК: 371.78+ 613.867

ПСИХОВЕГЕТАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

СТРЕССА У ШКОЛЬНИКОВ

НУРАЛИЗОДА МИЧГОНАИ АЛИШЕР

PHD ассистент кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан

ОНОЮ Ю 0009-0003-6138-9806 НАЗАРОВ ЧАХОНГИР ТУРДАЛИЕВИЧ соискатель кафедры нормальной и патологической физиологии Хатлонского государственного медицинского университета. Город Дангара, Республики Таджикистан.

ОИОЮ Ю 0009-0004-9292-0644 ИРГАШЕВА ДЖАМИЛЯ соискатель кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан.

ОНОЮ Ю 0009-0000-5911-6612 АННОТАЦИЯ

Школьники периодически подвергаются влиянию мощного эмоционального напряжения, длительное сохранение которого может оказать губительное влияние на многие функции человека. Основным стимулом появления тревоги является «страх неудачи», несущих угрозу самоуважению личности преимущественно в межличностных отношениях. В ситуации, когда прогнозируется минимальная возможность или абсолютная невозможность достижения цели, возникает длительная отрицательная эмоция с высокой степенью тревожности. Изучение психовегетативного статуса при эмоциональном стрессе раскрывает новые возможности в своевременном выявлении донозоло-

гических состояний, обусловленных несоответствием степени тревожности с успешностью обучения. Анализ наших результатов показывает, что с увеличением степени тревожности уменьшается количество хороших оценок как у мальчиков, так и у девушек. Следует отметить, что при индивидуальном рассмотрении успеваемости и степени тревожности отмечались лица с повышенной и высокой тревожностью с хорошей успеваемостью и лица с нормальной тревожностью, но с плохой успеваемостью. Повышенная и высокая степень тревожности для способных школьников является стимулом мобилизации функциональных систем организма для достижения конечного результата, а для менее способных учеников такая тревожность подавляет функциональные системы.

Ключевые слова: школьное образование, тревожность у школьников, стрессовое состояние в педагогике, исследование тревожности у школьников.

PSYCHOVEGETATIVE CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL STRESS IN SCHOOLCHILDREN

NURALIZODA MICHGONAIALISHER

PHD Assistant, Department of Normal Physiology, Abu ibni Sino Tajik State Medical University, Dushanbe, Republic of Tajikistan ORCID

ID 0009-0003-6138-9806 NAZAROV CHAKHONGIR TURDALIEVICH Applicant of the Department of Normal and Pathological Physiology of Khatlon State Medical University. City of Dangara, Republic of

Tajikistan. ORCID ID 0009-0004-9292-0644

IRGASHEVA JAMILYA applicant of the Department of Normal Physiology of the Tajik State

Medical University named after Abu ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0009-0000-5911-6612 ABSTRACT

Schoolchildren are periodically affected by powerful emotional stress, the long-term preservation of which can have a detrimental effect on many human functions. The main incentive for anxiety is "fear of failure," which threatens the self-esteem of the individual mainly in interpersonal relationships. In a situation where the minimum possibility or absolute impossibility of achieving a goal is predicted, a long-term negative emotion with a high degree of anxiety occurs. The study of psychovegetative status under emotional stress reveals new possibilities in the timely detection of pre-posological states caused by the inconsistency of the degree of anxiety with the success of training. Analysis of our results shows that with increasing anxiety, the number of good scores in both boys and girls decreases. It should be noted that when individually considering academic performance and degree of anxiety, persons with increased and high anxiety with good academic performance and persons with normal anxiety but poor academic performance were noted. An increased and high degree of anxiety for capable schoolchildren is an incentive to mobilize the functional systems of the body to achieve the final result, and for less capable students such anxiety suppresses functional systems.

Key words: school education, anxiety in schoolchildren, stress state in pedagogy, study of anxiety in schoolchildren.

УКУВЧИЛАРДА ЭМОЦИОНАЛ СТРЕССНИНГ ПСИХОВЕГЕТАТИВ

ХАРАКТЕРИСТИКАМ

НУРАЛИЗОДА МИЧГОНАИ АЛИШЕР

PhD, нормал физиология кафедраси ассистенти, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт

университети, Душанбе ш., Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0009-0003-6138-9806 НАЗАРОВ ЧАХОНГИР ТУРДАЛИЕВИЧ Нормал ва патологик физиология кафедраси мустацил изланувчиси, Хатлон давлат тиббиёт университети, Дангара ш., Тожикистон Республикаси. ORCID ID 0009-0004-9292-0644

ИРГАШЕВА ДЖАМИЛЯ нормал физиология кафедраси мудири, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети, Душанбе ш., Тожикистон Республикаси.

