Е.В. Бакшутова, Т.К. Рулина ПРОТОТИПЫ, ТРОПИЗМЫ И НОВАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ПОДСОЗНАНИЯ ...
12. Rosch E. Principles of categorization // Cognition and categorization / Edited by Eleanor Rosch and Barbara B. Lloyd. Lawrence Erlbaum associates, Publishers. Hillsdale, New Jersey, 1978. P.27-48.
13. Roth G. Das Gehirn und seine Wirklichkeit. Kognitive Neurobiologie und ihre philosophischen Konsequenzen. Suhrkamp, 1994: Frankfurt am Main.
14. Deese J. The structure of associations in Language and thought. Baltimore, 1965.
15. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. М., 1996. 416 с.
16. Собчик Л.Н. Тест восьми влечений Сонди и его модификация. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1998. 96 с.
17. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: учебное издание. - М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. 314 с.
18. Хабермас Ю. Философский дискурс о Модерне. М.: Издательство «Весь мир», 2003. 416 с.
19. Бакшутова Е.В. Интеллигенция в России: истори-ко-психологический подход в изучении большой социальной группы. Самара: ПГСГА, 2011. 268 с.
20. Рулина Т.К., Бакшутова Е.В., Безуглов А.В. Устойчивость и изменчивость категориальных программ сознания больших социальных групп: религиозный аспект // Материалы Всероссийского церковно-государственного форума (Форума) «Наследники победителей» 21-24 мая 2015 г., Самара. - Самара, 2015. В печати.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки
России № 25.1028.2014/К по теме «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регуляционно-управленческого сознания в современной России».
PROTOTYPES, TROPISMS AND INNOVATION LANGUAGE SUBCONSCIOUS LARGE GROUPS
© 2015
E.V. Bakshutova, candidate of psychological sciences, docent of the Department of General and Social Psychology T.K. Rulina, candidate of pedagogical sciences, docent of the Department of General and Social Psychology
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Abstract. The article discusses the results of a study (free associative experiment) categorical processes in religious and ethnic groups in terms of the dynamics of change. Stability categorical prototypes, their tropism, leading to innovations, as well as themselves associative verbal innovations explain the genesis of the profound changes meaningful social consciousness. Presented as a compound of the theoretical analysis of the problem of the provisions of group identity with the empirical allows you to define the so-called conceptual level study group of associative memory ( verbal associative networks of groups of consciousness ) in its various content spaces and its actual position in the mass consciousness of society. For example, samples of different ethnic groups and confessions ( Russian Orthodox Christians and Tatars , Muslims , each sample of N=100 ) indicated that for all the external attributes of linguistic consciousness explicated modern Russian society as postmodern , linguistic unconscious , and accordingly , the subconscious social macro-subject is in the rigidity condition, exposed not so much innovations as tropism. The examples obtained in the study of states of language units that are in the prototype stage , tropism and innovation , in particular prototypes of Russian Orthodox and Muslim Tatars , although precedence over tropisms and innovations categorical systems of consciousness , demonstrating the specificity at the level of religion and ethnicity.
Keywords: symbolic identification; group identity; prototype; categorical tropism; categorical innovation; associative verbal subconscious social and mental continual macro-subject.
УДК 159.922.736.3:618.53
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ ПЛОДА
© 2015
Т.Н. Ковалевская, аспирант
Витебский государственный университет имени П.М.Машерова, Витебск (Беларусь)
Аннотация. Психосоциальная адаптация (ПСА) является одним из ключевых процессов становления и развития личности. Дети, рожденные с задержкой развития плода, на фоне отклонений в ПСА, не имеют возможности максимально раскрыть свой внутренний потенциал, многочисленные неудачи приводят к тому, что со временем они перестают предпринимать такие попытки. Отклонения в процессе социализации являются предпосылками к развитию таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение и т.д.
Ключевые слова: задержка развития плода, психосоциальная адаптация, дезадаптация, онтогенез.
