№ 1 - 2012 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 616-012.2-007.17-053.7:159.922.2
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ Г. ПЕРМИ С ВНЕШНИМИ ПРИЗНАКАМИ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ
ТКАНИ
В.М. Баев, О.Л. Кузнецова
ГБОУВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера» Минздравсоцразвития России (г. Пермь)
Обследовано 139 школьников 9-11-х классов с внешними признаками недифференцируемой дисплазии соединительной ткани. Наиболее часто подростки отмечали трудности обучения в школе (47 %), конфликты с учителями (27 %), медицинские ограничения к занятиям спортом (22 %), неравноправие школьника в семье (17 %). При тяжелой степени дисплазии проявления дезадаптации отмечались значительно чаще, чем при средней и легкой степени тяжести дисплазии. При наличии эпигастрального угла грудной клетки менее 900 чаще встречаются: конфликты
с учителями (19 %), наличие недругов среди учеников в классе (15 %).
Ключевые слова: подростки, дисплазия соединительной ткани, адаптация.
Баев Валерий Михайлович — доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой скорой медицинской помощи ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера» Минздравсоцразвития России, рабочий телеыон: 8 (342) 227-47-24, е-mail: [email protected]
Кузнецова Олеся Леонидовна — аспирант кафедры скорой медицинской помощи ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. академика Е.А. Вагнера» Минздравсоцразвития России, рабочий телефон: 8 (342) 227-47-24
Введение. Патология соединительной ткани — основа формирования хронических заболеваний у детей и подростков. Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) — генетически обусловленная аномалия соединительнотканного матрикса организма, приводящая к дисфункции различных органов и систем. Наряду с дифференцированными формами выделяют и недифференцированные дисплазии соединительной ткани (НДСТ) [2]. К проявлениям дисплазии соединительной ткани относятся не только специфический внешний вид и косметические дефекты, но и изменения внутренних органов, нервной системы, нарушения зрения, вегетативные отклонения и иммунодефицит [1].
Особенно часто врачами выявляется дисплазия у детей и подростков в период школьного обучения, когда психологические и физические нагрузки увеличиваются, появляются проблемы физического нездоровья и низкая учебная успеваемость [4]. У детей с ДСТ чаще регистрируется гипотония, перебои в работе сердца, боли в суставах, недифференцируемые жалобы на слабость, утомляемость и т. д. Это указывает на нарушение физической, психической и социальной адаптации школьника [3]. Не вызывает сомнений тот факт, что современный интенсивный образовательный процесс и урбанизированный образ жизни могут способствовать усугублению психосоматических и нейровегетативных нарушений у молодых людей с ДСТ.
Цель исследования: определение характера и частоты нарушений психосоциальной адаптации у подростков с признаками недифференцированной дисплазии соединительной ткани; а также выявление связи степени тяжести, характера признаков ДСТ с этой частотой.
Материалы и методы. Объектом исследования являлись школьники 9-11 классов средних образовательных школ г. Перми. Критерии включения: добровольцы —
школьники средних учебных заведений г. Перми 9-11 классов. Возраст — 15-16 лет. Пол — мужской и женский.
Критерии исключения: лица, имеющие дифференцируемые типы ДСТ, тяжелую
соматическую патологию, беременность, наркоманию. Наличие НДСТ определяли на основании внешних диагностических критериев, предложенных Г. И. Нечаевой и И. А. Викторовой [9]. Для определения степени тяжести ДСТ использовали критерии Т. Милковска-Димитровой и А. Каркашева в модификации Р. Р. Шиляева и С. Н. Шальновой [5]:
• I степень (легкая) НДСТ диагностировали при наличии двух главных признаков;
• II степень (средняя) НДСТ — при наличии трех главных и 2-3-х малых признаков или 3-4-х главных и 1-2-х малых;
• III степень (тяжелая) НДСТ — при наличии пяти главных и трех малых признаков.
Психосоциальную адаптацию определяли при помощи специально разработанной анкеты, включавшей в себя вопросы по отношению к самому себе, одноклассникам, учителям, родителям, семье. Варианты ответов были «да» или «нет». На исследование в 2009 году было получено разрешение этического комитета ГБОУ ВПО ПГМА им. академика Е. А. Вагнера Миздравсоцразвития России.
Результаты.Обследовано 139 подростков с внешними признаками НДСТ. Из них 100 девушек (72 %), 39 юношей (28 %). Из осмотренных 139-ти человек НДСТ тяжелой степени установлено у 112-ти человек (81 %): из них девушек было 82 человека (73 %), юношей — 30 человек (27 %). НДСТ средней степени была выявлена у 13-ти человек (9 %); легкой степени — у 14-ти (10 %). Таким образом, тяжелая степень НДСТ по внешним признакам у старшеклассников выявлялась чаще всего (81 %), преимущественно — у девушек.
