УДК: 612;616.89
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В СРАВНЕНИИ С ИХ УСПЕВАЕМОСТЬЮ
ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФАТТОЕВИЧ
доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика
Таджикистан ORCID Ю 0000-0003-4665-546Х ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА доктор медицинских наук, заведующая кафедрой нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского
университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан.
ОРСЮ Ю 0000-0001-9310-7699 АРАБЗОДА САРВИНОЗ НОЗИРОВНА старший преподаватель кафедры нормальной физиологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абу али ибни Сино, г. Душанбе, Республика Таджикистан. ОРСЮ 1Ю 0000-0003-2910-7680 АННОТАЦИЯ
Изучали сравнительную характеристику психоэмоционального состояния студентов с их успеваемостью. Психоэмоциональное состояние оценивали при помощи методики САН, позволяющая исследовать степень самочувствия, активности и настроения студентов. Показано что у 2/3 всех обследованных отмечается высокие показатели самочувствия, активности и настроения (САН), 1/3 обследованных имеет средние показатели САН и лишь у 1% обследованных отмечается низкие показатели САН. Наибольшее количество обследованных с низкими показателями САН отмечается среди плохо успевающих студентов, а
наибольшее количество обследованных с высокими показателями САН отмечается среди хорошо успевающих.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, самочувствие, активность, настроение, успеваемость
PSYCHOEMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN COMPARISON WITH THEIR ACADEMIC PERFORMANCE
SHUKUROV FIRUZ ABDUFA TTOEVICH
Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology of Tajik State Medical University named after Abu ali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan
ORCID ID 0000-0003-4665-546X HALIMOVA FARIZA TURSUNBAEVA Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Normal Physiology of Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan.
ORCID ID 0000-0001-9310-7699 ARABZODA SARVINOZ NOZIROVNA senior lecturer at the Department of Normal Physiology of Tajik State Medical University named after Abuali ibni Sino, Dushanbe, Republic of Tajikistan. ORCID ID 0000-0003-2910-7680 ABSTRACT
A comparative characterization of the psychoemotional state of students with their academic performance was studied. The psychoemotional state was assessed using the SAN technique, which allows examining the degree of well-being, activity and mood of students. It was shown that 2/3 of all examined showed high indicators of well-being, activity, mood (SAN), 1/3 of the examined had average indicators of SAN, and only 1% of the examined showed low indicators of SAN. The highest number of surveyed with low SAN scores is among
poorly performing students, and the highest number of surveyed with high SAN scores is among well performing students.
Keywords: psychoemotional state, well-being, activity, mood, academic performance
ТАЛАБАЛАРНИНГ ПСИХОЭМОЦИОНАЛ ХОЛАТИ ВА УЛАРНИ УЗЛАШТИРИШ БИЛАН КИЁСИЙ ТАВДОСЛАШ
ШУКУРОВ ФИРУЗ АБДУФА ТТОЕВИЧ
Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси профессори, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.
ORCID ID 0000-0003-4665-546X ХАЛИМОВА ФАРИЗА ТУРСУНБАЕВА Тиббиёт фанлари доктори, нормал физиология кафедраси мудири, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.
ORCID ID 0000-0001-9310-7699 АРАБЗОДА САРВИНОЗ НАЗИРОВНА нормал физиология кафедраси катта у;итувчиси, Абу али ибни Сино номидаги Тожикистон давлат тиббиёт университети. Душанбе ш, Тожикистон Республикаси.
ORCID ID 0000-0003-2910-7680 АННОТАЦИЯ
Талабалар психоэмоционал цолати ва уларнинг узлаштириши уртасидаги ;иёсий богли^лик урганилди. Психоэмоционал цолат САН усу ли ёрдамида бацоланди, у эса умумий ацвол, царакатчанлик ва кайфият ца;идаги маълумотларни уз ичига олади. Текширил-ганларнинг 2/3 ;исмида умумий ацвол, царакатчанлик ва кайфият-нинг ю;ори курсаткичлари, 1/3 ;исмида уртача курсаткичлар, 1% да эса паст курсаткичлар ани;ланди. Паст курсаткичлар ёмон
узлаштирувчи талабаларда кузатилса, юцори курсаткичлар яхши узлаштирувчиларда кузатилди.