В настоящее время многие исследователи уделяют внимание изучению проблемы детей, рожденных с задержкой развития плода (ЗРП) [1,2,3]. Вместе с тем вопросы, касающиеся особенностей протекания психосоциальной адаптации (ПСА) у детей, рожденных с ЗРП, их отличий от сверстников, рожденных соответствующими гестационному возрасту (ГВ), недостаточно представлены в литературе. До сих пор не определены характеристики психосоциальной адаптации детей, рожденных с ЗРП. Отсутствуют сведения о возрастной динамике отклонений психосоциальной адаптации детей, рожденных с ЗРП, не выявлены прогностически значимые показатели психосоциальной адаптации детей, рожденных с ЗРП. Успешность протекания ПСА тесно взаимосвязана с приоритетными направлениями деятельности личности в определённых значимых сферах.
Так, в школьном возрасте - это усвоение знаний, в подростковом - формированием межличностного взаимодействия, в юношеском - реализация в учебно-профессиональной деятельности [4]. Безусловно, в реализации личностного потенциала существует преемственность, и если на каком-то возрастном этапе в процессе самореализации, раскрытия своего внутреннего потенциала произошли определённые затруднения, они в свою очередь приведут к определённым нарушениям на последующих этапах онтогенеза. При этом, в случае успешного протекания ПСА, индивид успешно адаптируется и сможет самореализоваться более адекватным образом, либо - в случае нарушения процесса ПСА, возникнет ситуация противоречия между его индивидуальными возможностями и их социальной невостребованностью [4,5,6]. Вследствие неудачного исхода своих действий,
Т.Н. Ковалевская психологические
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЗАДЕРЖКОЙ... науки
субъективно ощущаемой неуспешности, формирования безынициативной личности, дети с ЗРП перестают предпринимают попытки изменить социальную ситуацию развития. Причиной является то, что они не прошли нужный этап развития адаптационного потенциала, в результате чего не сформировались новые потребности и потенциальные возможности возраста, составляющие личностный потенциал, необходимый для их реализации. В результате определённых барьеров на разных уровнях самореализации личности: в образовательной сфере, профессиональной, семейно-бытовой, творческой, индивид, не получая удовлетворенности трудом, характером межличностного взаимодействия, семейными отношениями, оказывается в ситуации одиночества, безработицы, являющимися предпосылками к развитию у физически и психически здоровых лиц, на фоне нарушения психологического здоровья таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение и т.д.
Целью данного исследования является изучение процесса ПСА на отдалённых этапах онтогенеза личности у детей, рожденных с ЗРП.
Исследование проводилось методом возрастных срезов на базе ГУО «Сад-ясли № 6 г. ,№ 9, № 84 г. Витебска», УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».
Методами исследования являлись: методика Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) (А.Г.Маклаков и С.В.Чермянин), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич). Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с применением программ Microsoft Office Excel 2007, Statistica 8.0.Для установления достоверности различий использовались непараметрические критерии: Манна-Уитни (MannWhitney Test), точный критерий Фишера, критерий хи-квадрат (х2).
В исследовании приняли участие 96 детей в возрасте 2,5 - 3 лет, из них 30 человек - дети с ЗВУР (среднее значение массы тела 2283±267 гр.), 29 человек - недоношенные, соответствующие по массо-ростовым показателям (МРП) ГВ (среднее значение массы тела 2389±302 гр.), 37 человек - доношенные, соответствующие по МРП ГВ (среднее значение массы тела 3303±239 гр.), а также 119 студентов 4-5 курсов фармацевтического и лечебного факультетов УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», из них 19 человек - дети, рожденные с ЗВУР (масса тела 2412 ±239 г.), 21 человек, дети, рождённые недоношенными соответствующими по массо-ростовым показателям ГВ (масса тела 2492±78 г.) и 79 человек - доношенные, соответствующие ГВ (масса тела 3168±361г.). Необходимо отметить, что на всех этапах исследования принимали участие дети, родившиеся недоношенными, ГВ которых составляет 34-36 недели, соответствовали при рождении указанному ГВ. Мы намеренно не включали в исследование глубоко недоношенных детей, т.к. имеются многочисленные данные, доказывающие наличие глубоких неврологических патологий, физических и психологических отклонений у таких детей [7,8,9].
Анализ полученных данных свидетельствует об отсутствии значимых различий в развитии детей с ЗРП и детей, соответствующих по МРП ГВ на первом возрастном срезе по всем основным линиям развития: понимаемая и активная речь, сенсорное развитие, игра, движения, навыки, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность, социальное развитие (р > 0,05).