Нами была проанализирована частота жалоб, указывающих на нарушение адаптации школьников с НДСТ в школе и семье. Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Частота жалоб на дезадаптацию при внешних признаках НДСТ (п = 139)
Жалоба Частота. %
Ограничения медиками для занятий спортом 22
Трудно учиться в школе 47
Конфликты с учителями в школе 2“
Конфликты с одноклассниками в школе 16
Нет друзей среди ^"ченикоЕ класса 6
Есть недру ги среди }"чеников б классе 19
Страх перед преподавателями зо время урока \Ь
Желание оросить учиться в школе 17
Нет комфорта Б кр\т\' сьоей семьи 14
НеравнопраЕностыикольникаЕ семье 17
Не заламывается о 5\'д\тцем 9
Наиболее часто школьники отмечали: 1) трудности обучения в школе; 2) конфликты с учителями; 3) медицинские ограничения к занятиям спортом.
Был проведен анализ преимущественной частоты жалоб при различной степени тяжести НДСТ. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Частота жалоб на дезадаптацию школьников при различной степени тяжести НДСТ
Жалооа Тяжелая степень. ?о(п = 112) Средняя степень. °і (п = 13) Легкая степень. °і (и = 1-І)
Огршичення медиками для ганягий уроками физической культуры 24 5 0
Tpvдн0 ілп-ітьм в школе 45 55 17
Конфликты с учителями в ільіолє 26 25 0
Конфликты с одноклассниками в школе 13 й
Нет друзей среди учеников класса 4 5
Есть нслр^ти среды ^"чєннкое е классе 20 25 К
Страх перед преподавателями во время урока 13 0
!і!е.1алие ОрОСНЇЬ >-ЧНЇІгСЯ Е ШКОЛС 17 8 8
Дискомфорт Е крчт\' своей семьи 16 0 0
Нерівноправносте школьника в семье 17 25 8
Не ид^'мыБается о оудїтщеаї П 0 0
Обращает внимание то, что среди всех групп лидирует жалоба на трудности обучения в школе. При средней степени тяжести НДСТ также отмечается высокая частота конфликтов с одноклассниками в школе. При легкой степени тяжести НДСТ частота жалоб на нарушения адаптации встречается реже, чем при средней степени тяжести. При данной степени тяжести школьники не отмечали медицинских ограничений для занятий уроками физической культуры, конфликтов с учителями.
Нами проанализирована частота различных жалоб на адаптацию в школе и семье при главных признаках НДСТ. Ограничения медиками для занятий спортом чаще ассоциируются с эпигастральным углом грудной клетки менее 900 (15 % случаев) и пассивным сгибанием 1 -го пальца в сторону предплечья при сгибании в лучезапястном суставе (15 % случаев). Трудности обучения в школе чаще отмечались при эпигастральном угле грудной клетки менее 900 (36 %), «синдроме запястья» (29 %) и кифозе грудной клетки (29 %). При наличии у старшеклассников эпигастрального угла
грудной клетки менее 900 чаще встречаются конфликты с учителями (19 %), конфликты с одноклассниками (12 %), отсутствие друзей среди учеников класса (5 %), наличие недругов среди учеников в классе (15 %), страх перед преподавателями во время урока (12 %), неравенство в собственной семье (13%), не задумываются о своем будущем (8 %).
Желание бросить учиться в школе ассоциируется с «синдромом запястья» (13 %). Дискомфорт школьников в кругу своей семьи чаще коррелирует с возможностью наклона вперед при фиксированных коленных суставах, при этом ладони достают до пола (11 %).
Второстепенные признаки НДСТ также ассоциируются с признаками дезадаптации. Трудности обучения и конфликты с учителями в школе, страх перед преподавателями во время урока, желание бросить учебу в школе, дискомфорт в кругу своей семьи, свое неравенство в семье чаще ассоциировалось с таким малым признаком, как неправильный рост зубов или нарушение зубного ряда (от 9 до 29 % случаев).
Наличие медицинских ограничений на занятия физкультурой и спортом, конфликты с одноклассниками в школе, отсутствие друзей среди учеников класса, наличие недругов в классе, отсутствие мыслей о будущем чаще отмечались у школьников при наличии готического неба (от 11 до 16 % случаев).
Обсуждение.Таким образом, одним из синдромов НДСТ у старшеклассников являются нарушения психической сферы, проявляющиеся, в том числе, и психосоциальной дезадаптацией. В нашем исследовании наличие внешних признаков НДСТ чаще ассоциировалось с жалобами подростков на трудности обучения и конфликты с учителями. Выявлена корреляция различных жалоб на адаптацию в школе и семье с некоторыми главными и малыми признаками НДСТ. Полученные результаты могут быть полезны для врачей школьных отделений детских поликлиник, подростковых врачей и, несомненно, педагогов. Назначая медикаментозную и немедикаментозную коррекции клинических проявлений НДСТ, можно благотворно влиять на психическую сферу подростков, повысить их адаптационные возможности, тем самым улучшить их качество жизни.