ORCID ID 0009-0000-5911-6612 АННОТАЦИЯ

Мактаб уцувчилари вацт вакти билан кучли эмоционал зурицишга чалиниши мумкин, унинг давомийлиги одам функция-ларига цалокатли таъсир цилиши мумкин. Хавотирнинг пайдо булишининг асосий сабаби "омадсизлик цурцуви" булиб, узаро мулоцот жараёнида шахснинг уз узини цурмат цилиш хусусиятига салбий таъсир цилади. Мацсадга эришиш учун умуман имконият-нинг йуцлиги ёки оз имкониятнинг булиши натижасида юцори даражадаги хавотирлик билан узоц муддатли манфий циссиёт пайдо булади. Эмоционал стрессда психовегетатив статусни урганиш муваффациятли уциш ва хавотир даражасининг узаро номутаносиблиги билан характерланувчи нозологик олди цолат-ларни уз вацтида аницлаш имконини беради. Натижаларимизнинг тацлили шуни курсатдики, хавотир даражасининг ошиши билан угил ва циз болаларда яхши бацолар сони камаяди. Хар бир цолат алоцида куриб чицилганда, юцори цавотирлик даражаси бор лекин яхши уциётган ва аксинча, нормал хавотир даражасидаги паст бацоларда уциётган болалар аницланди. ^обилиятли болаларда юцори даражада хавотир мацсадга эришиш учун организм

функционал тизимларини мобилизациясини таъминласа, цобилия-ти суст болаларда аксинча, функционал тизимларнинг босилишига сабаб булади.

Калит сузлар: мактабда таълим, уцувчилардаги хавотир, педагогикада стрессли уолат, уцувчиларда хавотирни тадциц цилиш.

Школьники периодически подвергаются влиянию мощного эмоционального напряжения, длительное сохранение которого может оказать губительное влияние на многие функции человека. С другой стороны известно, что эмоции являются мощным внутренним стимулом, побуждающим организм к активным действиям для достижения цели, но длительное сохранение эмоционального напряжения могут отразится на психоэмоциональном состоянии школьников и как следствие этого - на успеваемость. Другой движущей силой для достижения цели является определённая степень тревожности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги». Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания. Основным стимулом появления тревоги является «страх неудачи», несущих угрозу самоуважению личности преимущественно в межличностных отношениях. В ситуации, когда прогнозируется минимальная возможность или абсолютная невозможность достижения цели, возникает длительная отрицательная эмоция с высокой степенью тревожности. Изучение психовегетативного статуса при эмоциональном стрессе раскрывает новые возможности в своевременном выявлении донозологических состояний, обусловленных несоответствием степени тревожности с успешностью обучения.

Целью нашего исследования явилось оценить психовегетативный статус у школьников по выраженности тахикардии и

степени синусовой аритмии с последующим сравнением степени тревожности и их успеваемостью.

Материалы и методы исследования. Было обследовано 60 школьников 11 класса, у которых автоматически регистрировали пульс. По выраженности тахикардии обследованные были разделены на пять групп:

I c пульсом до 70 уд/мин;

II - 71-80 уд/мин;

III- 81-90 уд/мин;

IV - 91-100;

V - более 100 уд/мин

До 70; 2-; 3 -; 4-; 5 - более 100. Для оценки степени выраженности синусовой аритмии мы использовали классификацию И.А. Освищер в модификации Ф.А. Шукурова. Для оценки эмоциональной лабильности мы использовали тест Люшера и проводили его дважды, с перерывом в 2 минуты. Далее мы обращали внимание на наличие или отсутствие разницы между первым и вторым выборами в тесте Люшера, фиксировали значение этой разницы. По наличию или отсутствию разницы между двумя выборами в тесте Люшера, мы разделили всех школьников на 2 группы - лабильных (разница имеется) и стабильных (разница отсутствует) к эмоциональному стрессу. Для определения тревожности использовали цветовой тест Люшера и Тейлор. Выраженность экстраверсии-интроверсии определяли по тесту Айзенка. Успеваемость оценивали по результатам оценочных тестов по алгебре.

Результаты. У 40% школьников отмечали высокую степень эмоционального напряжения, так как пульс у них был более 100 уд/мин. Непосредственно во время опроса уменьшается количество лиц с пульсом до 70 уд/мин (отсутствуют), с пульсом 71 -80 уд/мин (в 5-8 раз), с пульсом 81-90 уд/мин (в 3-5 раз), с пульсом 91-100 уд/мин

(в 1,5 раза) и резко увеличивается количество лиц с пульсом более 100 уд/мин.

Анализ синусовой аритмии показывает, что ригидного ритма и СИ! у обследованных школьников не отмечается. У каждого второго (45%) отмечается СИП, что свидетельствует о достаточно высокой степени напряжения регуляторных механизмов, о чем свидетельствует повышение тонуса симпатического отдела автономной нервной системы. У каждого третьего (30%) из обследованных школьников отмечается CA I и у каждого шестого (17%) отмечается САП. Следует отметить, что по мере удаления от СИ11 и приближению к CAI отмечается нормотонический тип регуляции работы сердца. Лишь у каждого 12 -го из обследованных (8,3%) отмечается синусовая аритмия III степени, которая является характеристикой ваготонического типа регуляции работы сердца.