Можно предположить, что это связано с компенсаторным или «догоняющим» ростом, характеризующим в неонатологии и педиатрии процесс усиленного развития после периода замедленного роста. Однако, как отмечают исследователи [1,2,3,10], со второго года жизни у детей с ЗРП наблюдается срыв компенсаторных возмож-44
ностей, что связано с истощением компенсаторных резервов адаптации. С другой стороны, отсутствие различий между детьми с ЗРП и их сверстниками, рожденными соответствующими ГВ в раннем возрасте и дальнейший срыв компенсаторных возможностей, могут быть связаны с интенсивным медицинским сопровождением детей, рожденных с ЗРП в раннем возрасте, и практически полном отсутствии дальнейшего медико-психолого-педагогического сопровождения детей данной группы на последующих этапах онтогенеза личности. Кроме того, компенсация, как биологический процесс, носит индивидуальный характер, и поэтому является более узким процессом, чем адаптация, являясь его составной частью. Следовательно, она способствует благоприятному течению периода ранней неонатальной адаптации, не переходя в долговременную адаптацию.
На следующих этапах нами была проанализирована адаптация детей 6-7, 11-14 и 15-18-летнего возраста [10,11]. Как показывают наши исследования, дети, рожденные с ЗРП, отличаются от своих сверстников, рожденных недоношенными (р<0,01) и доношенными (р<0,01), соответствующими ГВ, более высоким уровнем дезадаптации на всех возрастных срезах. Наиболее высокие показатели выявлены по наличию таких негативных явлений, как тревожность (р=0,001936), эмоциональный дискомфорт (р=0,000183), эскапизм (р=0,000001), дезадаптивность (р=0,000044), что указывает на нарушение общения, отсутствие чувства эмоциональной уверенности и защищенности, уход от проблем в мир иллюзий и фантазий.
Следующим возрастным срезом нами был выбран юношеский возраст. По сравнению с младшими классами, где дети с ЗРП только начинали испытывать трудности в общении и обучении, метод возрастных срезов показал, что в различных возрастных периодах показатели дезадаптации увеличивались, усугубляя общий процесс социализации личности, приводя к закреплению патологических адаптивных механизмов, депрессиям, стрессу и нарушению психологического здоровья в целом. Отсутствие наличия образования и трудоустройства в юношеском возрасте может быть свидетельством нарушения психологического здоровья личности, выраженного в эскапизме (уходе от проблем), инфантильности, принятие социальной ситуации развития, отказом от попыток её изменить и улучшить [10,11]. Исходя из результатов опроса студентов Витебского медицинского университета (фармацевтический и лечебный факультет), нами также были выявлены отклонения процесса ПСА у детей с ЗРП. Необходимо отметить, что среди респондентов, относящихся к группе недоношенных детей, соответствующих по МРП ГВ не выявлено значимых отклонений в процессе ПСА (р>0,05). У респондентов группы ЗРП выявлен преобладающий уровень тревожности - 68,4% (п=13) по сравнению с респондентами группы доношенные, соответствующие ГВ - 6,3% (п=5), невротической депрессии - 57,9% у детей с ЗРП (п=11) и 17,7% у доношенных (п=14) (р <0,01). Особенно важным является выявленный уровень астении - 84,2% (п=16) и вегетативных нарушений - 52,6% (п=10), которые являются показателями повышенной утомляемости, неспособности справиться с психофизическим напряжением и требованиями окружающей социальной среды. У респондентов группы доношенные, соответствующие по МРП ГВ данные состояния выявлены в меньше степени - астения - 49,4 % (п=39) и вегетативные нарушения - 7, 6% (п=6), либо если принимать в расчет пограничные состояния, то вегетативные нарушения составят - 11 % (п=14) (х2эмп>х2крит, р <0,01). Следовательно, правомерно сделать вывод, что дети с ЗРП, менее удачно справляются с нагрузками и стрессовыми факторами, и более подвержены истощению функциональных возможностей нервной системы при ее перенапряжении. Необходимо так же отметить, что по всем указанным критериям, кроме истерического типа реагирования и обсессивно-фобических нарушений, не выявлено значимых различий между респондентами групп недоношенные и доношенные дети, соответствующие по МРП ГВ (р>0,05). Полученные данные не изменяются вне зависимости от выбранной методики исследования, так, в ходе проведения диагностики дезадаптационных нарушений
Т.Н. Ковалевская
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЗАДЕРЖКОЙ...
с использованием методики «Адаптивность» (МЛО-АМ), так же был выявлен высокий уровень астенических реакций (х2эмп>х2крит, р <0,01) у респондентов группы ЗРП (рисунок 1) -15,8% - средние показатели (п=3) и 68,4% низкие показатели (п=13).
Таким образом, общий показатель дезадаптацион-ных расстройств у детей группы ЗРП составляет 84,2% (п =16) и 29,1% среди респондентов группы доношенные дети, соответствующие по МРП ГВ (п =23). Так же значимые различия (х2эмп>х2крит, р <0,01) между группами наблюдаются и по таким показателям, как поведенческая регуляция (низкие показатели) - 84,2%
(п=16), коммуникативный потенциал (низкие показатели) -57,9% (п=11) и моральная нормативность (средние показатели) -47,3% (п=9). Обращает на себя внимание и тот факт, что у респондентов группы НД выявленные отклонения не являются значимыми (р>0,05) (рисунок 2).
Кроме высокого уровня астенических реакций, у детей с ЗВУР выявлен также высокий уровень низкой поведенческой регуляции (рисунок 3) - 84,2% (п=16), что указывает на трудности в межличностном взаимодействии, склонность к конфликтам, агрессии, нервно-психическим срывам.
«1 ЗЗУР
I НгДоиошгмим
■ ДОЧРШСННЫ»
ТО*
л«»*
тле.-1*1
о""
«с*«"
л»"4
то»1
.и1
ЯРИ***
Щ.1 ^
Рисунок 1 - Показатели дезадаптационных нарушений у детей с ЗРП в возрасте 20 - 23 лет (%)
Рисунок 2 - Сравнительные показатели дезадаптационных нарушений (%)
Рисунок 3 - Сравнительные показатели поведенческой регуляции и астенических состояний Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3(12)
Т.Н. Ковалевская
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЗАДЕРЖКОЙ..
Таким образом, существуют значимые различия в протекании процесса ПСА и социализации между детьми, соответствующими по массо-ростовым показателям ГВ и рождёнными с ЗРП, для которых характерны низкие показатели личностного адаптационного потенциала(х2эмп>х2крит, р <0,01) и, соответственно, принадлежность к группе низких адаптационных способностей. Составляя группу сниженной адаптации, дети с ЗРП, характеризуются наличием трудностей в протекании процесса ПСА, низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтностью, и соответственно, невозможностью максимально раскрыть свой внутренний потенциал, самореализоваться в одной из значимых сфер жизни на данном возрастном этапе (рисунок 4).
Рисунок 4 - Показатели личностного адаптационного потенциала
При этом необходимо отметить, что их сверстники, рожденные как недоношенными, так и доношенными, соответствующими ГВ, в подавляющем большинстве относятся к группе хороших адаптационных способностей 76,2 % респонденты группы недоношенные(п=16), 87,3%- доношенные дети (п=69), и лишь 11,4% респондентов группы доношенные дети (п=9) характеризуются низким личностным адаптационным потенциалом. Необходимо так же отметить, что респонденты, рожденные доношенными и недоношенными, соответствующими ГВ, не имеют значимых различий по указанным параметрам процесса ПСА, кроме таких показателей, как коммуникативный потенциал и моральная нормативность (р>0,05). Кроме того, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что выявленные у детей с ЗРП показатели дезадаптации, если не увеличиваются со временем, то не имеют тенденции к снижению (рисунок 5).
