ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА У ДЕТЕЙ С ГИПОТИРЕОЗОМ Теммоева Л.А.
Кабардино-Балкарский государственный университет, г.Нальчик
Под гипотиреозом подразумевается недостаточное снабжение клеток организма гормонами щитовидной железы. Ведущий симптом гипотиреоза - это замедление и изменение настроения и эмоционального реагирования [1, 2]. Наряду с изменениями эмоциональной сферы понижается уровень энергетического тонуса [3, 4, 5].
Тесная связь психологических расстройств с течением эндокринного заболевания, их зависимость от формы, стадии, особенностей патогенеза болезненного процесса должны быть приняты во внимание при выборе соответствующих методов терапии.
Материал и методы. Для решения поставленной задачи было обследовано 102 ребенка в возрасте от 8 до 15 лет. Диффузный эндемический зоб был диагностирован у 58 детей. 44 ребенка были с аутоиммунным тиреодитом. Контрольная группа состояла из 100 практически здоровых детей.
Всем обследованным детям диагноз устанавливался на основании жалоб, анамнеза заболевания, клинической картины, визуально-пальпаторного и ультразвукового исследования щитовидной железы, показателей гормонального статуса.
Пакет психологических методик обследования включал: психологическое интервьюирование, личностные опросники Айзенка, Леонгарда-Шмишека, определение темперамента ребенка, тест Люшера и «Детский рисунок».
Результаты. Комплексный патогенетический психологический анализ полученных данных выявил следующие особенности личностных характеристик пациентов с гипотиреозом по сравнению с группой контроля. Для детей, страдающих гипотиреозом, характерны замкнутость, склонность к одиночеству, интраверсия (погруженность в свой внутренний мир), отчужденность и отгороженность от окружающей обстановки, которые они объясняют своим «плохим состоянием». Им свойственны невротические черты поведения в сочетании с инфантильностью. У них наблюдается повышенная утомляемость и нарушение сна. При выполнении школьных заданий у этих детей отмечается недостаточная концентрация внимания и снижение памяти. Ярко выраженным оказывается ощущение внутренней напряженности, готовности к какой-либо неожиданности. Психологический анализ детей с гипотиреозом показал повышение уровня депрессивного состояния (85% случаев). Выраженные нарушения психоэмоциональной сферы не позволяют осуществить рациональную переработку, которая привела бы к адекватному восприятию ситуации и позволила пометить позитивные личностные перспективы, что, несомненно, является серьезным препятствием для успешной терапии заболевания.
В рамках исследования было проведено определение типов темперамента детей с гипотиреозом. Отчетливо заметно, что у пациентов с гипотиреозом чаще встречается меланхолический (64% случаев), и флегматический (38%) типы темпераментов. Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, бедной мимикой. Меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Выявление акцентуации характера у детей с гипотиреозом - отсутствие полутонов в эмоциях, несдержанность чувств свидетельствует об экзальтированной акцентуации у этих пациентов. Таким образом, полученные результаты исследования психологических особенностей детей с гипотиреозом, позволяют проводить на ранних этапах адекватное лечение, которое является не только терапевтическим, но и профилактическим средством при психосоматических расстройствах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. - М. Издательство института психотерапии. 2000. - 320 с.
2. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. - СПб. Издательство Питер. 2005. - 512 с.
3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия. - СПб. Питер. 2006. - 415 с.
4. Мелкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М. Эксмо. 2010. - 1024 с.
5. Порцерняк С.А. Стресс. Вегеторы. Психосоматика. - СПб. А.В.К. 2002. - 380 с.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
15. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
CHARACTERISTICS PSYCHOSOMATIC STATUS IN CHILDREN WITH HYPOTHYROIDISM. L.A.Temmoeva
Kabardino-Balkarian State University
In this work we present clinical results of psychological observation of 102 children with different psychosomatic conditions. The group included some children with hypothyroidism in the course of observation the presence of personality disorders characteristic for this condition was established.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010