Калит сузлар: психоэмоционал цолат, умумий цолат, активлик, кайфият, узлаштириш
Актуальность. Множество факторов, изменяющих образ жизни и здоровье студентов способствуют включению защитно-приспособительных реакций. Студент периодически подвергается влиянию мощного эмоционального напряжения во время экза-менов. В особенно сложном положении оказываются студенты начальных курсов, попадающие после школы в новые социальные отношения и условия деятельности - [1, 7, 8]. Длительное сохранение эмоционального напряжения может привести к сниже-нию показателей психоэмоционального состояния, психического здоровья и оказать губительное влияние на многие функции человека - [10, 9]. С другой стороны эмоции представляют собой одну из форм психической деятельности мозга, которая имеет свои специфические биологические закономерности, являясь мощным внутренним стимулом, побуждающим организм к активным действиям для достижения цели [11]. Одним из наиболее частых последствий эмоционального напряжения студентов являются нарушение качества сна, которые проявляются усталостью, подавленным настроением, упадком сил, когнитивными нарушениями, раздражительностью, снижением концентрации внима-ния и показателей психоэмоционального состояния - [4, 12, 7]. Ограничение и нарушения сна приводят к снижению способности студентов к освоению учебной программы и отражают признаки эмоционального перенапряжения - [2, 3], вызывающего ряд серьезных соматических заболеваний - [5, 9]. Эти изменения отражаются на психоэмоциональном состоянии студентов и как
следствие этого - на успеваемость. В связи с вышеизложенным изучение психоэмоционального состояния студентов в сравнении с их успеваемостью является актуальным.
Целью исследования явилось изучение показателей психоэмоционального состояния студентов во взаимосвязи с их успеваемостью.
Методы и материал исследования. Нами было обследовано 365 студентов в процессе их обучения. Психоэмоциональное состояние определяли по опроснику САН, который состоит из 30 характеристик: 10 из них характеризируют самочувствие (С-субъективное ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния), 10- активность (А-особый вид деятельности, отличающаяся интенсификацией своей целенаправленности, мотивации, осознанности), 10- настроение (Н-достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов). По сумме баллов САН оценивали степень психоэмоционального состояния: низкий показатель - сумма баллов меньше 30 (САН-1); средний показатель - сумма баллов от 30 до 50 (САН-11) и высокий показатель - сумма баллов больше 50 (САН-111). Успеваемость студентов определяли по итоговым занятиям по нормальной физиологии. При этом выделили три группы: плохо, средне и хорошо успевающие.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты психоэмоционального состояния отражены в табл 1
Таблица 1
Психоэмоциональное состояние студентов в процессе
обучения
Степени САН
САН-1 САН-11 САН-111
0,9% 31,8% 67,3%
Из таблицы видно, что у 2/3 (67,3%) обследованных отмечается высокие показатели самочувствия, активности и настроения, 1/3 обследованных имеет средние показатели САН и лишь у 1% обследованных отмечается низкие показатели САН. Результаты низкого, среднего и высокого показателя самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н) у ПУ, СУ и ХУ студентов отражены в табл. 2
Таблица 2
Показатели самочувствия (С), активности (А) и настроения (Н) у
ПУ, СУ и ХУ студентов
I II III
ПУ СУ ХУ ПУ СУ ХУ ПУ СУ ХУ
С 4,7% 1,7% 2,8% 46,5% 44,5% 26,8% 48,8% 53,8% 70,4%
А 3,5% 1,1% 1,4% 43% 39,9% 23,9% 53,5% 59% 74,6%
Н 4,7% 1,2% 1,4% 36% 38,3% 25,4% 59,3% 60,7% 73,2%
Из таблицы видно, что количество обследованных с низкими показателями САН у ПУ студентов практически не отличаются. Количество обследованных со средними показателями самочувствия практически не отличается от количества лиц с высокими показателями. Однако, количество обследованных среди ПУ студентов с высокими показателями активности и настроения больше, чем со средними показателями (по активности на 10,5%, а по настроению на 23,3%). Количество обследованных с низкими показателями САН у СУ студентов практически не отличаются. Количество обследованных с высокими показателями САН среди СУ студентов больше, чем со средними показателями (по самочувствию на 9,3%, по активности на 19,1% и по настроению на 22,5%). Количество обследованных с низкими показателями самочувствия у ХУ студентов в два раза больше, чем активности и настроения. Количество обследованных с высокими показателями САН среди ХУ
студентов значительно превышает над средними показателями (по самочувствию на 43,6%, - в 2,6 раза, по активности на 50,7% - в 3 раза и по настроению на 47,8% - в 2,9 раза). Наибольшее количество обследованных с низкими показателями САН отмечается среди ПУ (по самочувствию в 2,5 раза по сравнению со СУ и в 1,6 раза по сравнению с ХУ; по активности в 2 раза по сравнению со СУ и в 2,5 раза по сравнению с ХУ; по настроению в 4 раза по сравнению со СУ и в 3,3 раза по сравнению с ХУ). Наибольшее количество обследованных с высокими показателями САН отмечается среди ХУ студентов (по самочувствию на 16,6% по сравнению со СУ и на 21,6 по сравнению с ПУ; по активности на 15,6% по сравнению со СУ и на 21,1% по сравнению с ПУ; по настроению на 12,5% по сравнению со СУ и на 13,9% по сравнению с ПУ). Таким образом, оценка психоэмоционального состояния всех обследованных студентов по их самочувствию, активности и настроению с последующим сравнением этих показателей с успеваемостью показывает:
1. У 2/3 всех обследованных отмечается высокие показатели самочувствия, активности и настроения, 1/3 обследованных имеет средние показатели САН и лишь у 1% обследованных отмечается низкие показатели САН.