Рисунок 5 - Уровень дезадаптации детей с ЗРП в различные возрастные периоды
Таким образом, при изучении особенностей протекания процесса ПСА у детей с ЗРП методом срезов, можно проследить отдельные элементы или этапы отклонений процесса ПСА в различные возрастные периоды. Выявлены сложные, диалектические взаимосвязи между массой тела при рождении и психологическими показателями развития ребёнка на отдалённых этапах онтогенеза: в младшем возрасте испытуемые подвержены трудностям в когнитивном развитии, тревожности и детским страхам, в старшем возрасте происходит нарушение таких социально-значимых функций развивающейся личности, как коммуникативные, организаторские способности, способности противостоять стрессовым факторам и решать возникающие проблемы. В подростковом возрасте у большинства респондентов с ЗРП выявлены эскапизм и высокий уровень тревожности. Наиболее высокие показатели отклонений процесса ПСА выявлены в социальной и психологической сферах в возрасте 15-18 и 18-23 лет, что, несомненно, оказывает влияние на психологическое здоровье в целом [10,11]. В современных условиях налицо необходимость в психологически здоровой, быстро адаптирующейся личности, а соответственно и в совместной деятельности психологов и медицинских работников по профилактике факторов риска дезадаптации детей, и снижении числа детей с дезадаптивными проявлениями. Поэтому важно изучать условия процесса ПСА, а также искать такие формы и методы работы с детьми с ЗРП, которые будут способствовать их эффективной социализации, снятию внутреннего напряжения и тревожности, адекватному восприятию себя и окружающих и тем самым успешной ПСА и повышению качества жизни.
Следует отметить, что мы наблюдали не целостный процесс протекания и нарушения ПСА, а лишь отдельные его элементы. Поскольку феномен ПСА является довольно обширным процессом, охватывающим все психологические категории и особенности личности, специфика нашего исследования строилась на методе срезов, изучение отдельных фрагментов процесса ПСА и его особенностей, пилотажном исследование отдалённых последствий. Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что нарушения ПСА тесно связаны с отсутствием дальнейшей самореализации личности. Выявленную тенденцию вероятно можно объяснить тем, что недостаточно сформированные механизмы ПСА приводят к общему отставанию в психологическом развитии, что сказывается не только на самореализации личности, но и на качестве жизни в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хитров М.В. Внутриутробная задержка роста плода. Ярославль: ЯГМА,2001. 22 с.
2. Raikkonen K. Prenatal and postnatal growth and cognitive abilities at 56 months of age: a longitudinal study of infants born at term II Pediatrics. 2008. Vol. 121. Р.1325 - 1333.
3. Иванян А.Н. Задержка внутриутробного развития плода. Смоленск: СГМА, 2005. 88 с.
4. Егорычева И.Д. Субъективное благополучие: критерий или детерминанта самореализации? II Актуальные проблемы психологического знания. 2011. № 4. С. 92-96.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
6. Анисимова О. М. Самореализация и субъективность II Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С.84
7. Hankyu L. Cognitive development of preterm low birth weight children at 5 to 8 years old II Journal of developmental and behavioral pediatrics. 1993. Vol. 14. № 4. Р. 242 - 248.
8. Устинович А.А. Недоношенные новорожденные.
Т.Н. Ковалевская
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ С ЗАДЕРЖКОЙ...
генеза. Витебск: ВГУ, 2015. 226 с.
11. Ковалевская Т. Н. Влияние задержки внутриутробного роста и развития плода на нарушение социально-психологической адаптации на различных этапах онтогенеза // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. №4(19). С. 78 - 82.
Минск: БГМУ, 2005. 28 с.
9. Качан Г.Л. Глубоко недоношенные дети (определения, проблемы, принципы реабилитации). Минск: БелМАП0,2006. 24 с.
10. Ковалевская Т.Н. Влияние задержки внутриутробного роста и развития плода на социально-психологическую адаптацию детей на различных этапах онто-
PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN, WHO WERE BORN WITH INTRAUTERINE
GROWTH RETARDATION
© 2015
T. N. Kovalevskaya, post-graduate student
Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Vitebsk (The Republic of Belarus)
Abstract: Psychosocial adaptation (PSA) is one of the key processes of formation and development of personality. Children, who were born with fetal growth retardation, against variations in PSA, have no opportunity to maximize reveal their inner potential, numerous failures lead to the fact that over time they cease to undertake such efforts. Deviations in the socialization process are prerequisites to the development of negative phenomena such as alcoholism, drug abuse, antisocial behavior, etc.
Keywords: growth retardation, psychosocial adaptation, maladjustment, ontogenesis.