Выводы
1. Чаще всего при НДСТ старшеклассники предъявляют жалобы на трудности обучения и конфликты с учителями.
2. Частота жалоб на нарушения адаптации связана со степенью тяжести НДСТ. Наибольшая частота жалоб на нарушение адаптации отмечается школьниками при тяжелой степени НДСТ, наименьшая — при легкой степени тяжести НДСТ.
3. Такие признаки НДСТ, как эпигастральный угол грудной клетки менее 900 и «синдром запястья», «неправильный рост зубов или нарушение зубного ряда» и наличие «готического неба», чаще всего ассоциируются с жалобами на нарушение психосоциальной адаптации старшеклассников в школе и семье.
Список литературы
1. Абакумова Л. Н. Клинические формы дисплазии соединительной ткани у детей / Л. Н. Абакумова. — СПб., 2006. — 36 с.
2. Земцовский Э. В. Диспластические синдромы и фенотипы / Э. В. Земцовский // Диспластическое сердце. — СПб. : «Ольга», 2007. — С. 80.
3. Казначеева А. А. Особенности психологической адаптации к средней школе у детей с признаками ДСТ / А. А. Казначеева, Ю. И. Мельник, Л. Н. Фомина // Журн. прикладной психологии. — 2000. — № 6. — С. 36-39.
4. Нечаева Г. И. Частота встречаемости признаков дисплазии соединительной ткани у подростков / Г. И. Нечаева, И. А. Викторова, Е. В. Желтухова [и др.] // Дисплазия соединительной ткани : материалы симпозиума // Под ред. Г. И. Нечаевой. — Омск : Изд-во ОмГМА, 2002. — С. 61-72.
5. Милковска-Димитрова Т. Вродена съединительнотьканна малостойност у децата. / Т. Милковска-Димитрова, А. Каракашов. — София : Медицина и физкультура, 1987. — 190 с.
PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF TEENAGERS IN PERM WITH EXTERNAL SIGNS OF UNDIFFERENTIATED DYSPLASIA OF CONNECTIVE TISSUE
V^. Baev, ОХ. Kuznetsova
SEIHPE «Perm State Medical Academy n.a. academician E. A. Wagner» Minhealthsocdevelopment (Perm c.)
139 schoolchildren of 9-11 classes with external signs of undifferentiated dysplasia of connective tissue are surveyed. More often teenagers noticed the difficulties of training at school (47 %), conflicts to teachers (27 %), medical restrictions to playing sports (22 %), exclusion of the schoolchild in family (17 %). At serious degree of dysplasia the evidence of disadaptation became perceptible much more often, than at average and easy severity level of dysplasia. In the presence of epigastric angle of thorax less than 900 the conflicts to teachers (19 %), presence of foes among pupils in the class (15 %) meet more often.
Keywords: teenagers, dysplasia of connective tissue, adaptation.
About authors:
Baev Valery Mikhaylovich — doctor of medical sciences, assistant professor of emergency call service chair FAT & PDD SEI HPE «Perm State Medical Academy n.a. academician E. A. Wagner» Minhealthsocdevelopment, e-mail: [email protected]
Kuznetsova Olesya Leonidovna — PG student of emergency call service chair FAT & PDD SEI HPE «Perm State Medical Academy n.a. academician E. A. Wagner» Minhealthsocdevelopment, office number: 8(342) 227-47-24
List of the Literature:
1. Abakumov L. H. Clinical forms of dysplasia of connective tissue at children / L. N. Abakumov. — SPb., 2006. — 36 P.
2. Zemtsovsky E. V. Dysplastic syndromes and phenotypes / E. V. Zemtsovsky // Dysplastic heart. — SPb.: «Olga», 2007. — P. 80.
3. Kaznacheeva A. A. FEatures of psychological adaptation to high school at children with signs ДСТ / A.A.Kaznacheeva, Ju.I.Melnik, L.N.Fomina//Zhurn. Applied psychology. — 2000. — № 6. — with. 36-39. Казначеева А. А. Особенности психологической адаптации к средней школе у детей с признаками ДСТ / А. А. Казначеева, Ю. И. Мельник, Л. Н. Фомина // Журн. прикладной психологии. — 2000. — № 6. —
С. 36-39.
4. Nechaeva G. I. Frequency of signs occurrence of dysplasia of connective tissue at teenagers / G. I. Nechaeva, I. A. Viktorova, E. V. Zheltukhova [etc.] // Dysplasia of connecting tissue: workshop materials // Under the ed. of G. I. Nechaeva. — Omsk: Publishing house OmSMA, 2002. — P. 61-72.
5. Milkovska-Dimitrova T. Congenital dysplasia of connective tissue at children. / T. Milkovska-Dimitrova, A. Karakashov. — Sofia: Medicine and physical culture, 1987. —
190 P.