2. Наибольшее количество обследованных с низкими показателями САН отмечается среди ПУ, а наибольшее количество обследованных с высокими показателями САН отмечается среди ХУ.
Список литературы:
1. Агаджанян Н.А. Дегтярев В.П., Русанова Е.И. и др. Здоровье студентов. — М.: РУДН, 1997. — 148 с.
2. Величковская С.Б. Особенности развития и переживания негативных последствий стресса у студентов медицинских специальностей на разных этапах обучения. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 7 (693). С. 33-45.
3. Галлямова Э.В., Кайбышев В.Т., Кильдебекова Р.Н., Федотов
А.Л., Мурзин Р.Р., Мингазова Л.Р. Динамика качества жизни у студентов медицинского университета с вегетативной дисфункцией. // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. 2012. № 2. С. 97-103.
4. Горбунов В.И., Возженникова Г.В., Исаева И.Н., Верушкина А.С. Оценка показателей качества жизни студентов медицинского вуза.//Ульяновский медико-биологический журнал.2012. № 1.С.46-49.
5. Дьякович О.А., Гречишникова М.В., Копылова А.С., Уварова Е.А., Вахидова К.А., Рахмонова Ф.С. Оценка связанного со здоровьем качества жизни и рисков основных общепатологических синдромов у студентов медицинского вуза. // Экология и здоровье населения: сборник трудов Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых. / ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований». 2015. С. 48-53.
6. Кантимирова Е.А., Маховская Т.С., Галась А.Ю., Петрова М.М., Шнайдер Н.А., Дмитренко Д.В., Газенкампф К.А., Грушкина О.С., Романова И.В., Медведева Н.Н. Эффективность сна как маркер здоровья студентов младших и старших курсов медицинского университета. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. http://www.science-educatiGn.ru/ru/article/view7id = 20641
7. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности и успеваемости студентов - //Биология и интегративная медицина 2020 №3 - май-июнь (43), 188-201.
8. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Арабзода С.Н. Степень тревожности и эмоциональной лабильности у студентов в процессе их обучения - //Биология и интегративная медицина 2020 №3 - май-июнь (43), 202-212.
9. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Меликова Н.Х., Арабзода С.Н. Уровень тревожности в прогнозировании мотивационной деятельности студентов и академических групп - //Биология и интегративная медицина 2020, №4 - июль-август (44), 116-131
10. Юматов Е.А. В Руководстве: Психиатрия чрезвычайных ситуаций / 2-е изд, испр. и доп. /под ред. проф. З.И. Кекелидзе. М.; Хабаровск: Изд. ГУЗ Краевая психиатрическая больница МЗ Хабаровского края, 2011. Том 1, гл. 3. С. 71, Эмоциональный стресс; гл. 4. С. 103, Практические аспекты изучения и профилактики эмоционального стресса; гл. 5. С. 133, Социально-экономические предпосылки развития эмоционального стресса.
11. Юматов Е.А. и др. Ю42 Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов: Монография / Под ред. проф. Е.А. Юматова. - М.: Издательство ИТРК, 2017. — 200 с.
12. Nojomi M., Bandi F. G., Kaffashi S Sleep pattern in medical students and residents. Arch. Iran Med. 2009, 12 (6). P. 542-549.