УДК 159:316.9 (073) ББК 60.5
АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
© 2015
Ю.А. Лившиц, директор Гуманитарно-педагогического института
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В последние годы институт образования в нашей стране претерпевает серьёзные изменения. Появились единые экзамены для выпускников 9-х и 11-х классов школ - ГИА и ЕГЭ. Введение уровневой системы обучения, т.е. разделение программ подготовки специалистов на 2 этапа, бакалавриат и магистратуру, вносит серьёзные изменения в образовательный процесс и сомнения в головы студентов. Реформы были негативно восприняты обществом, на их идеологов обрушилась мощная критика. Поднимались и вопросы нервного перенапряжения учащихся, и необъективности принятых критериев оценивания, многие упрекали авторов реформы в создании «недоспециалистов». Если попытаться обобщить, то надежды правительства на либеральные настроения социума, очевидно, не оправдались, и причиной тому видимо то, что система образования - это чуть не единственное, чем мы могли гордиться к моменту развала СССР, и что хотелось бы сохранить неизменным. На рубеже ХХ-ХХ1 веков в мире произошли существенные изменения, связанные с глобализацией социальных отношений и формированием нового типа общественного устройства - информационного общества. Одним из приоритетных направлений развития такого общества является информатизация образования - процесс обеспечения образовательной сферы методологией и методикой наилучшего использования современных информационных технологий, которые ориентированы на процессы управления образованием и реализацию целей обучения. Современный научно-технический прогресс приводит нас к тому, что полученные знания быстро устаревают, и требуется их постоянное обновление и пополнение, создание новой качественной системы непрерывного профессионального образования. В то же время, на сегодняшний день появилась реальная возможность целенаправленного обучения и переобучения людей, практически независимо от их возраста, уровня квалификации, условий работы, состояния здоровья и т.д. Такое обучение, возможно, реализовать путем предоставления образовательных услуг дистанционно, с использованием современных информационных технологий и сети Интернет, что позволит поднять общеобразовательный уровень населения. В условиях постоянных изменений особо важным становится правильный выбор вуза. Учебное заведение должно быть не только доступным в финансовом и интеллектуальном плане, но и соответствовать множеству других критериев: наличие нужного направления подготовки и нужных дисциплин в учебном плане, иметь наработанные контакты с работодателями и хорошие возможности для академической мобильности, ну и, конечно, быть престижным и обладать положительным имиджем. Учитывая этот факт, остановимся подробнее на процессе подготовки к поступлению в вуз и, непосредственно, Приёмной кампании в учреждениях высшего профессионального образования. Сдача выпускных экзаменов, в настоящий момент, превратилась в один из самых ответственных, сложных, и потому стрессовых процессов в жизни российской молодёжи. Нагнетание обстановки вокруг Единого государственного экзамена не только не способствует правильному психологическому фону и настрою у учащихся, но также и отодвигает на задний план такую важную функцию общего среднего образования, как профессиональное ориентирование индивида. Зачастую представители школьной администрации обеспокоены не столько тем, чтобы обеспечить своим ученикам комфортные условия для самоопределения, сколько сугубо статистическими показателями, формирующимися по результатам итоговой аттестации их учеников. Иными словами, работа в школах, по нашему предположению, ведётся исходя из принципа «выбирай то, что лучше всего сдашь». При этом собственные пожелания учащихся получают второстепенное значение. Итогом такого подхода становятся абитуриенты, не имеющие не то что чётких профессиональных планов, но и даже представлений о своей будущей сфере занятости. Выбор вуза и направления подготовки, для многих - лишь соотношение имеющихся учебных вакансий с результатами ЕГЭ. Таким образом, люди сугубо гуманитарного склада нередко выбирают технические направления подготовки, и наоборот - имеющие задатки инженера пытаются связать свою жизнь, к примеру, с экономикой.
Ключевые слова: образование, вуз, социализация, профессионализация, студент, экзамен, прием, абитуриент, развитие, обучение, статус, способности, личность.
Место и роль высшего образования в процессе про- Рассмотрим кратко сущность системного подхода. В
фессиональной социализации можно рассмотреть с точ- законе Российской Федерации «Об образовании» (при-
ки зрения двух подходов: системного и институциональ- нятом в 1992 г. и затем, несколько раз дополнявшемся и
ного. изменявшемся) глава II названа «Система образования»,