Установлено, что в процессе обучения у более половина из обследованных школьников (54,4%) отмечается эмоциональная лабильность. Причем, 12,6% со второй (10,7%) и третьей (1,9%) степенью лабильности. У 45,6% обследованных отмечается эмоциональная стабильность. Наши исследования показывают, что каждый третий школьник (31%) имеет повышенную (20%) и высокую (11%) тревожность.

Анализ тревожности у мальчиков показал, что наибольшее количество (46%) имеют нормальную тревожность. У каждого пятого (19%) и каждого десятого (11%) школьника отмечается соответственно повышенная и высокая степень тревожности. У каждого четвертого (25%) отмечается умеренная степень тревожности. Анализ тревожности у девушек показывает, что у них отмечается более высокая степень тревожности: количество лиц с нормальной (43%) и умеренной (16%) тревожностью уменьшается и увеличивается количество обследованных с повышенной (23%) и высокой (16%)

тревожностью. Сравнительный анализ тревожности с успеваемостью показывает, что с нормальной тревожностью приблизительно одинаковое количество неудовлетворительных оценок у мальчиков (64%) и у девушек (67%). С умеренной, повышенной и высокой тревожностью у девушек больше неудовлетворительных оценок (89%; 92%; 100%), чем у мальчиков (60%; 84%; 81%). У мальчиков с умеренной, высокой и повышенной тревожностью больше хороших оценок (40%; 16% и 19%), чем у девушек.

Анализ наших результатов показывает, что с увеличением степени тревожности уменьшается количество хороших оценок как у мальчиков, так и у девушек. Следует отметить, что при индивидуальном рассмотрении успеваемости и степени тревожности отмечались лица с повышенной и высокой тревожностью с хорошей успеваемостью и лица с нормальной тревожностью, но с плохой успеваемостью. Повышенная и высокая степень тревожности для способных школьников является стимулом мобилизации функциональных систем организма для достижения конечного результата, а для менее способных учеников такая тревожность подавляет функциональные системы.

Анализ структуры высокой и повышенной тревожности показывает, что ведущим компонентом является нервная тревожность, обнаруживаемая в 82.6% случаев у школьников с повышенной и в 75,6% - с высокой и очень высокой тревожностью.

Сравнительный анализ тревожности со средними значениями экстраверсии-интроверсии (Э), нейтротизма (Н) и отношения Э/Н показывает, что у школьников с нормальной тревожностью показатель экстраверсии является наиболее выраженным - 19 баллов, а у школьников с очень высокой тревожностью этот показатель самый низкий и составляет 9,7 балла; у школьников с повышенной и высокой тревожностью этот показатель существенно не изменяется:

11,3 и 11,2 соответственно. Такая же динамика прослеживается и по нейротизму.

Таким образом, наши результаты показывают, что перед проведением оценочных тестов необходимо проводить работы со школьниками по снижению их эмоционального напряжения. По анализу выраженности синусовой аритмии у большинства школьников (45%) отмечается СИ II - превалирование симпатического отдела автономной нервной системы, что свидетельствует о наличии эмоционального напряжения. Это говорит о том, что в 11 классе школьники чувствуют ответственность выпускного года. Исследуя разницу между двумя выборами по тесту Люшера можно определить степень выраженности лабильности школьников отмечено, что наибольшая величина отношения Э/Н отмечается у школьников с нормальной тревожностью - 1,68 и наименьшее значение этого показателя обнаружено у школьников с очень высокой тревожностью - 0,68. Полученные результаты позволяют констатировать, что лица, у которых значение соотношения Э/Н большее 1 являются наиболее адаптируемыми.

Список литературы:

1. Кононец И.Е., Адаева А.М., Уралиева Ч.К. Особенности вегетативного гомеостаза и физического развития подростков, проживающих в условиях низкогорья Кыргызстана //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 155-161.

2. Рахимжанова Ж.А., Балхыбекова А.О., Жиенгалиева А.К., Уэзiрханов М.У. Исследование вегетативного баланса методом анализа кардиоритмограммы //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 240-247.

3. Халимова Ф.Т., Шукуров Ф.А., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика различных форм агрессии с тревожностью, корреляционными ритмограммами и функциональным состоянием организма //Вестник Академии Медицинских Наук Таджикистана 2020, 10, 2(34), 196-201.

4. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Донозологические состояния организма //Биология и интегративная медицина 2019, 9(37), 68-80.

5. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Психоэмоциональные признаки стресса студентов в процессе обучения //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 460-466.

6. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т. Уровни здоровья у студентов при эмоциональном стрессе //Биология и интегративная медицина 2021, 6(53), 467-471.

7. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 188-201.

8. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения //Биология и интегративная медицина 2020, 3(43), 202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.